История рисунка
Принято считать, что история рисунка началась с истоков происхождения человека. Первой живописи на старинных скалах более 10 тысяч лет. Такова природа человеческая, что даже с древности мы стремимся выразить свои мысли и чувства посредством рисунков. Чтобы вникнуть в природу создания рисунка, важно знать его историю, чтобы приобщиться к становлению живописи.
Пик развития и совершенствования рисунка приходится на эпоху Возрождения. Именно в это время была разработана уникальная техника рисунка. В 14 веке художникам приходилось работать на износ. Они не справлялись со всеми заказами. Обустраивались многочисленные мастерские, в которых трудились десятки помощников художников. Как только основная работа была готова, наброски уничтожались. Если бы наши предки знали, что сейчас эти наброски являются для нас невероятно ценным наследием, то они бы не поступали столь неосмотрительно.
В это же время рисунки служили предварительными набросками для портретов. Если какому-то великому живописцу заказывали портрет, то сначала он предлагал несколько вариантов рисунков, из которых выбирался окончательный.
Рисунки в древности
Рисунки в древности представляли собой пиктограммы, в которых был выражен графический способ передачи мысли. Напомним, что еще до того, как появилась письменность, и даже до того, как люди стали свободно выражаться в устной форме, рисунки помогали им общаться между собой. Позже графические рисунки применялись как средство отправки писем. До сих пор такие пиктограммы не всегда получается расшифровать.
Не взирая на тот факт, что рисунки древности не способны в полной мере передать очертание и свойства предмета, они дают нам визуальное восприятие предметов, которые мы уже не сможем лицезреть в современном мире. Например, всем известный Софийский собор, был полностью восстановлен по сохранившимся рисункам.
История рисунков на Руси
На Руси рисунки больше напоминали графические изображения. Многие из них сегодня используются в учебниках истории. Рисование доверялось только художникам, или, как их еще называли, чертежникам. Они могли изготовить чертеж станков, пушек и других сооружений. В дальнейшем рисунки на Руси стали больше отражать национальный колорит. Большинство идей графики использовалось для нанесения их на ткани. Так началось развитие национальной одежды.
Рисунки карандашом
Первооткрывателями карандашного рисунка стали художники Тернер, Констабел, Делакруа. Изначально они отдавали предпочтение больше архитектурной живописи. Среди их работ можно найти множество примеров с изображением соборов, старинных жилых кварталов и другие. Но не становились менее популярными портреты. Они были невероятно реалистичными. Если сегодня карандашные портреты считаются редкостью, поскольку не каждый художник берется за такое дело, то в древности портреты карандашом были практически в каждом доме. Не удивительно, что сегодня, при наличии современных гаджетов – фотографий и видеосъёмки, мы уже не обращаем внимания на искусство портретистов.
Становление живописи и письменности началось с появления первых рисунков. Это неоспоримый факт, доказанный историками. Именно рисунки в древности служили средством передачи собственных мыслей и чувств. Только благодаря рисункам мы теперь можем узнавать много нового о наших предках, о том, как они жили, как строили свой быт.
Источник
Как человек начал рисовать?
С вопросом о том, как человек начал рисовать, связан вопрос о том, как появилось искусство вообще. Ученые, впервые обнаружив наскальные рисунки древних людей, задались вопросом, а зачем вообще людям потребовалось создавать эти рисунки. Очевидно, что первым инструментом для рисования был уголек, который первобытный человек взял из костра. Позднее человек стал изготавливать краски. Краски, которыми эти рисунки были сделаны, приготовлялись из минералов, в которые добавлялись животные и растительные жиры. Интересно, что в наскальной живописи преобладают красный и черный цвета.
Как появились первые рисунки?
Человек опускал пальцы в краску и проводил ими по стене пещеры. Постепенно человек стал замечать, что если линии располагать определенным образом, то получаются изображения, которые напоминают животных, растения, деревья и даже людей. Человек мог опускать в краску всю ладонь, которую затем прикладывал к стене. Иногда он обводил собственную руку. Рисунки ладоней часто встречаются в наскальной живописи древних.
Рисунки первоначально выдалбливались на стене пещер, а затем по процарапанному или выдолбленному трафарету обводились красками. Возникает вопрос: почему чаще всего древние люди рисовали именно животных? Все очень просто. Древние люди были прежде всего охотниками. Животные составляли их добычу. Поэтому очень часто в наскальной живописи можно увидеть изображения сцен охоты.
