Масляная пастель
Масляная пастель Масляная пастель — это графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки. В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде. Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам. Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.
Преимущества масляной пастели — Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая. — В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски) — Яркость красок и свежесть тона — Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo . Знаменитые пастели Sennelier стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов. Бумага для пастели — фактурная — наждачная — бархатистая — акварельная бумага Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность. Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м. Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения. Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения. Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или же сразу покупают цветную бумагу для пастели. Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!
Источник
Все о масляной пастели
На чем рисовать масляной пастелью? (часть 1)
Когда мы только знакомимся с масляной пастелью, с радостью узнаем, что «масляной пастелью можно рисовать на любых поверхностях».
Кен Лесли, автор лучшей книги о масляной пастели и большой экспериментатор, как-то нарисовал на пустом гусином яйце земной шар и подвесил его на нейлоновой нитке. Получилось оригинально.
by Kenneth Leslie, 1989.
Масляная пастель на пустом гусином яйце, 8 см высотой х 5 см в диаметре
Однако, задаваясь вопросом «на чем можно рисовать масляной пастелью?», мы хотим получить более конкретные ответы, нежели «масляная пастель рисует на чем угодно».
Это правда: благодаря своему составу масляная пастель рисует и на зеркале, и на бумажном стаканчике, и на стекле – но художники обычно хотят нарисовать картину, которую можно продать повесить на стену и любоваться 🙂 К тому же, надо признать: не на всех поверхностях масляная пастель одинаково хорошо держится.
В этой статье мы рассмотрим удачные поверхности для рисования масляной пастелью, как доступные по цене, так и довольно дорогие. Также коснемся тонированной бумаги для пастели – стоит ли на ней рисовать и какие цвета лучше?
Сначала – немного теории. Конечно, вы можете ее проскочить, но тогда вы не узнаете, от чего зависит выбор бумаги для масляной пастели 🙂
В поисках идеальной поверхности перед нами встают два важных вопроса: фактурность бумаги и грунтовка.
Фактурность – зачем она нужна?
Некоторые художники предпочитают совершенно гладкие поверхности типа картона. Другие настаивают, что лучший вариант – абразивная бумага.
Абразивная бумага
Что дает гладкая поверхность? Хорошее покрытие уже при первом слое. Т.к. у такой бумаги нет фактуры, масляная пастель ложится ровно, без белых незакрашенных пятнышек. К тому же, в целом гладкая бумага и картон бюджетнее.
Что дает абразивная или любая шероховатая поверхность? Можно нанести большое количество слоев и таким образом сделать цвета более глубокими и богатыми. Наждачная бумага или художественные абразивные поверхности позволяют получить максимальное количество слоев, правда, при этом идет большой расход масляной пастели. Наконец, на фактурной бумаге масляная пастель обычно смотрится интереснее.
В общем, правильного ответа нет, потому что все зависит от вашей техники рисования. Но я заметила, что большинство художников считают слегка шероховатую поверхность универсальным вариантом. Неровности поверхности позволяют такому материалу, как масляная пастель, максимально раскрыться.
Нужна ли грунтовка?
Грунтовка бумаги может использоваться для следующих целей:
1) создание большей фактурности на гладкой бумаге (скажем, у вас много ненужной гладкой бумаги);
2) защита бумаги при использовании растворителей или масел;
3) защита бумаги от самой масляной пастели в долгосрочной перспективе.
Если вы пользуетесь растворителями (терпентин, скипидар, пинен и др.) или маслами для равномерного смешивания масляной пастели, на бумаге появятся жирные пятна. Поверхность надо обязательно защитить грунтовкой – например, купить готовый грунтованный картон или холст на картоне. Или покрыть грунтом самостоятельно – мы вернемся к этому чуть позже.
А вот надо ли защищать бумагу от самой масляной пастели – вопрос неоднозначный.
За почти 20 лет на это не нашлось однозначного ответа. Вот несколько популярных мнений, подкрепленных комментариями производителей масляной пастели и пастельной бумаги:
Джон Эллиот, еще один автор популярной книги о масляной пастели, утверждает, что не надо никакой специальной защиты. Главное – чтобы в составе масляной пастели было инертное масло (такое, как минеральное масло), а не химически активное (типа льняного масла).
За 40 лет Джон Эллиот нарисовал много картин масляной пастелью – на пастельной бумаге, на museum board (дорогущая доска с гарантией долговечности), плотной акварельной бумаге (300 и 400 гр.), и все они до сих пор в отличном состоянии.
Также этот известный художник связывался двумя крупными производителями масляной пастели, Sennelier и HK Holbein, и президенты этих компаний заверили мистера Эллиота, что они используют инертное масло, так что их масляная пастель не будет разрушать бумагу с течением времени.
