Основы рисования: Инвентарь начинающего художника
Бывает так, что в душе просыпается муза и хочется творить, а именно рисовать, да еще и попробовать сделать это в необычной для себя технике. Считаю, что многие любят выплескивать свои эмоции на холст, но не все делают это определенно масляными красками. А зря. Масляные краски имеют ряд своих преимуществ, и любой новичок, подключив свою фантазию, сможет нарисовать замечательную картину.
Предлагаю сегодня рассмотреть, какой инвентарь нужен для рисования маслом. Набор, в принципе, стандартный, как и для многих техник. Но везде есть свои нюансы.
1. Краски
Масляные краски бывают стандартными, работают с ними разбавителем, а бывают водорастворимыми. Они отличаются лишь тем, что во вторые добавлена специальная жидкость, которая позволяет взаимодействовать воде и маслу. Для многих художников такой тип масляных красок – дикость. Но на самом деле это очень хорошая альтернатива для тех, кто не хочет иметь дела с разбавителями.
Важно знать из чего же делают масляные краски. Обычно это пигмент, масло и скипидар. Пигменты бывают натуральными и синтетическими, конечно же, в зависимости от вида варьируется как цена, так и насыщенность цвета. Масло также имеет свои разновидности – ореховое, льняное, конопляное, софлоровое и маковое.
Новичкам лучше всего выбрать синтетические, чтобы опробовать себя в этой технике и понять, пойдет ли дело дальше.
2. Кисти
Этот пункт является одним из самых важных. Это идеальное орудие для идеального выражения задумки автора и текстуры картины. Именно от кисти зависит, будет ли ложиться краска так, как нужно, сможете ли вы выделить мелкие детали и сделать картину более глубокой, живой.
Из какого материала бывают кисти:
– из синтетического волокна;
– из натурального волокна (грубой свиной щетины, а также из пушных животных, таких как соболь).
Натуральные кисти относительно дорогие. Но их качество говорит само за себя – кисточка сохраняет форму с набранной краской и принимает точно такую же после мазков.
Какой формы бывают кисте:
– плоские кисти – длина больше ширины, имеют прямоугольную форму. Если смотреть сбоку – выглядят плоскими. Являются самыми практичными: можно сделать широкий, треугольный при скручивании мазок и узкую линию. Также это основная кисть для смешивания красок.
– полукруглые плоские – кисточки, которые первоначально были сделаны круглыми, а потом стали расплющенными. Позволяют контролировать точность контура, если его форма необычная и неправильная.
– ретушные – плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Обычно делаются из синтетического волокна. Используются для цветных планов, эскизов, так как делают четкие острые углы. Отлично справляются с цветовыми переходами, делая их менее грубыми.
– веерные – также плоские, имеют не очень густой пучок похожий на веер. Необходимы для создания тонких цветовых растяжек, можно использовать для снижения контраста между контурами и фактурой.
– «кошачий язык» – плоская кисть купольной или овальной формы. Можно писать как обычной плоской кистью, а в перпендикулярном положении к поверхности – как круглой. Лидер среди кистей в переходах от одного цвета к другому.
– трафаретные – кончик носа такой кисти тупой и плоский, а мазки нужно наносить на холст вертикальными ударами.
– линейные – вариация круглых кистей с тонким и длинным волосом. Идеально подходят для тонких линий, длинных мазков и для нанесения надписей.
3. Палитра
Палитра – важная вещь для художника, в ней смешивают краски и получают новые нужные цвета. Её можно держать в руке или положить рядом на стол, как удобно. В продаже есть в трех вариациях – стекло, плексиглас (оргстекло) или дерево.
Нужно помнить о том, что уход за палитрой зависит именно от материала, из которого она сделана. Деревянную палитру перед использованием обязательно нужно протереть льняным маслом и вытереть насухо. Сразу после использования промыть, натереть маслом и опять же вытереть.
Стекло более легко в использовании – не обязательно удалять остатки красок сразу же после рисования, так как с него они счищаются даже в засохшем виде.
Палитру из плексигласа также желательно сразу очистить, несоблюдение этого правила приведет к тому, что вы можете поцарапать материал, пытаясь отделить от него засохшую краску.
