История пастели для рисования

Практика работы пастелью: История пастельной живописи

Пастель, первоначально, была вспомогательной дисциплиной, но со временем стала одной из любимейших техник европейских художников. Свое шествие эта техника начала в далеком XVII веке и к XIX веку, достигнув своей вершины, стала одним из основных средств художественного выражения.

Если брать во внимание средний срок жизни классических техник живописи, то среди них пастельная техника будет очень молодой. Она буквально выросла из вспомогательных техник в основные (прообраз – рисунок углем). Сегодня пастель представляет собой технику, которая может дать своему адепту достаточно большие возможности. Этому способствует ее широчайшие возможности, проявляющие себя при передаче цветовых оттенков. Наиболее яркие эстетические качества пастели — нежная бархатистая фактура и матовость. Пленительная мягкость и живость красок привлекли взор не одного поколения художников (в основной своей массе портретистов) в XVII-XVIII веках и импрессионистов XIX века, которые много внимания уделяли передаче мельчайших нюансов воздуха и света. Кстати, не стоит забывать что пастель, в отличие от остальных техник, всегда готова к использованию, ведь для начала работы с ней не требуется проведения каких-либо предварительных приготовлений типа добавления воды, поэтому она очень удобна при работе за пределами студии.

Предшественники

Если первоначально рисунок был подготовительным наброском, этюдом, то уже в эпоху раннего Возрождения, он приобрел вид самостоятельного произведения искусства. С давних пор рисунки известных художников перемещаются из одной мастерской в другую, служа образцами для нескольких поколений художников. В настоящее время известно большое количество этюдов и эскизов (в основном портреты и обнаженная натура), сделанные карандашом, сангиной, пером и мелом. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) наряду с мелом стали предшественниками пастели. Взглянув назад во времени можно обнаружить, что рисунок получил большое признание Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Тициана и Рафаэля, и фламандских мастеров Рогир ван дер Вейдена, Яна ван Эйка и многих других известных живописцев. Вполне вероятно, что «техника работы сухими красками» т.е. пастелью, о которой упоминал Леонардо да Винчи в своих сочинениях, должна была включать в себя и другие цвета, кроме белого, красного и бурого, которые обычно присутствуют в рисунках, сохранившихся наших дней.

Читайте также:  Математический диктант по рисованию геометрических фигур

Материалы для рисунка

Художники эпохи возрождения и барокко (XV-XVII вв.) смогли добиться великолепной графической и тональной выразительности, причем используя ограниченный набор материалов. Некоторые из них применяются и в наше время художниками во время работы с использованием техники пастель. Черный камень – это аналог нынешнего угольного карандаша применяется для прорисовывания контуров и закрашивания темных участков, сангина нужна для наложения полутеней, а белый мел используют для передачи рефлексов и бликов.

Лувр, Париж (Франция). Рафаэль Санти (1483-1520). Венера и Психея. Увеличение интереса к простому рисунку, во времена эпохи возрождения, заставила художников начать поиски оригинальных цветовых эффектов при его создании. Рисунок, выполненный с использованием сангины, является ярким примером зарождения пастельной техники.

Признанный мастер рисунка – Рубенс

Рубенс – автор нескольких тысяч этюдов, набросков и подготовительных рисунков для картин. Их выполнял не только мастер, но и, частично, его многочисленные ученики, так как количество заказов превышало возможности одного человека. Рисунки этого мастера отличаются необыкновенной живостью штриха и цветовой выразительностью, они являются необыкновенными образчиками шедевров, выполненных в трехцветовой гамме – черный камень, белый мел и сангина. Многие считают, что именно Рубенс способствовал рождению стиля, которому стали подражать все его последователи. Французы в XVIII века стали называть его dessin а trois crayons (рисунок 3 карандашами). Эти работы послужили основой для развития практических приемов работы пастелью.

Лувр, Париж (Франция). Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Женский портрет. Этот рисунок выполнен 3 цветами: черным (уголь), белым (мел) и красным (сангина). Столь утонченную технику нередко можно видеть и у современных пастелистов, работы которых, основаны на приемах, разработанных самим Рубенсом.

