- Метод Карла Брюллова в акварели, который используется и сейчас
- Этап первый, рисунок
- Этап второй, подмалёвок
- Этап третий, работа тёплыми оттенками
- Карл Брюллов: картины и акварели
- Карл Брюллов
- Картины
- Акварели
- Влияние
- АКВАРЕЛИ КАРЛА БРЮЛОВА.
- Небольшой список самых знаменитых картин Брюллова
- Путь к искусству
- «Итальянское утро», 1823 г.
- «Итальянский полдень», 1827 г.
- «Последний день Помпеи», 1833 г.
- «Всадница», 1832 г.
- «У Богородицкого дуба», 1835 г.
- «Вирсавия», 1832 г.
- «Прерванное свидание», 1827 г.
- «Сон бабушки и внучки», 1829 г.
- «Турчанка», 1838 г.
- Портрет М. А. Бек, 1840 г.
- «Смерть Инессы де Кастро», 1841 г.
Метод Карла Брюллова в акварели, который используется и сейчас
Имя Карла Брюллова крепко связано с картиной «Последний день Помпеи». В крайнем случае при упоминании этого художника в памяти всплывает изображение барышни на черном коне да смотрящая с балкончика девочка в розовом платье. А между тем, его акварели также достойны пристального внимания и изучения.
Надо ещё сказать, что в XIX веке акварель в России активно развивалась в привычной академической манере и стала одним из самых привлекательных материалов для многих художников. Думаю это случилось из-за того, что слои акварели не требуют длительной просушки, поэтому даже сложную работу можно завершить за считанные дни.
Итак, Карл Брюллов разработал метод многослойной акварели, которым некоторые пользуются и сейчас.
Суть метода заключается в использовании голубого подмалёвка, который расцвечивается красными и жёлтыми оттенками. Таким образом происходит оптическое смешение красок. Красный, попадая на голубой, становится фиолетовым, а жёлтый превращается в зелёный. Если же вся триада оказывается наложенной друг на друга, то мы получаем сложные оттенки, тяготеющие к коричневому или серому.
Так давайте же подробно разберём весь процесс.
Этап первый, рисунок
Рисунок делается карандашом средней мягкости без значительного нажима, чтобы не травмировать бумагу. Этот этап нужно выполнить настолько подробно, насколько это возможно.
Этап второй, подмалёвок
Работа цветом начинается голубой краской, в которую можно добавить немного чёрной. От себя добавлю, что лучше выбрать однопигментную черную краску – так будет меньше сюрпризов с распределением частичек краски по поверхности бумаги, и мы не получим грануляцию внезапно. Грануляция хороша там, где уже ничем не нужно перекрывать пятно, а у нас пока самое начало.
Словом, на этом этапе нужно смоделировать все формы, выполнить гризайль, оставив незавершенными освещённые части.
Этап третий, работа тёплыми оттенками
Далее моделировка форм завершается жёлтыми и красными охрами. Это очень виртуозная работа, поскольку смешать на палитре ничего нельзя, и финальный цвет нужно буквально просчитать. Думаю, что одновременно с работой на чистовике можно вести черновик, где пробовать разные наложения.
Если я всё правильно понимаю, то по влажной бумаге Брюллов не работал. И по моим скромным наблюдениям акварелью в то время писали как маслом, не устраивая на бумаге никаких эффектов с помощью воды. И до сих пор многие высказываются в таком духе, что, мол, эффекты свойственно применять бездуховным зарубежным авторам, а у нас всё пишется по законам академической живописи. Между тем, зарубежные авторы активно подтягивают рисунок, а у нас воз и ныне там: рисуем на ватмане мелкими мазками. Почему? Думаю, Карл Брюллов, будучи новатором своего времени, был бы рад поработать на хорошо проклеенной бумаге архивного качества большой кистью с острым кончиком. И мы бы сейчас любовались не пожелтевшей акварельной живописью высочайшего класса.
Надо меняться, время давно пришло. Наши традиции вкупе с современными технологиями могут дать потрясающие результаты!
Тут о Сезанне, который использовал похожий способ: Метод Поля Сезанна в акварели
Источник
Карл Брюллов: картины и акварели
Сегодня мы поговорим о художнике, акварелисте, монументалисте и живописце Карле Брюллове.
Карл Брюллов
Художник был сыном академика орнаментальной скульптуры П. Брюллова. С 1809 по 1822 год мальчик учился в Академии художеств у таких мастеров, как А. Егоров, А. Иванов и В. Шебуев. После этого, вплоть до 1834 года, он жил и творил в Италии, в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Тут же он написал свою известную картину «Последний день Помпеи», которая получила Гран-при в Париже.
