Итальянские карандаши для рисования

Итальянский карандаш

Итальянский карандаш, или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий [1] [2] .

Содержание

Описание

Карандаш даёт глубокий матовый бархатистый черный цвет, который легко растушевывается на бумаге. Штрих имеет сравнительно слабую черноту.

История

Использовался уже в эпоху треченто; Ченнино Ченнини упоминает его в своем трактате; окончательно адаптирован итальянскими художниками в конце XV века. Им больше увлекались на севере Италии, в Ломбардии, в школе Леонардо да Винчи, и в Венеции, чем в Риме и Флоренции. Изготовлялись такие карандаши из чёрного глинистого сланца, добывавшегося в Пьемонте; позже преимущественно из порошка жжёной кости, который скреплялся растительным клеем.

Способствовал существенной перемене рисунка, как жанра: переходу от малого формата к большому и от мелкой, чёткой манеры рисования к широкой и более расплывчатой; также стала подчеркиваться не линия, а светотень.

Крупнейшими мастерами итальянского карандаша были Гольбейн Младший и художники французского карандашного портрета (Ф. Клуэ; Прюдон). Его великолепно использовал Тинторетто, а в эпоху барокко — Рубенс. [3]

Изготовление

Простые сорта изготовляются из целых кусков чёрного глинистого сланца; для лучших сортов чёрный мел толчётся в порошок, промывается, затем прессуется и формуется при посредстве какого-нибудь связующего вещества, клея.

Читайте также:  Рисование мяч группа раннего возраста

Для изготовления итальянских карандашей применяются [4] :

  • графит — 1 часть,
  • сажа газовая — 1 часть,
  • сажа нейтральная чёрная — 1 часть,
  • гипс — 13 частей,
  • крахмал или декстрин в виде 8-процентного клеевого раствора — 7 частей.

Пигменты для карандаша необходимо очень тонко измельчить, размолов в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150—250 °С в течение 2-4 часов. В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости.

Источник

Итальянский карандаш

Итальянский карандаш, или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий [1] [2] .

Содержание

Описание

Карандаш даёт глубокий матовый бархатистый черный цвет, который легко растушевывается на бумаге. Штрих имеет сравнительно слабую черноту.

История

Использовался уже в эпоху треченто; Ченнино Ченнини упоминает его в своем трактате; окончательно адаптирован итальянскими художниками в конце XV века. Им больше увлекались на севере Италии, в Ломбардии, в школе Леонардо да Винчи, и в Венеции, чем в Риме и Флоренции. Изготовлялись такие карандаши из чёрного глинистого сланца, добывавшегося в Пьемонте; позже преимущественно из порошка жжёной кости, который скреплялся растительным клеем.

Способствовал существенной перемене рисунка, как жанра: переходу от малого формата к большому и от мелкой, чёткой манеры рисования к широкой и более расплывчатой; также стала подчеркиваться не линия, а светотень.

Крупнейшими мастерами итальянского карандаша были Гольбейн Младший и художники французского карандашного портрета (Ф. Клуэ; Прюдон). Его великолепно использовал Тинторетто, а в эпоху барокко — Рубенс. [3]

Изготовление

Простые сорта изготовляются из целых кусков чёрного глинистого сланца; для лучших сортов чёрный мел толчётся в порошок, промывается, затем прессуется и формуется при посредстве какого-нибудь связующего вещества, клея.

Для изготовления итальянских карандашей применяются [4] :

  • графит — 1 часть,
  • сажа газовая — 1 часть,
  • сажа нейтральная чёрная — 1 часть,
  • гипс — 13 частей,
  • крахмал или декстрин в виде 8-процентного клеевого раствора — 7 частей.

Пигменты для карандаша необходимо очень тонко измельчить, размолов в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150—250 °С в течение 2-4 часов. В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости.

Источник

Итальянский карандаш

Итальянский карандаш или чёрный мел — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий [1] [2] .

Содержание

Описание

Карандаш даёт глубокий матовый бархатистый черный цвет, который легко растушевывается на бумаге. Штрих имеет сравнительно слабую черноту.

История

Использовался уже в эпоху треченто; Ченнино Ченнини упоминает его в своем трактате; окончательно адаптирован итальянскими художниками в конце XV века. Им больше увлекались на севере Италии, в Ломбардии, в школе Леонардо да Винчи, и в Венеции, чем в Риме и Флоренции. Изготовлялись такие карандаши из чёрного глинистого сланца, добывавшегося в Пьемонте; позже преимущественно из порошка жжёной кости, который скреплялся растительным клеем.

