Гуашь свойство этого материала

Гуашь

Гуашь – это плотная и непрозрачная по текстуре своей краска, разновидность клеевых водорастворимых. Когда гуашь высыхает, поверхность, на которую была нанесена гуашь, становится бархатистой и матовой. Гуашь позволяет работать на различных материалах, будь то бумага или картон, фанера или холст.

Изначально само слово «гуашь» появилось в XVIII веке на территории Франции. Однако, еще в средние века сам процесс создания и производства этой краски уже существовал в Европе. Многие миниатюры в книгах, выпущенных в то время, были выполнены именно гуашью. Всесторонне использовалась гуашь художниками и в эпоху Возрождения.

Именно гуашью выполнено множество эскизов и разнообразных набросков различными художниками, гуашью сделано много подготовительных работ к наиболее значимым произведениям изобразительного искусства, были выполнены в этой технике и портретные миниатюры.

Период, который охватывает последние годы конца XIX века — начала XX века принято считать временем расцвета применения техники гуаши в изобразительном искусстве.

Художники в России, входящие в объединение «Мир искусства» использовали гуашь для написания грандиозных по масштабам станковых произведений. В этой технике выполнялись многие эскизы театральных костюмов для актеров, а также и эскизы разнообразных декораций для спектаклей и постановок. Использовали гуашь и для выполнения различных плакатов.

Многие великие мастера прошлого, такие как знаменитые фламандцы Рубенс и Ван Дейк, немецкий живописец Дюрер, использовали в своем творчестве технику гуаши. Заслуженным интересом гуашь пользовалась и у художников более позднего периода (Пикассо, Генри Мур и др.).

Читайте также:  Можно ли красить соленое тесто акварелью

Характеристики гуаши

Главной отличительной особенностью гуаши можно назвать непрозрачность. Для получения такого эффекта при создании гуаши в ее состав включают значительно больший объем пигмента и значительно меньший объем вещества, выступающего как связующий компонент – гуммиарабика, нежели это бывает при создании акварелей.

Кроме этого в состав гуашевых красок включается:

  • фруктовая камедь,
  • глицерин,
  • декстрин,
  • ализариновое масло,
  • фенол.

Полученная смесь очень тщательно перетирается до получения общей массы пастообразной консистенции, однородной в своем состоянии. Так как в составе гуаши есть значительное количество клеящей составляющей, эта краска после высыхания не пачкает рук, она не стирается с нанесенной поверхности холста, бумаги или картона. Глицерин, входящий в состав гуашевых красок, дает им пластичность и способствует лучшему растворению в воде.

После высыхания гуашь дает эффект матовой бархатистости. После полного высыхания работы, выполненные гуашью, становятся более светлыми, чем они были в состоянии влажности. Эту особенность гуашевых красок следует учитывать при работе с ними. Работая гуашью, темные тона могут быть перекрыты более светлыми оттенками.

При нанесении на поверхность краски слишком плотного слоя, можно получить нежелательный эффект растрескивания красочного слоя вплоть до его осыпания.

Работать гуашью очень удобно. Здесь важным моментом является то, что в ходе работы над картиной можно добавлять какие-то изменения, корректировать процесс создания.

При разведении гуашевой краски в обычных количествах водой она остается непрозрачной. Когда количество воды, которой разбавляется краска, значительно увеличить, гуашь приобретает почти невесомую прозрачную структуру, присущую акварельным краскам. Однако при разбавлении водой акварель теряет яркость тонов, чего не происходит с гуашью. Цвета остаются насыщенными и после достаточного разбавления водой. Используя эту особенность гуашевых красок, художник в работе может добиться различных эффектов цветопередачи. Также интересными будут текстурные особенности мазков.

Гуашь для начинающих

Очень хорошей особенностью, которая очень важна для художников, начинающих и неопытных, является перекрывающая способность гуаши. Всякий предварительный набросок, выполненный карандашом, будет полностью скрыт слоем гуашевой краски. Такие свойства также дают хорошую возможность откорректировать уже выполненный рисунок.

Большим плюсом в работе с гуашевыми красками можно назвать и то, что не нужно пользоваться особой подготовкой холстов, выполнять грунтовку. Приступить к рисованию гуашевыми красками можно без подготовки.

Гуашевые краски отличаются быстротой высыхания. Это позволяет выполнять работы на различных участках картины, пока высыхает один фрагмент полотна можно работать над другим участком, а затем вернуться к первому и наносить следующий слой художественного полотна.

Еще одним привлекательным моментом в работе с гуашевыми красками служит то, что наносить гуашь на холст или бумагу можно практически любыми инструментами и предметами. Это не только разнообразные кисти и губки, но и мятая бумага или кусок ткани, ватные палочки или зубная щетка. Такие фактурные поверхности дают замечательные эффекты при написании картины.

