Когда ребенок во время рисования высовывает язык

Синкинезия у детей

Синкинезией называют непроизвольные содружественные движения. Это врожденное отклонение, которое связано со своеобразным формированием некоторых зон головного мозга. Синкинезия считается признаком недостаточной дифференцированности движений, то есть при выполнении необходимого движения подключаются ненужные для этого мышцы.

Появляется синкинезия, когда один из мозговых центров берет на себя функции близлежащих центров. К примеру, участок, который отвечает за движения, выполняемые большим пальцем руки, возлагает на себя также и функции чужие, например, другого пальца, ноги либо руки, языка, зон для которых в мозге не были сформированы свои центры.

Наибольшее число проблем, которые связаны с синкинезией, проявляется у малыша при поступлении в школу. Как оказалось, у большинства из современных детей, в наши дни, отмечается общее моторное отставание. Еще примерно двадцать лет назад родителям вместе с ребятишками, приходилось выполнять больше ручной работы: вязать, вышивать, стирать и т.д. Сегодня же, почти на все занятия имеются машины.

Зависимость между развитием речи и тонких движений руки замечена была Марией Монтессори еще в прошлом век, а ранее — Сегеном. Уровень развития координации и мелкой моторики движений рук является одним из главных показателей интеллектуального развития, а, значит, и готовности к обучению в школе. Приступать к работе необходимо с самого раннего возраста. Даже грудным карапузикам можно начинать массировать пальчики, тем самым, воздействуя на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. Однако прежде начинать упражнения и игры по развитию мелкой моторики, необходимо определить, на каком уровне находится развитие мелких мышц рук малыша, а также его навыки управления данными мышцами.

Читайте также:  Манекен для рисования певец

Не секрет, что руки и головной мозг между собой тесно связаны, и проблемы с ручками возникают именно в голове. Статистика гласит, что у 67 % деток, поступающих в школу, имеются какие-либо неврологические проблемы, а синкинезия — одна из таких проблем. Подобным детям не дается грамота, им сложно освоить написание цифр и букв (например, может появиться их зеркальное отображение), у таких детей низкая концентрация внимания и работоспособность.

Проблема детской синкинезии заключается в том, что такому ребенку нужно гораздо больше сил на обучение, нежели его сверстникам. Энергия, которую можно было бы расходовать на работоспособность и внимание, ребенок тратит на компенсацию совершенно лишних, дополнительных движений. К примеру, ребенок рисует и одновременно с этим активно двигает языком. Либо при какой-то деятельности вдруг он начинают активно шевелить губами. Когда наряду с рукой у малыша работает язык — это сигнал, что у него в головном мозге один центр несет ответственность и за три его пальчика, и за его язык. И центр этот берет на себя в три раза больше драгоценной энергии. Также один центр головного мозга может отвечать за контроль пальцев и зрения. В указанном случае, напрягаются глаза одновременно с работой пальцев, и ребенок неверно списывает с доски задания. И невнимательность тут ни при чем! Ребенку стоит приподнять голову, дабы рассмотреть, что же на доске написано, и глаз прекращает «правильно» работать. Ребенок может увидеть только куски из написанного на доске учителем.

Почему очень важно правильно держать ручку?

По той причине, что именно в таком положении нам приходится затрачивать на письмо менее всего сил. А, следовательно, масса энергии сохраняется для другой деятельности: к примеру, можно будет одновременно слушать объяснения и списывать с доски. А когда карандаш взят неправильно и в воздухе висит локоть, огромные усилия ребенку приходится потратить лишь на то, чтобы удерживать в нужном положении руку. Малыш с синкинезией значительно быстрее устает, у него сокращается работоспособность, так как«съедается» его энергетический запас ненужными, сопутствующими движениями. Уставший ребенок мало что может воспринимать, а если в данное время идет урок?