Однако среди художников масляной пастелью было два прецедента, когда на обратной стороне бумаги проступило масло из масляной пастели. Бумага была Canson Mi-Teints, а масляная пастель – Sennelier. По этому поводу народ с форума WetCanvas связывался с представителем Canson, чтобы выяснить: можно ли рисовать масляной пастелью на бумаге Canson Mi-Teints без грунтования? Выдержит ли тогда бумага проверку временем?
Вот что ответил представитель компании: бумагу надо грунтовать. Чтобы наверняка.
Кен Лесли, уже упоминавшийся в начале статьи, настаивает на том, что масляная пастель со временем будет разъедать бумагу. А значит, поверхность должна быть защищена акриловым грунтом gesso (можно взять любой акриловый грунт). Кстати, известные мне абразивные бумаги уже имеют защитное покрытие, и их ничем не надо обрабатывать.
Резюме: никто точно не знает, как влияет масляная пастель на необработанную бумагу. Если у вас серьезные требования к сохранности вашей работы, вероятно, лучше всего использовать грунтованную поверхность.
Переходим к самим вариантам бумаги и других поверхностей.
Я пока попробовала не все варианты, так что комментарии о многих поверхностях основаны на многочисленных отзывах западных художников.
1) Бумага. Подойдет разная, желательно – с текстурой. Плотность – от 150 г. Маленькая плотность (120-130 г) подойдет, только если рисовать аккуратно и не планировать много слоев.
Если же вы активно используете сграффито (процарапываете лезвием или другими острыми инструментами), сильно нажимаете на мелок – то плотность бумаги должна быть больше.
Сразу скажу – принтерная бумага или детские альбомы для рисования – плохой вариант. Даже качественная масляная пастель будет себя на ней плохо вести. А уж посредственная…
Вот «Сонет» (очень посредственная масляная пастель) в обычном альбоме для рисования. Это кусок неудачного рисунка, где важным было смешивание масляной пастели. «Сонет» и так смешивается из рук вон плохо, а уж на этой гладкой, тонкой бумаге совсем ужасно:
Сонет (слева) и Mungyo Gallery (справа). Даже в случае Mungyo начинает просвечивать бумага, потому что такая гладкая бумага не подходит для смешивания.
Правда, если забить на смешивание и ограничиться накладыванием штрихов, все не так уж и плохо:
Но скажу честно: рисовать на такой бумаге – никакого удовольствия!
Зато вот как выглядит тот же Сонет на нормальной бумаге для пастели. О чудо! Появляется какое-то подобие слоев и даже немного смешивания!
В общем, давайте забудем о совсем плохой бумаге и поговорим о хорошей 🙂
Пожалуй, лидер среди различных вариантов бумаги для пастели – Canson Mi-Teints. Стоит 26 рублей за лист А4, выпускается в целой радуге из 50 (!) оттенков, продается почти везде. В меру плотная – 160 г.
Удачная поверхность – одна сторона более шершавая (обычно используется для сухой пастели), другая – с менее выраженной текстурой. Как я многие, я предпочитаю вторую сторону, но вдруг вам придется по душе более фактурная сторона?
Интересные факты: на эту бумагу отлично ложится любая качественная масляная пастель, кроме Holbein. Почему-то текстура этой топовой пастели не дружит с Canson Mi-Teints.
Судя по словам представителя компании Canson, не все 50 оттенков этой бумаги являются светостойкими. Это выяснили ребята с WetCanvas.
Стокгольм на Canson Mi-Teints. Деталь работы.
Очень похожа на Canson Mi-Teints бумага для пастели Lana. Она тоже выпускается в разных цветах, тоже имеет две разные по текстуре стороны.
А вот бумага для пастели Fabriano Tiziano отличается. Она показалась мне немного тоньше, чем Canson, со странной ячеистой текстурой. Масляная пастель наносилась как будто бы не очень равномерно. Хотя я мало на ней рисовала, больше покупать ее не буду. Художники, рисующие сухой пастелью, тоже ее не любят.
Другой вариант – Strathmore 400 Series Pastel Paper. Хотя у этой бумаги для пастели удачная поверхность, она слишком тонкая (118 г). А использовать такую бумагу только для скетчей – что-то дороговато.
Sennelier Oil Pastel Card разработана специально для масляной пастели, но многим oil pastelists она совершенно не понравилась. Эта бумага плотная, слегка фактурная, но, как говорят, масляная пастель скользит по ней, плохо цепляется за поверхность. Бумага не позволяет наносить много слоев.
В альбоме между листами калька – удобно, что не нужно беспокоиться о смазывании рисунка. Те художники, которым бумага понравилась, любят брать с собой альбом на пленер. Это дорогой вариант – что неудивительно, это же Sennelier.
Есть и отечественная бумага для пастели Palazzo. На ней можно рисовать, и некоторым нравится и хорошо получается, но… она какая-то некачественная на вид, мне даже не захотелось пробовать. К тому же, после «Сонета» отечественная продукция не внушает мне доверия.
