Качество бумаги для акварели

4 лучшие бумаги для рисования акварелью

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Каталог специализированных магазинов для художников довольно широк. Однако часто покупатели приобретают бумагу в канцелярских отделах маркетов. Ориентироваться при этом надо на определенные характеристики и советы:

Лучше всего проконсультироваться с учителем, который обучает рисованию, а также познакомиться с нашим рейтингом, где мы отразили лучшие варианты бумаги для рисования акварелью. При его составлении были учтены следующие факторы:

  1. состав бумаги;
  2. точный оттенок поверхности;
  3. время высыхания слоя;
  4. устойчивость к исправлениям;
  5. работа в различных техниках;
  6. наличие катышков после намокания;
  7. цена;
  8. комментарии покупателей.

Отзывы потребителей сыграли второстепенную роль, так как человек мог просто неправильно выбрать технику рисования по данной поверхности. Сложно сказать, какая бумага лучше – хлопковая или целлюлозная. У каждого вида есть свои плюсы и минусы, как и у частников нашего рейтинга. Мнения художников на этот счет довольно противоречивы и субъективны.

Читайте также:  Картины с предметами для рисования

Рейтинг лучших альбомов для рисования акварелью

Номинация место наименование товара цена
Рейтинг лучших альбомов для рисования акварелью 1 Lana Lanaquarelle 2 870 ₽
2 Альбом для акварели Arches 2 590 ₽
3 Кагаз-Юниор 100% древесной беленой целлюлозы (300-600 г/м2 крупное зерно) 136 ₽
4 FABRIANO Artistico Extra White 2 989 ₽

Lana Lanaquarelle, плотность 300 г/м2, 100% хлопок, среднее зерно

На вершине рейтинга располагается бумага компании «Лана», которая использует при производстве продвинутые технологии. Листы изготовлены из 100-процентного хлопка в мульдах. При этом не применяются отбеливатели или кислоты. В состав добавлены антигрибковые вещества, которые делают продукт еще более долговечным. «Ланакварель» подходит для любой техники.

Художники свободно ретушируют свои работы. Они утверждают, что бумага впитывает воду равномерно и выдерживает любое количество слоев. Маска отлично отходит и липнет. Это отличная альтернатива бумаге Arches. Стоит лист 455 рублей (56 на 75 см).

Достоинства

  • высокое качество;
  • выдерживает множество слоев;
  • антигрибковые добавки;
  • долговечность;
  • без флуоресцентных отбеливателей.

Недостатки

Альбом для акварели Arches 300г/м2 (хлопок) 23*31см 12 листов

Второе место заслуживает акварельная бумага Arches от бренда Canson. Профессиональный продукт производят во Франции уже много лет по классическим технологиям. Он полностью состоит из хлопкового волокна и включает естественную желатиновую проклейку. Каждый лист проверяется на качество вручную. Такой подход гарантирует стойкость и прочность бумаги. Поверхность выдерживает несколько слоев краски без какого-либо ущерба.

Покупатели говорят, что Arches – это идеальный вариант для акварели и других различных техник. Судя по отзывам, бумага равномерно впитывает воду, а сохнет быстро и предсказуемо. На влажную поверхность можно смело добавлять густую краску. Получаются очень красивые переходы. Стоит альбом с 12-ю листами около 2 тысяч рублей.

Читайте также:  Рисование для детей рисовать лису

Достоинства

  • 100 % хлопок;
  • высокая степень устойчивости к вымыванию и скоблению;
  • соответствие международным стандартам;
  • красивые переходы;
  • равномерное впитывание воды;
  • выдерживает много слоев.

Недостатки

Кагаз-Юниор 100% древесной беленой целлюлозы (300-600 г/м2 крупное зерно)

Далее в рейтинге располагается акварельная бумага грубой фактуры российского производителя. Материал – 100-процентная древесная целлюлоза. Продукт представляет собой листы с надежной проклейкой и желатинированной поверхностью.

Бумага ручного отлива рекомендована для акварели, туши, гуаши, карандаша и многих других техник. Покупатели считают товар компромиссным вариантом высокого качества по приемлемой цене. Один лист размером 41 на 55 см стоит около 80 рублей.

Достоинства

  • ручной отлив;
  • надежная проклейка в массе;
  • приемлемая цена;
  • отменное качество поверхности.

