Карл брюллов картины акварель
Двенадцать лет итальянского путешествия принесли художнику Карлу Павловичу Брюллову такое количество ярких живых впечатлений, что он взялся за акварель.
Из итальянских акварелей.
«Быстрая» живопись позволила живописцу успевать за переменчивыми образами, а талант – на простом листе бумаги запечатлевать солнечные сюжеты на фоне изумительной природы Италии. Лёгкие воздушные пасторали под кистью Брюллова быстро вышли за рамки декоративно-сувенирных зарисовок, исполнявшихся по заказу богатых клиентов забавы ради. Посредством податливой акварели художник стремился передать своё восхищение страной и её жизнерадостным народом.
Портрет Г.Н. и В.А.Олениных,1827,бумага,акварель.
Итальянские жанровые картинки не требовали от мастера глубокой психологичности; они описывали скорее внешние проявления чувств, сиюминутные события и реакции на них.
Одной из самых знаменитых акварельных работ итальянского периода считается «Прерванное свидание», написанное маэстро с мягким юмором и сочувствием к затруднительному положению главных героев.
Прерванное свидание ( Вода уж через коай бежит) 1827,акварель,бумага.
Две застывшие в полуобороте друг от друга фигуры юноши и девушки предстают единым композиционно законченным образом: их плечи соединяются, руки стремятся сомкнуться, а алая куртка, накинутая на левое плечо паренька, незаметно перетекает в багряные складки одежды его подруги. Пара героев в центре кажется одним целым пёстрым пятном, и при беглом взгляде на рисунок остаётся непонятным, отчего так печально склонились их черноволосые головки, словно боясь оторвать взгляды от камней под ногами.
Вода давно наполнила ведро, и нетерпеливые струи бегут через край, но нежные девичьи пальчики не ощущают их влажной прохлады. Мысли красавицы заняты только тем, как бы подальше спрятать за спину заветный букетик цветов, зажатый в правой руке. Остаётся только гадать, что происходило на этом живописном пятачке ещё пару минут назад. Скорее всего, страстные поцелуи с пылкими объятиями и объяснениями в любви.
А иначе с чего так разошлась старуха-мать, наполовину высунувшаяся из окна второго этажа? Не дождавшись дочери, спустившейся к источнику за водой, она выглянула поторопить её, и что же? Та уже вовсю флиртует с кавалером, забыв и о дочернем долге, и о девичьей скромности, и о поручении. «И что за молодёжь пошла», – самый мягкий упрёк, которым поносит сварливая старуха свою «нечестивую» дочь.
Парень готов сквозь землю провалиться: щёки пылают, в густых кудрях прячется смущённое лицо, и руки безвольно опущены вниз. Скорбное лицо девушки более бесстрастно, похоже, ей не впервой выслушивать родительские нотации. Её прекрасное с античными чертами лицо, мраморные покатые плечи, изящные руки, – весь облик выражают раскаяние и покорность. Но заметное только зрителям взаимное притяжение молодых людей подсказывает, что это любовь.
В безудержных потоках солнечного света под благословенной сенью могучего платана и при безмолвной поддержке лохматого барбоса Брюллов соединяет влюблённых, изображая в самых ярких красках их нежные и глубокие чувства. Мастерское владение акварелью и эмоциональный подъём позволили художнику с невероятной выразительностью создать увлекательный рассказ с помощью одной только кисти
Всадники.Парный портрет Е.Мюссара и Э.Мюссар.1849,картон,акварель,лак
Ольга Ферзен на ослике,1835,бумага,акварель
Из серии итальянских акварелей.
Две девочки с совой 1829,бумага коричневая,акварель
Портрет В.А.Корнилова на борту брига «Фемистокл»
Источник
Художник Карл Брюллов: апеннинские аквареалии
Двенадцать лет итальянского путешествия принесли художнику Карлу Павловичу Брюллову такое количество ярких живых впечатлений, что он взялся за акварель.