4. Разбавитель
Эта жидкость нужна для того, чтобы сделать краски менее густыми для комфортного процесса.
Используют обычно один из трех – льняное масло, петролеум или же тройник. Петролеум станет незаменим для аллергиков, а также тех, кто попросту не переносит резких запахов, так как эта жидкость его не имеет.
5. Холст
Собственно материал, на котором художник пишет картину. В наше время имеется огромное разнообразие холстов, которые могут озадачить и смутить любого новичка. Но не стоит пугаться. На самом деле все просто – обычно они изготавливаются из льна либо хлопка. Именно свойство материала придает им зернистость, бывают мелкозернистые, среднезернистые, крупнозернистые.
Если нужно четко прорисовывать каждую деталь – лучше приобрести мелкозернистый холст, этот вид также позволяет делать плавные переходы от одного цвета к другому. Если же вы решили рисовать большими мазками и просто прорисовывать контуры объектов – подойдут крупнозернистые и среднезернистые холсты.
Также холсты продаются на картоне или сразу в подрамнике, что очень упрощает процесс превращения обычной картины в картину, крепящуюся к стене.
6. Средство для снятия краски с кисточек
Нужно помнить о том, что после процесса рисования необходимо тщательно очищать не только палитру, но и кисти. Своевременная забота об этом важном орудии обеспечит вам комфорт при следующем занятии живописью.
Для этого можно купить растворитель уайт-спирит для масляных красок, либо делать это тем растворителем, которым вы разбавляли краски. Кроме того, на этикетке тюбика краски может быть указано, чем именно её нужно растворять.
7. Посудина для мытья кистей
Можно либо купить в лавке художника специальное маленькое ведерко для этого дела, либо взять то, что есть под рукой: маленькую баночку, либо старую ненужную чашку.
8. Прекрасное настроение
Картины, которые рисует художник – всегда идут из души. Этот процесс таинственный и прекрасный. Заниматься живописью означает принадлежать самому себе и всему миру одновременно. Поэтому обязательно подходите к этому замечательному занятию с хорошим настроением, расслабленными, одухотворенными. И тогда вы получите результат, который покорит любое воображение.
Источник
Как держать палитру для рисования
В предыдущих статьях вы узнали как выбрать краски и как их смешивать. А теперь давайте поговорим о палитре, т. е. о том самом месте, где вы будете смешивать краски в процессе написания картины.
Начну я с того, что опишу палитры, которые лучше не использовать, чтобы вам там ни говорили.
Честно говоря, мне не нравится, когда художник вместо нормальной палитры использует небольшие пластиковые или бумажные тарелочки. Мало того, что он умудряется по краям тарелочки разместить все краски, он еще и смешивает их в середине, на малюсеньком пятачке.
Получить нужный цвет на таком пятачке, размером максимум с две ладошки, а то и меньше, очень трудно.
А после двух-трех смешиваний краски начинают залезать друг на друга, неизбежно внося в цвет грязь. Посмотрите на фотографии ниже, чтобы увидеть, что происходит, когда на палитре мало места и краски лезут друг на друга. Причем, на фото слева это произошло не так явно, как на фото справа, где из смесей образовалась самая настоящая каша. А ведь обе эти палитры довольно большие – нетрудно представить, что будет твориться в центре тарелочки.
Если уж вам лень чистить палитру и вы предпочитаете ее выбрасывать, то в этом случае намного удобнее будет взять используемую в отделке помещений пластиковую панель. Вы можете отрезать от нее кусок подлиннее, и у вас появится простор как для самих красок, так и для их смешивания — есть где разгуляться кисти и даже мастихину. Да и чистить такую палитру удобно, хотя можно при желании и выкинуть. Я такими панелями пользовалась при росписи стены акрилом. С акрилом эти панели удобны — засох акрил, не удается отчистить, отрезала новый кусок и вперед. А с маслом. Я лично не вижу проблем в том, чтобы почистить палитру по окончании очередного сеанса.
Другой вариант для ленивых – покрытие деревянной палитры полиэтиленовой пленкой — свернул пленку по окончании работы, выкинул ее и натянул новую. Но тут вас подстерегает опасность — пленка может порваться от движения кистью, а тем более мастихином. Да и смешивать на пленке очень сложно — как ни натягивай ее, она все равно морщится и коробится — двигаешь кистью, а пленка вслед за ней елозит. Какое уж тут творчество, если только и делаешь, что воюешь с палитрой.
