- Её величество тушь. История длиною в тысячелетие
- Состав туши
- Тушь в Египте и Китае: две истории одного вещества
- Работа с тушью
- Обзор разных вариантов туши
- Чем отличается тушь от чернил: создание и применение в современном мире
- История появления и применения туши
- История появления и применения чернил
- Различия в составе туши и чернил
- Виды чернил по способам использования
- Чернила для струйных принтеров
- Пигментные красящие вещества для принтеров
- Водорастворимые чернила для принтеров
Её величество тушь. История длиною в тысячелетие
История туши – это длинная, интересная повесть, развитие которой происходило в нескольких областях – письма, книжной печати, рисунка и женской красоты. Сегодня, когда мы произносим слово “тушь”, оно относится, как правило, к бьюти-сфере и обозначает тушь для ресниц или бровей. Между тем своими корнями она уходит далеко в прошлое – в Древний Египет: уже тогда женщины начали чернить и подкрашивать глаза сурьмой, углем и даже толчеными мушками. К древнеегипетскому периоду отсылают нас первые упоминания туши, найденные в ранних трактатах об искусстве, а также обнаруженные каменные плиты с вырезанными египетскими иероглифами, поверхности которых были мастерски затушеваны.
Состав туши
Классическая черная тушь делается из сажи с добавлением связующего. По состоянию различают тушь жидкую (раствор в банках) и твердую (в виде брусочков). Несмотря на то что привычная нам тушь, как правило, черного цвета, при разбавлении водой она способна разложить перед художником целую палитру оттенков – от светло-серого до темно-угольного цвета. Ошибочно объединять тушь и чернила, считая, что это разные названия одного и того же вещества. Основное различие обусловлено составом: так, тушь является взвесью красящих пигментов (как правило, газовой сажи), нерастворимых в воде, и связующего вещества, например, клея. При контакте с бумагой частички этих пигментов ложатся на нее пленкой, не проникая вглубь поверхности. Поэтому самая обычная тушь – идеальное средство, если вам нужно сделать несмываемую надпись на ткани: просто закрепите ее после высыхания, прогладив горячим утюгом. Чернила же представляют собой растворенный в жидкости краситель, который быстро впитывается в бумагу, но так же легко вымывается и выгорает на солнце. Похожим составом обладает и цветная тушь. Поэтому, если вам с необитаемого острова нужно написать послание о помощи и кинуть в бутылке в море, выбирайте классическую черную тушь – так оно наверняка дойдет до берегов в целости.
Иными словами, «водостойкая тушь» стала инновацией лишь в косметической индустрии; качественная же художественная черная тушь обладает этим свойством по умолчанию.
Special for girls: Первые варианты всем известной туши для ресниц «Maybelline» тоже выпускались в брусочках
Тушь в Египте и Китае: две истории одного вещества
Китайская тушь по фактуре отличалась от западноевропейской. Если в последней в качестве связующего вещества использовался шеллак, то китайские мастера готовили тушь из сажи и натурального клея животного происхождения – как правило, рыбьего или яичного. Китайская тушь справедливо удерживает репутацию лучшей во всем мире уже много лет не только по качеству, но и по эстетическим характеристикам: палочки сухой туши (как цветной, так и черной) часто украшаются национальной символикой (например, драконами) и иероглифами (одна из классических надписей – «золото не меняется»). Некоторые экземпляры и вовсе являют собой самодостаточное произведение искусства.
Цветная китайская тушь в брусочках с рисунками дракона – национального символа доброго начала (янь) в китайской культуре.