«Быстрая» живопись позволила живописцу успевать за переменчивыми образами, а талант – на простом листе бумаги запечатлевать солнечные сюжеты на фоне изумительной природы Италии. Лёгкие воздушные пасторали под кистью Брюллова быстро вышли за рамки декоративно-сувенирных зарисовок, исполнявшихся по заказу богатых клиентов забавы ради. Посредством податливой акварели художник стремился передать своё восхищение страной и её жизнерадостным народом.
Итальянские жанровые картинки не требовали от мастера глубокой психологичности; они описывали скорее внешние проявления чувств, сиюминутные события и реакции на них.
Одной из самых знаменитых акварельных работ итальянского периода считается «Прерванное свидание», написанное маэстро с мягким юмором и сочувствием к затруднительному положению главных героев.
Две застывшие в полуобороте друг от друга фигуры юноши и девушки предстают единым композиционно законченным образом: их плечи соединяются, руки стремятся сомкнуться, а алая куртка, накинутая на левое плечо паренька, незаметно перетекает в багряные складки одежды его подруги. Пара героев в центре кажется одним целым пёстрым пятном, и при беглом взгляде на рисунок остаётся непонятным, отчего так печально склонились их черноволосые головки, словно боясь оторвать взгляды от камней под ногами.
Вода давно наполнила ведро, и нетерпеливые струи бегут через край, но нежные девичьи пальчики не ощущают их влажной прохлады. Мысли красавицы заняты только тем, как бы подальше спрятать за спину заветный букетик цветов, зажатый в правой руке. Остаётся только гадать, что происходило на этом живописном пятачке ещё пару минут назад. Скорее всего, страстные поцелуи с пылкими объятиями и объяснениями в любви.
А иначе с чего так разошлась старуха-мать, наполовину высунувшаяся из окна второго этажа? Не дождавшись дочери, спустившейся к источнику за водой, она выглянула поторопить её, и что же? Та уже вовсю флиртует с кавалером, забыв и о дочернем долге, и о девичьей скромности, и о поручении. «И что за молодёжь пошла», – самый мягкий упрёк, которым поносит сварливая старуха свою «нечестивую» дочь.
Парень готов сквозь землю провалиться: щёки пылают, в густых кудрях прячется смущённое лицо, и руки безвольно опущены вниз. Скорбное лицо девушки более бесстрастно, похоже, ей не впервой выслушивать родительские нотации. Её прекрасное с античными чертами лицо, мраморные покатые плечи, изящные руки, – весь облик выражают раскаяние и покорность. Но заметное только зрителям взаимное притяжение молодых людей подсказывает, что это любовь.
В безудержных потоках солнечного света под благословенной сенью могучего платана и при безмолвной поддержке лохматого барбоса Брюллов соединяет влюблённых, изображая в самых ярких красках их нежные и глубокие чувства. Мастерское владение акварелью и эмоциональный подъём позволили художнику с невероятной выразительностью создать увлекательный рассказ с помощью одной только кисти.
🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!
Источник
Карл Брюллов: картины и акварели
Сегодня мы поговорим о художнике, акварелисте, монументалисте и живописце Карле Брюллове.
Карл Брюллов
Художник был сыном академика орнаментальной скульптуры П. Брюллова. С 1809 по 1822 год мальчик учился в Академии художеств у таких мастеров, как А. Егоров, А. Иванов и В. Шебуев. После этого, вплоть до 1834 года, он жил и творил в Италии, в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Тут же он написал свою известную картину «Последний день Помпеи», которая получила Гран-при в Париже.
Также художник создал ряд портретов, которые принесли ему огромную популярность (например, «Всадница»). В 1835 году Карл Брюллов, картины которого были уже весьма популярны, отправляется в творческое путешествие по Турции и Греции. За это время он создает много графических работ. В этом же году художник возвращается на Родину и живёт в Москве. В это время он знакомится с Александром Пушкиным. Вскоре художник переезжает в Санкт-Петербург.