Также художник создал ряд портретов, которые принесли ему огромную популярность (например, «Всадница»). В 1835 году Карл Брюллов, картины которого были уже весьма популярны, отправляется в творческое путешествие по Турции и Греции. За это время он создает много графических работ. В этом же году художник возвращается на Родину и живёт в Москве. В это время он знакомится с Александром Пушкиным. Вскоре художник переезжает в Санкт-Петербург.
С 1836 года по 1849 год он работает преподавателем в Академии художеств. Также Карл Брюллов создал ряд портретов известных культурных деятелей (например, Н, Кукольник, И. Крылов, И. Витали). Известно, что он близко общался с М. Глинкой. 4 года жизни (1843-1847) он посвятил живописным работам в Исаакиевском и Казанском соборах (Санкт-Петербург), которые удалось завершить П. Басину. В 1849 году Карл Павлович был вынужден уехать на остров Мадейру из-за резкого ухудшения состояния здоровья.
Картины
Картина Карла Брюллова «Всадница» стала его визитной карточкой. Проводя анализ его творчества, можно заметить, что в работах он воспевает красоту и благородство окружающего мира и людей. Художник очень реалистично, нежно и проникновенно изображает людей за обыденными занятиями. Радость жизни сквозит и в его портретах, которые он создает с особой нежностью. «Всадница», которую мы уже упоминали выше, представляет собой обычную картину, но чем она так поражает современников? Художнику удалось соединить и передать посредством красок удивительную легкость и страсть, торжество плоти и легкую насмешку природы, а также яркость и беззащитность дамы.
После посещения Греции и Турции в его картинах появляются соответствующие мотивы («Храм Аполлона Эпикурейского», «Долина Дельфийская» и т. д.). Карл Брюллов, картины которого мы рассматриваем, увлекся культурой и архитектурой Греции и начал активно изучать творения мастеров древности. В результате он пишет картину «Последний день Помпеи», которая восхищает буквально весь мир. Стоит отметить, что художник занимался ею около 3 лет.
В Санкт-Петербурге художник работает над «Осадой Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Напряженные поиски музы совершенно выматывают творца, а погодные условия Питера, после теплой Греции, только усугубляют обстановку. Параллельно с этим он занимается работой по украшению соборов, о которых мы говорили выше. В результате такого напряжённого графика Карл Брюллов заболевает.
К сожалению, поездка на теплый остров Мадейру не спасла его: семь месяцев он провёл в постели, не имея возможности работать в привычном темпе. В 1952 году К. Брюллов умер в местечке Манциана под Римом. За некоторое время до своей кончины он говорил о том, что не сделал и половины того, что мог и хотел.
Акварели
Чем нас может удивить Карл Брюллов? Картины с названиями мы частично рассмотрели, а теперь пора обратиться к его акварельным работам. Портреты семьи Нарышкиных и Олениных имеют разное композиционное решение и цветовую гамму, но в целом очень похожи. Для изображения Нарышкиных художник проявил свой талант анималиста. Чтобы не делать картину слишком простой, творец выделил фигуру Нарышкиной, немного затмив её мужа. Также на картине отлично видны эмоциональные моменты. К прочим акварельным картинам относят «Прерванное свидание», «Портрет великой княжны М. Николаевны», «Портрет великой княгини Елены Павловны», «Всадников» и «Портет графини Ферзен на ослике».
Влияние
Карл Брюллов (картины, описание которых представлены в статье не могут полностью воссоздать его талант) оказал большое влияние на последователей, вдохновленных его талантом и умениями. Его влияние на живопись было не столь масштабным, как у его друзей — А. Пушкина на литературу и М. Глинки на музыку — но копирование психологических моментов изображения портретов можно найти у Крамского, Серова, Перова и Врубеля.
Наиболее тщательно творчество Карла Брюллова изучал талантливый художник Н. Ге, в первых работах которого отчетливо видно влияние картин эталона. В некоторых работах можно даже найти похожие цветовые и композиционные решения, а также схожие позы и жесты изображаемых людей.
Источник
АКВАРЕЛИ КАРЛА БРЮЛОВА.
Общество озабочено было тем, что молодые пенсионеры едут в страну, охваченную революционным движением. Петербургская цензура строго следила, чтобы вести о карбонариях не проникали в русскую печать. Появление в «С.-Петербургских ведомостях», в мае 1822 года, сообщения о расправе одного из карбонариев с изменником революционного союза, вызвавшее переполох в правительственных кругах, привело к усилению цензурных запретов .