Сухую тушь растирают с водой в специальных каменных тушницах либо трут о чернильный камень, а полученный порошок разбавляют чистой водой. Насыщенность цвета варьируют посредством количества добавляемой воды. Китайские мастера используют тушь не только для рисунков, но и для классической китайской каллиграфии или начертания иероглифов – одной из столпов своей национальной культуры. Именно отсюда берет свое начало статус туши как одной из «четырех драгоценностей рабочего кабинета» – наряду с кистью, бумагой и тушечницей. Для каждой из «драгоценностей» в китайской философии существовал свой строгий канон, определяющий, как подобает работать с материалом. Так, настоящая тушь должна была быть не слишком шероховатой, дабы предотвратить крошение, и в меру гладкой, чтобы ее можно было легко растереть.
Четыре драгоценности рабочего кабинета: брусочек туши, тушница, кисть и бумага.
Желающие узнать больше об искусстве каллиграфии могут посетить Современный музей каллиграфии в московском парке «Сокольники».
Работа с тушью
КИСТЬ. Существует большое количество способов работы с тушью. Первым и исторически обоснованным является кисть. Различают «сухую» и «влажную» кисти. Сухой кистью тушь нужно наносить быстрыми точными движениями: в неразбавленном виде она достаточно густая, не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. Такая техника часто используется для быстрых набросков. Напротив, при работе влажной кистью тушь расползается и дает мягкие расплывчатые пятна. В этом случае работа с тушью напоминает работу с акварелью – это свободная техника, позволяющая добиться разной глубины цвета.
ПЕРО. Не менее распространенным способом является перо. В отличие от кисти основой работы с пером является линия. Здесь глубина цвета достигается через штриховку: художник варьирует толщину и длину линий, меняет их направление и густоту наложения друг на друга, придавая работе динамичность. Одним из эталонных мастеров графического рисунка пером является Альбрехт Дюрер.
ПАЛОЧКИ. Еще одним, но уже менее распространенным средством рисунка тушью являются палочки, как правило, из мягкого дерева, например, липы. Палочки интересны тем, что здесь фактуру линии определяет не столько нажатие, сколько сам инструмент: рваные края сломанной палочки позволят штриховать ветвистой линией, а срезанный под углом конец – линией тонкой, как паутинка.
РАПИДОГРАФ. Наконец, инструмент, с помощью которого можно максимально контролировать рисунок. Рапидограф предназначен для выполнения точных работ и создания очень тонких линий. Благодаря встроенному резервуару рапидограф не нуждается в постоянном обмакивании в тушь в процессе работы. Однако ему необходима заправка специальной «тушью для рапидографов», иначе проволочная нить, по которой первая поступает на бумагу, засорится и сделает инструмент непригодным.
Обзор разных вариантов туши
«Гамма», Россия
Преимущество детища всем известной марки «Гамма» – в его легкодоступности (продается даже в простых канцелярских магазинах) и цене (стоит около 50 рублей). Помимо раствора «Гамма» также выпускает концентрат в тюбиках, который нужно разбавлять водой. Наличие белка в составе туши говорит о коротком сроке хранения, что не слишком предусмотрительно для объема в 70 мл. Это не очень насыщенная по цвету тушь, не водостойкая, а при длительном хранении может прокиснуть.
Koh-i-Noor, Чехия
Акриловая тушь на водной основе Koh-i-Noor на бумаге превращается в глянцевую водоустойчивую пленку. Помимо классической черной выпускается и в разных цветах, которые можно смешивать, как краски. Такая тушь лучше всего ложится пером и кистью, по консистенции она немногим плотнее «Гаммы». Акрил в составе делает тушь «липучей» к инструментам, поэтому кисти и перья нужно промывать водой сразу после работы.
Winsor&Newton, Англия
Эти туши – не из дешевых, но их цена оправдывает качество. Помимо классической черной марка предлагает большой выбор других цветов самых изысканных оттенков – изумрудный, песочный, малиновый… Отдельного внимания заслуживает безупречное оформление самих баночек с тушью: они сделаны из стекла, очень приятны в руке и украшены изящными рисунками того же цвета, что и сама тушь в банке.