С 1836 года по 1849 год он работает преподавателем в Академии художеств. Также Карл Брюллов создал ряд портретов известных культурных деятелей (например, Н, Кукольник, И. Крылов, И. Витали). Известно, что он близко общался с М. Глинкой. 4 года жизни (1843-1847) он посвятил живописным работам в Исаакиевском и Казанском соборах (Санкт-Петербург), которые удалось завершить П. Басину. В 1849 году Карл Павлович был вынужден уехать на остров Мадейру из-за резкого ухудшения состояния здоровья.
Картины
Картина Карла Брюллова «Всадница» стала его визитной карточкой. Проводя анализ его творчества, можно заметить, что в работах он воспевает красоту и благородство окружающего мира и людей. Художник очень реалистично, нежно и проникновенно изображает людей за обыденными занятиями. Радость жизни сквозит и в его портретах, которые он создает с особой нежностью. «Всадница», которую мы уже упоминали выше, представляет собой обычную картину, но чем она так поражает современников? Художнику удалось соединить и передать посредством красок удивительную легкость и страсть, торжество плоти и легкую насмешку природы, а также яркость и беззащитность дамы.
После посещения Греции и Турции в его картинах появляются соответствующие мотивы («Храм Аполлона Эпикурейского», «Долина Дельфийская» и т. д.). Карл Брюллов, картины которого мы рассматриваем, увлекся культурой и архитектурой Греции и начал активно изучать творения мастеров древности. В результате он пишет картину «Последний день Помпеи», которая восхищает буквально весь мир. Стоит отметить, что художник занимался ею около 3 лет.
В Санкт-Петербурге художник работает над «Осадой Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Напряженные поиски музы совершенно выматывают творца, а погодные условия Питера, после теплой Греции, только усугубляют обстановку. Параллельно с этим он занимается работой по украшению соборов, о которых мы говорили выше. В результате такого напряжённого графика Карл Брюллов заболевает.
К сожалению, поездка на теплый остров Мадейру не спасла его: семь месяцев он провёл в постели, не имея возможности работать в привычном темпе. В 1952 году К. Брюллов умер в местечке Манциана под Римом. За некоторое время до своей кончины он говорил о том, что не сделал и половины того, что мог и хотел.
Акварели
Чем нас может удивить Карл Брюллов? Картины с названиями мы частично рассмотрели, а теперь пора обратиться к его акварельным работам. Портреты семьи Нарышкиных и Олениных имеют разное композиционное решение и цветовую гамму, но в целом очень похожи. Для изображения Нарышкиных художник проявил свой талант анималиста. Чтобы не делать картину слишком простой, творец выделил фигуру Нарышкиной, немного затмив её мужа. Также на картине отлично видны эмоциональные моменты. К прочим акварельным картинам относят «Прерванное свидание», «Портрет великой княжны М. Николаевны», «Портрет великой княгини Елены Павловны», «Всадников» и «Портет графини Ферзен на ослике».
Влияние
Карл Брюллов (картины, описание которых представлены в статье не могут полностью воссоздать его талант) оказал большое влияние на последователей, вдохновленных его талантом и умениями. Его влияние на живопись было не столь масштабным, как у его друзей — А. Пушкина на литературу и М. Глинки на музыку — но копирование психологических моментов изображения портретов можно найти у Крамского, Серова, Перова и Врубеля.
Наиболее тщательно творчество Карла Брюллова изучал талантливый художник Н. Ге, в первых работах которого отчетливо видно влияние картин эталона. В некоторых работах можно даже найти похожие цветовые и композиционные решения, а также схожие позы и жесты изображаемых людей.
Источник
АКВАРЕЛИ КАРЛА БРЮЛОВА.
