Как сделать поделку по технологии 4 класс исторический костюм

Урок технологии «Одежда народов России»
методическая разработка по технологии

Урок дан в 4 классе по УМК «Школа России», но может быть полезен и при работе с другими УМК.

Цель урока: Изготовить аппликацию народных костюмов из разнообразных материалов (ткань, бумага)

Задачи урока:

— познакомить учащихся с костюмами народов России

— закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью

-закрепить умения работать по технологической карте

— воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию

— развивать аналитические способности.

Скачать:

Вложение Размер
Технологическая карта урока 34.9 КБ
Презентация к уроку 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Одежда народов России»

Цель урока: Изготовить аппликацию народных костюмов из разнообразных материалов (ткань, бумага)

— познакомить учащихся с костюмами народов России

— закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью

-закрепить умения работать по технологической карте

— воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию

— развивать аналитические способности.

— усвоить последовательность изготовления народного костюма

— уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани

— использовать приёмы работы с тканью по шаблону

— использовать декоративные материалы для составления орнамента

— осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

— сравнивать орнаменты костюмов народов разных национальностей

— оформлять изделия по собственному замыслу

— составлять план работы по изготовлению изделия

— контролировать и корректировать работу по плану и технологической карте

Создание условий для формирования следующих умений:

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции, положительно относиться к людям разных национальностей.

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, технологическую карту, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов);

— определять самостоятельно и в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности национальных костюмов, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы .

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре.

Формы работы учащихся: парная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Долгожданный дан звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Л : внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы.

Метод проблемного изложения

— Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

О чем это стихотворение? (о родине)

— В какой стране мы живем? (в России)

— Люди, каких национальностей живут в России?

СЛАЙД 2 Мы живём в многонациональной стране и часто даже не подозреваем, насколько она богата разными народами. В начале 21 века численность жителей России оценивалась в 145 млн. человек. Около 80% составляют русские. Остальные 20 % являются представителями 180 народов, говорящих на самых разных языках. Официальное название нашей страны – РФ. Федерация в переводе с латинского «объединение, союз». Оно подчёркивает, что в состав России, помимо различных территориальных объединений, входит 21 независимая республика. В каждой, помимо русского, официально принят свой государственный язык. Обычно на нём говорит коренное население республики. Например, в Татарстане это татарский язык, в Якутии – якутский, в Мордовии – мокшанский, в республике Марий Эл – марийский. На территории республики Дагестан, помимо русского, официальными являются сразу 13 языков! Этот яркий пример подчёркивает разнообразие народов, населяющих просторы России. Каждый из них по-своему уникален. У каждого своя история, культура, обычаи, особенности национальной кухни и, конечно, свои одежды. СЛАЙД 3

Обратите внимание на выставку, организованную в классе.

Догадались, чему будет посвящен наш урок? Определите тему урока. СЛАЙД 4

(-Одежда (костюмы) народов России)

— Что мы узнаем на уроке?

(-Познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении)

-Как вы думаете, какое изделие мы сегодня будем выполнять?

Источник

Аппликация «Русский народный костюм»

В сегодняшнем мастер-классе дети могут поработать художниками-модельерами и попробовать создать поделку — аппликация «Русский народный костюм», который носили наши предки.

Для изготовления такой аппликации приготовим:

  • — бумагу белого, красного, желтого, оранжевого цвета;
  • — зеленый картон;
  • — ножницы с клеем;
  • — фломастеры (желтый и красный);
  • — простой карандаш.

Перед работой над этой аппликацией лучше приготовить шаблоны. Это будут изображения мужской и женской одежды, которую носили на Руси. Можно предварительно нарисовать их от руки и дать ребенку для дальнейшей работы.

Вырезаем сначала ножницами мужскую рубаху.

Затем вырезаем женский наряд, состоящий из рубахи и сарафана.

Приступаем к украшению. Любимым цветом на Руси был красный, который символизировал солнце, огонь, власть и силу. Поэтому мы воспользуемся красной бумагой и из нее вырежем сарафан, после чего приклеим его на нашу основу.

После этого из оранжевой бумаги вырежем пару полосок.

Они будут имитировать тесьму на сарафане, приклеиваем их вертикально.

Из желтой бумаги вырезаем несколько одинаковых квадратиков, которые добавляем по центральной линии сарафана.

Теперь воспользуемся желтым фломастером и украсим женскую рубаху.

Женский русский народный костюм готов.

Далее приступим к созданию мужского наряда. Здесь мы воспользуемся красной бумагой, из которой вырезаем полоску и делаем из нее пояс.

Добавляем пару полосок, которые приклеиваем вертикально.

Остальные детали украшения рубахи мы сделаем с помощью красного фломастера.

Мужская рубаха готова.

Такие костюмы в русском народном стиле получились из бумаги.

Осталось закрепить их на листе картона. Наша аппликация «Русский народный костюм» готова.

Источник

Технология. 4 класс. Урок 21. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Технологическая карта . Урок 21. Исторический костюм. Можно редактировать.

Просмотр содержимого документа
«Технология. 4 класс. Урок 21. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ»

Урок 21. Исторический костюм

Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями фасонов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять основные конструктивные особенности платьев разных эпох; содействовать развитию навыков оклеивать картонные детали тканью; совершенствовать умения работать по алгоритму

познакомятся с модой, с особенностями фасонов одежды разных времен;

научатся определять основные конструктивные особенности платьев разных эпох; оклеивать картонные детали тканью; изготавливать складки из ткани на картонной детали; выполнять проект «Костюм эпохи»; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи

познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной ос-новы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с историей костюма;

регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки;

коммуникативные обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки

Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда

Образовательные ресурсы: учебник (с. 70–71); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; лоскутки тканей натурального
и искусственного происхождения; ножницы, картон, чертежные инструменты, клей

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности
обучающегося

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся.

Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

– Мы отправимся на карнавал и увидим костюмы различных эпох. Каждое платье, пояс и даже зонтик расскажут нам о своем времени не меньше, чем картина, здание или книга. Тема урока «Исторический костюм».

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

Отгадывают ребус: «карнавал».

Во дворце огромный зал:
В нем горят лампады, свечи
И послы глаголют речи,
А зимой, в морозный вечер,

Те, кого король позвал,

Нанеся на лица краски,
Облачаясь в костюмы, маски,

Все придут на КАРНАВАЛ.

– Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами

Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями.

– Объясните с помощью словаря значение слова «костюм».

– Объясните с помощью словаря значение слова «стиль».

– Объясните с помощью словаря значение слова «мода».

– Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. Рассмотрите в учебнике одежду разных времен и государств.

Какие у нее особенности? Какими деталями украшали платья?

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ отличается наличием ритмичного орнамента, драпировкой, пластичными тканями, сандалий.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ характеризуется конусообразным головным убором, остроугольным декольте, высокой линией талии, длинными узкими рукавами, укороченным вздернутым подолом, длинным шлейфом. В мужском костюме – фетровая шляпа, высоко поднятый рукав, туго стянутый пояс, шоссы (облегающие штаны), остроносая обувь.

РЕНЕССАНС характеризуется воротником «стюарт», отрезным лифом на корсете с острым мысом, верхней юбкой с треугольным разрезом, веерообразным воротником, обилием золотых шнуров и жемчужных нитей. В мужском костюме – рукава с наплечными валиками, ювелирные изделия (цепи, камеи, перстни), прилегающий силуэт с отрезной баской, набедренные короткие штаны, набитые ватой, паклей, соломой или конским волосом.

БАРОККО характеризуется длинными баллонообразными рукавами, высокими манжетами, бархатными, парчовыми, атласными тканями, высокой линией талии, корсетом, куполообразной двойной юбкой. В мужском костюме – мягкие широкополые шляпы с перьями, сапоги с раструбами и отворотами, большие воротники с кружевом, манжеты, украшенные панталоны.

РОКОКО характеризуется изящной прической, обильно посыпанной пудрой, искусственными цветами, бантами, непомерно большой юбкой на каркасе, обилием оборок, кружев, рюшей.

КЛАССИЦИЗМ характеризуется высокой линией талии, тонким муслиновым платьем без отделки и украшений. В мужском костюме – темный фрак, белые панталоны, сапоги.

РОМАНТИЗМ характеризуется непомерно широкими рукавами, юбками больших размеров с кринолином, обилием оборок, кружев, лент. В мужском костюме – высокие шляпы с загнутыми небольшими полями, темный фрак, светлые панталоны

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

Костюм – это совокупность предметов, формирующих внешний

облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.

Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.

Работают в парах. Выполняют задание на карточках. У учеников на столах есть бумажные куколки и фрагменты одежды.

Карточка 1. Представьте, что вы руководитель экспедиции: первая команда – на Северный Полюс, вторая команда – в пустыню Сахара. В какую одежду должны быть одеты члены экспедиции?

Карточка 2. Найдите лишнее слово из ряда предложенных:

Брюки, свитер, платье, сапоги.

Шляпа, панама, берет, шарф.

Галстук, пояс, шарф, пуговицы.

Брюки, галстук, пиджак, купальник.

Карточка 3. Оденьте мужчину и женщину на карнавал в стиле эпохи Средневековья.

Карточка 4. По внешнему виду одежды определи профессию. (Предлагаются изображения людей, одетых в разную одежду.)

Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения.

Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу.

Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций

III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Проверка готовности обучающихся к работе
(организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).

– Разбейтесь на группы. Выберите одежду одной эпохи.

– Соберите информацию об эпохе, обсудите костюм, платье и конструктивные особенности, используйте законы композиции.

– Продумайте способы изготовления каждого этапа изделия, составьте план работы, изготовьте костюм.

– Правильно ли для достоверного исторического костюма использовать синтетические ткани?

– Какими способами (художественными техниками) можно изготовить исторический фон и рамку к нему?

Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции.

В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Составляют технологическую карту изготовления изделия:

1. Выполнить разметку деталей манекена.

2. Вырезать детали манекена.

3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью
и закрепить.

4. Прическу выполнить с помощью ниток.

5. Собрать детали манекена в единую композицию.

– В историческом костюме нельзя использовать синтетические ткани, так как их в те времена еще не научились изготавливать

Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов.

Строить рабочие отношения, работая
в коллективе

IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест

Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Какое изделие вы выполняли на уроке?

– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?

– Какой способ работы с тканью использовали? Какие виды ткани вы использовали?

– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом?

– Что еще можно изготовить из ткани?

дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось.

– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа…

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят в карточку контроля:

(Ф. И.) ____________

Оценка друга,
0–1

Оценка учителя,
0–1

Аккуратность построения разметки

Качество сборки всех деталей из ткани

Дизайн и оформление изделия

Техника безопасности, рабочее место

Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку.

Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской

Источник

Читайте также:  Игрушки поделки золотая осень
Оцените статью