Общество предупреждало своих пенсионеров, что будет иметь строгий надзор за их поведением «и в случае беспорядков остановит помощь свою соделавшимся недостойными оной». Оно было также обеспокоено возможностью увлечения Брюлловых романтическим искусством, которое называло «французским стилем».
В инструкциях указывалось, что порождением нового стиля является предосудительное увлечение современных художников «низким» жанром, то есть бытовой живописью.
Виртуозно владея всеми тонкостями акварельной техники, Брюллов в конце 1820-х годов начал чрезмерно увлекаться кропотливой разработкой деталей. Ярко зазвучал цвет, уплотнились тона, создавая впечатление непроницаемой поверхности листа
.
Несмотря на мастерство исполнения, акварели Брюллова этой поры стали терять прозрачность и чистоту, пленяющую в технике водяными красками. Усиление темных мест при помощи лака и клея, использование бронзового порошка для обозначения медных или золотых деталей костюма и обстановки вносили чуждый бытовым сценам элемент декоративности. этими чертами особенно отличались шутливые сцены «Сон бабушки и внучки» и «Сон монашенки».
Источник
Небольшой список самых знаменитых картин Брюллова
Русская живопись — это национальное богатство нашей страны. Картины В. Сурикова, И. Шишкина, И Айвазовского, В Васнецова, И Левитана, К Брюллова и многих не менее талантливых русских художников и сегодня пользуются огромной популярностью. Стоимость их картин на мировых аукционах превосходит и затмевает произведения современных иностранных художников в несколько раз. Обо всех этих известных художниках и их работах мы вам еще расскажем. А сегодня редакции most-beauty.ru бы хотелось остановить своё внимание на самых красивых картинах замечательного русского художника Карла Брюллова.
Путь к искусству
Карл родился в семье творчески одарённых людей. Его отец и братья с сёстрами (а детей в семье было семеро) занимались искусством. Кому-то нравилась скульптура, кого-то влекла проза, Карла же с юных лет манила живопись. Попав двадцатилетним мальчишкой в Рим, Карл настолько был очарован Италией, что даже называл её своей второй родиной. Большинство картин Брюллова насквозь пропитаны итальянскими мотивами. Итак, перед вами самые известные и красивые картины Брюллова, хотя это лишь небольшая их часть!
«Итальянское утро», 1823 г.
На полотне изображена молодая девушка, умывающаяся в фонтане. Картина наполнена утренней свежестью и лёгкостью. Сама девушка юна и мила как алая роза. Картина получилась очень натуральной и вызвала в Италии бурю восторга. А вот в Санкт-Петербурге публика осудила излишнюю наготу натурщицы. Отзывы о картине в России были весьма нелестными.
«Итальянский полдень», 1827 г.
Больше всего молодой художник был очарован красотой итальянок. Их пышные формы идеально подходили для создания шедевров. Да и Карла очень интересовали сюжеты итальянского быта и каждодневной жизни, кипевшей как на улицах Рима, так и в окрестностях столицы.
«Итальянский полдень» стала продолжением произведения «Итальянское утро». Именно эта картина стала самой известной и любимой работой художника. И по сей день пышногрудую итальянку Брюллова копируют молодые художники, вышивают рукодельницы, и даже пазлы с таким изображением можно найти в продаже.
«Последний день Помпеи», 1833 г.
Это монументальное историческое полотно было написано Карлом Брюлловым в 1833 году после посещения итальянского города Неаполя. Руины города Помпеи после извержения Везувия произвели на художника огромное впечатление и взбудоражили его фантазию, вскоре мастер кисти отправился в Неаполь снова, чтобы сделать наброски для будущего шедевра искусства.
Классическая, историческая тема гибели старинного города Помпеи очень популярна среди живописцев и Карл Брюллов не стал исключением. Эпическая картина с отличной игрой света и тени исполнена маслом, и вызвала огромное восхищение у итальянцев, а сам художник получил за это творение золотую медаль в Париже. В настоящее время картина хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском Музее.
«Всадница», 1832 г.
Эту великолепную картину Брюллов написал по просьбе своей подруги Юлии Самойловой в 1832 году. Сначала предполагалось, что на полотне в роли всадницы изображена сама госпожа Самойлова, но это не так.