Известные образцы наскальной живописи
Самые известные образцы наскальной живописи древних находятся в Испании (пещера Альтамира); во Франции (пещера Ласко); в России в Башкирии (Капова пещера).
Рисование приобрело для человека магический смысл. Нарисовав удачную охоту, он верил, что реальная охота тоже будет удачной. Но со временем, очевидно, человек стал рисовать для того, чтобы просто украсить пещеру, в которой он жил.
Источник
История рисунка
Вероятно , история рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч лет до нашей эры; вероятно, мы всегда были увлечены созданием изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.
Одной из причин, по которой искусство рисунка в этот период достигло подобных вершин, было то обстоятельство, что оно было напрямую связано с великой профессией художника. И скульптор, и живописец занимали тогда заметное место в обществе, и у хороших мастеров постоянно была работа.
Художники Возрождения, такие как Микеланджело (1475-1564), чтобы справиться со всеми заказами, нанимали многочисленных помощников и возглавляли больше мастерские. К сожалению, большая часть подготовительных набросков, которые эти художники выполняли для своих картин и которые сегодня мы считали бы чрезвычайно ценными, уничтожались по окончании основной работы.
Но, что более важно, завершенные рисунки представлялись заказчикам в качестве предлагаемых вариантов заказанного портрета. Хольбейну Младшему (1497/8-1543) однажды пришлось выполнить щекотливое поручение и сделать удачный портрет одной из претенденток на роль жены Генриха VI так, чтобы король Англии одобрил ее кандидатуру.
Северная Европа
Вдали от классической живописи Италии фламандский художник Питер
Питер Брейгель Старший. Лето
Брейгель Старший (1525/30) – (1569) обращался к технике рисунка, чтобы запечатлеть окружавший его мир, и его реалистические работы, изображавшие сценки из крестьянской жизни, снискали огромную популярность. Брейгель был одним из многих художников Голландии и Фландрии 16-17 веков, которые развили жанр, основанный на изображении жизни простых людей, а мастерство передачи человеческих фигур указывает на паломничество многих художников «золотого века» голландской живописи в Италию.
Одним из голландских художников, никогда не посещавших Италию, был Рембрандт (1606-1669), создавший шедевры не только живописи, но и графики. Как портретист, он с энтузиазмом и удивительным психологизмом запечатлевал всех, кто привлекал его внимание, — от старых нищих до представителей знати. Его излюбленными художественными средствами были перо, кисть и бистр (прозрачная коричневая краска, получаемая из древесной сажи).
Художники-современники.
Великим современником Рембранта был фламандский художник Рубенс (1577-1640), непревзойденный мастер, чьи графические работы отмечены виртуозным техническим исполнением. Рубенс имел обширную мастерскую, для которой создавал предварительные эскизы, а также собственноручно работал над многочисленными заказами. Интимным портретам мастера свойственна особая непосредственность, которая присуще рисунку.
Портретный рисунок.
Хотя в 18 веке и не появилось большого числа крупных мастеров, интерес к заказанным портретам сохранялся. Французский живописец Ватто (1684-1721) оставил великолепные зарисовки фигур, голов и драпировок в своей любимой манере: красным, черным и белым мелом.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), возможно, величайший художник 18 века, для своих рисунков, которые и сегодня считаются непревзойденными шедеврами, использовал технику карандаша и поверх него прозрачного мазка кистью.
Карандашные рисунки.
Девятнадцатый век был свидетелем больших перемен в развитии техники живописи. В Англии он начался с работ Тернера (1775-1851) и Констебла (1776-1837), во Франции – с Делакруа (1798-1863) и Энгра (1780-1867).
К тому времени графитный карандаш уже получил широкое распространение, и именно им Констебл с особой утонченностью и выразительностью рисовал в своих альбомах множество маленьких деревенских видов Суффолка. В юности Тёрнер развил в себе почти невероятные способности наблюдателя и графитным карандашом создал непревзойденные рисунки соборов и других зданий.
Портреты все еще были в моде, и зарисовки, сделанные французским неоклассицистом Энгром, были столь реалистичными и живыми, что ни у кого не вызывало сомнений их сходство с моделью. Соотечественником и великим соперником Энгра был Делакруа, чье искусство – по сравнению с работами Энгра – было более свободным и романтичным. Он не только делал эскизы для масштабных исторических полотен, но и зарисовывал все, что привлекло его внимание. В эпоху, предшествующую появлению фотографии, рисунок для Делакруа был единственным способом запечатлеть этапы своего путешествия в Марокко, предпринятого им в 1832 году. Современники художника утверждают, что он рисовал день и ночь, боясь пропустить что-нибудь из своих арабских впечатлений.
