Главные инструменты художника
Изобразительное искусство – весьма широкий спектр творчества, в нем присутствует огромное количество самых разных техник. Каждая из них предполагает использование своих особенных инструментов и материалов – художник, выбравший то или иное направление, должен обладать полным набором. Если не углубляться в специфичные способы передачи изображения из глубин фантазии художника на холст или бумагу, можно выделить основные принадлежности. Ими обязательно должен владеть любой – как начинающий, так и профессиональный художник.
На чем рисуют художники?
Сперва нужно обзавестись материалом, на котором вы будете рисовать. Нужно понимать, что от его поверхности зависит и выбор инструментов для рисования. Основными материалами для художника являются:
- холст. Их изготавливают из разных материалов, поэтому при покупке нужно быть внимательней. Основные характеристики хорошего холста – эластичность, легкость натяжения, прочность, ровная поверхность, мягкая зернистость. Оптимальным вариантом будет модель из натуральных материалов – хлопка и льна;
- бумага. Если холсты используют только для рисования масляными красками, то на бумаге простор для фантазии куда шире – можно использовать все виды красок, простые или профессиональные карандаши, мелки и многое другое. Этот материал тоже может отличаться по качеству – следите, чтобы бумага имела достаточно высокую плотность и нужный оттенок (чаще всего – чистый белый).
Конечно, особо креативные мастера выбирают и другие поверхности для рисования, но мы сейчас говорим об основных материалах и инструментах. Освоить технику изобразительного искусства на бумаге и холсте необходимо в первую очередь!
Чем можно рисовать на холсте и прочих материалах?
Следующий шаг – выбор инструментов и техники рисования. Это напрямую зависит от выбранного материала – например, если вы предпочитаете классический холст, то для создания картин следует использовать масляные краски для живописи. Для начинающих мастеров лучше остановиться на бумаге и акварельных либо гуашевых красках. Кстати, акварель – весьма распространенный тип изобразительного творчества не только у новичков: с помощью этой удивительной краски профессионал способен создать редкий шедевр!
Также для рисования на бумаге часто используются простые и цветные карандаши, пастельные мелки, уголь, сепия и многие другие инструменты.
Прочие приспособления для художника
Для создания шедевров изобразительного искусства также следует вооружиться следующими предметами:
- мольберт – приспособление, с помощью которого легко закрепить бумагу или холст для рисования. Они бывают складными, настольными, переносными, планшетными, этюдными. Различается и материал изготовления: дерево, пластик или металл;
- кисти – если вы рисуете красками, вполне логично, что для их нанесения потребуются кисти разной толщины и жесткости;
- палитра – она нужна для смешивания красок и подбора точного оттенка;
- карандаши для набросков (также потребуется ластик);
- растворитель;
- шпатель – длинный и плоский инструмент с закругленным кончиком, предназначен для смешивания красок на палитре. Мастихин – небольшое ножеобразное приспособление для нанесения краски в пастозной технике.
И, конечно, хорошему художнику обязательно потребуется богатая фантазия, особое видение мира, терпение и огромное желание творить. При наличии последнего фактора освоить техники живописи и стать художником сможет каждый – в этом поможет посещение школы рисования для начинающих.
Вы также можете записаться на онлайн курс
Источник
С какими материалами работает художник
На рынке представлен широкий ассортимент художественных принадлежностей. Ниже приведено краткое описание отдельных аксессуаров, своеобразный «ящик с инструментами» для художника.
Существуют различные типы мольбертов. Для рисования на открытом воздухе используются мольберты на трех ножках. Они легкие, достаточно устойчивые, их высота регулируется, и у них есть механизм стабилизации верхней части рисунка. К тому же они складные, что облегчает транспортировку. Студийные мольберты в основном используются для работы в студии. Они более массивны, чем уличные мольберты и более устойчивы. У студийных мольбертов есть возможность регулировать как высоту, так и угол наклона.
Также есть мольберты со встроенным выдвижным ящиком, который можно использовать для хранения красок, кистей и т.д. Небольшие настольные мольберты предназначены для небольших форматов изображений.
Что касается бумаги, существует огромный выбор цветов и типов, в зависимости от используемой техники. Бумага характеризуется различной степенью зернистости и впитываемости. Для акварельной живописи и других водных технологий разработаны специальные виды бумаги, например, из серии Fabriano, доступные в виде отдельных листов или в виде целых блоков.
Для масляной и акриловой живописи чаще всего используют грунтованный льняной холст, а также грунтованные древесноволокнистые плиты, картон, фанеру и т.д. Реже используется бумага, поскольку это может привести к растрескиванию краски.
