Картотека рисование для старшей группы

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
картотека по рисованию (старшая группа)

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию разработана в соответсвии с программным содержанием и ФГОС для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_igry_po_risovaniyu.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Карточка № 1.Дидактическая игра «Составь натюрморт».

Цель : создание условий для совершенствования композиционных навыков, умения создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Карточка № 2. Дидактическая игра «Радуга».

Цель : создание условий для закрепления умения рисовать радуги в определенной цветовой последовательности.

Ход игры : дети делятся на группы по количеству цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе — радуга, а каждый отдельно — капелька воды. Играет резвая музыка дождя — капельки бегают и играют. Музыка изменяется — выходит солнышко — полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь за цветами в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.

Карточка № 3. Игра «Цвет размылся».

Цель: развития способности к дифференциации цвета.

Материалы: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги, однотонных цветов, но различных оттенков.

Ход игры: выбрать какой – либо оттенок цвета и выложить его от темного к светлому, (можно использовать одновременно разные материалы).

Картотека № 4. Игра «Цвет звучит».

Цель: развития у ребенка способности чувствовать звучание цвета: тихий, громкий, успокаивающий.

Материал: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги, однотонных, но различных оттенков. А также пиктограммы, с изображением различных, эмоциональных состояний.

Ход игры: ребенку предлагают сопоставить материал и пиктограмму, пояснить выбор.

Карточка №5. Игра «Девочка Огонь и девочка Льдинка».

Цель: создание условий для знакомства детей с понятиями «тёплые» и «холодные» цвета; учить детей составлять тёплую и холодную цветовую гаммы.

Материал . Квадраты, ромбы, треугольники из разноцветной бумаги, разноцветные вырезки из журналов таких же форм, иллюстрации с изображением огня, солнца, воды, снега. Контурные изображения девочек Красок.

Ход игры: «Девочка Льдинка и девочка Огонь перепутали свои любимые цвета и просят детей помочь их разобрать. Девочка Льдинка любит «холодные» цвета и просит детей назвать, какие это цвета? А девочка Огонь любит «тёплые цвета», она просит назвать эти цвета. Затем детям даётся задание: разложить отдельно данный материал на «тёплые» и «холодные» цвета»

Карточка № 6. Игра «Хамелеон».

Цель: создание условий для запоминания названия цветов и придумывания различных сочетаний с ним, развития ассоциативно-образное восприятия цвета.

Материал: контурный рисунок хамелеона, туловище которого разделено линиями на шесть Цвета для квадратов: красный, чёрный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый. Один маленький желтый квадрат. Фотографии, рисунки хамелеона .

Ход игры: «Мы можем сделать хамелеона разноцветным и узнать, как меняются одни цвета на фоне других цветов, (педагог прикрепляет вместе с детьми все шесть квадратов) и представить, что большие квадраты могут скрывать в себе необычные рисунки? Что бы это могло быть? (педагог прикрепляет постепенно на каждый большой квадрат маленький жёлтый и последовательно рассуждает с детьми)».

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия характера линии, формы в окружающем мире природы, вещей, материалов

Карточка №1. Игра «Линии в окружающем нас интерьере».

Цель : развитие восприятия характера линии в окружающих нас предметах интерьера, линий тела человека.

Ход игры: «Линии бывают разные: прямые, волнистые, ломанные. Давайте, ребята, внимательно рассмотрим предметы окружающего нас интерьера: нашу мебель, игрушки, портьеры, тюль, рисунки на коврах. Потом посмотрим друг друга: нанашу одежду,прически, лица. Попробуем найти, во всём этом различные линии: прямые, ломанные, волнистые».

Карточка №2. Игра: «Я — линия».

Цель: создание условий для умения воспроизводить характер линий через пластику тела.

Материал: деревянная линейка, бусы, проволока, капроновая лента, тоненькая нить и т.д.

Ход игры: У меня есть разные предметы. Давайте попробуем определить, какие линии в них спрятались. Но отгадку не сказать, а показать через пластику своего тела. Вы должны превратиться в линию, заданную характером предмета».

Карточка № 3. Игра: «Загадочные дорожки».

Цель: распознание характера линии по тактильным ощущениям.

Материал : карточки размером 12 х 7 см, на которых наклеенные из тонкого картона или из кожи, или из наждачной бумаги линии различного характера (прямую, волнообразную, ломаную, дугу, петляющую).

Ход игры: перед вами, ребята, карточки с изображением различных линий. Назовите эти линии. Потрогайте их пальчиками, «походите», поводите пальчиками по ним. Теперь мы закроем карточки тонкой тканью и давайте представим, что линии – это дорожки. Вы с закрытыми глазами должны пройти по дорожкам пальчиками и определить название этой линии – дорожки, описать её. А теперь, попробуйте отгадать, кто из сказочных героев, какую дорожку любит?»

Карточка №4. Игра «Настроение линии»

Цель : создание условий для развития умениячувствовать «звучание» линии, наделять ее «настроением»

Материал: карточки с изображением разнообразных линий.

Ход игры : детей просят найти линии разные по «настроению»: «спокойную», «колючую», «ласковую» и пр.

Игры и упражнения, направленные на восприятие характера фактуры материалов в окружающем мире природы, вещей, материалов

Карточка № 1. Игра «Путешествие слона (или другого животного) по фактурным фонам».

Цель : развития ассоциативно – образного восприятия фактуры материала, воображения.

