Креативное рисование как один из способов развития творчества старших дошкольников
медведева татьяна
Креативное рисование как один из способов развития творчества старших дошкольников
Творчество – рассматривается современными
учеными, как деятельность высшего уровня
познания и преобразования окружающего мира.
Цель: Овладение детьми новыми техническими приемами рисования; обогатить жизненный опыт дошкольников яркими впечатлениями, предоставить им возможность выразить себя в новых способах креативного рисования.
Задачи: Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и художественный вкус дошкольников; заложить стремление к творческой импровизации и самостоятельность в работе и игре с красками.
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, здоровыми и развитыми. Есть много путей, позволяющих этого достичь. Область, которая затрагивает сразу несколько аспектов развития – это рисование. Рисование – не только увлекательное, но и очень полезное занятие для дошкольников. Оно помогает всестороннему развитию личности маленького человека, открывает перед ним удивительный мир творчества.
Мой опыт работы знакомит детей с новыми необычными, креативными техниками в художественном творчестве. Креативные способы рисования – это не только рисование, но так же и игры с красками и различными другими неожиданными материалами. Мною изучено и апробировано несколько новых техник, ранее не использованных в ТРИЗе, разработаны программные задачи для каждой техники и занятия.
Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе, способствуют развитию у дошкольников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными.
Креативные способы рисования способствуют взрослению, потому что позволяют без страха, не боясь последствий – пробовать и рисковать, исследуя собственные возможности, познавая себя. Кроме того, у детей формируется умение справляться с чувствами и переживаниями. Новинка открытий – необычные формы рисования, могут стать ключом, отпирающим двери в мир радости, вдохновения, удовольствия.
Расскажу о некоторых техниках, которые привлекут внимание своей необычностью, красотой и простотой исполнения. Принадлежности к занятиям нужно собирать постепенно. Сначала мы заинтересовались работой с тюлем. Вырезали с детьми разные рисунки из тюлевой ткани, из кусочков кружева и печатали их красками на бумаге. Получили неожиданные результаты, прекрасные принты. Затем рисовали воздушными шарами, получили цветочные поляны, букеты цветов. Рисунки получились такими жизнерадостными, что хочется их делать снова и снова. Рисуя бусами разной формы и диаметра, получили рисунки похожие на танец дождя. Бусы предварительно окунали в жидкую гуашь, а затем рисовали на бумаге и на ткани. Рисовали с детьми вехотками – губками разной фактуры, получились причудливые картины, на которых изображены радуга, фонтаны, леса и реки. Чтобы картины стали более выразительными, их можно украсить стразами, пайетками, клеем с блестками.
Рисовали пуговицами, ракушками, разными тряпочками и даже цветным льдом. Получились оригинальные рисунки и узоры.
Дошкольники с большим удовольствием погружаются в процесс созидания и с самого начала делают это с большим удовольствием. Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия.
Эксперименты – главное в современном мире, в современном творчестве. Все представленные способы работы мною изучены и апробированы на занятиях с детьми. Экспериментально проверена их эффективность для создания новых выразительных образов.
Детям очень нравится работать с неожиданными материалами, используя различные творческие эффекты, у них получаются разноцветные рисунки, яркие образы, которые рисует их бурная детская фантазия.
В креативном творчестве нужно быть смелыми, уверенными, добиваться новых форм, новых идей.
Создавая необычные картины, мы создаем наш особый, оригинальный, чудесный, современный мир. Мы идем дорогой открытий, где все разрешено. Дошколята рисуют, играют, выдумывают, творят и легко могут повторить необходимые действия.
Искренне надеюсь, что мой опыт работы вдохновит и вас на креативные игры в рисовании, навстречу настоящим творческим приключениям.
1. Светлана Маликова, Ольга Феофанова «Раз, два, три, четыре, пять – я умею рисовать! Пошаговые уроки для маленьких художников. – СПб. : Питер, 2013. – 64 с. : ил.
2. Вагнер-Вебер Р. Моя первая школа рисования. Рисую как взрослый!/ Пер. с нем. И. Кочневой – СПб. : Питер 2014. – 64 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
3. Сьюзен Швейк Художественная мастерская для малышей (Art Lab). – СПб. : Питер, 2014. – 144 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
4. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / (Серия «Вместе с детьми».)
