- Учитель рисования: особенности и обучение
- Описание
- Должностные обязанности
- Требования
- Навыки
- Личные качества
- Права и ответственность
- Как получить образование?
- Как выбирать себе преподавателя на курсах по рисованию или живописи
- «Знакомство-вдохновение»
- Как выбирать себе учителей по рисунку и живописи?
- Вдохновение – главный двигатель обучения
- Одна художественная студия или несколько?
- Влияние методики преподавания на дальнейшую карьеру
- Профессионализм или харизма?
Учитель рисования: особенности и обучение
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
В классификаторе профессий учитель рисования относится к разделу «Образование и наука». Этот специалист может работать в общеобразовательных школах, ССУЗах, учреждениях дополнительного образования. Его задача – преподать детям основы изобразительной грамоты, научить рисовать в меру возможностей каждого.
Описание
Сразу стоит отметить, что умение хорошо рисовать, определенный багаж знаний за спиной (например, художественная школа) – еще не показатель того, что человек может стать хорошим учителем. Даже обучение в ВУЗе по этому профилю не является гарантией того, что у человека сложится педагогическая карьера.
Не зря преподавание считают призванием и учитель рисования – это не исключение.
С одной стороны, сказать о профессиональной востребованности учителей ИЗО – значит обрисовать не самую радужную картину. В средних школах сокращаются часы изобразительного искусства и черчения, что затрудняет возможность набрать часы на ставку в одном учреждении образования. С другой стороны, открывается множество частных образовательных центров, школ детского развития и прочих площадок, где преподаватели изобразительного искусства могут профессионально реализоваться.
Чтобы стать учителем рисования, нужно иметь высшее профессиональное образование или средне-специальное профильное образование. Учитель ИЗО находится в подчинении у директора образовательного учреждения, руководствуется в своей профессиональной деятельности Конституцией страны, Законом об образовании, а также должностной инструкцией учителя изобразительного искусства в школе.
Как любой другой педагог, он не просто ведет уроки, но и участвует во внеурочной работе школы (конкурсы, мероприятия, акции), может быть классным руководителем. Нередко учителям ИЗО приходится работать по совместительству: чтобы набрать оптимальное количество часов, зачастую они работают в школе и, например, в Доме детского творчества. Или же дополнительно учитель ИЗО ведет в школе черчение, занимается кружковой работой.
Должностные обязанности
Перед тем как задуматься о выборе этой профессии, узнайте, чем вам придется заниматься. Речь идет не только об обучении и воспитании учащихся, хотя это, безусловно, базовые должностные обязанности.
К другим должностным обязанностям в школе относят:
- обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям Госстандарта;
- формирование общей культуры личности и социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;
- планирование и осуществление учебного процесса сообразно образовательной программе школы;
- организация самостоятельной деятельности ребят, в том числе проектной и исследовательской;
- ведение учебной документации в установленном порядке;
- соблюдение прав и свобод учащихся;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся;
- дежурство в школе согласно графику, участие в педагогических советах, собраниях, семинарах, конференциях;
- изготовление и использование дидактического материала, наглядных пособий;
- организация участия ребят в предметных конкурсах, выставках, фестивалях, внутришкольных мероприятиях;
- осуществление межпредметных связей в процессе преподавания.
Кроме того, учитель отвечает и за паспортизацию собственного кабинета, и за проведение предписанных инструктажей.
Учитель ИЗО – это педагог, в «ведомстве» которого находятся предметы и, возможно, кружковые направления эстетического цикла. А значит, у этого предметника есть особая педагогическая миссия. Он должен формировать основы художественной культуры у ребенка, развивать эстетическое и эмоционально-ценностное восприятие мира, развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение. Должен учитель и прививать художественный вкус.
Наверное, одной из главных задач педагога является развитие потребности ребенка в общении с контекстом изобразительного искусства. Именно этот педагог может делать так, чтобы для ученика соприкосновение с искусством было личностно-значимой ценностью. Не все ребята смогут действительно хорошо научиться рисовать, но все должны погрузиться в этот опыт, попробовать свои силы. Но даже не рисование – главная цель преподавания, а другое, эмоционально-художественное осмысление мира, с которым можно познакомить ребенка.
Требования
К учителю ИЗО выдвигается немало профессиональных требований. Но и личностные качества важны для человека этой профессии.
Навыки
Учитель должен уметь работать с документацией и отслеживать предписания нормативных документов. Он должен быть знаком с приоритетными направлениями и перспективами развития педагогической науки своей страны.