Лувр, Париж (Франция). Пьер Бриар (1559-1609). Портрет молодой женщины. Окрашенная бумага создает особую изысканность. Портрет является настоящим образчиком работы пастелью.

Читайте также:  Рисование нетрадиционным способом звездное небо

Как и многие другие мастера эпохи Возрождения, Рубенс в своих работах использовал слегка подкрашенную бумагу (голубой, серый, желтый и розовые цвета). Для ее приготовления на основу наносили тоненький слой клея, на который впоследствии сыпали сильно-размолотый пигмент. Цветной фон давал возможность использовать белый цвет для ювелирной передачи игры света и тени, а также задавал общее настроение всего произведения в целом. Эта техника до сих пор популярна у некоторых именитых художников.

XVIII век

XVIII век – век заката французского абсолютизма, стал для пастельной живописи веком, в котором она достигла пика своего развития, разработав для будущих поколений основные технические приемы работы. Она была признана самым именитыми мастерами и получила заслуженное звание высокого искусства. В этот период, пастель стала любимым изобразительным материалом мастеров той эпохи. Именно тогда были разработаны приемы, позволившие максимально возможно раскрыть все таящиеся возможности в такой простой, на первый взгляд, технике. Это был период небывалого расцвета утонченной пастельной живописи: помпезные фигуры придворных, идиллический мир аллегорических персонажей, женские образы, идеально отвечающие требованиям работы пастелью при передаче их в мягких тонах, — все это многообразие воплотилось в самых лучших образцах изобразительного искусства XVIII века.

Государственная картинная галерея, замок Шлейсгейм, близ Мюнхена. Жозеф Вивьен (1657-1734). Портрет Людовика, герцога Бургундского. В этой работе пастелью великолепно отражаются все многочисленные нюансы света и цвета, что, до этого времени, традиционно считалось доступным лишь при работе маслом.

Галерея Уффици, Флоренция (Италия). Розальба Карриера (1675-1757). Автопортрет с портретом сестры. Именитая художница XVIII века, которая посвятила всю себя пастельной живописи и смогла внести значительный вклад в развитие этой техники.

Пастель подражает маслу

Прошло не так много времени и пастель, по своим возможностям, начала приближаться к масляной живописи, при этом достигнув такого совершенства, что, смотря на некоторые портреты, выполненные великими художниками в XVII-XVIII веках, почти невозможно определить, какой материал использовался при их создании – масло или пастель. Художники, которые стремились максимально сильно использовать возможности этой техники, смогли добиться того, что пастель с большой достоверностью и экспрессивностью, впрочем, как и масло, смогла передать любой объем, фактуру, цвет и свет (включая лицо и тело человека).

Великие мастера

Многие именитые мастера XVII-XVIII века работали пастелью. Это и один из основателей Французской академии, живописец при дворе короля Людовика XIV и создатель его нескольких портретов – Шарль Лебрен (1б19-1б90); одна из наиболее утонченных портретистов в истории живописи, чьи работы характеризуются изысканностью деталей, легкостью фактуры и цветовым богатством — Розальба Карри-ера (1675-1757); художник, который всецело посвятил себя пастели, творец грандиозных картин, которые соперничают с лучшими творениями мастеров масляной живописи — Морис Кантен де Латур (1704-1788). Не стоит забывать и таких мастеров пастельной живописи как Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Антуана Ватто (1684-1721) – которые хотя и считаются величайшими мастерами рококо, все же достаточно много времени уделяли пастели.

Кабинет рисунков, Лувр, Париж (Франция). Морис Кантен де Латур (1704-1788). Портрет маркизы де Помпадур. Помпезность и прециозность стиля смогли принести Латуру большую славу портретиста.