Недостатки

FABRIANO Artistico Extra White

Акварельная бумага от «Фабриано» изготавливается из растительного волокна без использования кислот или хлора. Такой состав гарантирует сохранение работ на долгое время. Продукт показывает свои достойные характеристики даже при повреждении. Листы имеют яркий белый цвет, который достигнут без включения флуоресцентных веществ.

Бумага по душе придется опытным художникам и придирчивым любителям живописи. Она подходит для акварели, угля, гуаши, графита и акрила. Покупатели говорят, что на ней легко рисовать мелкие детали, но «сухая кисть» работает плохо. Сохнет изделие равномерно. За 1 лист размером 57 на 76 сантиметров надо отдать около 490 рублей.

Источник

Как выбрать акварельную бумагу?

Чтобы написать классную картину акварелью, нужен богатый опыт и мастерство художника. Но какими бы вы не владели навыками и умениями в акварельной живописи, без качественного основания написать стоящее произведение вам будет в десятки раз труднее.

Воду акварель любит сильно, но вот бумага, к сожалению, нет. Бывает, бумага может и покоробиться и пойти волнами. Поэтому нужно по возможности выбирать хорошую акварельную бумагу, но и конечно не забывать про свои личные предпочтения при написании картины.

Виды акварельной бумаги

Стоит сразу сказать, что “плохой” или “хорошей” бумаги нет. Все зависит от намерений и стиля художника. Например, нет смысла покупать абсорбирующую тряпичную бумагу, если техника подразумевает в себе множественные исправления (соскобы) и удаления краски. Потому что вы просто испортите поверхность царапинами и ворсинками!

Стоит заметить, что акварельную бумагу продают в специализированных магазинах для художников поштучно и «пачками». Таким образом, можно набрать по одной штуке и пробовать себя 🙂

Сама бумага может делаться фабрично и ручным способом. Каждая бумага имеет свое качество поверхности (гладкая, полугладкая и грубая). Теперь подробнее обо всём!

Производители бумаги

Фабричную бумагу выпускают множество российских и зарубежных производителей. Российские в основном дешевле и проще, зарубежные же гораздо дороже и качественней.

Особенно это касается ручного изготовления акварельной бумаги. Без сомнений – она супер! Но нужно ориентироваться на свои финансовые возможности — не каждый сможет позволить такую бумагу.

Отечественные производители (фабричная работа): СПБФ «Гознак», ООО «Альт», «Паллацо» (дочерняя «Гознак»), «Сонет» и др. К сожалению, для профессиональной работы российские производители пока не подходят.

Зарубежные: «Hahnemuhle», “Arches” (от “Canson”), “Bockingford”, “Cotman”, “Fabriano”, “Saunders Waterford”, “Langton”, “Britania” и “Cornwall”.

Производители ручной акварельной бумаги: “Two Rivers” и “Ruscombe Mill”.

Фактура акварели

Фактура акварельной бумаги делится на три вида, каждая из которых применима для той или иной техники.

1. Гладкая фактура (горячее прессование — ГП). Её выбирает большинство художников. Красочный слой на такой поверхности сохнет достаточно быстро.

Некоторые считают такой вид бумаги слишком гладким и скользким, что создает массу неудобств, при работе с краской. А для некоторых наоборот, весь процесс можно держать под полным контролем, еще и если работать линией и заливкой.

2. Полугладкая фактура (Холодное прессование — ХП): Такая бумага может иметь маркировку “not paper”. Это своего рода золотая середина. Я бы посоветовал эту бумагу для художников с небольшим опытом, так такая фактура позволяет одновременно выписывать точные детали и делать широкие мазки. Можно экспериментировать с различными техниками.

3. Грубая фактура (сушка без отжатия): Бугорки и впадины на такой бумаге будут выражены куда сильнее. Такая рельефная поверхность не для тех, кто привык работать с точными ровными линиями и реалистичными изображениями.

За счет впадин на бумаге создается эффект шероховатости, которым можно ощутимо передать зрителям, прочность зданий или сырой погоды. Эта бумага для тех художников, которые предпочитают экспрессивную фактуру, сухую кисть, мазки, проскальзывание и выскребание.