Есть еще так называемые многоразовые палитры, т. е. многослойные бумажные ламинированные палитры, слои которых можно отрывать и выкидывать. Такая, на мой взгляд, удобна для «разгулявшегося» художника, который похож на киношного писателя: напишет три слова, скомкает листок и выкинет. ))
Конечно, если вы раз в год решите что-нибудь изобразить на холсте, тогда и тарелочки, и полиэтилен и многоразовые палитры — это для вас. Но если вы намерены заняться живописью серьезно, тогда и к выбору палитры надо подойти серьезно. Чем мы с вами сейчас и займемся.
Основные свойства палитры
Давайте рассмотрим главные свойства палитры. Их всего четыре:
- Размер.
- Размещение (вариант использования).
- Материал.
- Покрытие (тонировка).
1. Размер
По моему опыту палитра должна быть быть не менее 30 х 40 см (н а фотографии справа как раз палитра таких размеров ). Я пыталась использовать палитры поменьше, но в конце концов пришла к выводу, что хотя маленькая палитра и занимает мало места, но и места для смешивания на ней тоже мало. Приходится то и дело чистить ее, чтобы освободить место для новых смесей. А зачастую еще и страдать от того, что час или два назад у меня на палитре была нужная мне как раз сейчас комбинация смешанных красок, а теперь придется замешивать эту комбинацию заново.
Итак, 30х40 сантиметров. Или чуть больше. Этого размера вполне достаточно, чтобы и краски друг на друга не налезали, и палитра не слишком часто пустовала. Позже я перешла на размер 40х50 сантиметров (ее фото вы увидите ниже) – обожаю творческий простор! Ну а вы свой максимум определите сами. Все зависит от размаха вашего творчества.
2. Размещение
Разумеется, такую палитру в руках держать проблематично. Хотя на фото вы видите в палитре дырку для большого пальца и вырез для ладони, я ее в руках даже не пробовала держать. Поскольку я всегда пишу сидя, я приспособила свою палитру для работы на коленях, прицепив к ней с помощью зажимов для бумаги ремень от старой сумочки. Это позволило мне подвесить палитру на мольберте, а противоположный край я клала на колени, как показано на фото в начале этого подраздела.
Однако удобство такой подвески (очень комфортно, когда палитра прямо перед тобой) слегка омрачается неудобством при вставании. Когда встаешь, надо что-то подсунуть под нее вместо коленей. Да и «мотыляется» она, хотя и не очень сильно. Поэтому я перешла на «стационарную» палитру, то есть попросту начала класть ее на этюдник, который ставлю рядом с мольбертом. Немного неудобно, что палитра в стороне, но зато я к ней не привязана.))
Если вы часто работаете стоя, вам лучше иметь две палитры. Одна, большая, у вас лежит на чем-либо, другую, поменьше, с отверстием под палец вы держите в руках, когда вы то подходите к холсту, то отходите от него. Такая необходимость появляется порой на последних стадиях работы, когда краски нужно мало, смешивать их приходится меньше, а отходить от холста приходится все чаще. Но я и в этом случае обхожусь своей стационарной палитрой – просто выдвигаю ножки этюдника, чтобы поднять палитру повыше.
3. Материал
Самыми распространенными являются деревянные (точнее, фанерные) палитры – их можно купить, изготовить самому или просто взять подходящих размеров полку из шкафа, как это сделала я в своей последней палитре. Вон она проглядывает сквозь оргстекло на фото слева.
Недостаток деревянной палитры – ее плохая стойкость к истиранию, краску я обычно смешиваю и соскабливаю мастихином, а он, подлый, царапает палитру. Поэтому я соорудила комбинированную палитру.
Сначала попробовала положить на деревянную палитру стекло – оно просто идеально для этого, так как кисть буквально порхает по нему, а мастихин приятно скользит, да и чистить его проще простого. Н о из соображений безопасности я взяла оргстекло, закрепив его на деревянной палитре двусторонним скотчем.