Общество озабочено было тем, что молодые пенсионеры едут в страну, охваченную революционным движением. Петербургская цензура строго следила, чтобы вести о карбонариях не проникали в русскую печать. Появление в «С.-Петербургских ведомостях», в мае 1822 года, сообщения о расправе одного из карбонариев с изменником революционного союза, вызвавшее переполох в правительственных кругах, привело к усилению цензурных запретов .
Общество предупреждало своих пенсионеров, что будет иметь строгий надзор за их поведением «и в случае беспорядков остановит помощь свою соделавшимся недостойными оной». Оно было также обеспокоено возможностью увлечения Брюлловых романтическим искусством, которое называло «французским стилем».
В инструкциях указывалось, что порождением нового стиля является предосудительное увлечение современных художников «низким» жанром, то есть бытовой живописью.
Виртуозно владея всеми тонкостями акварельной техники, Брюллов в конце 1820-х годов начал чрезмерно увлекаться кропотливой разработкой деталей. Ярко зазвучал цвет, уплотнились тона, создавая впечатление непроницаемой поверхности листа
.
Несмотря на мастерство исполнения, акварели Брюллова этой поры стали терять прозрачность и чистоту, пленяющую в технике водяными красками. Усиление темных мест при помощи лака и клея, использование бронзового порошка для обозначения медных или золотых деталей костюма и обстановки вносили чуждый бытовым сценам элемент декоративности. этими чертами особенно отличались шутливые сцены «Сон бабушки и внучки» и «Сон монашенки».
Источник
Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов
Наталия Соломатина, Олег Антонов
ПОД ТАКИМ НАЗВАНИЕМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ (ГРМ) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, А ЗАТЕМ И В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА (ГМИИ) В МОСКВЕ БЫЛИ ПОКАЗАНЫ ВЫСТАВКИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ К.П. БРЮЛЛОВА, КОТОРЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ, ЧТО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ ДАЖЕ СТОЛЬ ХОРОШО ИЗУЧЕННОГО МАСТЕРА ОСТАЮТСЯ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ. НА ВЫСТАВКАХ, НЕСКОЛЬКО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО СОСТАВУ, ПОМИМО ДВУХ УПОМЯНУТЫХ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭКСПОНИРОВАЛИСЬ РИСУНКИ И АКВАРЕЛИ «ИТАЛЬЯНСКОГО АЛЬБОМА», ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЗАКРЫТОМУ ПАЕВОМУ ИНВЕСТИЦИОННОМУ ФОНДУ (ЗПИФ) ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «АТЛАНТА АРТ».
Работы, выполненные Брюлловым в короткий отрезок времени — во второй половине 1820-х — начале 1830-х годов, в период первого пребывания в Италии, являются еще одним свидетельством его увлечения жанровыми мотивами и пристального отношения к натуре. Эти произведения раскрывают творческую лабораторию художника: позволяют увидеть путь от непосредственно натурных наблюдений-набросков к тем мастерски сочиненным жанровым акварелям и сепиям, которые принесли Брюллову славу одного из лучших акварелистов и рисовальщиков своей эпохи, став предметом настоящей «охоты» ценителей искусства.
Серия «Итальянские натурщики в национальных костюмах», состоящая из четырнадцати листов 1 , была обнаружена А.Н. Бенуа и П.И. Нерадовским в 1920 году в бывшем особняке Нарышкиных в Петрограде 2 , в 1926 году она поступила в Русский музей. На протяжении многих десятилетий произведения вызывали противоречивые оценки — от восторженного отношения к этим натурным штудиям, столь отличным от широко известных «итальянских жанров», до отрицания самой возможности считать их частью наследия художника. О.А. Лясковская отмечала: «Они написаны с такой силой и суровым реализмом, что, приписав их К. Брюллову, придется еще расширить границы диапазона его творчества» 3 . Э.Н. Ацаркина, автор самой полной монографии о мастере, напротив, отрицала их принадлежность Брюллову, поместив рисунки в раздел «Произведения неизвестных художников, приписываемые Брюллову» 4 .