При нанесении краски более плотным слоем можно использовать еще несколько эффектных методов получения необычной фактуры картины.

Для этого могут быть использованы:

  • метод процарапывания,
  • обрызгивания поверхности картины водой,
  • промокание.

Можно поработать мастихином или наждачной бумагой. Все это будит фантазию и ведет к открытию новых способов работы с гуашью.

Если красками долго не пользоваться, то они высыхают и становятся непригодными для работы. Этого неприятного момента с гуашью не происходи. Для приведения гуашевых красок в рабочее состояние достаточно лишь долить в баночку небольшое количество воды и оставить ее на несколько часов. После этого гуашевая краска вновь полностью готова к работе.

Гуашь можно назвать универсальной по своей выразительности краской. Работы, выполненные гуашью, могут быть нежными и прозрачными как акварель. А могут создавать впечатление картин, выполненных маслом.

Видео. Гуашь для начинающих.

Хранение работ, выполненных гуашью

Для закрепления гуашевых картин можно использовать лак. Но это сильно меняет цвет.

Хранить картины, написанные гуашевыми красками, следует в папках. Между картинами необходимо прокладывать листы папиросной бумаги.

Скручивать листы, на которых сделаны работы гуашевыми красками, не следует. Слой краски потрескается и может осыпаться.

Температурный режим для хранения картин, выполненных гуашью, должен быть ровным, без резких перепадов. Лучше всего такие картины хранить в темном месте при соблюдении нормальной влажности. Излишне высокая температура и высокая сухость воздуха ведут к разрушению слоя гуашевой краски.

Картины, оформленные в раму под стеклом, способны сохраняться десятки лет.

Плакатная гуашь

Плакатная гуашь предназначена для использования в работе художников-графиков и плакатистов, также этой гуашью работают многие художники-станковисты.

Плакатная гуашь обладает большей насыщенностью цвета, она более плотная, обладает значительной кроющей способность.

Часто эту тушь используют в работе при создании эскизов актерских костюмов, а также эскизов декораций для театральных постановок.

Флуоресцентная гуашь

Флуоресцирующие гуашевые краски активно находят применение в работе по оформлению декора театральных спектаклей. В ультрафиолетовых лучах, зеленых, синих и фиолетовых, эта гуашь способна флуоресцировать. В этих лучах флуоресцентная краска увеличивает степень яркости цвета, что дает хороший декоративный эффект в темноте театрального зала.

Как и все гуашевые краски, при работе флуоресцентная гуашь может быть разбавлена водой. К сожалению, кроющая способность их не так велика. В связи с этим такие краски в работе следует использовать уже на загрунтованной поверхности. Еще одним недостатком флуоресцентных гуашей является их невысокая водостойкость, это не позволяет использовать флуоресцентные гуаши на открытых пространствах.

Гуашь сегодня

Долгий период времени гуашь была краской оформителей и учеников. Сейчас гуашевые краски нашли широкое применение в творческой жизни художников-профессионалов, а также используются в процессе обучения детей азам живописи. Запах гуашевых красок способен пробудить творческое начало в юных художниках, а мастера кисти включают свое воображение и начинают создавать прекрасные картины, которые рождают у зрителей различные эмоциональные состояния души.

материалы по теме

Миллионы банок художественной краски были возвращены из-за беспокойств о наличии бактерий

Sargent Art отозвало около 2,8 миллионов банок с краской в Соединенных штатах Америки, так как они могут содержать вредные бактерии.

Художественная галерея Нью-Кенсингтон покажет индустриальное прошлое Питтсбурга

Выставка Винса Орнато «Они Не Были Анонимными» представляет перспективы металлургии в работах. Нью-Кенсингтон, Пенсильвания. – От рабочего и структуры, созданной инженером, к художнику, рисующего структуру, представленную рабочим, Винс Орнато изображает будни и праздники индустриального прошлого Питтсбурга. Масляные работы Орнато будут на выставке с 3 по 30 сентября в Художественной галерее штата Нью-Кенсингтон. Прием художника состоится с 17.00 до 20.00 во вторник, 15 сентября, в галерее.

Художник оформитель

Продукция лакокрасочной промышленности находит широкое применение. Она успешно применяется в строительстве, автомобилестроении, кораблестроении, самолетостроении. Всего не перечислить. Без антисептиков не обходятся деревянные строения и конструкции. А еще эти сооружения нужно обработать огнезащитными составами, которые также производят предприятия лакокрасочной промышленности. В быту без лакокрасочных материалов так же не обойтись.