Читайте также:  Осенние листья акварелью урок

Синкинезия не является неизлечимым заболеванием и от нее можно избавиться. Для этого необходимо заставить мозг разделить объединенные функции таким образом, чтобы каждая из составляющих двигательного акта приобрела в головном мозге свой собственный “центр управления”. С подобными детьми достаточно успешно работают специалисты нейропсихологи.

Если ваш ребенок на протяжении долгого времени держит ложку неправильно — это серьезный повод насторожиться. К трем годам малыши, как правило,уже в состоянии хорошо справляться со столовыми приборами. После трех лет ребенка, который упорно держит ложку кулачком, следует показать специалисту. Неловкость крохи — также является поводом для настороженности. Когда в процессе подвижных игр шести- семилетний ребенок не вписывается в дверной проем, задевает углы мебели, либо ребенок взял книгу и одновременно опрокинул стакан — это также явные признаки нарушения пространственных представлений и, вероятно, синкинезии, а не природной неуклюжести. Когда малыш не желает рисовать, неверно держит кисточку, карандаш, скорее всего, он ощущает, что рисование ему дается хуже, чем его ровесникам. Специалисты считают, что малыши отказываются рисовать либо из-за негативного опыта (ранее его не похвалили за рисунок) либо виновник –синкинезия, в этом случае ребенку просто физически сложно держать карандаш в руке.

Как распознать синкинезию?

Усадите малыша за стол и перед ним положите лист бумаги. Пусть ребенок положит обе руки с разведенными пальчиками на этот листик так, чтобы они на нем свободно разместились. Обведите кисти рук ребенка ручкой и разъясните ему задание: “Мы с тобой сейчас будем играть. Я тебе буду показывать пальчики на нарисованной руке, а тебе нужно будет поднимать тот пальчик, который я покажу. А другие пальчики не надо поднимать”. Показывайте пальчики ребенку в случайном порядке. Начинать следует с правой руки. Использовать можно, к примеру, следующую последовательность: мизинец, указательный, большой палец, средний, безымянный.Далее переходим к левой ручке, потом — снова к правой, а затем, снова к левой.

При выполнении малышом движений нужно следить за синкинезиями— непроизвольными движениями прочих пальчиков.

Подсчитайте по двум пробам среднее число синкинезий на каждой ручке. Для этого подсчитывают число синкинезий для каждой ручки и делят на 2. Результаты, полученные для каждой руки, складываются. Данный тест дает возможность узнать, какая рука при письме станет ведущей. Если при выполнении заданий число синкинезийна левой руке больше, чем на правой, значит, на правой руке дифференциация двигательной системы лучше, и она будет ведущей рукой.

Число синкинезий, полученных у ребенка, можно оценить, сравнивая с возрастными нормативами и уже на основании этого судить о развитии мелкой моторики его ручек:

6 лет — 9 синкинезий;

7 лет — 6 синкинезий,

8 лет — 5 синкинезий,

9 лет — 3 синкинезии.

Если вы выяснили, что у ребенка число синкинезий больше нормы, с ним необходимо специально заниматься для развития мелких мышц рук. Обязательно потребуется консультация специалистов. Однако даже, когда все показатели имеют соответствие норме, развивать пальчики тоже не помешает. Методики, разработанные специалистами для работы с подобными детьми, базируются на двигательных упражнениях.

Источник

Детские синкинезии

Синкинезии — это непроизвольные автоматические движения, сопутствующие произвольному движению, возникновение которых связано с отклонениями в формировании определенных зон в головном мозге.

Они появляются, когда один из центров мозга берет на себя функции „соседей». Например, участок, ответственный за двигательную активность одного пальца, берет на себя еще и чужие функции: скажем, другого пальца, руки или ноги, языка, для которых в мозге не образовалось своей зоны. И проблемы, которые возникли у малыша сейчас, — еще цветочки по сравнению с тем, с чем предстоит ему столкнуться в школе.Головной мозг и руки тесно связаны между собой, и проблемы с ручками рождаются именно в голове.