До недавнего времени доказательством подтверждения или опровержения авторства Брюллова служили прежде всего анализ манеры исполнения, проявлявшийся часто в деталях, ее сходство и различие с другими произведениями из собрания Русского музея 5 . Прямых же аналогий не было известно, пока в начале 1990-х в Великобритании не обнаружили еще одну обширную группу работ, получившую, по первой публикации, название «Итальянский альбом» 6 .
«Итальянский альбом» на протяжении более полутора столетий хранился в частном собрании, в семье графов Витгенштейнов, и оставался не доступным исследователям. Он содержит тридцать три рисунка и акварели, а также титульный лист с автографом художника — посвящением графине Стефании Витгенштейн (урожденной Радзивилл), на котором обозначены место и дата: «Римъ апрђлъ 3./ MDCCCXXXII.». Подношение было сделано в одну из последних встреч Брюллова с семьей Витгенштейнов в Италии. После рождения их второго ребенка — сына Петра доктора нашли у графини чахотку, и супруги уехали из Италии в Эмс. Однако лечение на водах во Франции не принесло результатов: 14 июля 1832 года 22-летняя Стефания Витгенштейн скончалась.
3 апреля того же года Стефании Витгенштейн вместе с титульным листом был подарен один или несколько рисунков альбома. Большинство входящих в него листов, скорее всего, попали в семью Витгенштейнов другими путями. Об этом свидетельствует больший по сравнению с титульным листом размер рисунков, которые просто не могли войти в сложенную вдвое обложку с посвящением. Известно, что Брюллов поддерживал дружеские отношения с мужем Стефании графом Львом Петровичем Витгенштейном, встречался с ним в Италии и Петербурге 7 , состоял в переписке. Поэтому логично предположить, что альбом был сформирован в последующие годы его владельцами. По всей вероятности, Брюллов нередко дарил некоторые свои работы (рисунки, эскизы, наброски) в дополнение к заказным работам тем из своих заказчиков, которые были его особенными поклонниками и с которыми у него завязывались дружеские отношения. Именно этим можно объяснить появление в собрании Нарышкиных серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах», а у Витгенштейнов — «Итальянского альбома» 8 .
Характерный брюлловский росчерк на титульном листе — легкий и свободный — имеет множество аналогий. В коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина находится альбом с набросками, где порой большая часть страницы заполнена пробой автографа еще совсем молодого художника 9 . Сами рисунки серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах» и «Итальянского альбома» обнаруживают общность не только в манере исполнения, но и в темах, типажах, позах, технических и композиционных приемах. В целом ряде случаев мы видим одних и тех же натурщиц — жительниц римских окрестностей, региона Лацио — Неттуно, Са-нино, Олевано, а также монахов, пилигримов, пастухов, бродячих музыкантов. В этих завершенных и хорошо проработанных штудиях Брюллов предстает не столько мастеровитым рисовальщиком, сколько внимательным наблюдателем, интересующимся характерными деталями костюма и в целом типичными атрибутами повседневной итальянской жизни. Следуя этой задаче, он тщательно воспроизводил детали костюма пастуха в рисунке «Пастух в маструке с посохом на плече» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») — меховой жилет (маструка) и кожаные наколенники. Он несколько раз выполнял этюды с натурщиков и натурщиц Чочарии — юго-восточного региона Лацио, которые легко узнаваемы благодаря характерной и незамысловатой обуви чоча -сандалиям с двойной подошвой на кожаных ремешках («Богатая Чочара с корзиной», «Пифферари», оба — 1828-1829, ГРМ; «Итальянка из Санино перед сундучком», конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт»), или типичному головному убору cartonella приморского городка Неттуно («Итальянка из Неттуно», 1828-1829, ГРМ; конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт»). Интерес художника вызывал и простонародный римский тип нищего-босяка — лаццароне (или лаццарони), который встречается в одноименном рисунке (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») или сепии «Отдыхающие путники» (около 1835, ГМИИ имени А.С. Пушкина).