Источник

История пастельной живописи

Слово пастель произошло от итальянского слова pasta — тесто или паста. Пастель представляет собой цветные мелки из тонко размолотой смеси из красящего пигмента, мела или особого сорта глины и связующее гуммиарабика.
Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С технологической точки зрения пастель является графикой, а по своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.
Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в конце XV века французский художник Жан Перреаль для быстрых зарисовок военной компании Людовика ХI.
Художник познакомил с новой техникой Леонардо да Винчи, который назвал новую технику colorire a secco (окрашивать сухим способом) и использовал ее в этюде к портрету Изабеллы д’Эсте Мантуанской (1499).
В начале XVI века пастель заняла прочное место в европейской художественной жизни. В это время был очень популярен французский карандашный портрет, исполнявшийся с натуры черным мелом, сангиной и пастелью в один-два сеанса. Итальянцы называли такое сочетание художественных материалов a pastello.
Техника пастели достигла своего расцвета в XVIII веке. В 1663 году техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Дюмустье как первого признанного художника-пастелиста. В 1698 году в Академию был принят французский портретист Жозеф Вивьен — популяризатор техники пастели. Французский Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину художника Жозефа Вивьена. Успех выставки повлиял на стремительный рост популярности данной техники. Расцвету пастельной живописи во Франции поспособствовал и приезд в Париж в 1720 году знаменитой венецианской художницы-пастелистки Розальбы Каррьеры (1675-1757), ставшей портретисткой французской королевской семьи. Розальба Каррьера — первый художник, работающий только в технике пастели.
В России эта техника стала известна в середине XVIII века, сначала в виде коллекции работ европейских мастеров, а затем получила широкое распространение только в жанре камерный портрет. В конце XIX века пастель постепенно вытесняется другими графическими техниками, в частности растет популярность соуса. С появлением в искусстве России конца XIX века эстетики модерна и символизма пастель стала снова популярна. В советские времена пастели уделялось мало внимания, приоритет отдавался обучению работе мягкими материалами (сангина, соус, уголь, мел). Отход от пастели объяснялся буржуазностью техники, несоответствием ее выразительных средств нуждам народа.
В настоящее время общества художников-пастелистов существуют во всем мире и они объединены в Международную ассоциацию пастельных обществ (IAPS).

Технология производства пастели

С момента своего возникновения и приблизительно до конца XVIII века художники изготавливали пастель вручную. Пастель делали из увлажненной водой тестообразной массы из красочного пигмента, небольшого количества связующего вещества и минерального наполнителя. Получившуюся массу прессовали, разрезали на палочки и сушили.
Несмотря на пятисотлетнюю историю, технология производства пастели сильно не изменилась, с тех пор сильно увеличился цветовой диапазон — сейчас пастель имеет более 1500 оттенков. Практически все операции по производству этого материала выполняются вручную. Качество пастели определяется тонкостью помола пигмента и тщательностью замеса красящих веществ со связующими. Выпекают пастель в специальных железных печах для просушки при температуре от 60° до 80°.

Секреты пастельной техники

  • Для основы пастели используют торшон, наждачную бумагу, рыхлый или ворсистый картон, замшу, пергамент, холст.
    Плохо подобранные материалы основы затрудняют работу над картиной или делают ее недолговечной.
    Старайтесь избегать крайностей в выборе цвета бумаги — практически для любых задач подходит лист серого цвета.
  • Масляной пастелью можно рисовать в технике alla prima, предварительно прокрывая основу разбавителем.
  • Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами и даже бумажными салфетками (для крупных областей).
    Виртуозно владея техникой растирания пастели, можно добиваться фотореалистичной точности изображения. Розальба Каррьера и Жан Батист Симеон Шарден растирали пастель, но для выразительности оставляли в работах нерастертые участки.
  • Штриховать пастелью можно в различных направлениях, прямыми как у «Голубых танцовщиц» Дега или дугообразными штрихами. Штрихи можно пересекать под разными углами или накладывать параллельно друг к другу.
  • Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать или писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой или мокрой кистью.
  • Эдгар Дега растворял пастель горячей водой и наносил ее жесткой кистью на холст в сочетании с сухими корпусными штрихами. Иногда он обрабатывал растертый пигмент паром и наносил пасту тонким слоем, получая прием лессировки.
  • Современные лаки для фиксации пастели не являются панацеей, вдобавок они меняют тон и структуру красок.