Сегодня, по статистике, у 67 процентов детей, поступающих в школу, есть какие-то неврологические проблемы, и синкинезия — одна из них. Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания.

От синкинезии вполне можно избавиться, заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждый двигательный компонент получил свой „центр управления» в головном мозге.

Вот некоторые советы, как распознать это заболевание и какие упражнения можно делать дома, чтобы к школе малыш догнал сверстников.Если ребенок на протяжении длительного времени неправильно держит ложку — это уже повод насторожиться. К 3 годам дети вполне в состоянии хорошо управляться со столовыми приборами. После 3 лет малыша, который упорно берет ложку в кулачок, необходимо показать специалистам.

Неловкость ребенка — тоже повод насторожиться. Если в игре 6-7-летние дети не вписываются в дверной проем, задевают углы мебели или ребенок берет книжку и одновременно опрокидывает стакан — это явные признаки нарушения координации, пространственных представлений и, возможно, синкинезии. Но родители и это зачастую списывают на природную неуклюжесть и неповоротливость малыша. Или, скажем, ребенок отказывается рисовать. Неправильно держит карандаш, кисточку, и даже специальные „пальчиковые» краски его не могут заинтересовать. Скорее всего, кроха чувствует, что рисование ему дается хуже, чем сверстникам. По мнению специалистов, малыш отказывается от рисования чаще всего по двум причинам. Либо в его памяти остался негативный след, если в раннем возрасте его не похвалили за рисунок, либо это синкинезия — и тогда малышу просто физически тяжело держать в руке карандаш.

Удостовериться в том, что с крохой не все в порядке, помогают довольно простые тесты. Их вполне можно сделать дома.

Ребенок с синкинезией либо вообще не может, либо неправильно выполняет элементарные на первый взгляд упражнения. Итак, проверим?

  1. Попросите малыша последовательно соединить большой палец руки со всеми пальчиками на этой же руке.
  2. Покажите малышу комбинацию „кольцо», соединив большой и указательный пальцы, а затем попросите его сделать то же самое сначала на одной руке, потом на другой. В 4 года ребенку еще можно помочь, объяснив ему, какие пальчики должны участвовать в работе. Потом это будет сделать сложнее.
  3. Покажите на своей руке малышу комбинацию „коза», вытянув вперед из кулака указательный палец и мизинец. Попросите его сделать то же самое на одной, а потом на другой руке. Следите, чтобы в работе участвовали „правильные» пальцы: чтобы большой палец не уходил в сторону и чтобы малыш не помогал себе другой рукой. С 4-летним ребенком можно предварительно проговорить, какие пальчики будут участвовать в игре.
  4. Покажите на одной руке ребенку знак „виктори» — поднятые вверх указательный и средний палец. Попросите его повторить этот жест сперва на одной, потом на другой руке. Следите, чтобы при выполнении теста пальцы были выпрямлены.
  5. А вот тест, позволяющий проверить у ребенка межполушарную координацию. Для этого насыпьте в мисочку белую и красную фасоль. Попросите ребенка левой рукой брать белую фасоль, а правой — красную. Делать это надо одновременно, раскладывая фасолины по двум разным тарелочкам.

Собственно говоря, синкинезия — это непроизвольные содружественные движения. Они присутствуют почти у каждого человека.

Например, при ходьбе мы машем руками или, когда подкрашиваем ресницы, от усердия высовываем язык. Но это синкинезия, которая не мешает нам в жизни.

Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстникам. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершенно лишних движений.Например, малыш рисует и одновременно активно двигает языком. Или при какой-то деятельности у него вдруг начинают шевелиться губы.

