141 красивая картина пастелью: портреты, пейзажи, натюрморты, описание техники
Пастель — это материал, использующийся для написания картин. Она бывает в виде цветных брусков без оболочки (мелков) или карандашей с тонким стержнем. Ее делают из тонко размолотых красящих пигментов, очищенного воска, связующих веществ — методом прессования. Материал хорошо ложится на бумагу, картон, холст, стекло — в зависимости от его вида. Для работы с красящим материалом используют кисти, губки, прочие инструменты.
Что такое пастель
Pastel (фр.), пасте́ль (рус.), pasta (на лат. означает тесто) — так называется художественный материал для рисования в технике графика и живопись. Классическая пастель для рисования бывает в форме мелков, карандашей без защитной оболочки.
Состоит из растёртого пигмента, восковой, масленой основы и скрепляющего компонента. Мелки прессуются так, чтобы при работе и хранении картины материал не осыпался. Для защиты готового изображения требуется фиксация поверхности специальными веществами.
Происхождение термина
Слово пастель – это производное от «pastello». Так называлась техника графического рисования с использованием чёрного карандаша и красной сангины. Иногда в нее добавляли другие тона. Приём часто применяли итальянские мастера живописи XVI века и великий Леонардо да Винчи.
Пастель бывает трех видов.
Масляная
Художественная масляная пастель — это материал на основе пигмента и минерального масла. Произведения искусства, созданные этим способом, хорошо хранятся, не осыпаются, не требуют закрепления финишным покрытием.
Одуванчики
Исаак Левитан
Пример: «Одуванчики» (1880 г.) Исаак Левитан.
Восковая
Основной состав: воск и пигменты. Пастель бывает в виде мелков, карандашей. Её можно применять при смешивании техник — с акварелью, гуашью.
Пример: «Жемчужина», М. А. Врубель.
Сухая
Выглядит как брусок без оправы. Обычно сухую пастель производят из смеси мела, пигмента и связующих компонентов. Художественный материал мягко ложится, оставляя нежные линии, легко растирается.
Эскиз Изабелла д’Эсте
Леонардо да Винчи
Пример: «Изабелла д’Эсте» (1495 г.), эскиз Леонардо да Винчи.
Пастельные рисунки выполняют на фактурной бумаге разных цветов. Тон зависит от предполагаемого рисунка.
История создания
Живопись в технике пастель используют 500 лет. Её создал французский придворный художник-портретист Жан Перреаль (де Парис). Он пользовался успехом у августейших особ: часто выезжал с королём Людовиком XII на поля сражений, делал эскизы батальных сцен.
Именно Парису (начало XVI века) пришла идея создания пастельного карандаша из сухого пигмента и камеди (смолы) некоторых деревьев.
К концу XVI столетия уже новинка приобрела популярность среди живописцев Франции, потом материал завоевал Италию, Англию. Художественная техника пастели начала массово распространяться по миру для писания портретов на заказ.
Свойства и особенности пастели
У каждого вида пастельной техники существуют отличия, нюансы работы с изображением. При рисовании ею нельзя пользоваться графитным карандашом, так как он даёт блеск. Потом будет сложно наносить сверху пастель. Этот материал предполагает использование фактурной основы, на которой прочно держится пигмент.
Цвет бумаги выбирают индивидуально, исходя из цели написания картины. Если сравнивать с акварелью, то пастель крошится при рисовании. Но у неё насыщенные цвета и нет необходимости использовать воду. Есть стили, где мазки можно оставить в первозданном виде, тогда создаётся эффект мозаики.
Пастельные техники
Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи. Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета. Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.
Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.
Источник
Мастер-класс по рисованию пастелью: греческая улочка
Друзья, всех приветствую!
Наверное, мне очень хочется в отпуск, раз я решила посвятить этот мастер-класс рисованию пейзажа пастелью, хотя пейзажи я рисую не так часто. И я бы сказала, что картинке, которую я подобрала для Вас, больше подойдет название городской пейзаж.
А вот сама картинка) Кусочек греческой улочки)
Скажу так, что на этой картинке большое количество мелких деталей и рисовать пастелью будет не просто, так что, во-первых, нам помогут пастельные карандаши, а, во-вторых, один стул мы рисовать не будем, чем упростим себе задачу!)))
Вот все, что нам понадобится.
1).Черная пастельная бумага формата А3. Я покупала поштучно.
2).Подольская пастель и пастель Faber Castel
3).Пастельные карандаши. Я использовала 2 набора — Koh-i-noor и Faber Castel, но в бОльшей степени карандаши Faber, просто потому что недавно купила их (поштучно) и они пока новенькие и красивенькие)))
4).Скотч бумажный. Оклеиваем бумагу со всех сторон, когда будем приклеивать к мольберту!
5).Ватные палочки.
6).Ластик.
