- Почему нужно рисовать с натуры, а не с фотографии
- Рисуем с натуры. 5 основных принципов для новичков
- Выбор места при рисовании с натуры. Положение художника относительно модели.
- Как стать настоящим художником. Художник и натура
- Рисуем с картинки или с фото
- Рисуем с живой натуры
- Рисуем с фото и с живой натуры
Почему нужно рисовать с натуры, а не с фотографии
Глаза художника всегда в работе. Как я уже писала, связавшись с рисованием, нельзя просто так взять и перестать разбирать закат по цветам. И это правильно, потому что использование фото-референсов хоть и удобная вещь, но не исчерпывающая возможности зрения человека.
Обратимся снова к цветовому кругу Иттена (ссылки на сопутствующие материалы внизу статьи). Мы уже обсуждали, как цвета, расположенные напротив друг друга в этом круге, взаимно подчёркивают друг друга, если их положить рядом. Это используется и в дизайне, и в индустрии моды. Художники же знают, что если дополнительные цвета смешивать, то можно глушить яркость и углублять цвета, а где-то в центральном спектре смеси будут возникать серые и коричневые цвета, некоторые из которых выглядят очень благородно.
Но есть ещё одно понятие, связанное с цветовым кругом.
Симультанный контраст – это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо яркого цвета одновременно требует появления рядом дополнительного, и если его нет, то он сам его тут же создает. Иначе его еще называют одновременный зрительный контраст.
Попробуйте провести эксперимент, пока вы стоите и ждёте зелёного сигнала светофора. Смотрите на красный сигнал, не отрываясь. Если делать это достаточно долго, то вокруг яркого красного пятна возникнет зелёный ореол. Это и есть симультанный контраст, реакция глаза на яркий раздражитель. Кроме того, если вы закроете глаза, то увидите пятно противоположного цвета, в данном случае зелёного. (Аккуратно переходите дорогу теперь: перейдёте, потом глаза закрывайте!)
Если приучить своё зрение замечать эти ореолы, то вам никогда не придётся скучать.
А вот пример из изобразительного искусства – работа Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист». Сюжет вечерний, и свет лампы имеет тёплый оттенок. Поэтому тень на стене за головой музыканта написана дополнительным к оранжевому синим, а красно-коричневый свитер подчёркивается зеленоватым вечерним светом улицы города. Так главный герой выходит на передний план.
Более того, если мы рассмотрим деталь картины, на которой изображены первые весенние цветы, то увидим, как жёлтые головки буквально обведены фиолетовым для большей выразительности. Безусловно, если для живописи пользоваться только фотографиями, то эти эффекты познать невозможно.
Ну а почему горы у Рериха на этой картине фиолетовые, вы теперь легко поймёте.
Изучайте мир! Рисуйте с натуры!
Всегда ваша К. С.
Ставьте лайк, чтобы статью увидели и другие читатели!
И чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на канал и мои соцсети: инстаграм , facebook , ВК .
Источник
Рисуем с натуры. 5 основных принципов для новичков
Приветствую всех любителей творчества!
В этой статье я подготовила для Вас принципы рисования с натуры, которые помогут начинающим художникам. Здесь вы узнайте :
- с чего начать рисование;
- как выбрать натуру;
- на что обращать внимание, чтобы добиться сходства и избежать ошибок.
1. Идём от простого к сложному. Вообще это принцип любого обучения. В рисовании начинающий художник начинает с построения геометрических фигур, понятных по форме предметов.
Рисуя с натуры художник выбирает определённый ракурс (точку с которой смотрит на объект) и придерживается этого положения.
1. Обращайте внимание на величину одного объекта относительно другого. А также можно и нужно сравнить высоту предмета относительно его ширины или высоты рядом стоящего предмета. Это делается следующим образом:
1. Вытените руку с карандашом перпендикулярно полу и отметьте визуально кончиком ногтя большого пальца необходимое расстояние предмета как показано на картинке ниже
2. Измерив длину объекта Вы переносите карандаш на другой предмет и сравнивайте на сколько (или во сколько) раз первый предмет больше или меньше второго. На этом основаны правила о пропорциях.
👁️🗨️ 📐 Например, считается, что во голова взрослого человека составляет 1/8 от его тела, длина ладони равна расстоянию от подбородка до начала бровей; в расстояние между шлазами можно вписать ёщё один глаз и так далее.
✅ Интересный факт: на знаменитом полотне «Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи показал, что пупок является центром окружности, в которую можно вписать человеческую фигуру с вытянутыми руками и ногами.