5. Сьюзен Швейк Художественная мастерская для детей (Art Lab). – СПб. : Питер, 2014. – 144 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Презентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.
Источник
Как развивать креативное мышление с помощью рисования
- Главная
- Статьи
- Как развивать детскую креативность при помощи рисования
- Главная
- Статьи
- Как развивать детскую креативность при помощи рисования
Как часто проходят творческие занятия в детских садах и изостудиях?
— Дети, возьмите, пожалуйста, зеленую краску. Сейчас будем траву рисовать. Что значит — «как»? Легко и просто. Возьмите и проведите линию, слева направо. Нужно отделить примерно треть листа… Ага, вот так, отлично. А теперь аккуратно закрашиваем. Молодцы! Можно переходить к рисованию дерева и неба.
— Какого цвета у нас небо? Синенькое! Берем синее краску и рисуем небо!
Что получится на выходе? Безусловно, результат будет. И будет он похожим у всех: одинаково аккуратные рисунки. С одинаковыми деревьями, растущими в правой части листа, с одинаково зеленой травой, у каждого малыша — с семью ветками и с белой птичкой на третьей ветке слева. Есть результат, есть что показать родителям. Но важен ли такой результат? Имеет ли такая работа какое-то отношение к творчеству?
Существуют разные мнения на этот счет. В своей работе я стараюсь избегать такого подхода, и вот почему: такая деятельность — это просто пошаговое выполнение действий.
Пошаговое выполнение действий — это прекрасно, так можно развивать логику, освоить планирование. Но ведь можно вместо этого вязать, можно готовить вместе с детьми, можно собирать конструктор, шить. Все эти занятия требуют выполнения ряда действий по инструкции и способствуют развитию, но не творческому.
Если мы предлагаем ребенку готовые образы, то мы освобождаем его от необходимости думать и фантазировать. Мы предлагаем ему клише, обделяя его этим и ограничивая. Как это происходит, объяснила педагог Марина Озерова в своей книге «О детском рисовании». Приведу цитату: «У ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов (домик — квадрат с треугольником наверху, елочка — три треугольника, поставленные друг на друга). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются больше изменить. Это легко проверить, вспомнив примеры из собственного детства. Важно давать ребенку самостоятельно создать образ».
Как и почему рисуют дети
Все малыши, независимо от того, посещают ли они какие-то творческие группы, занимаются ли с ними родители рисованием, ощущают потребность в этом деле.
Оно дает возможность рассказать о том, что известно ребенку о рисуемом объекте. Это важный момент. Ребенок до определенного возраста рисует не то, что видит здесь и сейчас; он выражает совокупность своих знаний о предмете, то, что он увидел и осмыслил. До 7 лет речь ребенка развита недостаточно, чтобы он мог вербально выражать свои чувства. Рисуя, ребенок может демонстрировать свое отношения к каким-то событиям, избавляться от негативных эмоций.
В свободном рисовании есть возможность играть и фантазировать. Приведу цитату еще одного педагога. Вайолет Оклендер писала: «Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает».
Оклендер также ссылалась на исследования, подтверждающие, что у детей с развитым воображением более высокий коэффициент интеллекта. Они легче преодолевают трудности, и если их воображение развивать, им проще учиться.
Когда начинать учить рисовать
До 4−5 лет от обучения рисованию больше вреда, чем пользы. Ведь рисующий ребенок просто выражает свои эмоции и впечатления, а не задается целью изобразить что-то максимально близко к оригиналу. Вмешиваясь в этот процесс, мы лишь мешаем этому порыву и отвлекаем малыша от важной работы — знакомства с собой и миром. Да и следующие 5−6 лет не стоит торопиться: лет до 10 для ребенка гораздо лучше не целенаправленно учиться рисовать, а творить вместе с мамой. Нужно присматриваться и подсказывать, пока ребенок рисует, и помогать только тогда, когда он об этом просит.