Материалы: фактурные фоны – абстрактные композиции, выполненные на листе бумаги в различных техниках и стилях гуашью, акварелью, с включением различных дополнительных материалов (ткань, природный материал, и пр.), передающие различные настроения человека, состояний природы, контурное плоскостное изображение слона.

Ход игры: Детям предлагается отправиться в путешествие со слоном по фактурным фонам, перекладывая с одного фона на другой. Дети придумывают и рассказывают о том, как чувствует себя слон на каждом фоне. Детям помогают вопросами: «Куда попал слон?», «Как он себя здесь чувствует?»,

«Какое местечко на этом листе слону нравиться больше?», «Хочется ли ему здесь остаться, или скорее уйти?», «Может ли здесь с ним произойти, что-то необычное?», «Каким он здесь кажется, добрым слоном, злым?» и пр.

Карточка№ 2. Игра «Магазин цветов».

Цель: способствование развитию восприятия фактуры и цвета материала и соотносить с характером, обликом присущим тому или иному сказочному герою; развивать ассоциативно-образное мышление.

Материал: карточки с изображением сказочных героев (Снежной Королевы, Мальвины, Аленушки, Бабы – Яги, Василисы, Кощея Бессмертного и др.), работы в технике коллажа с изображением букетов, выполненные из различных по цветовой гамме и фактуре материалов.

Ход игры: «Мы сегодня с вами будем продавцами цветов, но покупатели наши необычные – это герои различных сказок. (Дети выбирают карточку с изображением сказочного героя). Подберите букеты так, чтобы герои остались довольны. Сначала, подумайте, какой характер, какое настроение у того или иного героя, его предпочтения. (Например, Снежной Королеве подойдет букет, выполненный из холодных цветов, из гладких блестящих материалов, напоминающие льдинки, сострыми лепестками, похожие на ледяные кристаллы и пр.). Затем подберите букет, поясните свой выбор».

Карточка№ 3. Игра «Фактура и цвет».

Цель: развития цветового зрения, цветовую чувствительность, образного мышления, воображения.

Материал: цветовые поля разных цветов и оттенков и либо:

1 вариант. Карточки к ним, изображающие какую-либо фактуру (кусочек ткани, каплю воды и т.д.)

2 вариант. Натуральные материалы: ткань, мех, вода и песок (в баночке), кора, камешки, кожа, плёнка, дерево и т.д.

Ход игры : игра происходит по принципу лото. Играть могут 5 — 6 человек. Дети выбирают игровые поля разного цвета, можно брать по 2-3 поля. Водящий предлагает карточку или материал. Играющим необходимо определить общий цвет фактуры и положить его на соответствующий цветовой фон.

Карточка №4. Игра «Близко и далеко»

Цель : создание условий для развития умения моделировать композиции в сюжетном коллаже.

Материал: готовые детали: различные деревьев пеньки, кустарники, пучкитравы из разных материалов, либо вырезанные из журналов, силуэты домов — разных размеров, разноцветный фон.

Ход игры: педагог показывает образец пейзажа и задаёт вопросы:

— Близко берёзка (дуб, кустарник, домик) или далеко? Маленькая она поэтому или большая? Объясни, почему. (И так, о всех элементах пейзажа). Затем педагогпредлагает ребятам самим составить картинку (летнюю, весеннюю), но так, чтобы деревья, кустарники, которые растут близко, были большими, а которые далеко – маленькими.

Картотека № 5. Игра «Выставка картин».

Цель: создание условий дляразвития способностей детей воспринимать произведения абстрактной живописи, находить их среди других картин.

Материал: репродукции картин реалистической и абстрактной живописи.

Ход игры: на выставку привезли картины, их должны распределить на два зала, в одном зале абстрактная живопись, а в другом – реалистическая. Ребята должны, рассмотрев репродукции, разделить их на две темы.

Карточка№ 6. Игра «Сочинение историй».

Цель: развития воображения, фантазии, чувство цвета, линии, фактуры.

Материал: фактурные фоны с абстрактным изображением моря или неба, которые передают их настроение или характер (спокойный, бушующий, взволнованный…)

Ход игры: детям дается задание придумать историю по картинкам: «Что могло произойти с морем или с небом и почему?»

Карточка №7. Игра «Путешествие цыпленка».

Цель: развития воображения, абстрактно-логическое мышления, чувство цвета, эмоционального отношения к цвету.

Материал: фактурные фоны, контур цыпленка.

Ход игры : детям предлагается отправиться вместе с цыплёнком в путешествие по фактурным листам, перекладывая его с одного фона на другой. Ребёнка просят рассказать, как чувствует себя цыплёнок на каждом фоне.

Источник

Картотека дидактических игр по рисованию в старшей группе
картотека (старшая группа)

Картотека дидактических игр по рисованию в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_igry_po_risovaniyu_v_starshey_gruppe.docx 22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по рисованию в старшей группе

Подобные дидактические игры и упражнения возможно проводить с использованием знаний из различных разделов методики ИЗО — деятельности: рисования, лепки , аппликации и конструирования .

Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

• в играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

• повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

• должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

• должен осуществляться личностный подход к ребенку.

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант — 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика — балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы первоначальной грамоты».

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы.

Дидактические игры развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве.

Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе.

картотека дидактических игр по экологии для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе «Детство».

Источник

Читайте также:  Хорошие краски для рисования акварель
Оцените статью