История акварели как техники живописи

История акварели как техники живописи

ИСТОРИЯ АКВАРЕЛИ

Акварель — очень древняя техника.

Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII — XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии . Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке ( фреска ), позволявшая получать сходные эффекты.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи .

Замеча­тельные акварели создавал крупнейший худож­ник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Это бы­ли главным образом пейзажи, в которых он пред­восхитил досера поражают свежестью, чистотой, ясностью красок. Они удивительно современны. Таков воспроизво­димый нами «Вид Триента».

Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер , чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк , Клод Лоррен и Джованни Кастильоне .

Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь , затем тушь с лак-кармином, сепия , а затем и другие водяные краски.

В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина , которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби , затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов ( англ. Society of Painters in Water Colours).

Расцвет акварели в странах Европы прихо­дится на XVIII век. Поскольку акварель незаме­нима в передаче стремительно меняющихся со­стояний природы, эффектов освещения, сильных и ярких впечатлений, неудивительно, что она привлекла к себе особое внимание живописцев-романтиков. Поэтому многие из них предпочли акварельную живопись масляной. Так произошло в Англии на рубеже XVIII и XIX веков, где до­стижения акварелистов повлияли и на пейзаж в масляной живописи .

В этой стране акварель, которая сначала иг­рала служебную роль при подкраске гравюр и рисунков, быстро стала самостоятельным видом живописи.

Самым знаменитым мастером акварели в Анг­лии был У. Тернер, открывший огромные возмож­ности этой техники в создании романтических образов природы. Художник обычно работал на влажном листе бумаги, что позволяло од­ним мазкам переходить в другие тонкими пере­ливами.

Тернер был выходцем из бедной семьи. На­блюдательный и впечатлительный мальчик рано начал рисовать. Он часами любовался Темзой, кораблями, окутанными загадочной туманной дымкой, игрой водяных бликов. Когда маль­чику исполнилось двенадцать лет, отец выставил в окнах своей маленькой парикмахерской его акварели. Результат оказался неожидан­ным: работы имели большой успех, их стали охотно покупать.

Цветной туман, облака, морская пена в аква­релях Тернера живут, дышат, полны движения и красоты. Он благоговел перед солнечным све­том — недаром в его палитре преобладают жел­тые цвета .

Понятен интерес французских мастеров кон­ца XIX века к творчеству этого художника: ведь он предвосхитил их достижения в передаче дви­жения, вибрации воздуха, игры красок под от­крытым небом. Они были поражены тем, как Тернеру удавалось передать белизну снега — не одними белилами, а бесконечными оттенками легких и чистых цветов.

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру , — жанр , который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата , и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен , Энтони Копли Филдинг , Ричард Паркс Бонингтон , Дэвид Кокс , много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант , а также Сэмюэл Палмер , Джон Варли , Джон Фредерик Льюис , Майлз Бёркет Фостер , Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина , объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс , Томас Моран , Томас Икинс и Уинслоу Хомер .

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша , Эжена Делакруа , Анри Жозефа Арпинье , а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье .

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский , Эмиль Нольде , Эгон Шиле , Пауль Клее и Рауль Дюфи .

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

В России в первой половине XIX века подлин­ный взлет акварельной живописи связан с име­нем К. Брюллова. Художник применял разнооб­разную технику: писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бу­маги, тонкой кистью многократно прописывал де­тали.

Прозрачна, наполнена воздухом и светом его акварель «Внутренний вид храма Аполлона Эпи­курейского». Красивы сочетания серебристых, ро­зовых, голубых, синих оттенков — краски ветре­ного летнего дня, когда солнце на считанные ми нуты скрылось за пробегающим облаком. Худож­ник нашел удачную точку зрения, позволяющую лучше всего судить об архитектуре храма и о пей­заже, который его окружает.

Посмотрите, как внимателен К. Брюллов к деталям, как тонко проработал лицо и всю фигу­ру в акварели «Капитан греческого судна». Но в то же время это совсем маленькое по размерам произведение очень цельно, законченно и произ­водит впечатление большой картины. Не верит ся, что на самом деле оно величиной со страницу из ученической тетради.

Выдающимся акварелистом был Александр Иванов. В его работах исключительно точный и уверенный рисунок гармонично сочетается с яс­ными, насыщенными красками. Естественны, жизненны, грациозны девушки в этюде А. Ивано­ва к акварели «Октябрьский праздник. Танец « Воздыхание ».

