Как сделать станок для рисования

Как сделать мольберт своими руками: пошаговая инструкция

Мольберт является одним из основных атрибутов художника. В специализированных магазинах стоимость подставки для картин может достигать нескольких тысяч рублей. А вот вооружившись понятным чертежом и пошаговой инструкцией, как сделать мольберт своими руками, его можно смастерить самостоятельно.

Мольберт является одним из основных атрибутов художника. В специализированных магазинах стоимость подставки для картин может достигать нескольких тысяч рублей. А вот вооружившись понятным чертежом и пошаговой инструкцией, как сделать мольберт своими руками, его можно смастерить самостоятельно.

Мольберт из картона

Самым простым и быстрым способом считается изготовление мольберта своими руками из картона.

Такие подставки для картин очень легко складываются и требуют минимум места для хранения.

Что необходимо подготовить

Для создания картонного мольберта потребуются:

  • картонные коробки квадратной формы с размерами не менее 18х18х16 см;
  • малярный скотч;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • двусторонняя липучка.

Для создания мольберта отлично подойдут коробки из-под бытовой техники.

Для закрепления листов дополнительно понадобятся скотч или несколько канцелярских зажимов.

Процесс изготовления

Рабочий процесс по созданию самодельного картонного мольберта состоит из следующих этапов:

1. У картонной коробки удаляют её верхние и нижние части, а боковые стороны разрезают по противоположным граням. В итоге получатся две детали, состоящие из соединённых сторон коробки. Обрезки картона можно сохранить для будущих шедевров.

Из одной картонной коробки можно смастерить два мольберта

2. Малярный скотч разрезают на два отрезка длиной около 26 см. Одну заготовку следует приклеить к внутренней поверхности одной из сторон будущего мольберта, сложить его пополам и прикрепить к наружной поверхности картона так, как это показано на фото.

Описанную манипуляцию проделывают и со вторым отрезком малярного скотча.

3. Небольшой кусок двусторонней липучки прикрепляют одной стороной к малярному скотчу, а другой — к наружной поверхности второй.

Листы бумаги для рисования на такой мольберт можно приклеить с помощью скотча или прикрепить канцелярскими зажимами.

Картонный мольберт очень лёгкий и способен передвигаться во время рисования, поэтому перед работой рекомендуется закрепить его на поверхности стола двусторонним скотчем.

Мольберт из дерева

Конструкции из дерева являются более надёжными и долговечными. Но для создания деревянного мольберта требуется больше материальных затрат и минимальные навыки по работе с этим материалом.

Какие инструменты и материалы понадобятся

Для рабочего процесса по изготовлению мольберта своими руками необходимо подготовить:

  • клей для дерева;
  • дверную петлю размером 20 мм;
  • наждачную бумагу 100–200;
  • крестовую отвёртку;
  • сосновые рейки размером 45*20 мм и длиной 3 метра — 3 шт. ;
  • наличник шириной 5 см, длиной 60 см — 3 шт. ;
  • рулетку;
  • линейку;
  • крючок навесной размером 130 мм;
  • гвозди без шляпок длиной 20 мм — 4 шт.;
  • круг наждачный 100 — 200 — 1 шт. ;
  • ножовку по дереву;
  • шуруповёрт;
  • саморезы 34*2,9 мм — 6 шт.;
  • саморезы 16,5* 2,7 мм — 4 шт.;
  • дрель со свёрлами 6 и 8 мм;
  • шлифовальную машину;
  • электролобзик;
  • строительный карандаш;
  • молоток;
  • мебельные винты с шайбами и гайками размером 72*5,2 мм — 2 шт.

Для предупреждения травмирования все работы с деревом необходимо осуществлять в строительных перчатках.

Пошаговая инструкция

Максимально упростить рабочий процесс помогут грамотный чертёж и подробная инструкция. Примерный чертёж с размерами представлен на рисунке ниже.

Чертёж будущего мольберта

Процесс изготовления состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка брусков. Первым делом распиливают сосновые бруски согласно чертежу. Они будут служить основанием будущего мольберта.

Базовые элементы конструкции

Для работы понадобятся бруски следующих размеров:

  • 168 см — 2 шт.;
  • 154 см — 1 шт.;
  • 146 см — 1 шт.;
  • 53 см — 1 шт.;
  • 39 см — 1 шт.

2. Обработка деревянных деталей.

Для того чтобы все подготовленные заготовки из дерева были идеально гладкими, их детали необходимо тщательно обработать со всех сторон с помощью шлифовальной машины, а торцы отшлифовать наждачной бумагой.

На этом этапе для защиты рук от повреждений рекомендуется использовать строительные перчатки.

Следует помнить, что сосна отличается большим количеством сучков. Именно это свойство является основной причиной для обязательной и качественной обработки. Для предупреждения расслоения древесины специалисты рекомендуют использовать в работе электроинструменты.

3. Сборка каркаса.

При сборке каркаса важно не допускать ошибок

После тщательной обработки всех деревянных заготовок приступают к монтажу каркаса будущего мольберта.

