Когда появилась шерстяная акварель

Шерстяная акварель

Чем только люди не рисуют — казалось бы, придумать что-то новое в этой области невозможно. И всё-таки придумали: представьте, что рисовать можно тем, из чего обычно вяжут тёплые свитера, шапки и варежки!

Шерстяная акварель — что это такое?

Шерстяная акварель — современный вид декоративно-прикладного искусства: «рисование» с помощью шерстяных волокон различных цветов и оттенков. За счёт того, что шерсть выкладывается слоями, образуется одновременно и объёмность, фактурность «рисунка», и цветовой эффект, схожий с художественными работами в технике акварели с характерными разводами. Сегодняшний ассортимент натуральной шерсти, имеющийся в продаже — это обширная цветовая гамма. Такое цветовое разнообразие позволяет создавать по-настоящему живописные работы — пейзажи, натюрморты, абстракции, даже портреты.

Кому подходит такой вид творчества?

Особенность шерстяной акварели — абсолютная универсальность: заниматься ею может кто угодно независимо от пола и возраста. Технику этого вида творчества нельзя назвать сложной: её легко осваивают даже дети старшего дошкольного возраста. Охотно занимаются этим и подростки, и будущие мамы в декрете, и пенсионеры. Это отличное хобби даже для работающих людей, желающих провести свободное время наедине со своим творческим «Я».

Шерстяная акварель, даже если не брать в расчёт красивый результат работы, вполне подходящий для украшения интерьера дома, увлечение полезное. Оно:

развивает художественный вкус (нужно найти или самостоятельно создать эскиз будущей работы, гармонично подобрать цвета);

Читайте также:  Краска пастель или пастэль

поддерживает в тонусе мелкую моторику рук, следовательно, тренирует нашу память, активизирует воображение, развивает когнитивные способности (да, и у взрослых тоже!);

способствует релаксации, позволяет отвлечься от потока повседневных проблем, успокаивает.

Результат работы обычно оказывает мотивирующий эффект: даже если человек не умеет рисовать, он способен создать вполне художественное произведение! А у человека, умеющего создавать красоту, есть все основания для самоуважения!

Единственное «противопоказание» для занятий шерстяной акварелью — аллергия на материал. Будьте особенно внимательны, предлагая это занятие детям! Но не всё так безнадёжно: есть мастера, чихающие во время работы — проблема решается с помощью копеечной медицинской маски, продающейся в любой аптеке. Правда, к ней надо привыкнуть, но вскоре вы перестанете обращать на неё внимание.

6 инструментов, которые понадобятся для создания картины из шерсти

Убедитесь, что этот вид творчества не требует приобретения каких-то «навороченных» приспособлений и аксессуаров. Для создания полноценной шерстяной картины вам понадобятся всего шесть предметов. С большой вероятностью они уже есть у вас дома!

Рамка. Рамка под стеклом — основа вашего будущего творения. Для начала можете взять самую обычную фоторамку.

Вискозные салфетки или флизелин. На салфетки из вискозы или кусок флизелина вы будете крепить первоначальный фоновый материал картины.

Пинцет. Этот популярный косметический инструмент поможет в работе с мелкими фрагментами и при выравнивании деталей картины.

Маникюрные и канцелярские ножницы. Ножнички для маникюра пригодятся для обрезания лишней «лохматости» — волосков, торчащих там, где не надо. Большие канцелярские ножницы используются для «грубой работы» — крупной резки.

Утюг. Утюг с различными режимами нагрева пригодится для проглаживания основы, фрагментов картины в процессе работы и финального проглаживания всего творения.

Клей. Для фиксации фрагментов, образующих произведение, отлично подойдёт канцелярский клей-карандаш (сухой). Его главный плюс — им крайне трудно «наляпать», испортив работу.

Виды шерсти, используемые в шерстяной акварели

Для создания произведений традиционно используется шерсть овец: непряденая, тщательно вычесанная, выкрашенная в разнообразной цветовой гамме.

Именно из-за «расчесанности» в России прижилось название «гребённая лента». Иначе она называется «топс».