Размер этой палитры, как я уже сказала, 40х50. Лежит она на этюднике. Можно положить на табуретку повыше, но высоту этюдника можно менять, что дает мне возможность использовать эту же палитру при работе стоя. Хотя есть у меня и небольшая палитра – 25х40, деревянная.
Как вариант, можно на первых порах использовать в качестве палитры и загрунтованный холст, а еще лучше –оргалит. Хотя это не очень удобно, но начинающему художнику приходится думать не столько об удобстве, сколько об экономии. Я тоже когда была на вашем месте, и прекрасно помню свои муки – что купить: вон ту красивую кисточку, эту милую красочку, холст, подрамник или еще что?
Этот холст-палитру вы потом можете заимприматурить , просто размазав по нему остатки тех смесей, которые получили, и использовать для следующей картины, а в качестве палитры взять новый холст. Получится как бы безотходное производство. ) Пример такой имприматуры вы видите справа.
Совет. Ни в коем случае не выкидывайте то, что остается на палитре после сеанса работы. Эти остатки можно использовать для имприматуры, разных экспериментов по мазюканию, подмалевков и многого другого.
Я например люблю собирать остатки краски и творчески накладывать их на небольшую картонку, творя своего рода картину. Иногда получаются довольно интересные «мазюкалки» – я их называю измами.
Примеры таких моих мазюкалок вы можете увидеть здесь. Причем, часть их позже переросла в полноценные картины. Некоторые мне даже пришлось повторять на заказ. А один из повторов («Древо Вселенной. 2014») занял первое место на международном конкурсе живописи в Венеции. Поэтому процесс очистки палитры для меня не только не в тягость, но и является своего рода отдыхом для души после дня работы над картиной.
Справедливости ради скажу, что не все измы – результат такой очистки палитры, на некоторых я отрабатывала какие-то новые приемы, а некоторые создала с нуля, работая с ними как с полноценной картиной. Ну захотелось мне «оторваться». )))
4. Покрытие
Если палитра деревянная, перед первым использованием, ее необходимо пропитать льняным маслом (покрыть 2-3 раза льняным маслом с просушкой каждого слоя в течение 2-3 дней), иначе дерево будет тянуть масло из красок и вам неудобно будет работать на такой палитре. Вместо льняного масла можно использовать и подсолнечное, но просушка слоев тоже необходима.
При постоянном использовании цвет деревянной палитры меняется, становясь зеленовато серым (с разными оттенками), поскольку краска впитывается в дерево. А цвет получается таким потому, что смесь красок в сумме дает серый цвет. Не надо бояться такой «порчи» палитры – более того, палитра в идеале и должна иметь такой цвет. Для палитры это своего рода имприматура, о преимуществах использования которой в живописи я рассказываю в статье Что такое имприматура. Поэтому можно не дожидаться, пока палитра «запачкается», и покрыть ее такой имприматурой сознательно. Только очень-очень тоненько.
Для экономии красок я после каждого сеанса перекладываю неиспользованные краски (а порой, и смеси) на старую палитру размером поменьше, кладу ее в ящик-этюдник (без ножек) и закрываю этот ящик. Если я пишу каждый день, то краски не успевают засохнуть и их можно спокойно использовать на следующий день.
Еще необходимы масленки (у меня их 3). Могу использовать их одновременно, а могу и по отдельности. Одна для разбавителя, одна для тройника, одна для масла льняного, все с крышечками. Я их креплю к палитре.
Ну, вот, пожалуй, и все. Выше я показала свою палитру в состоянии готовности к смешиванию четырех основных красок и белил. Я их использую либо для создания всей картины, либо для начальной ее прописки. Потом в ход идут дополнительные краски — их вы можете увидеть на следующих фотографиях моей палитры в действии.
Как видите, даже при размерах 40х50 моя палитра вовсе не пустует. А теперь попробуйте мысленно разместить набор смесей с крайней правой палитры на дне тарелочки. Сделать это просто невозможно.
Так что не скупитесь — ведь любая картина начинается на палитре.
Татьяна Казакова
Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →
Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей. И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!