Для рисования углем, сангвином и карандашами можно использовать альбом для рисования, а также мы можем выбрать из широкого ассортимента видов картона. Для картин, выполненных в технике сухой пастели, рекомендуется велюровая бумага.
Кисти и шпатель. Существует очень большой выбор кистей, как натуральных, так и искусственных. Их размеры и формы также разнообразны: наиболее популярны круглые, плоские и в форме кошачьих язычков. Крепкие и гибкие кисти из свиной щетины походят для работы с маслом. Но с более тонкими рисунками в этой же технике мы также можем использовать кисти из меха белки или куницы. Щетина из куницы и белки, а также и более дешевые кисти из коровьего волоса очень хорошо работают с деликатными красками, темперой, акварелью, а также с акриловыми красками. Кисти с искусственной щетиной тоже имеют хорошее качество.
Стоит также упомянуть шпатели. Они могут иметь классическую форму шпателя или быть достаточно узкими. Нанесение краски шпателем позволяет получить интересные текстуры, кроме того, с помощью шпателя мы можем смешивать краски.
Карандаш, уголь, сангвина. Карандаши делятся на твердые (отмеченные знаком H), которые дают легкую и четкую линию, обычно используемую в технических чертежах; карандаши с маркировкой B — мягкие с жирной темной линией — используются в основном в художественной графике и полутвердые с маркировками F и HB. На карандашах H и B рядом с буквой есть также число, указывающее уровень твердости (в H) или мягкости (в B): чем выше значение, тем мягче или тверже карандаш. Графитная вставка для карандаша заключена в дерево, но на рынке также имеются чистые графитовые палочки.
Кроме того, для рисования используется уголь. Он выпускается как в виде палочек, так и карандашей — сангвиников и меловых карандашей разных цветов.
На рынке представлен очень большой выбор красок и большой выбор производителей. Масляные, акриловые и акварельные краски, а также темперы доступны в очень широком диапазоне цветов. Масляные краски продаются в тубах разных размеров, отдельно, а также в целых наборах, акриловые краски выпускаются в тубах и банках — стеклянных или пластиковых.
Акварельные краски можно купить в сухом виде — в палитре и в виде крема, также в палитре и в тюбиках доступны акварельные карандаши. Заготовки продаются в тубах разных размеров, как по отдельности, так и в наборах.
Также на рынке доступны сухие и масляные (жирные) пастели.
Масляные пастели выпускаются в виде палочек, их можно купить как по отдельности, так и в виде целых наборов, и они имеют широкий спектр цветов. Масляная пастель может быть разбавлена скипидаром для получения живописного эффекта. Сухие пастели выпускаются в виде простых палочек или палочек с квадратным сечением. Мы также можем купить пастели в карандашах. Есть много компаний, производящих пастели, они предлагают как целые наборы, так и отдельные образцы.
Разбавители — в масляной живописи наиболее популярными разбавителями являются льняное масло — оно жирное и долго сохнет, а также скипидар, который обезжиривается и быстро сохнет. Закончив работу масляными или акриловыми красками, стоит защитить рисунок лаком. Здесь у нас есть выбор, в зависимости от того, какой эффект отделки мы хотим: матовый лак или глянцевый.
Также закрепляющий лак используются для консолидации и закрепления работ, выполненных в технике сухой пастели. Стоит также упомянуть о разнообразии палитр. Они имеют разные формы и обычно изготавливаются из дерева или пластика.
Источник
Инструменты художника
Приобретая все, что требуется для творчества, легко увлечься и обзавестись лишним или вовсе ненужным. Постарайтесь для начала ограничиться только самым необходимым, а потом по мере надобности вы сможете добавлять новые инструменты и материалы. Всегда выбирайте все самое лучшее, насколько позволяет ваш бюджет, поскольку дешевые покупки часто разочаровывают — не те оттенки пигмента, не та фактура бумаги или волокна из кисти сыплются.
Типы кистей
Кисти добавляют цвет на большие или малые поверхности, однако они могут также проводить живые и очень динамичные линии, как нежные, так и контрастные. Пружинящие кисти намного выразительней, чем «вялые», поэтому для сохранения качества кистей обязательно промывайте их после окончания сеанса работы, а хранить кисти надо только в вертикальном положении.
Кисти бывают различных форм и размеров. Круглые остроконечные кисти с длинным волосом наносят широкие или тонкие мазки. Зато круглые остроконечные кисти с коротким волосом проще в использовании, ими удобно прописывать мелкие детали. Плоские кисти с коротким или длинным волосом подходят для покрытия больших плоскостей.