Если вам встретится термин «бленд» — это тот же топс, но состоящий из разноцветных волокон. Начинающим лучше приобретать однотонные пасмы (ленты) отдельно.

Отечественные бренды:

Семёновская. Предлагает шерсть австралийского мериноса и более толстую — овец российского разведения, выпускает линию для рукоделия «Валяшка»;

Пехорка. Шерсть мериноса и альпаки, по отзывам мастеров очень приличная;

Троицкая. Шерсть аргентинского и австралийского мериноса. Но будьте осторожны с продукцией Троицкой камвольной фабрики — по словам опытных мастеров, она «капризная», иначе говоря, качество волокон неоднородно. Тонкая — это тонюсенькая и расползающаяся, а полутонкая больше похожа на самую обычную грубую;

Камтекс — самый бюджетный вариант, но и самый невыгодный, по отзывам, в упаковке «шерсть со всей овцы», то есть волокна различной толщины, в том числе и грубые остевые.

Общий недостаток продукции отечественного производства — трудно найти материал с малой тониной (с действительно тонкими волокнами).

Для этого вида творчества требуется тонина 16-19 мкм — тонкие волокна позволяют работе выглядеть воздушной и изящной, да и работать с таким материалом легче. У нас же трудно отыскать материал тоньше 21 мкм.

В интернет-магазинах можно найти продукцию иностранного производства:

Вот она бывает различной тонины. Впрочем, начинать учиться шерстяной акварели можно и на нашем материале.

Также запомните термины (эти виды шерсти тоже используются для создания картин):

кардочес — не расчёсанная, похожая на вату шерсть, её используют для выкладывания фона или подложки для деталей сложных картин;

сливер — промежуточный этап обработки шерсти между кардочесом и гребённой лентой, применяется для выкладывания основы;

мохер — воздушная, тоненькая, шелковая на ощупь шерсть коз ангорской породы.

Для декорирования рисунка можно добавлять вискозные, акриловые и шелковые волокна.

Каков базовый «шерстяной набор» человека, увлечённого данным творческим хобби?

7 цветов спектра, вспомните радугу — потребуется по 3–4 оттенка каждого из них;

минимум 2 оттенка белого цвета («естественный» и белоснежный);

3–4 оттенка от бледно-серого до чисто чёрного.

Итого нужно 26–34 разных оттенка. Это недешево, и будет обидно, если вы «загоритесь», закупите материал, а потом резко «перегорите». Разумно будет сначала попробовать: это кропотливая, чрезвычайно аккуратная работа, хоть и творческая. Если вам нравится, доставляет удовольствие сам процесс — тогда без вопросов покупайте материал. Если же медленное выкладывание шерстинок только раздражает — возможно, вы найдёте себя в другом виде творчества.

Чтобы проверить себя — купите готовый набор для шерстяной акварели с эскизом и инструкцией и попробуйте создать работу. Почувствуете, подходит вам это или нет. Но вообще не стоит приобретать готовые наборы постоянно — они обойдутся дорого, к тому же вы не сами выбираете сюжет картины. Мало похоже на творчество.

Шерстяная акварель своими руками — мастер-класс самой простой картины

Как создать свою первую работу? Попробуем сделать это за 12 шагов.

Прежде всего выбираем эскиз — рисуем сами, а если не умеем — выбираем и распечатываем картинку из интернета. Не берите первую попавшуюся — подберите такую, какая вам действительно нравится.

Разбираем нашу рамочку, стекло пока откладываем в сторону.

На основу рамки, обычно они из картона или дерева, укладываем салфетку или вырезанный по размеру флизелин, закрепляем аккуратно с помощью скрепок.

Выбираем шерсть для выкладки фона. Обматываем её потуже вокруг указательного пальца неведущей руки (левой, если вы правша), отщипываем прядочками.

Выкладываем прядки на основу, аккуратно закрепляем с помощью клея. Следите, чтоб края выложенной шерсти выдавались за края основы на один-два сантиметра.

От уголков накладываем фоновый тон потемнее, к центру постепенно вводим постепенно светлеющие оттенки. Не забывайте закреплять прядки с помощью клея!