Углы и оси проверяем аналогичным образом. Все пропорции сохраняем на рисунке.
3. Любой сложный объект состоит из простых. Когда вы научитесь строить геометрические фигуры, видеть их объём, Вы поймёте, что более сложные предметы состоят из простых геометрических составляющих. Поэтому рисуя что-то сложное: от цветов и натюрмортов до человеческого лица, берите за основу геометрию, а затем прорабатывайте детали.
4. Рисуйте эскиз длинными плавными линиями, а не короткими штриховыми. Это поможет более точно изобразить предмет и не нужно будет лишний раз стирать неровности.
5. Не ленитесь изучать натуру! Например, если вы рисуете портрет по фото, изучите анатомию, строение черепа. Где на рисунке самое светлое и тёмное место, за счёт чего одна часть отделяется от другой.
На этом всё! Этих знаний будет достаточно, чтобы рисовать реалистичные с натуры. Не забывайте свой скетчбук дома и практикуйтесь чаще на природе в свободное время 😉
Ставьте этой публикации лайк, если статья была для Вас полезной!
Делитесь своими работами в комментариях или присылайте мне в директ: @srta_valeri 🧡
Источник
Выбор места при рисовании с натуры. Положение художника относительно модели.
Когда ученики рисуют с натуры в классе, я постоянно проверяю точку обзора, которую они выбрали относительно натюрморта, и даю рекомендации, как лучше установить мольберт и с какой стороны смотреть на натюрморт во время рисования.
При рисовании портрета положение художника тоже очень важно, ведь нужно учесть столько факторов сразу: с какой стороны лицо портретируемого наиболее выразительно, как распределяется свет по форме головы, с какой точки зрения форма лица и его частей наиболее понятна и удачна для портретного изображения. Давайте разбираться в тонкостях удачного положения художника по отношению к натуре.
1) Какая рука у вас рабочая: правая или левая?
Для начала определяемся с этим. Дело в том, что во время рисования начинающие художники часто ставят мольберт так, что заслоняют им натуру или перекрывают рабочей рукой рисунок во время работы. Не надо так. Мольберт ставим по отношению к постановке бочком, по диагонали, так, чтобы смотреть на модель через нерабочую руку (т.е. если вы правша — поворачиваемся левым боком к модели, если левша — правым). Так будет удобно смотреть и на модель, и на рабочую поверхность рисунка одновременно, и выглядывать из-за мольберта не придётся.
2) Пока постановка не закончена, лучше не обустраивать рабочего места.
Дождитесь, когда учитель закончит ставить натюрморт или организует среду для модели, установит освещение и распределит детали. Вдруг, с места, которое вы случайно выбрали, что-то будет выглядеть не очень выразительно: свет прямой и не выявляет формы, предметы стоят друг относительно друга как на параде, выстроившись в одну линию, или по компоновке именно с этого ракурса натюрморт делится визуально на 2 части, или основной предмет натюрморта расположен по центру? Конечно, можно всё изменить и поправить у себя в рисунке сразу, но зачем выполнять лишнюю работу? Лучше дождаться своего часа и, не торопясь, выбрать удачную точку зрения на постановку по живописи или по рисунку.
3) Пришли, увидели постановку и быстро уселись — тоже не вариант.
Не беспокойтесь, ваше положение художника относительно модели никто не займёт. В любом случае, можно договориться, чуть повернуться и — вуаля — всем всё хорошо видно. Посмотрите на постановку со всех сторон, обойдите натюрморт или модель слева и справа, приглядитесь, откуда предметы и формы будут выглядеть лучше, где проявляется объём и красота освещения. И уже когда твёрдо решили рисовать именно с выбранной стороны, устанавливаем мольберт и всё остальное.
4) Выполняем пробные эскизы.
В идеале выбрать несколько удачных положений относительно модели для художника и сделать небольшой эскиз с каждого из них, если, конечно, время позволяет. Такое бывает: понравилось одно положение, а удачно нарисовать портрет получилось лучше всего с другого. Дело в том, что человеческий глаз сам отбирает то, что его больше всего поразило и привлекло. А уже потом, получив первое впечатление, мы начинаем подробно рассматривать модель. И вот в этот момент “всплывают” ненужные детали и мелкие неудачные случайности — странная складка, двойной свет, неудачное расположение тёмных и светлых пятен в работе художника. Облегчите свою творческую работу, выполнив пару эскизов, не жалейте времени — оно окупится сторицей, если не придётся ничего двигать и перекомпоновывать в рисунке.
5) Ищите необычные, особенные, красивые ракурсы.