Лучшим материалом для создания кистей считается колонок. Стоит такая кисть дорого, зато отличается большой прочностью и долговечностью ,а также дает прекрасные результаты.
Беличьи и синтетические кисти более дешевые, но тоже позволяют создавать рисунки хорошего качества. Качественные кисти служат долго, и со временем у вас накопится неплохая коллекция.
Для начала купите нейлоновые кисти, возьмите парочку широких кистей – они достаточно хорошо прописывают детали и производят заливку. Можете приобрести и восточную альтернативу дорогостоящим кистям из соболя и белки. Бурая кисть из колонка, хорошо пружинящая во влажном виде, прописывает детали, а мягкая белая козья кисть прекрасно покрывает размывкой широкие поверхности бумаги или полотна.
Простые карандаши
Старые добрые «свинцовые» карандаши в деревянной оправе со стержнем из смеси графитного порошка и глины обладают многими преимуществами: они экономичны, компактны, универсальны и их удобно брать с собой. На таких карандашах имеются обозначения разной твердости: «Н» — твердый, и «В» — мягкий. Твердые карандаши предназначены для технических чертёжей, а линия, которую они проводят, бледная и невыразительная.
Для художественного рисунка лучше подходят карандаши с маркировкой «В», где графита значительно больше чем глины. Чем выше стоящая рядом с буквой цифра, тем мягче будет грифель карандаши и тем быстрей он тупится, зато линия, получается черней, и легко смазывается. При покупке выбирайте качественные карандаши или грифели, на которых четко указана их мягкость. Для начала подойдет «2В».
Если вы рисуете карандашами разной твердости, старайтесь, чтобы чёрный цвет преобладал, и не слишком расширяйте диапазон полутонов. Коротко очинённый карандаш быстро затупится, так что старайтесь затачивать карандаши подлинней, используя острый нож. Стирайте карандашный рисунок только мягкой резинкой. Чтобы линии, выполненные мягким карандашом, не смазывались, их закрепляют фиксатором.
Создавая рисунок с множеством мелких деталей, старайтесь чаще заострять грифель, чтобы у него всегда был острый кончик. Грифели мягких карандашей быстро тупятся, их приходится постоянно очинивать. Старайтесь делать это так, чтобы деревянная оправа была достаточно удалена от кончика грифеля, иначе она может царапать бумагу, и повредит сам рисунок.
Среди видов карандашей можно выделить типы с широким, как резец, грифелем, который проводит очень широкую линию.
Цветных карандашей невероятно много, и экспериментировать с ними весьма интересно. Попробуйте, например, нанести на бумагу какой-либо один цвет, а затем поверх него другой, и у вас получится новый цвет. Либо «смешайте» оттенки так: нарисуйте на бумаге близко друг к другу разноцветные точки или линии так, как это делал знаменитый французский художник Жорж Сера – вы получите очень необычный и красивый эффект.
Отдельные графитные стержни имеют такую же градуировку, как и деревянные карандаши. Собственно, это и есть толстые карандашные грифели, только без привычной деревянной оправы. Они широко применяются в рисовании, потому что создают выигрышную неровную фактуру, и ими очень быстро покрывать большие поверхности.
Учтите, что линия, сделанная сухим водорастворимым графитным карандашом, широко расплывается при размывании. Мягкие карандаши растворяются проще всего. Перед использованием карандаша проверьте его эффект на черновике, чтобы выбрать степень увлажнения.
Мелки и восковые карандаши
Для проведёния тонких и точных линий, эти очень мягкие материалы совсем не подходят, однако они превосходно покрывают поверхность на крупных, рыхлых и фактурных рисунках. Пастель изготавливается в широком диапазоне цветов, и у каждого цвета всегда есть несколько оттенков.
Многие изготовители нумеруют оттенки одного цвета цифрами от 0 (самый светлый) до 8 (самый темный). Пастель можно купить либо в форме карандашей, либо в форме стержней. Карандаши тверже, и их легче очинивать. И те и другие продаются готовыми комплектами или россыпью. Сначала следует купить несколько штук и попробовать, насколько вам удобно ими работать, нравится ли вообще вам пастель. Кроме того, так вы определите цвета, которыми чаще всего пользуетесь, и потом уже сможете постепенно пополнять свою коллекцию.
Пастель каре – твердая пастель, и художественные мелки — это сухие продолговатые стержни, плотно спрессованные из стертого в порошок пигмента, в который добавлен связующий компонент – камедь и глина для твердости.