Ребенок оставляет на бумаге свой след, учится владеть рукой. И все, что может сделать взрослый, — это обеспечить среду, то есть материалы, новые впечатления, наблюдение за тем, что происходит вокруг. Здорово смотреть вместе с ребенком по сторонам, учиться вместе с ним видеть, замечать красоту. Дети иногда говорят и подмечают совершенно удивительные и неожиданные вещи. Например, мой сын Илюша как-то зимним утром, наблюдая за рассветом, сказал: «Мама, посмотри, как красиво, там туман покрасили». А одна моя знакомая маленькая девочка считала, что облака — это солнечный дым.
Какие материалы использовать
Очень важно разнообразие материалов. Это могут быть карандаши, восковые мелки, краски, уголь. Рисовать можно кистью, пальцами, губкой, а можно клеить коллажи. Марина Озерова не рекомендует до 6−7 лет использовать фломастеры, так как для рисования ими не нужно прилагать никаких усилий. Другое дело — карандаш: при работе с ним нужно как минимум регулировать нажим.
Лучше, чтобы формат бумаги варьировался: большой, маленький, вытянутый, квадратный, можно развернуть рулон обоев и рисовать на нем.
Занятие закончилось. За детьми стали приходить родители. Юля очень ждала бабушку: ведь у девочки получилась очень красивая, нежная, голубая роза. Она сидела рядом со мной и, пока я убирала, мечтала о том, как покажет свой красивый рисунок маме.
— Ой, что это за мазня такая? — сказала бабушка, рассматривая розу. — Юль, ну где ты видела синюю розу? Тоже мне, выдумала…
Юля как-то поникла сразу, тихо пошла одеваться, а розу оставила мне и не стала забирать.
Долго Юля потом не рисовала больше голубых роз. И часто я слышала от нее: «Не смогу нарисовать, не умею». Я часто думаю о Юле и о том, как же людям нужна поддержка. Поддержка и принятие. Они очень нужны взрослым. Дети же в них нуждаются, как в воздухе. Уверенность в том, что за спиной стоит взрослый, любящий человек, дает силы и смелость искать, пробовать, экспериментировать и сомневаться, справляться с ошибками и неудачами, идти вперед. Дает веру в себя и в то, что даже если не получилось сейчас, обязательно получится потом.
Это не значит, что нужно восхищаться любой закорючкой, которую оставил ребенок на бумаге. Очень важно включиться в обсуждение, живо в нем поучаствовать. Спросите художника: «А что здесь нарисовано?», найдите, то что вам нравится в рисунке, и скажите об этом. Но будьте искренни: дети прекрасно чувствуют фальшь. Будьте заинтересованными и чуткими.
Здорово, когда дети рассказывают о своих рисунках, которые оживают и превращаются в настоящие истории. И вот на бумаге уже не закорючка, а храбрый червяк — первооткрыватель, который решил отправиться на Северный полюс. Это важно для интеллектуального развития самого ребенка: описывая свою работу, он учится формулировать мысли, развивает фантазию. А когда он видит заинтересованный взгляд взрослого, то понимает, что важен и интересен ему.
Такого рода занятия рисованием с детьми способствуют развитию креативности, умению смотреть на вещи с других ракурсов, учат думать и анализировать, фантазировать, создавая свой мир, встречаться со своими эмоциями и выражать их.
Источник
Развитие креативности у дошкольников через нетрадиционное рисование
Давлетшина Фируза
Развитие креативности у дошкольников через нетрадиционное рисование
Обучить творчеству нельзя. Но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению.
Что такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей дошкольного возраста?
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи, рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новые нестандартные решения в стандартных ситуациях.
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, здоровыми и развитыми. Есть много путей, позволяющих этого достичь. Область, которая затрагивает сразу несколько аспектов развития – это рисование. Рисование – не только увлекательное, но и очень полезное и одно из самых любимых занятий детей.
Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире, оно помогает всестороннему развитию личности маленького человека, открывает перед ним удивительный мир творчества. Рисование доставляет детям удовольствие, но для них рисование – это, прежде всего, развитиемногих важнейших способностей:
— Развитие воображения, фантазии.
Если рисовать двумя руками (как обычно и делают дети – то не стоит им в этом мешать) – это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического. Так закладываются начало детской одаренности. В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием,постепенно и естественным образом воспитываются такие проявления как: внимание, тщательность, терпение, планирование процесса работы.