Посмотреть на модель снизу или сверху бывает не только интересно, но и полезно. Необычный взгляд на уже привычные предметы, лица, элементы интерьера освежает художественное видение, помогает мыслить нестандартно и создавать действительно красивые, необычные картины даже в рамках обучения рисованию.
6) Подумайте, все ли элементы постановки вам нужно рисовать.
Случается, что незначительные детали нарушают общий строй этюда или рисунка, а художник битый час пытается вместить в свой рисунок каждую веточку или ягодку букета. Иногда для выразительности главного приходится чем-то жертвовать. Подумайте над этим, когда расположитесь перед чистым листом во время рисования. Используйте видоискатель в пропорции формата вашей картины или рисунка или сложенные рамочкой руки: проверьте, всё ли войдёт в вашу работу. Компоновка — наиважнейшая часть работы над рисунком.
7) Найдите комфортное положение для мольберта.
Вот теперь уже можно основательно располагаться на рабочем месте художника. Только когда ракурс выбран, эскиз нарисован и с компоновкой постановки всё решено, устанавливаем оборудование. Проверяем угол наклона мольберта — удобно ли вам будет так видеть рабочий лист, есть ли пространство слева и справа, отделяющее вас от других учеников, не тесно ли. Свобода рабочей руки помогает не отвлекаться от главного.
8) Проверяем соразмерность частей постановки с вашего положения — выглядит ли она цельно.
Проверьте, нет ли в постановке, при взгляде на неё с вашего ракурса, неудачного деления пополам по вертикальной или горизонтальной осям, не расположен ли главный предмет в геометрическом центре листа. В любой картине или рисунке есть энергетические линии и точки. Художники используют их с умом и, бывает, умышленно располагают в них важные элементы, но только в случае, если речь идёт о композиции (т.е. о сочинении картины). При рисовании с натуры, таких точек и линий лучше избегать, расположение в них элементов постановки считается ошибкой. Поэтому, двигаем предметы и объекты в листе, чтобы не попасть в опасную зону, в соответствии с законами зрительского восприятия. Избегаем линий крестовины (вертикали и горизонтали, делящие лист строго пополам), диагоналей, геометрического центра и 2-5 см полей у краёв листа. Подробнее поговорим об этом в другой статье.
9) Предусмотрите место для отхода.
Во время рисования художники отходят от работы достаточно часто для проверки и пропорциональных соотношений частей, для уточнения общей структуры; для того, чтобы увидеть всю картину в целом. Рассчитайте пути отхода. Чтобы не выбираться из-за мольберта как их кустов чертополоха, установите его изначально так, чтобы в любой момент можно было прервать занятие рисованием, отойти от рисунка на пару шагов (в идеале, на 2-3 размера холста или листа) и оценить всю рабочую ситуацию. Не пренебрегайте проверкой, не забирайтесь со своим мольбертом в самые “дебри”. Необычный ракурс не так важен, как комфортные условия для рисования.
Источник
Как стать настоящим художником. Художник и натура
Поскольку я преподаю уроки в режиме онлайн, то приходится работать с фотографиями и объяснять определенные задачи на примере фотографий, по-другому это никак не сделать. И люди, которые постигают рисунок самостоятельно, пользуются теми же принципами – рисуют по картинкам из интернета.
И я хочу объяснить, что это очень однобокий подход, что это не ведет к овладению настоящими навыками художника. Поэтому если вы действительно хотите овладеть рисунком профессионально, то нужно рисовать не с фото.
Все дело в том, что нужно рисовать с живой, с настоящей натуры, которая находится непосредственно перед человеком, а не отделена от него экраном монитора.
Тема довольно спорная и вызывает массу дискуссий. Но я постараюсь рассказать вам о ней объективно.
Давайте разберемся, почему настоящий художник рисует с живой натуры.
Рисуем с картинки или с фото
В данном случае весь творческий процесс сводится к поиску подходящей для вас картинки. Это не так сложно сделать – хорошая фото, понравилась, буду рисовать.
Далее рисование зачастую превращается в срисовывание. То есть вы начинаете упорно передавать готовое изображение с фото на лист. И зачастую начинающие художники даже не задумываются над тем, чтобы как-то попробовать пропустить через себя готовое изображение.
И понятно, мы обычно ищем лучшие изображения, на которых фотограф уже сделал все за нас. То есть на них и добавить и убрать нечего – все прекрасно, гармонично и композиционно выстроено.
Задача сводится лишь к тому, чтобы как можно точнее это перенести на лист.