Способствовал существенной перемене рисунка, как жанра: переходу от малого формата к большому и от мелкой, чёткой манеры рисования к широкой и более расплывчатой; также стала подчеркиваться не линия, а светотень.

Крупнейшими мастерами итальянского карандаша были Гольбейн Младший и художники французского карандашного портрета (Ф. Клуэ; Прюдон). Его великолепно использовал Тинторетто, а в эпоху барокко — Рубенс. [3]

Изготовление

Простые сорта изготовляются из целых кусков чёрного глинистого сланца; для лучших сортов чёрный мел толчётся в порошок, промывается, затем прессуется и формуется при посредстве какого-нибудь связующего вещества, клея.

Для изготовления итальянских карандашей применяются:

  • графит — 1 часть,
  • сажа газовая — 1 часть,
  • сажа нейтральная чёрная — 1 часть,
  • гипс — 13 частей,
  • крахмал или декстрин в виде 8-процентного клеевого раствора — 7 частей.

Пигменты для карандаша необходимо очень тонко измельчить, размолов в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150—250 °С в течение 2-4 часов. В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости.

Примечания

  1. Лентовский А. М. Технология живописных материалов, Государственное издательство «Искусство» Л: — 1949.
  2. Словарь терминов. Российская академия художеств
  3. Б. Р. Виппер. Введение в историческое изучение искусства.

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Итальянский карандаш» в других словарях:

Итальянский карандаш — см. Карандаш. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ — инструмент для рисования. Известные с 14 в., итальянские карандаши изготовлялись из черного глинистого сланца, позже преимущественно из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Штрих итальянского карандаша имеет матовый оттенок,… … Большой Энциклопедический словарь

итальянский карандаш — инструмент для рисования. Известные с XIV в. итальянские карандаши изготовлялись из чёрного глинистого сланца, позже преимущественно из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Штрих итальянского карандаша имеет матовый оттенок,… … Энциклопедический словарь

Карандаш — (от тюрк. кара чёрный и таш, даш камень), стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. Прототипы карандаша свинцовые и серебряные штифты в… … Художественная энциклопедия

КАРАНДАШ — (от тюркского кара черный и таш, даш камень), стержень (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования и черчения. Свинцовые и серебренные штифты в металлической оправе применялись в 12 16 вв. Итальянский карандаш (с 14 в.)… … Современная энциклопедия

Карандаш (стержень) — КАРАНДАШ (от тюркского кара черный и таш, даш камень), стержень (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования и черчения. Свинцовые и серебренные штифты в металлической оправе применялись в 12 16 вв. Итальянский карандаш (с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карандаш — Цветные карандаши У этого термина существуют и другие значения, см. Карандаш (значения). Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш чёрный камень) … Википедия

карандаш — а; м. 1. Деревянная палочка со стержнем из графита или сухой краски, употребляемая для письма, рисования, черчения. Простые, цветные карандаши. Автоматический к. (с выдвигающимся стержнем). Заточить к. К. для век (косметическое средство в форме… … Энциклопедический словарь

Карандаш (инстр-т для письма) — Карандаш (от тюрк. кара ‒ чёрный и таш, даш ‒ камень), стержень из угля, свинца, графита, сухой краски (часто в оправе из дерева или металла), который служит для письма, рисования, черчения. Прототипы К. ‒ вставлявшиеся в металлические зажимы… … Большая советская энциклопедия

Карандаш — (crayon, pencil, Bleistift). Первое употребление К.относится к последнему периоду классической древности, но, по видимому,приготовление таких К. было потом забыто. В XI столетии вместо К. сталиупотреблять свинцовые палочки. Первое описание К. из… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Итальянский карандаш: история, методы создания, работы

Итальянский карандаш, или черный мел — это один из видов инструментов для живописи. Он используется в работе над портретами, а также для изображения обнаженной человеческой натуры.

Делится на три сорта по жесткости: мягкий, средний и твердый.

История создания

Итальянский карандаш получил широкую известность начиная с XV века, однако до этого уже использовался в эпоху треченто (XIV век). Называется подобным образом он только в России. Повсеместно материал носит иное название — «черный мел».

В записях «Книга об искусстве» художника Ченнино Ченнини от 1437 года упоминается об одном камне, с помощью которого появилась возможность рисовать, словно углем. Он нашел для рисования некий особый материал, получаемый в Пьемонте (Италия). По словам Ченнино Ченнини, данный камень был таким мягким, что его можно было совершенствовать, оттачивая с помощью ножа.