Татьяна (Friday, 17 July 2015 20:11)
Прямо точно для меня написано! Татьяна, я уже к этому моменту начала подходить, т.к. пока использую именно то, что упоминалось — пластиковую разделочную доску, покрытую пленкой. Пока еще устраивает, но уже начинает требовать перемен.
Спасибо за советы!
Таня, пожалуйста. Надеюсь, что эта статья окажется полезной не только для тебя.
Светлана Мищенко (Sunday, 26 July 2015 11:52)
Танечка! Здравствуйте! Только что вернулась с отдыха и такой подарок ваша статья о палитрах. Как подробно и понятно. Спасибо огромное. Очень полезно. Я как раз прохожу все эти этапы. Стало все понятно. И есть еще такой вопрос: почему кисти могут не отдавать краску на холст? Приходится проводить несколько раз. Почему это происходит? Из-за качества кистей, краски или еще что-то? Благодарю.
Света, здравствуйте.
Пожалуйста немного поподробнее о своей проблеме?
А я попробую поиграть в угадайку))
Я вначале отгадаю. что происходит.
— Вы взяли холст, на котором уже что-то написано?
— Прошло довольно много времени с последней прописки?
— Взяли новый холст из магазина?
— Холст ничем не протерли (лак для ретуши, разбавитель, льняное масло)?
— Берете краску на сухую кисть, кладете на холст, а краска не желает расставаться с кистью, приходится несколько раз проходить этой кистью по холсту?
Давайте рассмотрим вариант с новым холстом.
Предположим, Вы купили холст.
На нем должно быть указано каким грунтом его крыли и для живописи чем он предназначен. Обычно холсты кроют акриловым грунтом и пишут, что этот холст для живописи акрилом или маслом.
Если Вы купили такой холст и сразу же садитесь писать без предварительной подготовки холста, то его надо хотя бы смочить разбавителем, а затем быстро-быстро сделать подмалевок, а затем по этому подмалевку писать дальше. в этом случае краска будет легко сходить с кисти, но у вас может появится другая проблема) Новые слои краски будут смешиваться с нижними. Посмотрите мастер-класс «Елочка».
Кисть, которой вы собираетесь первый раз в этом сеансе взять краску (она у вас сухая и чистая). необходимо слегка смочить разбавителем и только после этого брать краску.
Теперь другой случай — на холсте уже что-то есть — имприматура, подмалевок, картина, которую вы решили подправить. Холст тоже необходимо смазать. В последнее время я натираю холст чесноком (обычно хватает одного зубчика. Чищу, срезаю кончик, а затем натираю поверхность холста, изредка обновляя срез). Наношу немного льняного масла на поверхность холста, втираю его ладонью в поверхность, затем вытираю тряпкой. На холсте остается тоненькая пленочка масла. В купленном мастер-классе это все есть.
Можно поверхность холста смазать ретушным лаком — продается в магазине художественных товаров, можно просто слегка смочить разбавителем.
Кисть перед первым набором краски смочить в разбавителе. можно сразу брать краску этой кистью. а можно вытереть кисть тряпкой и взять краску. В любом случае на волосках кисти останется разбавитель, который обеспечит легкое отдавание краски кистью.
Светлана Мищенко (Sunday, 26 July 2015 19:16)
Танечка! Спасибо за ценные советы. Постараюсь четко следовать им.
Александра Сердюкова (Monday, 17 August 2015 14:06)
Добрый день, Татьяна. Подскажите, я правильно поняла — когда начинаешь писать по сухой имприматуре или прописывать детали на подсохшем холсте — их нужно протереть чесноком или маслом? Благодарю за ваши знания!
Александра, здравствуйте!
У вас- холст, на котором вы уже что-то писали, краска высохла. Вы снова решили с ним поработать. Есть несколько способов
— протереть поверхность холста ретушным лаком (лак наносите кистью в растирку)
— протереть поверхность холста разбавителем
— натереть холст чесноком, а затем нанести небольшое количество льняного масла (масло купить в художественном магазине). Если покупаете в аптеке или в продуктовом магазине, то это масло необходимо подготовить.
Обычно мне для натирки холста хватает одного-двух зубчиков чеснока, затем наношу небольшое количество масла на холст и втираю его ладонью, затем холст протираю тряпкой — убираю излишки масла.