В сечении пастель обычно бывает квадратной, она создает красивую, выразительную линию, но плохо стирается. Как правило, цветовая гамма землистых оттенков самая стойкая. Кончик у пастели тупой и широкий, но легко стачивается. Поворачивая сточенный с одной стороны мелок можно получить более тонкую линию. Грифели пастельных карандашей похожи по своему составу на пастель и прекрасно с ней сочетаются, если рисунок требует более тонкой проработки.
Мягкая пастель представляет собой пигменты с небольшой добавкой камедей (гуммиарабика), мела или темной краски для более светлого или темного цвета. Она очень легко осыпается, превращаясь в пыль, и неплохо стирается пластичным ластиком.
Пастель приходится закреплять фиксатором, однако красота бархатистой пастели создается именно светом, отражающимся от частиц пыли, поэтому излишек фиксатора делает рисунок блеклым.
Если вы смешаете слишком много оттенков мягкой пастели, рисунок будет казаться грязным, так что тут очень важна мера, и вначале, лучше выбирать простые смеси. Масляная же пастель, так же, как и восковые мелки, имеет плотное покрытие, что позволяет на нанесенной ими поверхности выцарапать рисунок.
Если вы работаете на бумаге, натянутой на подрамник, приклеенной гуммиарабиком или удерживаемой пяльцами, то масляную пастель и восковые мелки можно разбавить или полностью удалить при помощи скипидара или уайт-спирита. Рисунок, выполненный этими материалами, также нуждается в закреплении.
Разные типы ручек
Перечислить все ручки невозможно, потому что все время добавляются новые типы. Приведем лишь несколько примеров.
Привычные для художников перьевые ручки состоят из держателя и съемного пера. Их обмакивают в чернила или любое другое жидкое красящее вещество. Лучшими традиционно являются стальные гибкие перья с расщепленным кончиком, в которых разная степень нажима позволяет проводить разнообразные и выразительные линии и штрихи.
К сожалению, цветные чернила для рисования, изготовленные на основе синтетических красителей, крайне быстро выцветают. Поэтому выбирайте устойчивые водорастворимые чернила из традиционных составов.
Иногда в специализированных магазинах можно увидеть тростниковые и бамбуковые перья. Тонкое тростниковое перо (калам), как и крепкое бамбуковое, не отличается гибкостью, зато их кончиками можно писать под разным углом, создавая множество самых разных линий и штрихов.
Обычные технические ручки удобно носить с собой и ими легко пользоваться. Они представляют механическое приспособление с трубкой-острием, предназначенное для создания линий определенной толщины. Требуется большое мастерство и изобретательность, чтобы сделать интересными их «скучные» линии.
Повторно заправляющиеся ручки могут сэкономить вам деньги, но выбирайте среди них те, которые легко прочистить. Автоматические ручки набирают чернила во внутренний картридж, поэтому их очень удобно брать с собой, отправляясь на зарисовки. Некоторые ручки оснащены даже сменными головками, которые позволяют проводить разные типы линий.
Шариковые ручки тоже могут быть полезным инструментом для зарисовок, только следите за тем, чтобы они не ставили кляксы и проводили качественную линию без «проскоков».
Уголь
Старинное средство для рисования — древесный уголь — изготавливается из оливковых или ивовых ветвей, которые сжигаются при минимальном количестве кислорода. Среди современных вариантов можно отметить спрессованный древесный уголь и специальные угольные карандаши. Все они, хотя и не полностью, стираются мягким ластиком. Правда, рисунок, выполненный углем, как и в случае с пастелью, требует закрепления. Соус – толстый грифель, используемый для создания тонкого или толстого штриха, а так же, в качестве отмывки.
Обычно, угольные стержни продаются и в россыпи, и в пачках. Они бывают разного размера, от тонких до очень толстых (так называемые «сценические»), а по твердости разделяются на три категории — твердые, средние и мягкие. Все они создают быстрый и легко удаляющийся покров разных оттенков, от темно-серого до коричневатого и черного.
Прессованный древесный уголь продается в виде пастели. Большая концентрация сажи позволяет наносить очень плотные, слегка маслянистые штрихи, обладающие выразительностью и насыщенностью, однако стирать их бесполезно. Бывают также угольные стержни серых тонов, в которых сажа разбавлена с мелом.