Истоки современного искусства
Среди великих мастеров 19 века был художник – приверженец новых форм, чье искусство объединило в себе все предшествующие традиции. Это был Эдгар Дега (1834-1917), искусство которого на протяжении всей жизни опиралось на рисунок. Даже будучи уже немолодым и зрелым мастером, он копировал работы других художников, чтобы углубить понимание живописи и усовершенствовать свою технику. Дега оставил огромное наследие в виде рисунков, пастелей и гравюр, но ко времени его смерти в 1917 году в живописи стали прослеживаться модернистские тенденции, стремительно развивающие изобразительный язык, который он вряд ли бы принял.
С этого времени рисунок приобрел не только многогранность выражения, но и стал отличаться по разные стороны Ла-Манша. В то время как во Франции, вдохновленной успехами таких художников, как Анри Матисс (1869-1954), развился модернизм, Англия сохраняла верность традиции.
Во всех течениях, существовавших в искусстве Англии на рубеже 19-20 веков, неизменно подчеркивалась важная роль рисунка, который продолжал быть основой обучения живописи.
Мастером, считающим рисунок основой современной живописи, является Дэвид Хокни (р.1937). Вдохновленный работами Пабло Пикассо (1881-1973), обладавшего экстраординарным диапазоном творческих манер и «не ограничивающего себя “формализмом”, Хокни наслаждается лиризмом и силой простых линий. Предпочитая выразительную красоту рисунка «современным» подходам, Хокни завоевал громадную зрительскую аудиторию.
Источник: Р.Смит,М.Райт,Д.Хортон «Школа изобразительного искусства»
Источник
статья на тему «История возникновения рисунка»
В данной статье описывается история возникновения рисунка как вида искусства, понятие графических терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_risunka_statya.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
«Детско-юношеский центр г.Перевоза»
«История возникновения рисунка»
педагог д/о высшей категории Пузрова Н.В.
История возникновения рисунка
Рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте) называют графикой. Графика включает рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающийся на искусстве рисунка, но обладающий собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «Графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. всвязи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного, линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостной характер(7, с. 5)
Рисование зародилось в глубокой древности во времена, когда человек начал запечетлевать на стенах пещер сцены охоты при помощи древесного угля и земляных пигментов. Древние египтяне первыми стали использовать ручки, изготовленные из заточенных тростниковых палочек и чернила из измельченной земли, чтобы рисовать иероглифы на листах папируса. Однако все эти ранние рисунки носили символический характер.
Так продолжалось до наступления периода греческого классицизма. Тогда художники начали изображать реалистические пейзажи, разрабатывать концепции пропорций, пространства и объема, которые до сих пор являются классическими основами искусства рисования.
В период Средневековья работа художников была тесно связана с Христианской церковью, которая требовала отказа от объемных и реалистичных изображений и одобрялла только символические образы. Всё изменилось с расцветом Ренессанса, в период между 14 и 16 веками. Термин «ренессанс» означает «Возрождение». В эту новую эру на смену догматам Средневековья вновь пришел интерес к классическим идеалам греческого и римского искусства. Рисование стало одним из основных направлений в искусстве. Предметом пристального и внимательного изучения стали анатомия, пропорции и видение перспективы, а учеников поощряли рисовать с натуры или копировать работы старых мастеров.
Всплеск художественной активности сопровождался появлением большого количества инструментов и материалов для рисования. Уголь и мел применялись при выполнении крупных изображений. Посеребреный стержень — прообраз графитового карандаша — использовался для создания набросков. Посеребреное перо представляло собой серебряную проволоку, вставленную в деревянную рукоятку. Им выводили изящные линии на бумаге, обработанной гипсом и мелом. Рисунки ручками и чернилами выполнялись на бумаге различных тонов, часто дополнительно оттенялись белым мелом.
В этот благодатный период творческого расцвета в мире появились величайшие художники, перед искусством которых мы преклоняемся и сегодня. Среди них Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн (1497-1543).