7).Фиксатив.
Вобщем, стандартный набор, все как всегда)))
Что касается цвета бумаги. Я решила пойти от противного и взять совершенно черный! Это связано с тем, что на такой бумаге хорошо, как ни странно это звучит, будет рисовать белую стену: сквозь белую пастель будет проглядывать черный, и белый будет уже не такой белый, а более естественный) Да и вообще, что касается стены — здесь очень сложный цвет и, конечно, он далеко не во всех местах белый) Здесь будет очень много цветов — желтый, розовый, голубой, зеленый. — и все для одной стены!
И еще пару слов о композиции. Центральным элементом картины является синяя кадка с цветами и деревцем. Но! Ее не нужно рисовать прямо по центру, в данном случае ее можно чуть-чуть сместить вправо, от этого картина будет смотреться интереснее). А чтобы с левой стороны работа не смотрелась пустой, добавим туда немного веточек)
Вот так выглядит бумага.
Набрасываем рисунок светлым пастельным карандашом, я взяла белый. Стулья прорисовываем четко, а вот для кустов и цветов пока достаточно отметить области, где они будут. Что касается цветочков в маленьких горшках на стуле и клумбе, я решила их вообще не рисовать. У нас не такой уж большой формат бумаги — А3 и рисовать много мелких деталей будет сложно даже хорошо заточенными пастельными карандашами. Мы еще в этом убедимся, когда будем прорисовывать стулья) Как бы то ни было, нам очень на руку то, что и сама улочка, и стульчики, и все остально — такое немного кривенькое само по себе. )))
Начнем прорабатывать стену. Белой пастелью закроем самые светлые участки, если мелок уже небольшой, можно положить его на бок, так работа пойдет быстрее))
Так как стена сама по себе неровная, и тем более на нее падают тени от стульев, веток, цветов и т.д., воспользуемся светло-голубым.
Вообще, что касается стены. Она будет смотреться интереснее если, несмотря на то, что она белая, сделать ее пестрой, и в то же время белой)) Поэтому не забываем о том, что основной цвет стены — белый, но добавляем разноцветные блики. Голубой можно взять разных оттенков, добавтьте голубой цвет поярче того, который мы только что использовали.
Теперь можно все растушевать пальцем)
Продолжаем работать над стеной. Не забываем, что те места, куда падает солнечный свет, могут иметь теплые, чуть охристые и бежевые оттенки, и, несмотря на то, что на фото мы их не видим, мы все равно их сделаем. Продолжаем «выбеливать» самые светлые участки и добавлять разные тона голубого)
Еще раз все растушевываем.
Теперь возьмемся за самые яркие части работы — василькового цвета окантовка окна, двери и кадку с цветами. Стулья имеют тот же красивый цвет, но их мы пока трогать не будем, так как у них достаточно мелкие детали и проработать их лучше в конце работы. Очень подходящий для этих частей картины цвет имеется в пастели Faber Castel, если поставить мелок ребром на бумагу, то закрыть можно окантовки окна и двери одной линией.
Теперь тоже все растушевываем.
Начинаем прорабатывать зелень. Прежде всего как всегда смотрим на освещение, более освещенными являются правые стороны каждого кустика. Но для начала возьмем минимум 3 тона зеленого — от светлого до темного — и покроем ими бОльшую часть растений.
Еще раз самым светлым зеленым пройдемся по освещенным частям растений и приступим к розовому, которого нам тоже понадобится несколько оттенков — от приглушенного до очень яркого малинового. Пока что я вязала три тона.
Растушевываем то, что получилось и сразу черным выделяем затененные участки зелени и заодно камушков внизу.
Растушевываем черный. Делаем это достаточно тщательно, чтобы не оставалось однообразных черных пятен, так как работа у нас все таки светлая и солнечная и совсем уж черные области здесь неуместны.
После этого можно закрыть окно зеленовато-голубым цветом, а охру добавить в седушки стульев и клумбу.
И снова все растушевать.
Ну вот, можно сказать, что мы подготовили базу и теперь можно начать прорисовывать детали. Я решила начать с крайнего правого дерева. Здесь нам понадобятся пастельные карандаши, ими хорошо рисовать веточки и стволы, хотя стволы здесь достаточно тонкие. Черным, белым и темно-синим карандашами прорисуем основые «стержневые» стволы и веточки. Не обязательно повторять в точности все, как на фото, кое-где можно действовать по-своему и рисовать веточки там, где захочется. Вообще, что касается рисования кустов или деревьев, — здесь важно обратить внимание на следующее: не нужно вырисовывать каждый листик, гораздо важнее определить форму куста в целом и направление падения света. А у нас кусты — это сферы, освещенные справа солнечным светом) Этого понимания будет достаточно!