Необходимость исполнения подобного рода рисунков была обусловлена характером заказов, поступавших художнику в те годы. Так, в июне 1825 года Брюллов писал в Общество поощрения художников: «Теперь, кроме упомянутой в Ватикане копии 10 , я начал несколько картин во фламандском роде и по желанию ее сиятельства графини Нессельроде я обещал ей написать пять картин, представляющих разные национальные и характеристические сцены Рима. (курсив. — Н.С., О.А.)» 11 . Рисунки двух рассматриваемых циклов, не являясь непосредственно эскизами ни к одному из известных живописных полотен или жанровых акварелей, часто связаны с ними тематически и по настроению. В частности, акварель «Пилигрим, опустившийся на колено» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») отсылает к более раннему живописному произведению «Пилигримы в дверях Латеранской базилики» (1825, ГТГ); лист «Пифферари» — к картине «Пифферари перед образом Мадонны» (1825, ГТГ); а такие работы, как «Молящийся пилигрим» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт») или «Монах, придерживающий рясу» (конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта Арт»), перекликаются с акварелью «На исповеди» (1827-1830, ГРМ).
Ряд работ двух циклов носят характер не просто натурных штудий, а обнаруживают стремление к разработке жанровых мотивов, поиску пространственных отношений. В этом плане показательны листы «Чочара, сидящая на камне» с вечерним римским пейзажем на дальнем плане, «Итальянка из Неттуно», за которой различим фонтан с фигурой Нептуна, «Пифферари» и «Коленопреклоненная итальянка в храме» (все — ГРМ), где присутствует определенная повествовательность.
Акварель «Итальянка у колыбели» (1832 ?, ЗПИФ «Атланта-Арт») — уже полноценная жанровая сценка и следующий этап, если рассматривать метод работы художника. Здесь внимание сосредоточено на пространственном решении композиции: вновь итальянская модель на первом плане, а в открывающемся слева проеме — сцена у ресторана. Примерно ту же стадию работы над «характеристическими сценами Рима» отражают рисунок «В церкви» (начало 1830-х, ГМИИ имени А.С. Пушкина) или незавершенная акварель «Мальчик с осликом у колодца» (1823-1827, ГМИИ имени А.С. Пушкина). Последний выполнен на оборотной стороне другого рисунка — «В темнице» — эскиза-варианта иллюстрации к поэме Дж. Байрона «Шильонский узник».
Несколько отдельно стоящей группой рисунков предстают зарисовки так называемых разбойников («Сидящий разбойник», «Разбойник, чистящий ружье шомполом», «Разбойник на фоне морского пейзажа», все — конец 1820-х, ЗПИФ «Атланта-Арт»). Тема была чрезвычайно популярной в романтическую эпоху, к ней обращались многие современники Брюллова, в частности, А.О. Орловский, П.В. Басин. В отличие от римских жанров эта тема не нашла у Брюллова воплощения в законченных станковых живописных или графических работах, но также, вероятно, явилась следствием определенных натурных наблюдений: в конце 1820-х годов активизировалась борьба за национальную независимость и единство Италии. Участники этого движения — карбонарии — оказались не менее разбойников романтически-притягательной темой: их деятельность также была овеяна ореолом секретности и легенд. Как и разбойники, карбонарии имели при себе ружья для оказания сопротивления властям и помощи «братьям».