Обычно, угольные карандаши с угольным грифелем продаются либо большими пачками, подобно угольным стержням, либо градируются по степени твердости, как графит. Их преимущество в том, что своей богатой тональностью они подчеркивают выразительность карандашного рисунка. Карандаш конте (особенно твердый карандаш, придуманный французским учёным Никола-Жаком Конте) немного более жирный, чем угольный стержень, и почти не стирается. Он не такой хрупкий, как уголь, и бывает чёрным, белым, цвета терракоты и сепии. Сангина – мягкий карандаш без оправы, красно-коричневого цвета. А графитный карандаш — излюбленный материал многих художников. Он бывает разной мягкости и его можно использовать как для мгновенной зарисовки, так и для прорисовывания мелких деталей.
Если вы собираетесь работать по сырому, натяните лист бумаги на нелакированную доску, чтобы избежать его деформации от влаги. Отрежьте четыре куска ленты из гуммиарабика на водной основе (они должны быть немного длинней краев листа), а затем аккуратно смочите бумагу губкой.
Проведите губкой по ленте для увлажнения и приклейте все четыре куска — половинкой на доску, другой на бумагу. Тогда лист останется ровным, и после высыхания будет надежно прикреплен к подрамнику. Снять его можно будет, осторожно отсоединив боковые ленты.
Краски на водной основе
Большая часть красок и чернил изготавливается на водной основе, и их можно легко разбавлять, добиваясь требуемой интенсивности цвета. Так, акварельные краски могут быть и яркими и приглушенными. Они создают мягкий эффект, особенно если нанести их на мягкую и толстую бумагу. Обычно, жидкими красками работают на бумаге тяжелых сортов. Кроме того, вам понадобится палитра, на которой вы будете смешивать цвета, а также поверхность, на которую можно поставить баночки с чернилами, краской, воду и положить несколько кистей.
Удивительно, но с красками на водной основе прекрасно сочетаются восковые мелки и пастельные карандаши: они не смешиваются друг с другом, что позволяет добиваться особенных эффектов. Выразительность рисунка увеличивается при использовании жидких и сухих красок.
В отличие от водяных, масляные краски сохнут очень медленно, они дорогие и для их эффективного использования нужны хорошие навыки. Краски на водной основе, так же, как и чернила дешевле и больше подходят для начинающих художников.
Если наносить чернила ручкой, проводя линии, а затем делать размывку кистью, рисунок будет более художественным и объемным. Эти два метода можно использовать и отдельно. Для того чтобы сохранить под размывкой резкую линию, проводите её водостойкими чернилами. После высыхания сделанного чернилами основного рисунка, сверху можно нанести цветную размывку, которая не повредит нижнего рисунка. Чернила дают яркий цвет и их легко смешивать. Некоторые чернила, особенно водостойкие, могут повредить кисть, особенно если её тщательно не промывать, поэтому для работы чернилами лучше всего иметь специальную кисть среднего качества.
Привычные всем акварельные краски являются тонко растертым пигментом, который легко проникает в бумагу, придавая ей стойкую окраску. Действительно хорошие краски стоят дорого, но они устойчивы и отличаются яркостью и блеском.
Для больших работ приобретайте сразу тюбики или концентрированную жидкость для разведения. Для маленьких рисунков достаточно купить небольшую коробку с плитками твердой краски, хотя разводить их — весьма утомительное занятие. Если ваш бюджет позволяет, купите большие керамические чашечки с полумягкой краской. Интересное сочетание можно получить из акварельных красок с водорастворимыми цветными карандашами, которые, в отличие от графита, не проступают сквозь слой акварели, а мягко растворяются в нем. Их можно даже стирать, пока они не высохли, до перекрытия их влажной краской.
Если вы рисуете по сырой бумаге, карандаши немедленно фиксируются и оживают. Иногда можно применять масляную пастель и восковые мелки – акварель скатывается с жировых пятен, окрашивая лишь непокрытые участки бумаги, в результате чего получается очень необычный эффект.
Гуашь — плотная матовая краска на водной основе. Лучшая гуашь продается только в тюбиках, плакатная – в пузырьках, и уж совсем простенькая продается в плитках. Большим преимуществом гуаши является её кроющая способность, она дает художнику возможность скрыть неудачное место, если верхний слой наносится аккуратно, не задевая нижних.
На водной основе изготавливается акриловая краска, которая часто применяется для наложения красок густым слоем или рельефными, крупными мазками, как в масло. Сохнет акриловая краска быстро. Если вы предпочитаете работать с тюбиками, вам потребуется такое же оборудование, как при письме маслом. Но для цветного рисунка лучше используйте жидкую краску в пузырьках, она имеет неплохую кроющую способность и легко смешивается, в том числе с водой.
Источник