Ждём, пока высохнет, укладываем на готовую основу листок бумаги и проглаживаем утюгом. Без фанатизма! Изображение обычно фиксируется после пары «проглажек».

Самый ответственный момент — нащипываем и выкладываем пряди, составляющие наш рисунок. Каждый готовый фрагмент тоже проглаживаем.

Маникюрными ножницами подстригаем лишние волоски.

Если хочется сделать рисунок визуально более объёмным — можно с этой целью скатывать прядки в ладонях, но строго в одном направлении. Если катать туда-сюда — прядь только разлохматится.

Когда вы посчитаете процесс завершённым, ещё раз прогладьте картину сквозь лист, тогда уйдёт лишний объём и «лохматость». Если контур где-то «поехал», аккуратно правим его пинцетом, лишнее обстригаем маникюрными ножницами.

Осторожно укладываем на готовое творение стекло, обрезаем волоски, если торчат по краям. Возвращаем на законное место рамку. Готово!

Для первой работы не выбирайте слишком сложный эскиз со множеством оттенков. Пусть ваше творение будет попроще, зато гарантированно получится. Это мотивирует!

Удачи, шерстяные акварелисты!

Источник

Ольга Кротовская: «Шерстяная живопись – это рукоделие»

Автор персональных выставок рассказала о нетрадиционной технике рисования, а так же дала несколько советов новичкам.

Более 100 лет назад в Германии философ Рудольф Штайнер стал основоположником шерстяной живописи. Он придумал способ применения окрашенной шерсти для рисования картин. Тем более в сельской местности это был дешёвый материал. Такую историческую справку можно найти в сети Интернет. В Кирове тоже есть люди, увлечённые шерстяной живописью. Среди них – Ольга Кротовская, автор персональной выставки «Шерстяные краски» в кировской библиотеке №4 имени М.Г. Исаковой.

Мы встретились с мастерицей для записи интервью во время её занятия с новичками. На уроке они рисовали кота.

Как в вашей жизни появилось рисование шерстью?

Я работала в организации, которая занималась проведением творческих конференций. Однажды три года назад на одной из них я увидела шерсть. Поскольку я раньше её валяла, у меня было много шерсти. Но то, что ею можно рисовать, я не знала до этого. Мне больше понравилась живопись, потому что тыкать иголкой в одно место стало неинтересно. Сейчас у меня проходит уже третья выставка в Кирове.

Шерстяная живопись – что это?

Это рукоделие. К изобразительному искусству не имеет никакого отношения, но результат схожий. Шерстяная живопись для тех, кто не умеет рисовать, но хочет проявлять себя как художник. Каждая работа неповторимая – вторую такую уже не сделать.

Какие знания и умения должны быть у человека, который хотел бы тоже рисовать шерстью?

Никаких. Нужно только желание и понимание, что это кропотливый труд, который требует точности, усидчивости, терпения. Я сама не художник. Эта техника для тех, кто не умеет рисовать. Мы как художники учимся подбирать нужный цвет. Но шерсть удобна тем, что если что-то не понравилось, то можно убрать этот слой и сделать его заново.

Какие инструменты нужны художнику?

Наши инструменты: рамка для фотографий, набор шерсти, ножницы, в редких случаях пинцет, утюг, клей, картон, ткань. Тем, у кого кожа на руках сухая, рекомендуется использовать крем, чтобы волоски шерсти не прилипали к пальцам.

Сначала на уголки картона приклеивается кусок ткани. Ткань – это основа картины. Именно на ней будет держаться шерсть. Во время рисования шерсть накладывается слоями, а потом прижимается стеклом.

Сложно ли найти нужную для рисования шерсть? И дорогое ли это удовольствие?