Одной из самых виртуозных граней графического наследия Брюллова являются мастерски сделанные и хорошо известные жанровые композиции: здесь он стал одним из новаторов русского искусства. Небольшие акварельные сценки пользовались большой популярностью у русских заказчиков, путешествующих по Италии. В них Брюллов предстает «увлекательным рассказчиком», блистательно владеющим техникой и наполняющим изображения светом и цветом. Акварель «На исповеди» (1827-183, ГРМ), сепии «Первый поцелуй» (1833, ГРМ), «Женщина, посылающая поцелуй из окна» (1826, ГРМ), производят впечатление, что художник увидел их на улице или в домах обычных итальянцев, хотя сцены всецело были плодом фантазии художника, а подход к их сочинению мало чем отличался от работы над живописными произведениями. В этом отношении показательна сепия «Женщина, посылающая поцелуй из окна», сюжетный замысел которой первоначально предполагался для реализации именно в живописи. В марте 1827 года Брюллов писал в Общество поощрения художников о желании написать картину в пару к «Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль): «Сюжет взят с натуры. молодая девушка, возвратившись домой по окончании праздника, подходит к окну, чтоб оное запереть; держа в одной руке лампу, другою делает итальянский знак приветствия лицу, предполагаемому вне дома» 12 .
За внешней легкостью исполнения, той маэстрией, которую высоко ценили современники мастера и отличающей все «итальянские жанры» художника, стояла долгая и кропотливая подготовительная работа, проделанная Брюлловым в таких сериях, как «Итальянские натурщики в национальных костюмах», «Итальянский альбом», в многочисленных альбомных зарисовках.
Акварели «Итальянская семья (В ожидании ребенка)» (1831, ГРМ), «Итальянка с ребенком у окна» (1826, ГМИИ имени А.С. Пушкина), сепия «Мать, просыпающаяся от плача ребенка» (1831, ГРМ) объединены не просто общей темой, а последовательным повествованием об истории жизни простой итальянской семьи: до и после рождения ребенка. Идиллические сценки отличает насыщенность бытовыми деталями, дополняющими рассказ множеством интересных подробностей. Свободная, энергичная манера исполнения интерьеров, деталей антуража сочетается в них с почти ювелирной техникой — фигуры персонажей написаны плотно положенными друг к другу мазками.
Особой темой в графике итальянского периода Брюллова, где его талант сочинителя и рассказчика проявился в полной мере, стал небольшой акварельный цикл, посвященный снам: «Сон бабушки и внучки», «Сон монашенки» (обе — ГРМ) и «Сон молодой девушки перед рассветом, в то время как за окном пастух трубит в рожок» (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Они не менее органично вписываются в романтическую эстетику с ее культом мечтательности и не контролируемой разумом бессознательной стихии, чем «итальянские жанры», полные очарования повседневной жизни, или «восточные» сепии, проникнутые грезами о дальних странствиях. Листы этой небольшой серии объединены близостью композиционного решения и фантастическим мастерством владения акварелью. Они подкупают зрителя добродушным юмором, трогательностью и сентиментальностью, вместе с тем раскованностью и свободой от условностей. Так, в композиции «Сон бабушки и внучки» обыграна тема различных возрастов и темпераментов. Сон бабушки отсылает к временам ее молодости — эпохе рококо, о чем свидетельствуют парные портреты в золоченых рамах на стене, сон внучки выдает ее увлечение рыцарскими и авантюрными романами: вместе со всадником на черном коне она несется ночью мимо кладбища. Чрезвычайно живо и убедительно Брюллов передал характер снов через позы своих героинь: спокойную и умиротворенную -бабушки, подвижную и напряженную — внучки, что даже покрывало оказалось на полу. Любовно выписаны лежащие на стуле детали костюмов персонажей, и даже к такому вопросу, как время действия, Брюллов внимателен: на часах двадцать минут второго.