Плотность акварельной бумаги

Качественная акварельная бумага не должна скатываться шариками под воздействием кисти или размокать. Кроме того, при выборе бумаги важно смотреть на ее плотность – это, пожалуй, основной критерий качества!

Писать на обычной бумаге с 80 г/м 2 . не стоит, так как результаты вас только огорчат. Начинающим нужна бумага с минимальной плотностью – 200 г/м 2 . Есть, конечно, и больше: 300, 640, 800. Чем толще, тем дороже и качественнее. Однако начинающим все-таки с дорогой бумагой лучше не спешить…

Совет: Если у вас бумага тонкая, то обязательно её намочите, и растяните на планшете, закрепив кнопками. После высыхания бумага будет ровно натянута и не будет коробиться во время работы.

Натуральная бумага без химических добавок не желтеет со временем. Но, с другой стороны, эти же добавки надежно защищают бумагу от различных воздействий и загрязнений. Таковые имеются в акварельных бумагах фирмы “Saunders Waterford” и “Bockingford”.

Совет: Как правило, лицевая (рабочая) сторона находится там, где клеймо производителя или фирмы изображено не в зеркальном виде. Если клейма нет, то работать следует на шершавой стороне.

Результаты тестов

Ниже представлены результаты теста акварельной бумаги горячего и холодного прессования. Тест был произведен одним из опытных художников.

Результаты теста акварельных бумаг ХП

№1: Фирма “Палаццо” с 50 процентным содержанием хлопка:

Поверхность не коробится, даже при её плотности в 200 г/м 2 .

Смываний или исправлений дефектов она не выносит. Хорошо писать по сырому или в а-ля прима. Многослойной техникой лучше не писать.

Показал средние со всеми результаты. Работать можно как многослойно, так и однослойно. Поверхность слегка тянущая и шершавая.

№3 “Arches от Canson”:

К работе с такой бумагой нужно привыкнуть. Как ни как – 100% хлопок, требующий большого количества воды. По скрину из теста можно увидеть, что по сырому будет работать тяжко, а вот в многослойной технике – самое оно!

№4 “Cornwall” с впечатляющей плотностью — 450 г/ кв. м:

Очень приятная поверхность подойдет для многослойной техники и а-ля прима. Может слегка коробить.

№5 Планшет для акварели “Франкфурт” (от того же “Гознака”):

Сплошная целлюлоза, что слегка сказалось на качестве. Но в целом ничего, многослойность “перенести” сможет.

Грубая фактура, поэтому для цветочков и миниатюр явно не сойдет. Только для городских этюдов.

Результаты теста акварельных бумаг ГП

Этот тип бумаги более гладкий и глянцевый. В тесте участвовали 4 марки фирмы “Гознак” с различным тиснением (скорлупа, кожа, холст и лен).

Выводы можно кратко описать так:

Бумага горячего прессования приемлема для а-ля прима, графики и многослойной живописи. Глянцевая плотная поверхность делает слой гораздо прозрачнее, чем ХП бумага. Тиснение “кожа” отличается тем, что вода впитывается медленно, а кисть идет плавно.

Любые стирания, исправления или вымывания бумага ГП не любит. В противном случае “наберетесь” катышков. Получается – эта бумага только для профи.

На скорлупе писать по сырому не рекомендуется — бумага сворачивается.

Приятную фактуру трещинок придаст кожа. На ней прекрасно “лягут” пейзажи, букеты и фрукты. Не рекомендуется для портретов и миниатюр.

В заключение

Холст и лен для акварели не подходят.

Таким образом, мы выяснили насколько важную роль в акварельной живописи играет бумага. Если вы научитесь работать на скромной по качеству бумаге, то можно предположить, какие чудеса вы сможете творить на профессиональной качественной бумаге!

Источник

Бумага для акварели: лучшие варианты

Для маленьких детей, которые только учатся рисовать, родители обычно приобретают самые простые рисовальные принадлежности, однако любой художник подтвердит, что для полноценного овладения искусством важны даже мелкие детали. Значение имеет буквально все, не исключая и основу, то есть бумагу. Причиной средних оценок ребенка за изобразительное искусство может оказаться вовсе не низкий уровень старательности, а неудачно выбранный взрослыми альбом.

Обычно дети в школе рисуют акварельными красками, поэтому в первую очередь следует научиться выбирать для них альбомы.

