История появления нетрадиционных техник рисования

«Нетрадиционные техники рисования»
занимательные факты по рисованию на тему

Использование нетрадиционных техник рисования

Скачать:

Вложение Размер
metodobedinenie.docx 24.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования».

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

Поэтому, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Речь идет об использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования. Большинство из них относится к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Нетрадиционное рисование – это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники рисования в детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Слайд5
Я поставила для себя задачу — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материала, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.

Существует множество видов техник нетрадиционного рисования , таких как:

отпечатки листьями; рисование пальчиками, ладошками; рисование методом тычка; смешивание цветов; кляксография; раздувание краски; монотипия (пейзажная и предметная; фотокопия (рисование свечой); проступающий рисунок; каракулеграфия, шаблонография; техника выполнения витражей; ожившие предметы; оттиск печатками, пробками; восковые мелки+акварель; набрызг; рисование мыльными пузырями; граттаж; рисование песком, крупой, солью и др.

Мои воспитанники с большим интересом рисуют методом кляксографии, отпечатков, набрызга, монотипии, фотокопии, восковыми мелками + акварель, граттажа. Подробнее о них я вам и хочу рассказать.

Слайд 7. Кляксография Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому моей задачей является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисованиям является понимание детьми симметричности-зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

Слайд 8. Кляксография с использованием нити Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Данная техника тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Итак, для работы нужны нитки, краски и белая бумага. Сначала нить следует окрасить в тот цвет, который больше нравится. Затем разложить ее на приготовленном листе бумаги в хаотичном порядке, но так, чтобы кончик остался за полем. Другим листом накрыть сверху, а нить вытянуть. Получатся пятна и линии причудливой формы. С помощью карандаша они легко превращаются в желаемый образ.

Слайд 9. Разбрызгивание Разбрызгивание, или набрызг — рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.

Слайд 10. Монотипия Это, пожалуй, самый волшебный жанр рисования: и не живопись, и не графика, а что-то среднее между фокусом и красивой сказкой. Такая техника используется, если нужно получить зеркальное отражение. С ее помощью рисуется отражение на воде, предметы, расположенные симметрично. Лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма .

Слайд 11. Граттаж Это слово в переводе с французского языка означает «царапать, скрести», отсюда и другое название этой техники – царапанье. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.

Слайд 12. Фотокопия – рисование свечой Данная техника называется «фотокопией». Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.

Слайд 13. Восковые мелки + акварель. Это смешанная техника сочетает рисование материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется .

Слайд 14. Отпечатки листьями Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Слайд 15. Рисование ладошками и пальчиками. Мои воспитанники с удовольствием рисуют, используя данный вид рисования. Ведь в работе используются пальчики, которые ребенок опускает в гуашь и начинает рисовать ими без всякой кисточки. Каждый пальчик можно окунуть в краску разного цвета. Таким образом, получается целый набор кисточек. А если окрасить краской ладонь и приложить ее к бумаге, на ней останется отпечаток. Ребята сами придают изображению желаемые формы. Они с легкостью превращают его в дракона, бабочку, у кого, на что фантазии хватает. Выполняя это задание, дети делают разные движения руками: промакивают, прихлопывают, размазывают.

Слайд 16. Как показывает опыт, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

И в десять лет, и в семь, и в пять Все нарисуем: были б краски,

Все дети любят рисовать. Да лист бумаги на столе,

И каждый смело нарисует Да мир в семье и на земле.

Источник

Нетрадиционные техники рисования

Соболева Марина Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Д/С Ёлочка» Россия, Республика Хакасия, г. АбаканE-mail: marina7577@bk.ru

Россия, Республика Хакасия, г. Абакан

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для дошкольников: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания, усидчивости и мышления;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость; веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Источник

История появления нетрадиционных техник рисования

    Главная
  • Список секций
  • Изобразительное искусство
  • НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Актуальность: В.А.Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка». [1] Рисование — это такой вид творчества, при котором ты можешь абстрагироваться от обыденного мира и погрузиться в нереальный мир фантастики либо скопировать окружающую действительность. [2] Рисование доступно каждому человеку, стоит только захотеть, купить лист бумаги, карандаши или краски. Рисование помогает развивать воображение, побыть человеку наедине с самим собой, со своими мыслями, оно расслабляет и отвлекает от повседневной суеты, что очень актуально сейчас, при нашем активном и очень быстром ритме жизни.

Проблема: В современном мире многие люди не знают, что существуют разные методы рисования. Рисовать можно не только кистями, поэтому мы решили рассказать об этом.

Разработанность исследуемой проблемы: Еще в 80-х годах Т.С. Комарова [2], изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с учащимися.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников: [3] А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», [4] Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Гипотеза: Если мы найдем информацию о нетрадиционных методах рисования, то сможем сами научиться рисовать этими методами и научить других.

Цель проектно – исследовательской работы: Повышение уровня информированности людей разных возрастов о разных техниках рисования.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1.Провести анкетирование среди учащихся в МАОУ СОШ №3;

2.Найти информацию о нетрадиционных и необычных методах рисования;

3.Научиться самим, рисовать разными способами;

4.Создать альманах и буклет о нетрадиционных методах рисования;

5.Провести мастер — класс среди учащихся МАОУ СОШ №3;

6. Провести эксперимент среди людей разных возрастов на умение усваивать новую технику рисования. (4 года, ученики нашей школы, 48 лет).

7.Составить и представить презентацию.

Методы проведенных исследований:теоретический — анкетирование учащихся, сравнительный анализ, изучение литературы [4] , практический — эксперимент, мастер — класс, наблюдение.

Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования.

Объект исследования: одноклассники, родственники, учащиеся старшей и младшей групп школьной изостудии.

Продукт исследования: альманах, рисунки, буклеты, презентация.

План исследования был составлен для осуществления поставленных целей и задач:

Источник

Читайте также:  Как нарисовать ваз уроки рисования
Оцените статью