Крафтовая бумага. Она, конечно, тонковата для масляной пастели. И она гладкая. Но это опять-таки дело вкуса, и некоторые художники рисуют на ней с удовольствием. Мне чисто субъективно не нравится сама бумага – ни по цвету, ни на ощупь.
Bristol vellum – довольно гладкая бумага, обычно не очень удобная для масляной пастели. Обладатели наборов Сеннелье жалуются, что пастель просто скользит по бумаге, невозможно накладывать слои и т.д.
Однако художник Эд Бразерс уже не первый год рисует мелками Сеннелье исключительно на Strathmore Bristol Vellum – плотной бумаге со слегка шероховатой текстурой. Совсем слегка. Эд комментирует, что к этой бумаге нужна привычка, и что некоторые мелки Сеннелье вообще не смешиваются на ней и не ложатся вторым слоем.
Вот одна из его шикарных работ:
by Ed Brothers
Акварельная бумага – еще один достойный вариант. Только не российского производства Лилия-Холдинг – на такой бумаге что акварель, что масляная пастель быстро начинает скатываться. А вот если брать нормальную по качеству, плотную (300 г – супер!), с текстурой по вкусу – то рисовать приятно. Самый шикарный вариант – это, пожалуй, Arches. Его хвалят все! Но акварельная бумага Arches дорогая: в России лист стоит около 700 рублей.
Любителям гладкой бумаги нравится акварельная бумага Fabiano горячего прессования.
Плюс акварельной бумаги в том, что можно затонировать бумагу акварелью – а потом уже рисовать масляной пастелью. Это будет считаться смешанной техникой, и, если вы беспокоитесь о долговечности такой работы, можно покрыть акварельный подмалевок прозрачным акриловым грунтом (clear gesso).
Еще одно преимущество: поверхность акварельной бумаги обычно проклеена желатином, поэтому не надо беспокоиться о защите бумаги от масла в масляной пастели. Однако помните, что такой защиты не достаточно, если вы используете растворители.
Вот моя работа на плотной акварельной бумаге с достаточно крупным зерном (марку не помню):
Hahnemuhle velour – бархатная бумага, весьма специфическая. Она очень приятная на ощупь, но чтобы работать на такой бумаге, к ней надо привыкнуть.
Эта бумага подходит для нанесения штрихов, но не смешивания. Не позволяет накладывать слои пастели. Поэтому трудно вносить изменения, приходится сразу наносить штрихи и цвет четко на те области, где они должны быть.
Масляная пастель Sennelier не подходит для работы на этой бумаге: она слипается в комочки, липнет – в общем, не дружит с Hahnemuhle Velour. Нужна более твердая пастель, которую придется наносить с нажимом.
Hahnemuhle Velour: бархатная поверхность, такая нежная и такая капризная
Бумага для масла – в первую очередь, Arches Oil Paper. Шикарный вариант: плотная, 300-граммовая бумага, грунтованная с обеих сторон и поэтому подходящая для использования растворителей и не боящаяся масла в масляной пастели. Короче, archival со всех сторон. Одна сторона бумаги более гладкая, другая – слегка фактурная. Использовать можно обе.
Вероятно, другие бренды бумаги для масла тоже могут подойти, но у меня нет на них отзывов. А вот Arches Oil Paper хвалят регулярно. В листах она довольно дорогая (500-600 рублей), но большого формата (50 на 70 см). Есть недорогие склейки и альбомы. Другие варианты, которые разок-другой упоминались любителями масляной пастели – склейка Clairefontaine для масла (240 г) и Canson Figueras (290 г), обе с тиснением лен.
Если вы хотите, чтобы ваша работа не желтела и не выцветала со временем, на бумаге должна быть надпись acid-free. Canson Mi-Teints, Strathmore и другие серьезные бренды всегда acid-free (бескислотные).
Конечно, сохранятся цвета или поблекнут, также зависит от качества и светостойкости ваших мелков.
2) Картон
Дешево и доступно. Супер-бюджетный вариант – вырезать картонки из-под коробок овсянки. Некоторые действительно так делают. И я попробовала для прикола:
Минус картона – гладкая и незащищенная поверхность (но ее можно загрунтовать). Хотя некоторым художникам импонирует гладкая поверхность.
Художница Вера Кавура впечатляюще экспериментирует с масляной пастелью на плотном гладком картоне:
Автор Вера Кавура
Также можно использовать картон от паспарту – у вас он все равно остается, если вы делаете паспарту сами. Багетные мастерские могут продать такой картон по дешевке.
Некоторые делают наброски на упаковочном картоне из-под больших коробок…
Еще столько вариантов впереди – абразивная бумага, холст, дерево, варианты грунтования… Об этом вы узнаете во второй части статьи 🙂
Источник