Здесь изображены две воспитанницы Юлии Самойловой: Джованина и Амацилия Пачини, её лошадь и пёс. На ошейнике пса Карл Брюллов написал фамилию заказчицы картины. Увидеть это замечательное произведение можно в Третьяковской галерее в Москве.
«У Богородицкого дуба», 1835 г.
Эта картина появилась на свет в 1835 году, а отличие её в том, что написана она была не маслом, а акварелью, что отдаляет художника от академизма, но придаёт творчеству живописца яркую каплю оптимизма. Игру света мастер кисти передал гениально. Создаётся впечатление, словно лучи солнца проникают сквозь листву и слепят взор своим ярким светом.
Центром экспозиции является старинный дуб, к подножью которого съезжаются и сходятся люди разного социального положения и класса, а также странники и паломники. Вот и сейчас мы видим возле старого дерева дряхлого старца, изящную женщину и девушку с зонтом, приехавшую на ослике.
«Вирсавия», 1832 г.
Одной из любимых тем живописи Брюллова являются персонажи Ветхого Завета. Именно в божественных писаниях черпает своё вдохновение художник. Самой выразительной картиной этого направления является «Вирсавия», написанная в 1832 году.
Это история о безответной любви царя Давида к юной красавице Вирсавии. Картина так и осталась незаконченной. Через два года трудов и усилий Карл понял, что так и не закончит её, и недолго думая продал шедевр одному богатому меценату. «Вирсавия» хоть и была незакончена, (это можно увидеть по непрорисованным до конца рукам), стала первой работой, где была использована голая натура.
«Прерванное свидание», 1827 г.
Картина «Прерванное свидание» написана в жанровой тематике с лирическим подтекстом. Двое влюблённых тайком встречаются у колодца. Но свидание прервано матерью девушки, выглянувшей из окна. Молодые люди смущены и расстроены, и даже не замечают переполненного ведра.
Это произведение Брюллов писал в технике акварель. Видимо, поэтому работа получилась столь красноречивой.
«Сон бабушки и внучки», 1829 г.
Ещё одна акварельная работа в жанровой живописи наполнена лёгким сарказмом и тонкой нитью юмора. Сюжет картины таков: в маленькой спаленке на своих кроватях крепко спят бабушка и внучка. И каждой из них снится свой сон.
Пожилая женщина вновь переносится в свою юность, где застенчиво принимает ухаживания юного щеголя, а за внучкой гонится страшный дракон, ей очень страшно, это можно увидеть по почти упавшему одеялу. Картина пропитана ироничностью, но не лишена философского смысла.
«Турчанка», 1838 г.
Вглядываясь в смуглое, милое личико турецкой девушки на портрете Брюллова удивляешься мастерству художника. Насколько точно изображены черты лица, выражена глубина глаз и передано умиротворённое настроение девушки. Но, интересен тот факт, что при написании портрета Брюллов не использовал услуги натурщицы.
На картине изображён собирательный образ, воссозданный из памяти о путешествии художника в Турцию. Но некоторые искусствоведы, все же думают, что портрет написан с натуры, и подтверждение этому имеется, есть ещё одна работа «Одалиска», где написана уж очень похожая девушка.
А о самых красивых турчанках современности на most-beauty.ru имеется интересная статья со множеством фотографий красивых турецких девушек.
Портрет М. А. Бек, 1840 г.
Портретная живопись Карла Брюллова вызывает восторг и восхищение, ведь все портреты, написанные художником, просто изумительные как по технике исполнения, так и по чувственности. Художник всегда избегал изображать непривлекательных людей, а потому его натурщицы всегда были миловидными и добродушными. Портрет светской красавицы М. А. Бек это подтверждает. Очень тяжело отвести глаза от мраморного лица, тонкого профиля и чувствительных губ женщины. Весь её облик говорит об аристократизме и грации.
«Смерть Инессы де Кастро», 1841 г.
Эта работа мастера выполнена маслом, а на полотне запечатлены реальные исторические события. Художник изобразил драматический момент казни тайной жены португальского короля Педру I — наследника короля Альфонса Четвёртого. Сын короля тайно вступил в брак с фрейлиной своей покойной жены Инессой де Кастро. Но всё тайное становится явным.
Король не мог допустить такого мезальянса и решил казнить возлюбленную сына. Но, явившись за ней, он был обескуражен мольбами женщины и её маленьких детей, он решает помиловать её. Но в итоге Инесса де Кастро всё же была казнена. Драматическая сцена, которая предстаёт на картине, наполнена трагедией и безысходностью.
Источник