Кроме того, учитель рисования должен:
- знать методику преподавания своего предмета и воспитательной работы;
- вовлекать в практический опыт современные педагогические технологии;
- знать педагогику, основы детской физиологии и психологии;
- уметь работать с ПК, принтером, проектором, текстовыми редакторами, презентациями, браузерами;
- поддерживать дисциплину в классе;
- быть готовым к проведению интегрированных занятий.
Безусловно, сегодня учитель должен заниматься и самообразованием. Только такое непрерывное саморазвитие может позволять ему не просто оставаться в профессии, но и соответствовать актуальному образовательному запросу.
Личные качества
Одно из главных качеств, которые должны быть у человека, желающего связать жизнь с педагогикой, это эмпатия. Способность к сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека, почувствовать его и помочь, очень важна для учителя.
А еще хорошо, если преподаватель ИЗО обладает следующими качествами:
- инициативность – без этого творческий процесс в школе представить сложно;
- тактичность – помогает разрешать острые конфликты и избегать их;
- внимательность – нужно видеть каждого ребенка на уроке;
- отзывчивость – одно из базовых качеств педагога, авторитетного для детей и коллектива;
- организованность – без нее сложно разобраться с большим количеством документации, текущих конкурсов, а также создавать интересные уроки в таком режиме.
Тяжело будет в школе людям, которые не привыкли работать в режиме многозадачности, боятся критики и не умеют находить общий язык с детьми.
Права и ответственность
Основная ответственность – жизнь и здоровье детей. Занятия должны быть организованы так, чтобы этому ничего не угрожало. Ответственен учитель за качество своей работы, за соответствие учебной программе и целям образовательного учреждения. Состояние кабинета, сохранность мебели, демонстрационного материала, техсредств в кабинете – тоже в зоне ответственности педагога. Учитель рисования имеет право составлять авторские планы-конспекты уроков, использовать различные формы, приемы, технологии и методики, которые позволяют эффективно объяснить программный материал.
Также учитель имеет право:
- давать ребятам распоряжения по сохранению дисциплины в классе;
- вносить предложения по оптимизации условий учебного процесса в классе ИЗО;
- претендовать на повышение квалификации;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- на поощрения;
- на социальные льготы и то, что полагается специалисту по контракту (сокращенная рабочая неделя, удлиненный отпуск, социальные гарантии, пенсия по выслуге лет и т. д.).
Имеет право рядовой педагог и на управление образовательным учреждением в той мере, в которой предполагает это Устав. Это значит, что учитель может участвовать в принятии коллективных решений, выдвигать собственные идеи в интересах школы и учебного процесса и т. д.
Как получить образование?
Весомый плюс, если еще в школьные годы будущий учитель получил образование в художественной школе. Далее он может поступать либо сразу в ВУЗ (государственный или коммерческий), либо учиться в педагогическом колледже, где дополнительной специализацией может быть «Учитель изобразительного искусства» или «Руководитель кружка изобразительного искусства». Впоследствии получив средне-специальное образование, молодой педагог может продолжить специализацию в ВУЗе на сокращенном сроке обучения.
Стать учителем рисования не так сложно: проходные баллы в ВУЗ не самые высокие. Это образование доступно для детей, которые не смогли поступить, например, на «Дизайн», но не хотят терять время и решают подать документы в педвуз.
Зарегистрировавшись в налоговых органах как репетитор, учитель рисования может давать частные занятия на дому. Так сегодня учат ребят, которые по разным причинам не могут посещать художественные школы и студии.
Источник
Как выбирать себе преподавателя на курсах по рисованию или живописи
«Знакомство-вдохновение»
Получая художественное образование, разные люди преследуют разные цели. Что имеется в виду? То, что не всем необходимо полное погружение в искусство, некоторым нужно лишь поверхностное знакомство. Конечно, не может быть строгого разделения на категории, в стремлении получить образование каждый человек поддерживает свою определенную цель. Однако есть люди, которые имеют ярко выраженный приоритет слегка ознакомиться с искусством, их можно охарактеризовать как категорию учеников «знакомство-вдохновение».
От цели ученика напрямую зависит его настроение и отношение к образованию. Если человек не особо заинтересован, то после поверхностного знакомства с предметом он может уйти, ссылаясь на особенности учителя, взаимоотношения в группе, собственные психологические травмы. Такую позицию можно подвергнуть критике, но, тем не менее, эта проблема существует. В эту же категорию людей можно отнести учеников, которые приходят на курсы по рисованию за вдохновением.
Такая цель не означает, что обучение будет краткосрочным и длиться несколько дней или недель. Некоторые ученики могут заниматься годами, не задаваясь целью достигнуть высот в данной отрасли. Если человек длительное время обучается рисунку, но не планирует в дальнейшем расти, развиваться, прикладывать много усилий, то можно справедливо сказать, что относится к категории «знакомство-вдохновение».
