История песочной анимации
Люди рисовали во все времена и во всех культурах. Такой уникальный природный материал как песок имеет глубокую историю. Еще до того, как появилась наскальная живопись, люди рисовали на песке пальцами или веточками деревьев.
Так, индейцы племени Навахо на песке оставляли священные рисунки мандалы, являющиеся частью ритуала исцеления. Индейцы использовали для своих рисунков муку, красный песок, уголь, измельченные лепестки цветов и прочие природные материалы.
Аборигены Австралии рисовали с помощью вулканического пепла, песка и глины рисунки орнамента для различных церемоний и ритуальных танцев.
А монахи в Тибете с помощью цветного песка создавали священные картины для особого ритуала, после проведения которого картины разрушались. Это символизировало постоянные перемены, которые происходят в мире.
В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. В XIV веке в Японию из Китая пришло искусство «Бонсэки», заключающееся в изображении морских или горных пейзажей на черном лакированном подносе с помощью кварцевого песка и камней.
В арабских странах с древности люди видели красоту и реализовывали свой творческий потенциал в создании бутылок с цветным песком. В Египте мастера до сих пор создают на глазах восторженных туристов картины из цветного песка в стеклянных колбах.
Из песка во все времена создались разнообразные скульптуры. И хотя они под воздействием природных факторов быстро утрачивают свой первозданный вид, это не мешает им некоторое время радовать окружающих своим содержанием.
Современная история
Песчаные картины эфемерны, их практически невозможно сохранить. С развитием фото- и видеоиндустрии появилась возможность фиксировать песочные шедевры на фото- или видеокамеру и преобразовывать их в полноценные фильмы.
Основоположниками современной песочной анимации стала супружеская чета из Швейцарии Эрнст Наг и Жизель Ансорж. С 1958 по 1984 годы ими была создана серия мультипликационных фильмов, нарисованных черным порошком на подсвеченном матовом стекле. Но их работы по отзывам критиков были очень депрессивными, с элементами психоанализа и большой известности не получили.
Американка Кэролайн Лиф в 1969 году создала анимационный фильм из песка «Песок, или Питер и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Считается, что с этого мультфильма песочная анимация (или sand-art) стала самостоятельным видом изобразительного искусства. А второй фильм «Сова, которая женилась на утке» в 1976 году был признан лучшим анимационным фильмом и получил много призов на разных фестивалях кинематографа.
Технику Кэролайн Лиф использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Чако, который развил и довел почти до совершенства эту особую технику рисования. Для него мгновенное изменение песочного изображения стало источником вдохновения для создания анимационных картин. Также он впервые выступил с шоу рисования песком. Мультфильмы Ференца Чако завоевали много наград и призов на кинофестивалях мира.
Осень 2013 года во Франции на пляже была создана самая большая песочная анимация, посвященная Международному дню мира.
В СССР на украинской анимационной студии также использовали метод сыпучей техники Елена и Владимир Петкевичи. Лучшей их работой считается «Сказочка про козявочку».
Создание анимационных фильмов и песочные шоу – это разные по сути направления одного искусства. Если в первом случае художник всегда может переделать и подправить работу, то во время живого выступления от мастера требуется высокая собранность и точность движений.
Коммерческое направление песочной анимации развила художница из Израиля Илана Яхав, которая использует данную технику для создания рекламных роликов, музыкальных клипов, фильмов, шоу.
Большую известность среди художников, работающих в этом направлении, получила Ксения Симонова. Одной из самых впечатляющих ее работ стал фильм «Белый ангел» о трагической судьбе Великой княгини Елизаветы Романовой.
Песочная анимация как арт-терапия
В 1940 году психотерапевтами была разработана программа песочной терапии. Основы ее заложил ещё Карл Густав Юнг, известный швейцарский психиатр, который, испытывая сильный стресс, прибегал к арт-терапии. Он рисовал картины с помощью песка. Это очень успокаивало его и помогало уравновесить эмоциональное состояние. По утверждениям самого Карла Густава Юнга процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеской психике.
Песочная терапия как отдельное течение сформировала впоследствии Шарлотта Бюлер, немецикй психолог, специалист по десткой психологии. Ее методы до сих пор используются в детской психотерапии Швеции. Уставшие, измученные проблемами пациенты находили спасение в создании простых образов из песка, возвращаясь в детство, откуда берут начало все психотравмы.