Когда вместе с рукой у ребенка работает язык — значит, у него один центр в головном мозге отвечает и за три пальца, и за язык. И этот центр берет энергии в три раза больше, чем должен был бы брать. Один центр в мозге может объединять пальцы и зрение. И тогда одновременно с работой пальцев напрягаются глаза, и ребенок неправильно списывает задания с доски. Это происходит не потому, что он невнимательный. Стоит ему приподнять голову, чтобы рассмотреть, что же написано на доске, как глаз перестает работать „правильно». Он хаотически выхватывает лишь куски из написанного учителем на доске.Был случай, когда к хирургу на консультацию привели ребенка, у которого во время занятий в первом классе стали болеть ноги. Самое удивительное, что причиной оказалась опять же синкинезия. Как только ребенок брал ручку и начинал писать, мышцы у него на ногах напрягались и у малыша сводило ноги.

Почему же так важно правильно держать карандаш и ручку? Ответ прост как дважды два: именно так меньше всего сил мы затрачиваем на письмо, при этом не напрягая руку. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно слушать объяснения или списывать с доски. А если карандаш взять неправильно и локоть повиснет в воздухе, то огромные усилия ребенок потратит только на то, чтобы удерживать руку в нужном положении.

Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да это и понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими письму движениями, которые ему вовсе не нужны! Раз малыш утомлен — значит, он мало что воспринимает и ему надо погрузиться в себя, чтобы поднакопить энергии. А если в это время идет урок? Методики специалистов для работы с такими детишками, как правило, базируются на двигательных упражнениях и медикаментозном лечении.

Источник

Ребенок высовывает язык при письме и рисовании. И это вовсе не признак усердия!

Когда малыш осваивает что-то новое, он прикладывает много усилий. К примеру, выводит прописные буквы, пишет цифры и галочки-черточки. Иногда мамы замечают, что ребенок при этом высовывает кончик язычка. «Старается», – умиляются любящие родительницы…

Однако детский нейропсихолог Дарья Смирнова отмечает, что на самом деле это не связано со старательностью ребенка. Специалист поясняет, чем вызвано подобное движение.

Если с основным движением (например, рука пишет) включается сопутствующее (язык высовывается, двигается), то это патологическая ригидная телесная установка и называется синкинезия.

Как еще может выглядеть синкинезия:

  • болтание ногами при письме, чтении;
  • поднятые, напряженные плечи при письме;
  • вычурные, неестественные позы при письме, чтении;
  • высунутый язык при беге, ловле мяча или других движениях ног, рук.
  • включение мимики одновременно с рукой, ногой.

Нейропсихолог Дарья Смирнова объясняет главное отличие синкинезии от обычных движений:

Эти сопутствующие движения непроизвольные и неадекватные, то есть в них нет необходимости, но они включаются сами по себе. Ребенок не может контролировать эти движения. Может также говорить, что ему так легче, удобнее.

По какой причине возникает синкинезия? По мнению специалиста, она появляется вследствие неправильно сложенных связей в головном мозге, когда один из центров мозга берет на себя функции соседних центров. «Синкинезия вредна?» – волнуются многие тревожные родители.

Вред в том, что энергия мозга и тела ребенка расходуется впустую на дополнительные и совершенно лишние движения, – поясняет специалист. – Ребенок быстрее утомляется, страдает работоспособность и внимательность.

Мамочки в Сети присмотрелись к детям (и другим членам семьи) и отметили, что признаки синкинезии есть у многих:

Сын 2 года 4 месяца открывает рот при рисовании. Болтает ногами почти всегда.

У нас язык «пляшет» без конца. Занимаемся футболом, тренер ругает, что язык «гуляет», на танцах тоже.

Дочка всегда высовывает язык, когда старается, рисует, клеит, надевает сложную обувь.

Сын всегда высовывает язык, когда рисует или пишет. Муж тоже так делает. Это наследственность?

Нейропсихолог Дарья Смирнова ответила на вопрос о том, передается ли синкинезия от родителей детям:

Возможно наследственность. Это как раз тот симптом, на который нужно обратить внимание.

А вы замечали у своего ребенка признаки синкинезии?

Источник

Оцените статью