Когда рисуем веточки, не забываем, что у них есть освещенная и неосвещенная стороны, я всегда об этом говорю)
Работаем слоями, закрываем области куста цветами от черного до светло-зеленого.
И снова возвращаемся к розовому цвету для изображения цветов. Я вяза три тона — 2 ярких из Faber Castel и один более спокойный тон из набора подольской пастели. На этом этапе уже можно добавить кое-где четкие детали в виде штрихов, изображающих листья и цветы.
БОльшую часть розовых пятен сверху растушевываем, так как эта область пока не достаточно проработана, чтобы рисовать на ней розовые цветы.
А вот теперь можно добавить в веточки ярко-красный цвет, причем делать это короткими штрихами, чтобы изобразить цветы. И плавно начинаем прорабатывать цветы в синей кадушке.Можно еще добавить зелени туда, где ее пока недостаточно. Наша задача — добавить столько слоев пастели, сколько необходимо для того, чтобы кусты и цветы стали объемными, с большим количеством деталей и смотрелись проработанными.
Продолжаем действовать в том же духе. Можно даже добавить лимонного желтого в освещенные части кусТов. Это не только позволит вылепить у кустов объем, но и внести немного солнечных бликов в нашу работу.
Пока мы работаем над кустами, можно параллельно закрывать область, на которой стоят стулья. На фото она достаточно равномерная по цвету, но мне хочется сделать ее более живописной, чем на фото, впрочем, то же самое касается стены, — здесь пригодятся все те тона, которые вы будете использовать при рисовании кустов и цветов. Два сточных желоба обязательно надо нарисовать. Они оживляют работу и, более того, наличие дополнительных объемных деталей делает всю нашу работу более объемной в целом. Черные следы от воды, текущей из желобков, тоже придают картине жизненности).
Наносим на работу еще больше веточек, делать это можно кое-где даже хаотично, просто легко черкайте по бумаге черным пастельным карандашом. Тоненькие закрученные веточки можно рисовать только одним цветом — черным, их можно так и оставить — необъемными, главное, что центральным веткам и стволам мы уже придали объем. Если мы сделаем абсолютно все ветки объемными, то перегрузим работу) Хорошего, как говорится, в меру.
. и опять продолжаем прорисовывать розовые цветы. Особенное внимание сейчас уделим ветками по центру работы и тем, которые слева вверху. Действуем по тому же принципу и пользуемся теми же цветами, что использовали при рисовании кустов и цветочков ранее.
Итак, приступаем к стульям. Для начала по максимуму все таки постарайтесь пользоваться не карандашами, а пастелью. Берем красивый васильковый цвет.
. и закрываем им все передние части стульев. При рисовании стульев главное учесть то, что ножки, которые находятся сздади, — более темные, чем передние. Знание этого факта позволит нам лучше отразить объем и глубину стульев)))
И то же самое, но покрупнее))
Далее можно закрыть более темным синим задние ножки, а в передние можно добавить несколько бликов светло-голубого, — так стулья станут живописнее))
Для растушевки пользуемся ватной палочкой.
Вот что получается.
Но это только основа для дальнейшей проработки стульев. Для того, чтобы сделать их более четкими, мне понадобилось очень много цветов и тонов, особенно много тонов синего цвета, а также черный, белый и серый. В конце работы над стульями в них не лишним будет добавить еще немного зеленого и розового, тогда они окончательно впишутся в работу и будут соответствовать ее стилю))
Ктстати, пока работаем над стульями, заодно прокрасим и фонарик) Особенно можно не тратить на него усилия, это не центральный элемент, так что главное, учитывая, что сам по себе он черный, выделить его ребра, то есть те части, куда попадает свет.
Ну вот, стулья можно считать законченными! Но они как-то показались мне пустоватыми. Поэтому я решила добавить еще немного веточек и красных цветочков в пустоватые части работы. Вот что получилось! Это почти конец нашей работы)) Да, насчет фиксатива.. Ну это просто вечная проблема. Я очень побоялась, что мой фиксатив съест белый цвет, так как, во-первых, он нанесен на угольно черную бумагу, которая может начать просвечивать и испортить мне всю стену, а, во-вторых, это тонкая челая пастель Faber Castel, а она подвержена изменениям после фиксатива. Так что я зафиксировала работу, но не полностью, а отдельные участки и стену я обошла, подумав, что достаточно тщательно втерла пастель в бумагу. Вобщем, нашла компромисс. )))
И еще несколько последних штрихов. Ставим подпись и отрываем скотч. Та часть бумаги, которая была под скотчем, выглядит очень аккуратно и теперь очень удобно держать рисунок в руках, не боясь смазать пастель)
А теперь с чувством выполненного долга еще раз смотрим на законченную работу)))
И еще: будет отлично, если вы оформите работу! Сюда очень подошло бы белое паспарту. )))
Всем желаю приятного творчества и вдохновения.
Источник