Детская песочная анимация
В последнее время песочная анимация прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у детей. Причины этому лежат на поверхности — простота в исполнении песочных картин, несомненная польза для развития ребенка и раскрытия его творческого потенциала, и конечно же то, что рисование песком само по себе безумно увлекательное, интересное и захватывающее занятие. Необыкновенное создание образов, плавно сменяющих друг друга, вызывает у детей желание безудержно творить, как творят художники.
Во что может перерасти ваше увлечение песком – постоянный заработок, самопознание и открытие творческого пути, семейный отдых и развлечение – это можете решить только Вы. Но попробовать для себя это одновременно новое и древнее искусство рисования песком несомненно стоит.
Выбирайте сердцем и ощущениями!
Источник
«Песочная волшебница». Художница Ксения Симонова и картины, нарисованные песком
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На конкурсе талантов первым номером Ксении стал рисованный песком спектакль на тему Великой Отечественной Войны, посвященный всем, кто погиб в бою и не вернулся к родным и любимым. И хотя на конкурсах такого плана серьезные, философские номера редко оказываются «проходными», ведь зрители жаждут развлечения, аудитория аплодировала художнице стоя, а многие вытирали набежавшие на глаза слезы. Публика полюбила Ксению и ее песочные баллады.
Дальше были другие картины и целые истории, нарисованные на больших лайтбоксах ловкими руками художницы. Кстати, несмотря на то, что в курортной Евпатории песком усыпаны все многочисленные пляжи, для творчества этот материал не подходит. Нужен гораздо более тонкий и «прозрачный» песок, который привозят Ксении из Италии. Девушка говорит, что вулканический песок более «послушный», им намного удобнее работать, он струится как вода под пальцами.
Сколько времени у художницы уходит на ту или иную работу, сказать сложно. Ксения говорит, что порой ее охватывает такое вдохновение, что шедевр рождается за час-полтора, а иногда нужно собраться с мыслями, поймать «нотку», настроение, и тогда уходит до нескольких дней, а то и недель. Особенно ей нравится работать, когда тематика «цепляет», не оставляет равнодушной, возникает душевный порыв. Так, одна из самых трогательных работ Ксении называется «Настя», о маленькой девочке, больной острым лейкозом. А еще одна история в картинках под названием «Две причины, чтобы жить», — о девушке Оле Кравчук, матери двоих очаровательных малышек, у которой внезапно обнаружили крупноклеточную лимфому.
В конце минувшего года Ксения объявила об открытии авторского проекта «Песочный Человек», где будет представлено больше 200 картин, нарисованных песком, а также другие произведения, созданные художницей. Известно, что этот проект девушка представит не только в Украине, но и за рубежом.
Ну и конечно, нельзя не показать видеоролик, чтобы своими глазами посмотреть, что из себя представляет «песочная волшебница» Ксения Симонова .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Песочная анимация: современное искусство или древнее творчество
Есть что-то мистическое в погружении рук в тёплый песок. Пересыпая песчинки, наблюдая за их движением, забываешь о проблемах и обидах. Рисуя на песке, отключаешься от внешнего мира и погружаешься в свой внутренний мир детства и творчества, покоя и умиротворения. Неудивительно, что так много желающих научиться технике рисования песком или сэнд-арту. На пике популярности песочные шоу, собирающие зрителей по всему миру. Мультфильмы, сотворенные мастерами песочной анимации, завоевывают награды и премии мировых кинофестивалей.
Искусство сэнд-арт
По сути, песочная анимация – это игра света и тени. На подсвеченном снизу столе под чуткими руками художников рождаются портреты и пейзажи, сказочные сюжеты и реалистичные картины. Художественным средством для создания картин является обычный песок или другой сыпучий материал. Весь процесс фиксируется фото- или видеокамерой.
Создание работы очень динамично, ведь для короткого ролика требуется несколько сотен, а то и тысяч рисунков. Один сюжет плавно переходит в другой. От художника требуется высокая точность движений, так как песок – очень неустойчивая субстанция. Усиливает художественный эффект музыка, подобранная создателями песочных шоу или мультфильмов.