После открытия месторождения итальянский карандаш быстро завоевал сердца мастеров и стал доступен во всех странах Европы. Но, к сожалению, его запасы быстро иссякли, как это случилось и с графитом. Новые хранилища черного мела были найдены в Тюрингии и Андалузии.

Флоренция с Римом были приверженцами строгого стиля линейного рисунка, потому к новому карандашу относились достаточно категорично, чего не скажешь о Ломбардии, где к нему испытывали огромный интерес.

Итальянский карандаш: значение и характеристика

Тем инструментом, который отыскал художник Ченнино Ченнини для рисования на холсте, оказался черный глинистый сланец.

На смену свинцовому и серебряному карандашам пришел черный мел. Исходя из появившихся возможностей, благодаря новым свойствам появившегося инструмента произошла смена как моды, так и жанров в рисовании:

  • композиция рисунка стала более свободной;
  • тон и объем приобрели большую насыщенность;
  • малые по размеру форматы сменились крупными;
  • четкая манера рисования перешла в более расплывчатый вид;
  • акцент теперь делался не на линию, а на светотень;
  • художники стали предпочитать работу с пятном, таким образом открывая более широкие возможности в искусстве.

Черный мел входит в вольный вид карандашей и обладает глубоким матовым бархатистым темным цветом. Материал достаточно легко растушевывается на бумажной поверхности.

Изготовление

Итальянский карандаш воспроизводили несколькими способами, по разным рецептам. В первоначальный входили такие материалы, как порошок из жженой кости и растительный клей, которые скреплялись друг с другом.

Затем французы нашли иной способ образования черного мела: они смешивали белую глину с ламповой сажей. В связи с придуманным рецептом появился новый вид карандаша — французский, или парижский.

В настоящее время итальянский карандаш изготавливают из:

  • кусочков угля и сажи, скрепляя клеем или смесью газовой сажи;
  • графита;
  • крахмала;
  • гипса.

Рецепт

Для получения черного мела мастеру понадобятся:

  • одна часть графита;
  • одна часть газовой сажи;
  • одна часть нейтральной черной сажи;
  • тринадцать частей гипса;
  • семь частей связующего материала (сажи или клея).

Все составляющие качественно измельчают, делая это в коллоидной мельнице. Далее из полученной смеси спрессовывают карандаши прямоугольной формы и опаливают при температуре 150-250 градусов на протяжении около двух-четырех часов. Вид твердости итальянского карандаша будет зависеть от времени его обжига.

Крупнейшие мастера

Одними из лучших мастеров в использовании черного мела были живописец Ганс Гольбейн (младший) и французские художники, рисовавшие карандашные портреты, например Прюдон и Клуэ. Также им гениально владели Леонардо да Винчи, Тинторетто, Рубенс, Бакст, Серов и другие, имена которых можно перечислять долгое время.

Рисунки итальянским карандашом Гольбейна источали четкость, лаконичность и при этом отображали мягкость нанесения штриха на бумагу.

Работы французских художников были достаточно разнообразны. Так, почерк Клуэ отличали элегантность, утонченность и легкость.

Линия же мастера Ланьо была более плотной и шероховатой.

Интересно играл с карандашом и Тинторетто, который прибегал то к активным нажимам, то к коротким штрихам округленной формы, то резко обрубал линии.

Художник XIX века Прюдон Пьер Поль творил с помощью черного мела мягкие лирические образы.

Полезные факты

Итальянский карандаш для рисования может изготавливаться двумя способами:

  • натуральным — состоит из черного глинистого сланца (шиферная порода);
  • искусственным — материалы связывают с растительным клеем (французский карандаш).

Последним карандашом (французским) возможно рисовать только на плотной бумаге, которая сможет выдерживать продолжительный процесс трения без ущерба для поверхности. Карандаш должен наноситься штрихом и растираться на бумаге с помощью специальных приспособлений: тряпок, перчаточной кожи, простой ваты или же с участием классического варианта — пальца руки.

Для исправления ошибок прекрасно подходят хлеб, резинка или клячка (темная резина, размоченная в бензине, скипидаре или керосине, свойства которой заключаются в мягкости и прилипании).

При работе на тоновой бумаге в светлых местах рисунка итальянским карандашом используется мел или белая краска.

В Италии, начиная с эпохи Возрождения, практикуется метод под названием «техника трех карандашей». Его смысл заключается в сочетании трех цветов:

  • белого (мел);
  • рыжего (сепия или сангина);
  • черного (уголь).

В настоящее время, помимо вышеописанных материалов, в подобной технике используется не только уголь, потому вместо него для передачи черного цвета прекрасно подойдет и итальянский карандаш.

Источник

Оцените статью