Специалисты рекомендуют проводить этот этап работы в помещении с кафельным полом. Это обусловлено тем, что плитка чаще всего уложена под углом 90 градусов, и такое напольное покрытие станет отличным ориентиром для выравнивания брусков.

Конструкцию начинают собирать с центрального бруска, которым является деталь длиной 146 см. Его кладут на пол параллельно кафельному шву. В случае отсутствия такого покрытия можно сделать временную разметку при помощи скотча или изоленты.

Из брусков по 168 см сооружают две опоры. После этого заготовки по 39 и 53 см накладывают внахлёст. Для скрепления брусков между собой необходимо заранее просверлить отверстия в требуемых местах с помощью сверла диаметром 6 мм. Затем промазать стыкующиеся поверхности клеем для дерева, зафиксировать детали относительно друг друга, а стыки закрепить саморезами.

Затем при помощи дверной петли присоединяют к заднему бруску длиной 39 см по центру опору длиной 154 см. При необходимости следует произвести корректировки размеров. Для соединения заготовок рекомендуется воспользоваться сверлом 6 мм в диаметре.

4. Оформление полочек.

После окончания монтажа каркаса можно приступать к оформлению полочек, которые располагаются на подрамнике. Для этого потребуются три наличника длиной 60 см и шириной 5 см. На каждой детали сверлом диаметром 8 мм делают по два отверстия, отступив 15 см от края заготовки.

После этого два наличника при помощи гвоздей и молотка скрепляют между собой под прямым углом, чтобы получилась полочка. Третий наличник послужит для фиксации полочки сзади.

5. Окончательная сборка мольберта.

Примерно через 24 часа после полного высыхания клея можно приступать к окончательному монтажу мольберта.

Для этого необходимо установить конструкцию горизонтально, зафиксировать готовую полочку для подрамника при помощи мебельных винтов с шайбами и гайками, регулируя её по высоте.

Для удержания задней опорной рейки в нужном положении следует прикрепить навесной крючок.

Навесной крючок на мольберте

Завершающим этапом создания мольберта своими руками является его окрашивание. Для этого можно использовать обычную краску желаемого цвета, морилку или прозрачный лак.

Самодельный мольберт готов

Изготовление мини-мольберта

Своими руками можно смастерить и мини-мольберт, который идеально подойдёт для начинающих художников, любителей писать картины небольших размеров и владельцев маленьких помещений.

Для его изготовления понадобится минимум времени, а готовая конструкция станет украшением любой мастерской.

Что нужно подготовить

Для создания самодельного мини-мольберта нужны следующие инструменты и материалы:

  • штапик сечением 6 на 8 мм;
  • ножовка;
  • шило;
  • сверло;
  • мебельный винт-барашек;
  • клей для дерева;
  • маленькие гвоздики;
  • наждачная бумага;
  • молоток;
  • степлер;
  • простой карандаш;
  • линейка.

Этапы изготовления

Процесс изготовления мини-мольберта состоит из следующих этапов:

1. Штапик распилить на 4 части для создания опоры:

  • две одинаковые с острым углом длиной 15 см;
  • одну длиной 14 см;
  • рейку для перекладины длиной 12 см;
  • четыре заготовки для подрамника: два отрезка по 10 см и два отрезка по 13 см.

2. Подготовленные три детали для опоры сложить следующим образом: посередине должна располагаться рейка длиной 14 см, а по бокам от неё — рейки по 15 см.

3. Все подготовленные детали тщательно обработать мелкозернистой наждачной бумагой до гладкости, уделяя особое внимание углам.

4. Заготовки для опоры мини-мольберта разложить на ровной поверхности, соединить между собой и провести прямую линию, которая послужит ориентиром для просверливания отверстий для крепления. Точки будущих отверстий нужно наметить шилом, а затем аккуратно просверлить при помощи дрели или шуруповёрта с тонким сверлом.

5. Детали опоры соединить винтом для мебели.

6. Рейку для перекладины прикрепить к двум крайним элементам опоры при помощи маленьких гвоздиков и молотка на расстоянии 1-2 см от низа мини-мольберта.

7. Заготовки для подрамника сначала соединить между собой столярным клеем, а после его полного высыхания зафиксировать с помощью степлера.

8. Готовый мини-мольберт покрыть слоем обычной краски, бесцветного лака или морилкой.

Мольберт, сделанный своими руками, не только поможет сократить денежные расходы и станет хорошим помощником художника, но и украсит интерьер мастерской. Изготовить его совсем несложно, это под силу даже представительницам прекрасного пола.

Источник

Мольберт: виды, решения и конструкции, чертежи, изготовление, нюансы

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Процесс живописи маслом с мольберта

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Живопись сильными широкими мазками

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Схема устройства самодельного мольберта-треноги

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога

Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Образцы монументальной живописи

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Устройство и размеры обычного и усиленного мольберта-лиры

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Чертежи мольберта-лиры для живописи

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Видео: мольберт-тренога своими руками

Источник

Читайте также:  Робот для рисования своими руками
Оцените статью