История песочной анимации
Люди рисовали песком во все времена и во всех культурах. Но песчаные картины практически невозможно сохранить — порыв ветра или набежавшая волна легко уничтожает рисунок. Японские мастера более полутора тысяч лет рисовали песком на лаковых подносах. Упоминание о различных техниках рисования сыпучими материалами есть и в Тибете, и в Северной Америке.
С развитием киноиндустрии стало возможным сохранение песочных шедевров и их трансформация в полноценный фильм. Так, с 1958 по 1984 год была создана серия мультипликационных фильмов, нарисованных песком. Авторами являлись супружеская чета Эрнст Наг и Жизель Ансорг (Ансорж). Именно они стали основоположниками песочной анимации. Но их работы по отзывам критиков были очень депрессивными, и большой известности не получили.
В 1969 году североамериканская художница Кэролайн Лиф представила свою анимационную работу, нарисованную песком. В его основу лег сюжет, навеянный музыкальной сказкой Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Считается, что с этого мультфильма песочная анимация (или сэнд-арт) стала самостоятельным видом изобразительного искусства.
Развил и довел почти до совершенства особую технику рисования венгерский режиссер Ференц Чако. Для него мгновенное изменение песочного изображения стало источником вдохновения для создания анимационных картин. Также он впервые выступил с шоу рисования песком. Мультфильмы Ференца Чако завоевали много наград и призов на кинофестивалях мира. Они даже были номинированы на премию Оскар.
В СССР на украинской анимационной студии также использовали метод сыпучей техники Елена и Владимир Петкевичи. Лучшей их работой считается «Сказочка про козявочку». В студии Хитрука-Норштейна также использовали песок для создания мультфильмов.
Мастера песочной анимации
Создание мультфильмов и песочные шоу – это разные по сути направления одного искусства. Если в первом случае художник всегда может переделать и подправить работу, то во время живого выступления от мастера требуется высокая собранность и точность движений.
Коммерческую сторону песочной анимации развила художница из Израиля Илана Яхав, которая использует данную технику для создания рекламных роликов, музыкальных клипов, фильмов, шоу.
Пастор Джо Кастильо использует свои работы на религиозные темы как своеобразную проповедь.
Большую известность среди художников, работающих в этом направлении, получила Ксения Симонова. Одной из самых впечатляющих ее работ стал фильм «Белый ангел» о трагической судьбе Великой княгини Елизаветы Романовой.
В своих спектаклях художники используют различные приемы: живые концерты, выступления. В работе, посвященной празднованию 9 Мая, организатор Театра песка Сергей Назаров использовал смешанную технику песочной анимации и художественного фильма.
Песочная анимация как арт-терапия
В 1940 году психотерапевтами была разработана программа песочной терапии. Основы ее заложил ещё Карл Густав Юнг, а в отдельное течение сформировала Шарлотта Бюлер, чьи методы до сих пор используются в детской психотерапии Швеции. Уставшие, измученные проблемами пациенты находили спасение в создании простых образов из песка, возвращаясь в детство, откуда берут начало все психотравмы.
Арт-терапия рисования песком подходит всем людям, особенно страдающим неврозами, депрессивными состояниями, детям с психосоматическими болезнями и повышенной возбудимостью, беременным женщинам. Процесс работы успокаивает, расслабляет, улучшает внимание, способность концентрироваться, развивает логическое и образное мышление.
Рисование песком улучшает мелкую моторику рук, координацию движений. Благодаря такой арт-терапии налаживается психоэмоциональная саморегуляция, формируются коммуникативные навыки.
Как создаются картины песком
Для создания эфемерных картин нужен прежде всего стол, в котором освещение идет снизу-вверх. Художники работают, в основном, песком, но некоторые используют частицы металла, молотый кофе, манную крупу. Освещение может быть простым — например, лампами дневного света или с использованием подсветки разных тонов. В работе также могут использоваться как однотонный, так и цветной песок.
Рисовать можно пальцами, ребром ладони, щепоткой, кулаком. В работе художники используют различные стеки (зубчатые и заостренные), трафареты, всевозможные формы и приспособления.
Для сохранения работ необходима фото- или видеосъемка.
Практически во всех городах действуют студии, обучающие сэнд-арту. Во что перерастет ваше интересное хобби – постоянный заработок, творческий путь или семейный досуг – зависит только от вас. Но, несомненно, стоит попробовать себя в этом новом и таком древнем искусстве рисования.
Источник