Лет 5-6 назад шерсть было сложно достать, а сейчас, даже если не получается найти в Кирове нужное количество цветов, то есть огромное количество интернет-магазинов. Для новичков надо около 20 основных оттенков: несколько зелёных, несколько жёлтых и так далее. Одной пачки шерсти хватает на несколько картин. Самая дешёвая шерсть, грубая, стоит чуть больше 70 рублей. Тонкая итальянская стоит от 400 рублей. Но их можно смешивать друг с другом. Никаких канонов нет, поэтому не только ученики учатся у мастеров, но и мастера у учеников. Ведь неправильные действия новичка могут стать новым приёмом в этом виде живописи.

Если взять масляную живопись, то для неё нужно: холст, грунт, кисти, краски, мастихины и многое другое. Это всё недёшево. Я считаю, что в шерстяной живописи можно гораздо более дешёвым образом самовыражаться.

Пока Ольга подсказывала одной ученице, как лучше выложить из шерсти ухо кота, мы поговорили с другими её ученицами. Оказалось, что все по-разному приходят к шерстяной живописи. Кто-то постепенно развивает в себе различные творческие направления, а кто-то хочет научиться рисовать красками, но не находит себя в этом деле. Шерсть в этом случае кажется им более практичным материалом, поскольку остатки можно использовать для создания, например, бус или для новой картины. Кроме того, новичков подкупил быстрый результат: первые картины получаются спустя пару занятий. Созданную на мастер-классе картину ученицы могут повторить дома один или два раза, чтобы отработать полученные знания. Копии хорошо расходятся в качестве подарков родным и друзьям.

Есть ли какие-то сюжеты, которые нельзя нарисовать шерстью?

Нет таких сюжетов. Другое дело – как они могут реализоваться в шерсти. Ведь шерсть – это 100% пряденная овечья шерсть. Её особенность в том, что можно делать как монохромные картины, так и смешивать цвета.

В чём ключевое отличие шерсти, как материала для рисования, от красок, например?

Если вы подойдёте к картине за стеклом и не приблизитесь к ней настолько, чтобы рассмотреть материал, то вы подумаете, что это акварель. Почему и называют живопись шерстью, шерстяная акварель, тёплые картины. Материал за счёт своей структуры очень пластичный. Шерсть как акварель, ею можно передавать объём, света, тени. Но у очень многих аллергия на неё. С другой стороны, когда человек разрывает шерсть, у него уходит злость. Это так называемая «шерстетерапия». Но иногда это всё очень злит.

Насколько долговечными получаются картины?

У шерстяных картин только два врага: моль и случайное падение. Краски не выцветают и не выгорают со временем.

Как долго можно рисовать одну картину?

Мастер-классы длятся по 4-5 часов, а когда рисуешь дома для души, то можно либо каждый день по часу рисовать, либо целый день.

А в целом, шерстяная живопись сейчас популярное занятие?

Я думаю, что очень многие зажглись и стали искать информацию об этом в интернете. Сейчас и бесплатных мастер-классов много, и платных. Можно учиться с помощью бесплатных, но нужна базовая подготовка. Её можно получить только во время работы с мастером. Тем более, это живое общение, общая энергия.

Где вы ищите вдохновение?

В интернете. Надо взять любую понравившуюся картинку, если вы не художник. Никто не говорит, что нам нужна точная копия. Мы берём какой-то сюжет и можем его по-своему интерпретировать. Можно скопировать контуры, например, кота.

Что на счёт детей? С какого возраста лучше учиться шерстяной живописи?

Это кропотливая работа, поэтому дети устают быстро. Шерстяной живописью лучше заниматься детям старше 12 лет. Сначала им лучше давать нарезку шерсти, чтобы они её прикладывали и делали несложные сюжеты, и чтобы на создание картины уходило не более часа.

Вернёмся к изобретателю этого вида живописи: он отметил тот факт, что во время работы с шерстью дети получали психологическое расслабление, становились уравновешенными. И по сей день шерсть помогает людям, которые испытывают душевное напряжение и стрессы. Более того, она даёт человеку возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Есть ли у вас какие-либо мысли о развитии этого направления рукоделия в Кирове?

Мне бы хотелось, чтобы была студия с называнием «Шерстяные краски». В ней бы любой желающий мог прийти попробовать себя или ходить рисовать понравившиеся картины.

Источник

Оцените статью