Креативные способы рисования способствуют взрослению, потому что позволяют без страха, не боясь последствий, пробовать и рисковать, исследуя собственные возможности, познавая себя. Кроме того, у детей формируется умение справляться с чувствами и переживаниями. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования. Наша работа знакомит детей с новыми необычными, креативными техниками в художественном творчестве. Креативные способы рисования – это не только рисование, но также и игры с красками и различными другими необычными материалами. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у дошкольников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными. Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно!
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что «это сделал Я!».
Расскажу о наиболее интересных и любимых нетрадиционных техниках рисования наших детей:
Рисование ватными палочками
Один из необычных видов творчества у дошкольников — это рисование ватными палочками. Оно является легким способом перейти от рисования пальчиками к использованию кистей. Дети дошкольного возраста вполне способны увлечься подобными занятиями. Рисование ватными палочками можно предлагать детям начиная со второй младшей группы детского сада.
Рисование мятой бумагой. Бумажный комочек — штампик ребенок способен изготовить своими руками, заодно развивается самостоятельность и тренируется мелкая моторика. А как детям нравится мять бумагу! Получаются неожиданные результаты.
Техника рисования «Кляксография» – это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.
Техника «Ленивый рисунок» вроде бы с первого взгляда проста, но при этом выходит волшебная картина – ведь в основном она рисуется сама.Ход работы: Не жалея краски, капаем ею на лист бумаги. В эти крупные капли добавляем еще и другой цвет, так будет интереснее. Мелкие брызги не помешают, а даже добавят «красоты».Не позволяем краске высыхать: поднимаем лист в вертикальное положение плоскости — и наблюдаем — как краска стекает вниз, этот момент очень нравится детям. Если Вам покажется,что чего-то не хватает: то можно добавить еще другого цвета краски, пририсовать травинки, бабочек. Цель наших «Ленивых рисунков» – получить шедевр,смешивая два закона физики: — закон цветовосприятия – смешения красок;
— закон всемирного тяготения – Земля притягивает жидкую краску, когда держишь рисунок вертикально.
Техника «Пальцевой живописи» Рисование в технике «Пальцевой живописи» увлекательная деятельность, удивляющая и восхищающая детей, и один из самых занимательных нетрадиционных способов рисования. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо холста и бумаги в его распоряжении целый мир. (Краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки-розетки, ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются.
Техника «Рисование крупой». Рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа. Когда будет засыпан рисунок полностью, прижимаем лист бумаги к рисунку. Аккуратно стряхиваем лишнюю крупу. Работа проводится в группах по 4-5 человек.
Техника «Рисование по трафарету» с помощью поролона.
Поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования. Рисование поролоном доступно малышам, т. к. позволяет быстро получить выразительное изображение.Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: разные пушистые зверюшки, игрушки, птички и другое.Важное условие: губку не мочить в воде
Техника «Рисование отпечатками листьев»
Это удивительная творческая техника. Простая и доступная всем, она дает эффектные результаты. Оказывается, что из листочков получаются не только силуэты деревьев,но и другие образы: птицы, животные, рыбы.
Креативное рисование способствует развитию креативного мышления. Вместо шаблонов порождаются необычные идеи, дети становятся более раскованными, умеют отстоять свое мнение, появляются новые оригинальные способы решения, в первую очередь потому, что дети перестают панически бояться ошибок.
Игры на развитие креативности у дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Кораблик» Выступление на методическом совете по теме «Игры.
Перспективный план по самообразованию на 2018–2019 год. Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование Автор: Крылосова Наталья Владимировна, Корнилова Юлия Аркадьевна. Актуальность работы Изобразительная продуктивная деятельность с использованием.
План воспитателя по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование» План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование». Актуальность выбранной.
Проект «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Рисование песком» ПРОЕКТ «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Рисование песком» Возрастная группа: средняя группа.
Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Джон Дьюи Мы живём в стремительно меняющемся мире, в.
Развитие речи дошкольников через сказкотерапию «В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и.
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Речь-это средство общения,мышления,познания мира,выражения эмоций и чувств. Целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование.
Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры Актуальность данной темы Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.
Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры Тема: «Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры» «Игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма.
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. К. Д. Ушинский Хорошая речь – важнейшее условие.
Источник