Как выбирать себе учителей по рисунку и живописи?
Отчасти в этой ситуации все люди как маленькие дети, которых забрали от родителей и в первый раз привели в детский сад. Мы испытываем шок, находимся в недоумении, что дальше делать. В этой ситуации нужно установить правильный баланс.
Все люди разные, и ко всем нужен правильный подход. Бывают преподаватели с такой либеральной позицией, что все несчастные, всем надо больше любви и это будет справедливо. А бывает позиция как у героев Джека Лондона: «Давайте кушать медвежатину, давайте закаляться». И это тоже будет справедливо. Однако при выборе преподавателя по рисованию не нужно базироваться на его особенностях характера или поведения. Нужно подобрать человека близкого себе по энергетике, который способен вас вдохновить, зарядить своим интересом к предмету.
Другой случай, который тоже может стать успешным – это учитель, который, возможно, не сильно погружен в предмет, но имеет хороший ораторский дар, природный магнетизм и способен своей методикой преподавания буквально заразить вас своей энергией. В противном случае самому ученику необходимо иметь собственный огромный запас вдохновения, который позволит ужиться с любым наставником.
Вдохновение – главный двигатель обучения
Вдохновение – чувство очень специфическое, неземное. Никогда нельзя понять, что именно его пробуждает. Иногда это могут быть новые знакомства, новые впечатления, или же рядовые события. Например, человек просто посетил музей, и его буквально «прострелило». Его заразила идея и он начал заниматься искусством, к примеру, освоил курсы мозаики. Потом начал расширять свои знания, освоил рисунок, начал работать по специальности, приобрел дополнительное образование. Такие люди кипят энергией, постоянно двигаются вперед. И таких людей, к сожалению, меньшинство.
В основном все ученики зависят от личности преподавателей: настроение, интерес, вдохновение. Если повезет, можно сразу найти учителя по душе. Но чаще всего нужно посетить несколько курсов и студий, чтобы понять, какой стиль преподавания подходит именно вам. И даже если будет казаться, что искусство абсолютно не подходит вам, найдется человек, который зарядит вас вдохновением и творческой энергией.
Одна художественная студия или несколько?
Для эффективного и разностороннего обучения нужно определить все художественные студии, которые в данный момент возможно посещать. Даже если есть один преподаватель, который вам идеально подходит, ради разнообразия нужно ходить и на другие занятия. Почему? Потому что разные люди дают разные подходы к предмету, и лишь в комплексе можно максимально рассмотреть его со всех сторон.
Не нужно оплачивать несколько курсов – можно посещать свою любимую студию и периодически ходить на разовые занятия рисунком или живописью в другие места. Не стоит сразу оплачивать несколько курсов, ведь никогда не известно, подойдет это именно вам или нет. Лучше ходить по разным студиям и сравнивать – это напоминает поиск ценной книги на блошином рынке.
Влияние методики преподавания на дальнейшую карьеру
Преподаватель напрямую влияет на своего ученика, на процесс обучения. Если подход определен неверно, в дальнейшем это может помешать успешному развитию творческого потенциала. Бывает, что ученика нужно мягко подталкивать, начинать с азов, а преподаватель сразу дает серьезную нагрузку, которая может в дальнейшем отпугнуть от искусства даже на несколько лет. При дальнейших попытках обучения начинается этап непринятия, критики. Лучше всего в вопросах образования в области искусства принять позицию человека, который ищет что-то замечательное.
Однако если же ученик находит «своего» преподавателя – это огромная удача. Хороший учитель может помочь развить небольшой потенциал в большой талант. Занятия проходят легко и непринужденно, а ученик всегда идет на них с удовольствием. Хороший наставник оставляет часть себя в душе своего ученика, которую тот проносит сквозь всю жизнь.
Профессионализм или харизма?
Очень часто люди, которые уже посетили несколько разных студий, переходят к следующему этапу профессионального роста. Им не интересны рекламные слоганы, обещающие «сделать из вас художника за два месяца через правое полушарие или ещё какую-то часть тела». Это другое настроение, такие ученики готовы прикладывать усилия регулярно для достижения своей цели.
В этом случае при выборе преподавателя нужно обратить внимание на его профессионализм, опыт, образование. Харизма никогда не помешает наставнику, однако нужно рассматривать и методику преподавания, работы, уровень рисунков, на уровень владения вещами, которые вы перенимаете (базовый рисунок, владение портретом, фигурой, живопись). Не всегда эти качества совпадают внутри одного человека.
Источник