И тут возникает разница в понятиях – что значит срисовывать и что значит рисовать. Разница действительно огромна, вплоть до того, что срисовывальщика и художником-то назвать не всегда можно.
Все дело в самом понятии рисунка, как определенной дисциплины. Рисунок – это систематические знания (по геометрии, физике, анатомии), которые позволяют выполнить реалистичное изображение окружающего нас мира. Когда мы выполняем рисунок, мы изучаем форму предмета, разбираем ее геометрию, анатомию, стараемся постичь эту форму изнутри, пропускаем ее через себя при помощи системы знаний.
Цель срисовывания – передать как можно точнее готовое изображение, то есть как бы уже конечный результат. Ты создаешь не свой мир на листе, а мир фотографа, который уже творчески постарался за тебя. Этот процесс происходит бездумно. Человек концентрируется лишь на копировании всех тоновых пятен и контуров предмета. Для человека, который срисовывает, суть творческого процесса заключается только в этом.
Срисовывать можно и с живой натуры. Теперь разберемся и с ней.
Рисуем с живой натуры
«Живая» значит находящаяся непосредственно перед нами. То есть это 3D объект. Мы можем посмотреть на него со всех сторон, подойти с любого ракурса, самостоятельно выбрать тот ракурс, который больше всего нас зацепил. Но творчество начинается еще раньше, когда мы еще не подошли к этой натуре. Когда мы находимся на стадии, что нам изобразить. И мы целенаправленно ищем, мы пребываем в творческом поиске. А иногда все случайно – художник видит и подмечает прекрасное в самых простых и обыденных вещах. И находит натуру вокруг себя, а не среди тех вещей, которые подметили другие (например, фотографы в своих фото).
В этом и вся суть художника. А дальше интереснее, с живой натуры рисовать сложнее – чем больше задач, тем ярче и плодотворнее творческий процесс. Возьмем, к примеру, натюрморт. Опять-таки, его нужно составить, придумать композицию, гармонично расположить предметы, выбрать ракурс, показать эти предметы самым выразительным образом, или того интереснее – выразить этим натюрмортом какую-то мысль, идею. Например, отразить в нем такое, что вызовет у зрителя ощущения лета. Сколько уже интересных и творческих задач в одном только маленьком натюрморте. А дальше сам процесс рисования. С натуры человеку сложнее заниматься срисовыванием, хотя бездумно можно и натюрморт с живой натуры перенести на лист, без всякой внутренней работы.
В том и суть вообще любого творчества, что у человека идет внутренняя работа, направленная на постижение какого-то знания и достижения определенного результата. В случае с натюрмортом – это постижение того, как устроены предметы, как они расположены, как они влияют друг на друга и что заставляет их работать вместе как единое целое.
Еще интереснее ситуация, когда рисуешь в студии с уже собранного за тебя натюрморта, например. И так случилось, что ракурс не очень удачный. Еще большая задача возникает – попробуй изобразить неудачный ракурс так, чтобы получилось выразительно и художественно.
Тоже самое относится и к рисованию портретов с живых людей, природы и других объектов.
То есть задачи художника, гораздо шире, чем просто уметь рисовать красивые картинки.
Меня искренне удивляет, когда люди называют искусством срисовывание картинок с фото. Да, есть такое искусство — срисовывать, но к художественной ценности оно отношения мало имеет.
Художник прежде всего несет свою идею, свое видение, отражает свой внутренний мир. В этом и есть его профессиональная ценность.
Однако, с фото рисовать можно.
Рисуем с фото и с живой натуры
С чего хочется начать, так это с того, что человек, рисующий только с фото не сможет также рисовать с живой натуры. Ему придется менять и ломать все свои взгляды и подходы. А вот тот, кто рисует с живой натуры с легкостью может переключиться и на фото.
Фото, конечно, иногда просто необходимость. И для людей, которые учатся, тоже. Но фотографии также можно и нужно пропускать через свое видение, применять к ним те же навыки, что и в рисовании живой натуры, но такой подход должен быть оправдан определенными причинами. Есть задача, например, но натуры живой такой нет, но есть фото, которые могут решить эту задачу. Есть желание нарисовать что-то конкретное, человека какого-нибудь, который недоступен. Также с фото можно отрабатывать определенные навыки, ту же самую технику исполнения.
Но если вы искренне желаете овладеть навыками художника, то постижение любой живой натуры – ваша цель! Рисуйте мир вокруг себя, тот, который видите вы, а не тот, который увидели за вас.
Подпишись на канал , поделись статьей в соц сетях, и не забудь поставить лайк, это будет мотивировать меня писать еще больше статей.
Источник