В середине XIX века многие русские худож ники обращаются к бытовому жанру, используя для этого и акварельную технику. Среди них ве­дущее место принадлежит П. Федотову, обладав­шему исключительной остротой видения, способ­ностью запоминать и воспроизводить быстро ме­няющуюся мимику лица, движения человека. Все творчество этого художника пронизано неиз­менным стремлением к правде.

П. Федотов поздно начал учиться рисовать — ему пришлось овладевать основами изобразитель­ного искусства в таком возрасте, когда воспитан­ники Академии художеств уже завершали свое образование. Будущий художник посещал рисо­вальные классы академии, одновременно служа в полку, где частые маневры, походы и учения отвлекали от систематической работы, а коман­диры смотрели на занятия искусством как на пустую забаву.

П. Федотов внимательно изучает окружаю щую жизнь. «Я стою в карауле (что может быть неприятнее!) и стараюсь развлечься тем, что про­исходит вокруг меня интересного. » — рассказы­вал он. А в свободное время любил смешиваться с многоликой толпой, прислушиваться к ее гово­ру, изучать повадки и обычаи крестьян, мелких купцов, ремесленников.

Мы воспроизводим одну из ранних акварелей П. Федотова — «Прогулка». Она написана в 1837 году. Это семейный портрет: сдержанный суровый отец, чопорная сводная сестра Анна Ивановна и сам художник на фоне московской улицы. Посмотрите, как тщательно П. Федотов изображает лица, добиваясь точного портретного сходства, как любовно отрабатывает складки одежды, малейшие подробности, относящиеся к главным героям композиции. В то же время художник обобщенно показывает остальные фи­гуры, легкими мазками намечает постройки, зад ний план, небо. В этой акварели П. Федотова, как и в большинстве других, в равной степени соеди­няются два начала: графическое и живописное.

Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Александром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—1911).

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Прекрасные акварели создавали И. Крамской, Н. Ярошенко, В. Поленов, В. Серов, В. Савинский.

Великолепно владел акварелью И. Репин. Он писал сочно, смело, красочно. Мы воспроизво­дим принадлежащий его кисти портрет Е. В. Лав­ровой. В работе преобладают два цвета. Но сколь­ко оттенков, тонких нюансов ! Полон жизни облик молодой женщины, слегка склонившей голову над книгой. Из окна льется на нее свет и тонет в глубине комнаты. Воздух словно дрожит, лас­кая мягкие черты лица.

Кажется, что Репин создал портрет в считан­ные минуты, передав всю непосредственность первого впечатления. В то же время это закон­ченное и цельное произведение живописи.

Особое место в истории русской акварели за­нимают работы В. Сурикова. Его акварели мно­гокрасочны, темпераментны по исполнению, жиз­нерадостны, полнозвучны. В них много поэзии, широты, размаха. Вот, например, пейзаж «Ени­сей», переливающийся серебристо-перламутровы­ми тонами. Эта акварель монументальна и эпич­на. На небольшом листе бумаги художник сумел показать необъятность родной земли, ее красоту и величие.

Суриковские акварели обусловили расцвет этого вида живописи в искусстве многих худож­ников следующих поколений.

Очень характерны акварели М. Врубеля. Они восхищают филигранной техникой, обилием тончайших цветовых и тоновых переходов, россы­пями бликов , движением. Даже самые незначи­тельные предметы, изображенные художником, наполняются смыслом и очарованием — цветы, раковины, камни, волны.

Для достижения такого совершенства одного таланта мало. М. Врубель был великим тружени­ком. Вот что он писал сестре в годы учебы в Ака­демии художеств:

«Я прильнул, если так можно выразиться, к работе; переделываю по десятку раз одно и то же место, и вот с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который при­вел меня в восторг. Я счастлив, что переживаю момент сильного шага вперед. »

Кульминацией развития русской акварели явилась организация в 1880 году «Общества русских акварелистов» , первым председателем которого стал Альберт Бенуа (1852—1936). Общество вело активную выставочную деятельность, сформировав за период 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

Роль акварельной живописи была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров XX века имена Николая Тырсы (1987—1942), Сергея Герасимова (1885—1964) , Георгия Верейского (1886—1962), Владимира Конашевича (1888—1963), Александра Самохвалова (1894—1971), Семёна Пустовойтова (1921—1995), Владимира Ветрогонского (1923—2002), Виктора Семёновича Климашина (1912—1960).

Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки .

В жанре акварельной живописи работает Омская художница Елена Лобова . С её работами Вы можете познакомиться и приобрести в нашей галерее «Шедевры Омска» .

Источник

Читайте также:  Что можно нарисовать черной краской гуашью
Оцените статью