Manuscript Calligraphy Dip Pen Ink, Англия
Еще одна фирма родом с Туманного Альбиона, которую достаточно тяжело найти в наших художественных магазинах (легче заказывать с Amazon или на официальном сайте компании). У туши очень плотная консистенция, красивый глянец и «дорогой» вид. Кроме того, она выигрывает у остальных образцов по насыщенности черного пигмента. Одним из немногих минусов, наряду с труднодоступностью, является цена, однако в целом это прекрасный образец качественного материала.
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день в художественных магазинах можно найти тушь практически любого цвета, а количество разных вариантов с каждым годом все увеличивается. Туши разных марок могут отличаться между собой ценой, водостойкостью, яркостью, оттенками, а также составом (в т.ч. связующим веществом). Так, тушь на водной основе является менее водостойкой, чем акриловая. Самым высоким уровнем стойкости обладает латексная тушь. Дорогие варианты туши чаще обладают лучшей водостойкостью и составом, однако если вы только начинаете приноравливаться к туши, то лучше взять более бюджетные варианты, которые не всегда уступают более дорогим.
Источник
Чем отличается тушь от чернил: создание и применение в современном мире
Рассказ о составе и применении красящих жидкостей для письма и рисования: туши и чернил, необходимо начать с краткой истории появления того и другого. Начнем, конечно, с туши как с наиболее старого средства, стойкость которого проверена тысячелетиями.
История появления и применения туши
Эта краска появилась раньше папируса и бумаги. В древних трактатах Египта и Китая говорится об использовании туши для лучшего выделения выбитых в камне надписей. Первоначально тушь делали из подручного материала: черная сажа, жир, желатин, мускус и т. д.
С переводом письма с глины и камня на папирус в Древнем Египте появляется тушь, основной составной частью которой, как и сейчас, является сажа сгоревших растений. Для того чтобы краска оставалась устойчивой, лучше приклеивалась к папирусу, ее смешивали с выступающим на коре соком определенных растений (камедью). Тушь находят при раскопках, засохшей в баночках или отдельно в виде бруска (к туши добавляли глину-каолин). Такие бруски растирали в специальных ванночках (тушечницах) пестиками, смешивали с водой.
В Древнем Китае тушь была гуще, чем в Египте, поэтому там писали кисточками, а не палочками. Краску в древности широко использовали и для нанесения рисунков на тело в виде татуировок: на кожу наносили тушь, а затем делали наколки иглами, что закрепляло рисунок.
История появления и применения чернил
Чернила появились с появлением письма на пергаменте. Необходимо было вещество, въедавшееся в кожу и оставляющее на ней контрастный по цвету след. Чернила во многих языках происходят от слова «черный». Однако они изначально были разноцветными, так как производились из самого разного сырья. Их делали из соков, отваров, растительных клеев, насекомых и т. д. Добавляемый краситель, кроме самого популярного – сажи, получали из соков, отваров, растительных клеев, насекомых и морских животных. Да и для сажи сжигались различные породы деревьев, листьев, косточек и др.
Различия в составе туши и чернил
Главное, чем отличается тушь от чернил, то, что последние – раствор, а не взвесь красящих частичек в воде, как тушь. Поэтому чернила проникают в материал, на который наносятся, полностью. Это приводит и к другому отличию: тушь сохнет гораздо быстрее, так как высыхает только она сама, а у чернил сохнет весь промоченный ими слой. Поэтому второй показатель того, чем отличается тушь от чернил – это скорость высыхания: тушь сохнет быстрее, а это часто очень важно.
Большое значение для письма имеет качество получаемой линии. В этом чернила проигрывают туши: она дает более глубокий цвет, густую и блестящую поверхность покрытия. В этом отличие туши от чернил.
Для работы с чернилами необходима плотная основа, так как чернила зачастую расплываются на пористой поверхности. Тушь хорошего качества ложится, закрепляясь тонкой пленкой, не проникая в материал. Это четвертое, чем отличается тушь от чернил.