С тем же вниманием к мелочам «разыграна» другая сцена -«Сон монашенки», где также определено время: монастырский колокол за окном уже звонит к заутрене, и в келью с надписью «ORA PRO NOBIS» («Молись за нас» — лат.) входит старшая сестра, чтобы разбудить юную воспитанницу. Но сны воспитанницы далеки от церковных служб и посвящены встрече с возлюбленным. Любопытно, что в такой отвлеченной сцене художник не ограничился простым повествованием, а внес в нее значительную долю конкретности, которая, несомненно, также была следствием его натурных наблюдений: старшая монахиня изображена в красном скапулярии Сердца Иисуса, а на двери кельи видно символическое изображение Святого Сердца. Это свидетельство принадлежности изображенных к одному из женских монашеских орденов, посвященных культу Святого Сердца Иисуса, получивших особое распространение в первой трети XIX столетия.
В третьей композиции — «Сон молодой девушки перед рассветом, в то время как за окном пастух трубит в рожок» — нет той легкой фривольности, которая отличает две предыдущие акварели. Сюжет подчеркнуто целомудрен: девушке снится отеческое благословение, причем ее избранник — пастушок за окном, услаждающий ее слух в утренние часы. Свадебная тематика раскрыта и через аллегорическую фигуру, раскрывающую покрывало над спящей и посыпающую ее кровать цветами и лепестками роз.
Популярность такого рода сценок, послуживших распространению в искусстве салонных тенденций, была феноменальной среди русских собирателей —и современников художника, и в последующие годы. Так, «Сон бабушки и внучки» находился в коллекции великой княгини Елены Павловны, чей портрет с маленькой дочерью Брюллов написал в 1830 году (ныне ГРМ). «Сон монашенки» происходит из собрания княгини М.К. Тенишевой, основательницы знаменитых Талашкинских ремесленных мастерских. А «Сон молодой девушки перед рассветом. » принадлежал графу С.Д. Шереметеву.
Вместе с тем художника нередко критиковали за легкомысленность и балансирование на грани высокого вкуса. Вероятно, именно про подобные композиции А.А. Иванов писал из Рима в Петербург в Общество поощрения художников накануне отъезда Брюллова из Италии: «Итальянец, усталый и истощенный над всем высоким и приятным, ищет теперь легких, модных игрушек.» 13 .
- В настоящее время в ГРМ хранится 13 листов серии; в 1932 году сепия «Старик, сидящий на камне» была передана в Культурно-исторический музей Армении в Ереване.
- Листы происходят из собрания прямых наследников Кирилла Александровича Нарышкина, который в 1825 году заказывал Брюллову в Риме две картины и чей двойной акварельный портрет с женой художник выполнил в 1827 году.
- Лясковская О.А. Карл Брюллов. М.; Л., 1940. С. 139-140.
- Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963. С. 494-495.
- Гаврилова Е.И. Реатрибуция и уточнение датировки двух групп работ К.П. Брюллова // Русская графика XVIII — первой половины XIX века: Новые материалы. Л., 1984. С. 146-162.
- Борисовская Н.А., Семенова Н.Ю. Карл Брюллов. Итальянский альбом: Из собрания банка «Столичный». М., 1994. Технико-технологическое исследование этих рисунков и акварелей было проведено в ГРМ. См.: Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов: Каталог выставки / Государственный Русский музей. СПб., 2012. С. 113-114.
- В 1832 году он написал портрет детей графа Л.П. Витгенштейна (замок Шиллингфюрст, Германия) и выполнил проект надгробного памятника С. Витгенштейн.
- Борисовская Н.А., Семенова Н.Ю. Карл Брюллов. Итальянский альбом: Из собрания банка «Столичный». М., 1994. С. 78.
- Александрова Н.И. Русский рисунок XVIII — первой половины XIX века: Каталог-резоне / ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2004. С.154, № 274.
- Имеется в виду копия с композиции «Афинская школа» Рафаэля (ныне — НИМ РАХ).
- Цит. по: Петрова Е.Н. Знаем ли мы Брюллова-рисовальщика? // Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов: Каталог выставки / ГРМ. СПб., 2012. С. 8.
- Там же. С. 10.
- Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806-1858. СПб., 1880. С. 88.
Источник