Особенности

Чтобы правильно выбрать бумагу для рисования, нужно как можно лучше понимать, какие требования выдвигает используемый вид краски к основе. Например, акварель – это краска на водной основе, и хотя вес ее невелик, большое обилие воды, используемой в процессе рисования, требует от бумаги достаточной плотности, чтобы она не промокала насквозь, пропуская краску.

При этом высокая толщина и плотность каждого отдельного листа способна существенно утяжелить альбом, что становится серьезной проблемой для ученика младших классов. Родителям такого ребенка не нужна самая толстая бумага для акварели даже в пределах рекомендуемых параметров плотности.

Дело в том, что существует техника под названием «алла прима», когда основу предварительно обильно смачивают водой, чтобы добиться максимально плавного перетекания цветов. Для такого рисунка нужна очень толстая бумага, однако в школе дети данную технику не используют: шедевр не успеет высохнуть, и в портфель его не положишь.

Для родителей большим соблазном было бы купить альбом с самыми тонкими листами, потому что по цене он окажется более доступным, однако для школьных занятий он вряд ли подойдет.

Альбомы из тонкой бумаги изготавливаются преимущественно для карандашных рисунков, ведь карандаши не могут просочиться сквозь основу и запачкать следующий лист.

Тем не менее, в школе учат рисовать в основном красками – преимущество такой техники заключается в том, что она немного сложнее за счет возможности передачи переливистых оттенков. Кроме того, навык владения кистью поможет во взрослой жизни выполнять роспись керамики и бижутерии или другую похожую творческую работу.

Следует заметить, что хорошая бумага для акварели нередко предполагает даже рисование с обеих сторон листа, хотя это чаще касается отдельно выпускаемых пачек, а не цельных альбомов. У более дешевых разновидностей стороны считаются равноценными, тогда как дорогая продукция нередко имеет «лицо» и «изнанку».

Профессиональные художники указывают, что испорченная заготовка на одной стороне листа может быть успешно исправлена на второй странице.

Сразу нужно сказать, что не существует плохой или хорошей бумаги – бывает неправильно подобранная разновидность. Техника, избранная художником, определяет, какую именно бумагу брать, поэтому все существующие разновидности пригодятся разным творческим личностям.

Состав

В первую очередь следует обратить внимание на многообразие рецептов изготовления акварельной бумаги.

Хлопок

Например, образцовым продуктом для профессионалов считается 100% хлопковая бумага, которая по своему составу не сильно отличается от ткани, однако для ребенка такой вариант обычно не покупают, потому что бумага стоит слишком дорого, и продается она далеко не везде.

Изделие имеет массу преимуществ:

  • высокую гигроскопичность (способность впитывать воду) при отсутствии проявления изгибов от намокания;
  • хорошая скорость высыхания;
  • яркая цветопередача.

Хотя 100% хлопок малышу пока не достанется, следует обращать внимание на состав альбома: хлопок, скорее всего, все равно входит в рецептуру, и чем выше его доля, тем лучше.

Льняная бумага похожа по своим свойствам на хлопковую, но встречается реже.

Целлюлоза

Более дешевым, но весьма достойным вариантом будет и бумага из целлюлозы. Отличие заключается в том, что целлюлоза не впитывает воду так же хорошо, но все же очень устойчива к нарушению своей формы, а потому прекрасно подходит для техники «алла прима», где требуется не промокание основы, а удержание воды на поверхности.

Хотя существует и стопроцентно целлюлозная бумага, подходящими вариантами считаются любые, в состав которых в разных пропорциях входят два или три ингредиента из уже перечисленных: хлопка, льна и целлюлозы.

Другие ингредиенты

Несколько непривычными для несведущего человека, но все же весьма типичными ингредиентами для недорогой акварельной бумаги являются различные наполнители — такие как шпат, гипс или водный глинозем. За счет наполнителей теряется первоначальная белизна материала, потому в состав попадают еще и каолин, мел и даже свинцовые белила, которых ни в коем случае не должно быть в товарах, предназначенных для детей.

Некоторые производители для отбеливания бумаги добавляют в состав краски синие оттенки – берлинскую лазурь или ультрамарин.

Существует и необычный сорт – яичная бумага. Она называется так, потому что изготавливается с использованием компонентов натуральных яиц, благодаря чему становится более вязкой. Существует также ароматическая разновидность с мятой.