Источник

Гуашь: обзор, свойства, как выбрать и использовать

Если учесть происхождение слова гуашь, становится ясно что именно она напоминает. Существительное гуашь произошло от итальянского aguazzo – грязь.

Как и итальянский, гуашь появилась в континентальной Европе. Она была привезена в Англию французскими и итальянскими художниками декоративной и пейзажной живописи, работавшими в Лондоне восемнадцатого века. Гуашь мокрая и тёмная, как грязь. Многие художники принимают гуашь в акварели за грязь. Различия в понимании что такое гуашь и как её использовать могут сильно запутать. Пожалуй, это самая спорная техника.

Гуашь известна своей длинной и неоднозначной историей. Впервые её использовали при написании декоративных и иллюстративных изображений в средневековых рукописях. Примерами работ раннего нового времени являются природная живопись немецкого художника шестнадцатого века Альбрехта Дюрера (например, мех известного «Зайца») и серия работ Гаспара Дюге (1615-1675, в Англии его звали «Пуссеном»).

Техника достигла своего пика в восемнадцатом веке, в частности, во Франции в декоративных работах французского художника Франсуа Буше (1703-1770). Гуашь была привезена в Англию художниками французского происхождения, вероятно, учителем рисования семьи Георга I Джозефом Гупи (1689-1763) или влиятельными художниками с европейского континента (Марко Риччи 1676-1729, Франческо Дзуккарелли 1702-1788, Шарлем-Луи Клериссо 1722-1820). С 1740 художники топографических пейзажей из Англии начали активно использовать гуашь.

Пол Сэндби умело и разнообразно использовал гуашь, а также был лично знаком с Гупи, Дзуккарелли и Клериссо. К этому времени, использование гуаши и темперы на континенте пошло на спад. Её использовали лишь для декоративных изображений на веерах, ширмах и театральных декорациях. Швейцарский художник Луи Дюкро (1748-1810), работавший в Италии над крупноформатными картинами, был в то время единственным, кто использовал гуашь в изобразительном искусстве. В 1830-х технику возродили несколько викторианских художников. Они использовали её до конца века.

Чем же гуашь отличается от темперы? Традиционно в гуаши используется метод смешения акварельного пигмента с матово-белым пигментом в акварельной основе из гуммиарабика. Смесь концентрированного акварельного пигмента с основой из рыбьего или животного клея без добавления белого пигмента называется темперой (или клеевой краской). Тем не менее, как в исторических работах, так и в настоящее время два термина путают или используют в качестве синонимов. В некоторых случаях дизайнерская гуашь производится из концентрированного пигмента в акварельной основе без добавления белого пигмента.

В любом случае, гуашь или темпера – это непрозрачная акварельная краска. Данное определение вытекает из шести свойств, отличающих технику гуаши от прозрачной акварели:

  • Гуашь наносится более толстым слоем. При нанесении количества краски большего, чем необходимо для полного покрытия бумаги или подложки, толщина слоя не влияет на видимый цвет. В отличие от прозрачной акварели, гуашь можно использовать на белой или окрашенной основе, практически без разницы в цвете.
  • Осветление происходит путём добавления белого пигмента, как и в масляных красках. Гуашь не разбавляют как прозрачную акварель.
  • Краску не глазуруют и не колеруют (в отличие от масляной или акварели, где глазурование одного цвета поверх другого – распространённая техника).
  • Нанесённая краска не впитывается в бумагу, а остаётся на поверхности толстым слоем. Это позволяет создавать текстуру с помощью мазков (тем не менее, гуашь растрескается при высыхании, если использован приём импасто). Прозрачную акварель иногда описывают (несколько неточно) как «подтёк на бумаге». Текстурные эффекты в акварели ограничиваются грануляцией пигмента, диффузией на водной основе (цветением), мазками или микро отверстиями шероховатой бумаги, видимыми из-за неравномерно нанесённой краски.
  • С помощью гуаши можно создать безупречные и ровные цветные области. С акварелью этого добиться труднее. Благодаря концентрации пигмента и заполнителя, гуашь устойчива к вызванным водой изменениям, например, цветению или помутнению.
  • Гуашь покрывает все слои краски под ней. Эта техника удобна, особенно при создании трудных орнаментов (листьев или цветов). При работе с прозрачной акварелью, тёмный фон необходимо аккуратно наносить вокруг белого цветка. Художники, обычно, накладывают тёмные цвета поверх более светлых. В гуаши допустимо нанести сначала фон, а затем цветок (как и в масляной живописи). Светлые цвета можно наносить поверх тёмных, если так удобнее.