Типы пастели

  • Сухая пастель — производится из пигмента путем прессовки без добавления масла, для изготовления используются гуммиарабик, камедь, крахмал, мел и снятое молоко.
    Сухая пастель бывает различной мягкости. Очень мягкая пастель формируется в виде брусков и толстых палочек, мягкая — в виде круглых палочек, твердая — в виде тонких, прямоугольных палочек или карандашей.
    Твердая пастель содержит больше связующих веществ и меньше красящего пигмента, поэтому цвета у нее не такие яркие, как у мягкой, она меньше крошится и лучше держится на листе.
    Сухая пастель, как и масляная хорошо сочетается с другими материалами.
  • Масляная пастель — производится методом прессовки из пигмента с льняным маслом путем прессовки, для изготовления используются животные жиры, льняное масло и воск высшего качества. Масляная пастель может содержать различное количество масла и воска — чем выше содержание воска, тем тверже пастель.
    Масляная пастель не ломается и не крошится, она более жесткая и яркая и прекрасно подходит для быстрых набросков на пленэре. Но по своим техническим возможностям масляная пастель уступает сухой.
    Масляная пастель отлично сочетается с масляными, акварельными, гуашевыми или акриловыми красками, сухой пастелью, а так же темперой и цветными чернилами.
  • Восковая пастель — производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска. В восковой пастели воска гораздо больше, чем в масляной.
    Восковая пастель считается учебным материалом и мало пригодна для профессиональной работы.

Как определить качество пастели

  • Хорошая пастель имеет большой диапазон оттенков, отличных по светлоте и насыщенности.
  • Хорошая пастель не должна царапать поверхность.
  • Хорошая пастель должна легко и мягко ложиться, в зависимости от силы нажатия меняется плотность следа.
  • Хорошая пастель должна свободно растираться пальцами до равномерного тона.
  • Хорошая пастель не только хорошо растирается, но и легко смешивается с другими цветами.
  • Хорошая мягкая пастель не должна сильно крошится при штриховке и ломаться в руке.
  • Производители качественной пастели оборачивают середину мелков в бумагу или пленку и продают в наборах с поролоновыми вставками.

Долговечность

Антон Рафаэль Менгс — немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, из-за хрупкости техники — нежной, как пыльца на крыльях бабочки и столь же недолговечной и исчезающей от неосторожного прикосновения, сравнивал пастель с «бабочками в цветочном саду искусства». Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Дени Дидро высказывал свои опасения знаменитому пастелисту Морису Кантен де Латуру: «взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе».
Время показало, что пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок:

  • «Изабелла д’Эсте» эскиз к портрету. Леонардо да Винчи. 1499. Лувр, Париж
  • «Шоколадница». Жан-Этьен Лиотар. 1774. Дрезденская галерея
  • «Портрет мадам Троншен». Жан-Этьен Лиотар. 1758 — считается одним из мировых шедевров графики
  • «Портрет монахини». Даниель Дюмустье. 1615. Лувр, Париж
  • «Автопортрет». Жан Батист Симеон Шарден. 1771. Лувр, Париж
  • «Портрет Жан Жака Руссо». Морис Кантен де Латур. 1753. Музей искусства и истории, Женева.
  • «Портрет Антуана Ватто». Розальба Каррьера. Музей Байло, Тревизо
    150 пастелей Розальбы Каррьеры хранятся в Дрезденской картинной галерее
  • «Голубые танцовщицы». Эдгар Дега. 1887. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
  • «Женщина расчесывающая волосы». Эдгар Дега. 1886. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Как хранить пастель

  • температурно-влажностный режим: 18-20°С при влажности 50-55%
  • максимальная освещённость 30-50 люкс
  • лучше не пользоваться искусственной подсветкой
  • недопустимо попадание прямого солнечного света
  • очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, антибликовое стекло предохраняет пастель от этого излучения
  • пастель должна быть надежно защищена от попадания влаги
  • крайне вредны резкие колебания температуры и влажности
  • долго не хранить без рамы и стекла, поскольку пыль с пастели практически не удаляется
  • оформляйте картины используя паспарту, оно создает необходимую прослойку между картиной и стеклом, которая обеспечивает консервацию картины, сохраняя микроклимат и улучшая сохранность
  • хранить в хорошо вентилируемых помещениях
  • пастель не любит сотрясения, ей опасны путешествия.

Литература: Евгения Плотникова, журнал «Наше Наследие» № 78 2006; Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2014

Источник

Оцените статью