Форматы

Разнообразие в ассортимент бумажной продукции вносят и различные форматы, определяющие размеры листа. Абсолютным стандартом для школьного обучения считается А4 – параметры такого листа составляют 210х297 мм. Встречаются листы и меньшего размера, однако они в большей степени актуальны для самостоятельного рисования, а не для школьных занятий.

Для профессионального обучения рисованию уместнее листы большого формата – А3, А2 и даже А1, где каждый последующий формат в списке вдвое крупнее предыдущего (тогда как А3, соответственно, вдвое больше, чем А4).

Поверхность

Значение имеет и тип поверхности листа.

  • Так называемый чистый (гладкий) лист изготавливается методом горячего прессования. Его уместнее применять для небольших работ, включая прорисовку мелких сложных деталей. Он также прекрасно подходит для акварельных карандашей и их последующей размывки.

  • Для новичков, в том числе и для детей, лучше подойдет рельефная бумага, которую также изготавливают путем прессования, но уже без нагрева. Она отличается несущественной шероховатостью, благодаря чему ее использование возможно во всех известных техниках акварели. Не факт, что она позволит достигнуть высот хотя бы в одной из техник, но зато молодой художник благодаря такому решению сможет попробовать себя во всех направлениях.

  • Фактурная бумага не прессуется вовсе – ее просто сушат, что придает ей крайне необычные, хорошо видимые невооруженным глазом текстуры – шероховатости или крупные зерна. Текстурный лист шикарно подходит для моделирования пространства – непрокрашенные впадины придают особую глубину изображениям урбанистических и естественных пейзажей. Для миниатюр и других нерельефных объектов бумагу такого типа использовать не стоит.

Плотность

Плотность акварельной бумаги позволяет материалу не пропускать воду и не коробиться при намокании, неизбежном в процессе рисования акварелью. Чем выше плотность, тем более качественной считается бумага, однако новичкам не советуют начинать с самых толстых разновидностей, потому что и стоит такая продукция ощутимо дороже. Минимальной плотностью для акварельной бумаги считается 200 г/м2 – с нее и стоит начать.

Если продукт не представляет собой 100% хлопок, то при такой плотности он будет сильно коробиться, потому лист необходимо растянуть и закрепить на планшете.

Переходить на более дорогие разновидности следует постепенно – докупать 260 г/м2, потом 300 г/м2. При этом очевидно, что тонкая бумага из стопроцентного хлопка окажется более качественной, чем плотная, но она содержит огромный процент наполнителей в своем составе.

В случае со школьниками такой вопрос редко актуален, однако нужно еще и правильно выбирать цвета альбома. Школьные разновидности обычно выполняются из белой или другой бумаги похожего цвета – так повышается вероятность точной цветопередачи.

При этом нужно еще обратить внимание, каким образом достигается белизна – за счет качества ингредиентов или за счет добавления отбеливателей – гипса или красок.

Тем не менее, далеко не все профессионалы выбирают именно белые варианты. Для многих художников идеальной основой для акварели является собственноручно тонированная бумага, на которую они сами предварительно наносят тонкий слой белой краски. Цветная бумага для акварели также продается в специализированных магазинах, и хотя спрос на нее сравнительно невелик, она все же может пригодиться для реализации определенных творческих идей.

Как выбрать?

Вышеописанные характеристики акварельной бумаги хороши при выборе товара в специализированном художественном магазине, где ассортимент продукции такого плана довольно широк, однако в среднем канцелярском отделе супермаркета, где чаще всего приобретаются альбомы для школы, подобного разнообразия не найти. Следовательно, ориентироваться стоит на более простые характеристики, которые сразу же бросаются в глаза.

В первую очередь, нужно понять, как именно ребенок рисует. В условиях общеобразовательной школы рисованием обычно занимаются прямо на парте, и если урок достаточно продолжителен, чтобы краска успела высохнуть, следует купить надежно сшитый или склеенный альбом – это убережет его от детских шалостей.

Для начинающих художников, в том числе и учеников художественной школы, лучше приобрести альбом с отрывными листами (на спирали), поскольку там принято натягивать лист на планшет, чтобы он не коробился, потому он должен быть отдельным от альбома. Самая лучшая профессиональная бумага вовсе не продается альбомами, она выглядит как папка с изначально отдельными листами.