Мне этот чесночно-масляный способ нравится больше. хотя от картины дня два пахнет чесноком))
татьяна (Monday, 23 January 2017 21:42)
annavapa (Tuesday, 14 March 2017 14:00)
Чеснок и масло. Это прям, как у Захара Кордовина..
annavapa, здравствуйте.
Чеснок и масло, лук и масло, спирт и масло — творят чудеса. Красочный слой почему-то садиться намертво)) Хотя лук и масло я еще не пробовала))
Алла (Friday, 29 December 2017 19:11)
Добрый вечер Татьяна. Вы в статье писали, что использовали оргстекло.Где его можно преобрести в таком размере для палитры,ведь продаются куски от метра.И используете ли вы екструдированное или обычное оргстекло?)
Добрый вечер, Алла!
Я использую оргстекло тонкое, взятое из купленной рамы для фотографий. Под этим стеклом у меня обычная фанера размером 40 на 50, а сверху приклеено оргстекло. На фотографиях виден двусторонний скотч, которым я приклеила палитру к фанере. Этим стеклом я уже пользуюсь вроде бы года два, а то и больше. Наверное это обычное оргстекло.
На фотографиях видно, что мое стекло больше фанеры. Выступающие части оргстекла я использовала для крепления масленок. Потом я оргстекло обрезала по размерам фанеры
Наталья (Thursday, 01 March 2018 10:42)
Но, все-таки мастихином не удобно брать краску ребром. Лучше с холста
Галина (Tuesday, 04 December 2018 12:27)
А лучше использовать бумажную палитру для смешивания красок.Очень удобно.
http://artspalitra.ru/
Татьяна Казакова (Tuesday, 04 December 2018 18:13)
Наталья, по поводу неудобства, цитирую:
«Но, все-таки мастихином не удобно брать краску ребром. Лучше с холста»
Наталья, каким мастихином неудобно?
Их превеликое множество.
Но если Вам удобно использовать в качестве палитры холст — то ради бога, используйте.
Татьяна Казакова (Tuesday, 04 December 2018 18:45)
Добрый вечер, Галина!
Я так понимаю, что Ваш пост — это реклама сайта, выпускающего бумажные палитры. По поводу этих палитр я написала выше.
Ну а сейчас «пройдусь» по плюсам, которые предлагают изготовители этих палитр.
Первый плюс — «Компактность. Удобно брать с собой на пленэр» (Для пленэра у каждого художника есть палитра нужного ему размера, ведь одни наваяют холст метр на метр за 15 минут, накидывая краску мастихином, как лопатой. И куда они ее, краску эту, надавят в таком случае, а размешивать где будут? Те, же, кто пишет этюды небольшого размера, спокойно в свой этюдник положат и нормальную палитру)
2 плюс — «Неприхотливость. Не надо мыть» Во первых, палитру после масляных красок не моют, ее просто вытирают тряпкой. Иногда тряпку смачивают разбавителем и протирают палитру. «Вы просто отрываете лист и продолжаете свою работу» — Вы надавили краски на свою палитру, чего-то намешали, а потом вы просто берете и выбрасываете всю свою наработанную мешанину, выдавленные краски и начинаете снова? И куда Вы выбрасываете эту бумажную палитру? На пол, на землю?
3 плюс — «Удобство. Проста в использовании» Обычна палитра — это космический корабль и она весьма непроста в использовании
4 плюс — «Надежность. Не вытягивает масло из красок». Открою Вам секрет, палитра художника тоже не тянет масло
5 плюс — «Альтернативность. Отличная замена пластиковым палитрам» весьма и весьма слабый плюс. Отрезок пластиковой панели (а уж если Вы в ней еще и дырочку для большого пальца сделали) отличная замена бумажной палитре
6 плюс — «Естественность. Белый лист бумаги отлично передает цвет красок» Белый лист делает краски зрительно более темными, чем на самом деле. На готовой картине все уйдет в «дребезжание», именно поэтому я и многие художники используют имприматуру, чтобы сдружить краски. Об этом я, кстати, пишу в этой статье
Максимов (Wednesday, 05 February 2020 13:57)
Таня, респект.
Очень полезная информация.
Татьяна Казакова (Thursday, 06 February 2020 11:36)
Источник