В период раннего Ренессанса (начало 15 века) рисунки были линейными, с четкими контурами, основное внимание уделялось точности исполнения деталей. Но к наступлению позднего Ренессанса (конец 15- начало16 века) художники постепенно отошли от строгих традиций — поиски новых форм самовыражения привели к большей свободе, и многие из них отказались от тщательной прорисовки деталей. Формы стали размытыми, порой преломленными, рисунки наполнились светом, пространством и воздухом.
К 17 столетию рисунок наконец-то стал самостоятельной и признанной формой художественного выражения, а не просто дополнением к живописи. Техники простой и перекрестной штриховки, а также яркой эффект чиароскуро (контраст темного и светлого), использование мастерами Возрождения, позволили привнести в этот художественный жанр свободу и смелость. Голландия подарила миру нескольких великих мастеров, в том числе Рембрандта (1606-1669) и Клода Лорейна (1600-1682), создавших множество прекрасных рисунков, выполненных ручкой и чернилами, а также кистью и акврельными красками.
В 18 веке центром художестенных инноваций стала Франция. Появление графитового карандаша способствовало увеличению популярности рисунков, поскольку позволило прорисовывать более тонкие линии и оттенки без необходимости обращаться к чернилам. Антуан Ватто (1684-1721) работал в светлой и утонченной манере, следуя идеалам рококо, требующим грации и изящества исполнения. Популярность приобрела и пастель. Ее наиболее известными почитателями стали Розальба Кариера (1674-1757), Жан-Батист Шарден (1699-1779) и Квентин де ла Тур (1704-1788).
Новый виток возрождения классических традиций произошел в первой половине 19 века во Франции. Жан Августин Доминик Энгр (1780-1867), бесспорно величайший мастер эскиза своей эпохи, выполнил карандашом множество портретов и эскизов.
И тем не менее к середине 19 века многие французские художники стали отходить от строгих канонов классицизма. Эжен Делакруа (1798-1863) стал лидером романтического движения. Его рисунки, выполненные ручкой и чернилами, наполнены энергией, стремительностью, а прерывистые линии передают его отношение к сюжету.
Оноре Домье (1808-1879) принадлежал к группе художников-реалистов, которые пренебрегли историческими сюжетами и обратились к изображению окружающей их обыденной жизни. Рисунки Дамьера наполнены юмором, сатирой и глубоким сопереживанием своим персонажам. Он использует уголь, ручку и чернила, чтобы усилить и подчеркнуть акценты, демонстрируя тем самым остроту своего восприятия окружающей действительности.
20 век стал символом прорыва в художественном творчестве и знаменуется огромным разнообразием способов художественного выражения. Стоит упомянуть хотя бы несколько ярких имен. Пабло Пикассо (1881-1973), чья продуктивная деятельность подарила миру множество стилей, сюжетов и техник. Анри Матисс (1869-1954), мастерски использовавший в своем творчестве каллиграфические линии. Джорджио Моранди (1890-1964), сумевший достичь вершины мастерства в использовании света и тени, создаваемых при помощи простой и перекрестной штриховки. Дэвид Хокни (род. в 1937 г.) под влиянием которого начал развиваться интерес к цветному карандашу, превратившемуся из детской забавы в необходимый для профессионалов инструмент. Применив техники простой и перекрестной штриховки, Дэвид Хокни отражает тончайшие оттенки и цветовые переходы.
Графика пейзажа очень изменилась. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их:
1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
3. Морской пейзаж — марина (от итальянского marina, от латинского marinus — морской) — произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии.
4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.
6. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Так, пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, можно назвать героическим.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне — мифические герои и боги.
7. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. Эта служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столь о реалистической трактовке изображаемого, сколько о красоте группировки пейзажных элементов, о соответствии их формы стене. Естественно, что и цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.
8. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
9. Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.
10. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — мотивы романтического пейзажа.
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие. — М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-301 с.
- Ефанов В.П. Живопись. Рисунок. — М.: Союз художников РСФСР, 1989, 101с.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 271с.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 480 с., ил.
- Материалы и техники рисунка: учебное пособие/Инс-т живописи, скульптуры и арх-ры имени И.Е. Репина; под ред. В.А.Королева — 2 е изд.- М.: Изобразительное искусство. 1984,- 96с
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. — М.: Просвещение, 1995, -125с.
- Сенин В.П., Коваль О.В Школа рисунка карандашом. — ООО «Книжный клуб», 2007. — 110с.
- Фёдоров-Давыдов А.А. О нашей пейзажной живописи//Рисунок и советское искусство. – М, 1975.
Источник