Стоит обратить внимание на предназначение бумаги. Хорошо, если производитель не поленился изобразить ожидаемую технику и инструменты для рисования на обложке альбом, но если такой информации нет, найдите указанную на нем плотность бумаги.

Если из картинки на обложке очевидно, что продукт предназначен для рисования карандашами или плотность, указанная производителем, не достигает даже 160 г/м3, такой альбом для акварели покупать нельзя.

При этом маленьким детям не нужна и очень плотная бумага – она весит довольно много и в сочетании с большим количеством учебников создаст малышу проблемы с переноской портфеля в школу и домой. По этой же причине маленьким детям не покупают и альбомы с большим количеством листов.

Для домашних занятий ребенку, который раньше никогда не пробовал рисовать кистью, хватит и 10 листов на пробу – если малышу не понравится, это сэкономит родительские деньги.

Учитывая частоту уроков рисования в обычной школе (в среднем, раз в неделю), такое решение при аккуратном обращении будет оптимальным, его хватит на целую четверть учебного года.

Если же ребенок часто портит рисунки и перерисовывает их заново или рисует значительно чаще, чем раз в неделю, следует выбирать альбомы объемом в 20 и более листов.

Погоня за брендами в случае с обыкновенным школьником вряд ли уместна, поэтому нет нужды искать в интернете отзывы других родителей о том или ином производителе. Всем известные российские гиганты творческой отрасли «Гамма» и «Луч», а также любые другие аналогичные марки акварельной бумаги вполне соответствуют потребностям ученика младших и средних классов, не увлекающегося рисованием и не достигающего заметных успехов в этом деле.

Многие импортные бренды, в том числе и довольно известная фирма Koh-I-Noor, обеспечивают приблизительно тот же уровень качества за более высокую цену. Искать товар конкретного производителя нужно только в том случае, если у ребенка явно есть талант и он рисует профессионально, но здесь нельзя дать конкретного совета для всех, поскольку выбор бумаги зависит от любимой техники.

Адекватный совет для каждого отдельного художника здесь может дать только учитель, занимающийся обучением юного мастера.

Полезные советы

Детальное описание всех критериев, по которым выбирается акварельная бумага, все равно не может передать всех тонкостей выбора продукции такого рода.

Если нужно купить бумагу для акварели, помочь могут следующие рекомендации:

  • Выбирать бумагу (как разновидность и вид оформления – альбом или отдельные листы) следует в строгой привязке к особенностям рисования. Родителям маленького ребенка следует поинтересоваться у учителя, какая именно бумага нужна. Если для общеобразовательной школы подойдет любой альбом для акварели, то у преподавателей художественных школ требования наверняка будут более конкретизированными.
  • Не стоит самостоятельно выбирать бумагу для акварели в подарок художнику, который разбирается в теме лучше дарителя, даже если такой подарок родители выбирают для своего ребенка.
  • Определяющим фактором качества для большинства видов бумаги является даже не состав или точный оттенок поверхности, а способность не создавать катышков при намокании.

Дешевые разновидности бумаги, сильно разбавленные наполнителями, быстро скатываются от неаккуратных движений кистью, из-за чего потенциальный шедевр становится неаккуратным.

Определить такое свойство бумаги прямо в магазине довольно сложно, однако если продукция данного бренда уже показала себя с подобной стороны, в дальнейшем стоит попробовать другую.

  • Творчество – это всегда поиск, особенно это касается оптимальной акварельной бумаги. Не стоит приобретать незнакомый продукт в большом количестве, поскольку его качество может разочаровать. Особенно это актуально в случае с дорогими разновидностями.
  • Собственный опыт всегда дает намного больше информации, чем любые отзывы в интернете. Безусловно, если бумага конкретного вида и производителя всеми признается непригодной для профессионального творчества, то экспериментировать с ней не стоит. Но неоднозначные комментарии о продукте должны не отпугивать, а стать стимулом для самостоятельной проверки.

Не исключено, что люди, оставляющие негативные отзывы, просто выбрали неправильную технику для рисования по такой поверхности, а для вас именно эта бумага может оказаться оптимальным решением.

Небольшой обзор бюджетной бумаги для акварели смотрите в следующем видео.

Источник

Оцените статью