Большие различия и в светостойкости туши и чернил. Выполненное чернилами письмо со временем выцветает, чего не скажешь о туши на древнейших дошедших до нас свитках. Это пятое, чем отличается тушь от чернил. Существуют даже симпатические чернила, которые, высыхая, становятся совершенно невидимыми. Это свойство делает тушь незаменимой в каллиграфии, графике и других художественных работах.
Виды чернил по способам использования
В состав всех чернил обязательно входят растворители, красители, модификаторы вязкости и скорости высыхания. В качестве растворителей применяются вода, глицерин и этиловый спирт. Состав красителей очень широк. Модификаторов также используется очень много. Состав чернил будет зависеть от того, где они будут применяться: разная техника использует самые разные модификации чернил.
Существующие на сегодняшний день чернила можно разделить на несколько групп по видам применения:
- для письма перьями;
- для авторучек;
- для капиллярных ручек и фломастеров;
- для струйных принтеров и многие другие виды.
Чернила для письма перьями применяются для заполнения документов. В них можно добавить определенный красящий пигмент, тогда они станут уникальными, и легче будет выявить подделку.
Для шариковых ручек используют, как правило, пастозные чернила на воскожировой основе. Паста непрерывно поступает на бумагу, оставляя жирный оттиск. Со временем след чернил бледнеет и может исчезнуть совсем.
Чернила для капиллярных ручек, как и для фломастеров, делаются с использованием растворенных красящих веществ в различных спиртах.
Чернила для струйных принтеров
Чем отличаются чернила для принтера? Производители принтеров сделали все возможное, чтобы надежно держать чернила в картридже (емкости для них) и подавать их на печать с требуемой скоростью. Оригинальные картриджные чернила всегда соответствуют требованиям к ним: по тону насыщенности, кислотности, поверхностному натяжению и удельной плотности и другим параметрам. Работа на оригинальных чернилах – залог продолжительной и бесперебойной работы копировальной техники, качественного выполнения работ. Для принтеров применяют два вида чернил: водорастворимые и пигментные. Чем отличаются пигментные чернила от водоростворимых?
Пигментные красящие вещества для принтеров
Пигментные чернила включают в свой состав воду без примесей (деионизированную), красящее вещество в виде пигмента, нерастворимого в воде, и еще до 20 компонентов для получения качественных, устойчивых к свету и влаге элементов. Чем отличаются пигментные чернила для принтеров?
Поскольку в картридже используют очень мелкие абразивные частицы, картриджи с пигментными чернилами чаще выходят из строя. Принтеры с таким красящим элементом более дорогие из-за стоимости чернил.
При использовании пигментных жидких красителей необходимо хотя бы один раз в неделю распечатывать одну многоцветную работу. Это недостатки.
К достоинствам таких принтеров можно отнести:
- более четкую печать, даже на плохой бумаге;
- устойчивость к свету и воде, что незаменимо для уличных изображений;
- можно использовать печать с двух сторон.
Водорастворимые чернила для принтеров
Чернила на основе водорастворимых красителей нужно применять, если:
- на принтере часто печатаются фотографии на специальной фотобумаге, матовой или глянцевой;
- если ваш принтер способен работать только на водорастворимых чернилах.
Недостатки таких принтеров:
- недостаточная влагостойкость;
- светостойкость таких чернил тоже значительно ниже, чем у пигментных аналогов, они выцветают под действием солнца, хранить такие фото и документы необходимо в защищенном от света месте.
Главное достоинство водорастворимых чернил в их естественной передаче цвета и света.
- реже забивается система подачи краски, а если все-таки забилась печатающая головка, ее достаточно легко промыть;
- устойчивость при длительном простое без работы.
Техника постоянно совершенствуется. Возможно, скоро появятся чернила, сочетающие достоинства пигментных и водорастворимых красителей, но без их недостатков.
Источник