Перечисленные выше свойства стали причиной особенной популярности гуаши у коммерческих и архитектурных художников. Некоторые типы гуаши даже называются «дизайнерскими». Равномерное цветовое поле делает гуашь идеальным инструментом для создания фоторепродукций. При высыхании гуашь не подвергается химическим изменениям, её можно намочить и снова работать, как с акварелью. Более удобная техника и ускоренное высыхание помогают выполнять проекты относительно быстро.

Поскольку гуашь отлично подходит для иллюстрации и фоторепродукции, производители создают линии краски с более яркими, но нестойкими цветами (особенно в красном (red), пурпурном (magenta) и фиолетовом (violet) диапазонах). Эти цвета отлично подходят для выставок или репродукций, а коммерческое искусство не рассчитано на длительное существование. С другой стороны, художники, использующие гуашь для постоянных работ, должны проявлять осторожность при выборе красок.

Это не так и просто. Даже авторитетные производители не всегда указывают информацию о пигментах или светостойкости на тюбиках, что усложняет задачу. Чтобы получить информацию о пигменте или светостойкости, необходимо написать производителю или прочесть брошюру. Убедитесь, что информация «соответствует ASTM-D5067» и отвечает правилам маркировки акварельных красок. Если это не так, проведённые тесты могут быть не интерпретируемыми или не заслуживать доверия. Если оценки светостойкости не проводились, опирайтесь на руководство по акварельным пигментам.

Сходство техник масляной живописи и гуаши позволяет акварелистам, использующим гуашь, подражать свободному энергичному и контрастному стилю, свойственному масляной живописи. Впрочем, гуашь растрескивается или выцветает в случае слишком толстого нанесения. Текстура создаётся поверхностью краски, а не её толщиной. Можно использовать обычные акварельные кисти, хотя одну и ту же кисть не следует использовать и для гуаши, и для акварели, если в гуаши есть белый заполнитель. Тем не менее, поскольку гуашь гуще прозрачной акварели, более жёсткая синтетическая или акриловая кисть подойдёт лучше, чем кисть из натурального волоса.

Картины гуашью, как правило, выполняют на сатинированной бумаге или гладких художественных досках. Текстура создаётся краской и эти поверхности помогают добиться идеально ровного красочного слоя. Тонированная бумага также часто используется. Тон легко покрыть, а в неокрашенных областях он придаёт приятный фоновый оттенок.

Поскольку замутнитель и белый пигмент растворяют цветной пигмент, необходимо добавлять больше пигмента. Для получения непрозрачных красок во всём диапазоне оттенков требуются как белый пигмент, так и более высокая концентрация чистого акварельного пигмента. (Некоторые акварели, например, зелёная окись хрома (chromium oxide green PG17) или венецианский красный (venetian red PR101) непрозрачны вне зависимости от изменений состава). Некоторые прозрачные пигменты невозможно сделать непрозрачными без заполнителя. Очень тёмным пигментам, чёрному или коричневому необходимо придавать непрозрачность с помощью определённой концентрации пигмента. Белый заполнитель может осветлить светотени. Белый пигмент необходим, чтобы выделить яркость тёмного сильно окрашенного пигмента, например, фталоцианина (phthalo blue PB15) или диоксазинового фиолетового (dioxazine violet PV23). При более высоких концентрациях они будут казаться чёрными. Несмотря на это, гуашь с концентрированным пигментом лучше подходит для изобразительного искусства. Лишь M. Graham (гуашь для художников), Holbein (дизайнерская гуашь) и Winsor & Newton (дизайнерская гуашь) изготавливают гуашь таким образом. Другие бренды доверяют белому пигменту.

Гуашь изготавливают из той же основы из гуммиарабика, что и в обычной акварели. Гуашь хорошего качества содержит следующие ингредиенты:

  • сухие пигменты
  • дистиллированная вода
  • инертный пигмент (сульфат бария или осаждённый мел)
  • связующее вещество (гуммиарабик)
  • смягчитель (глицерин и/или декстрин)
  • консервант

Чтобы облегчить перетирание и обработку иногда добавляют увлажняющий компонент, например, бычью желчь. Декстрин (сиропообразный агент, полученный из нагретого кукурузного или картофельного крахмала) также иногда используется, чтобы текстура краски была более кремовой.

За исключением упомянутых выше нестойких «ярких» пигментов, обычно, используются такие же пигменты, как и в прозрачной акварели. (Тем не менее, прозрачные в масле или акварели пигменты могут быть непрозрачны в гуаши и дать несколько иные цвета). В гуаши содержится большая пропорция связующего вещества к пигменту, чем в прозрачной акварели. Гуашь создаёт непрерывный красочный слой значительной толщины. По этой причине гуашевые пигменты не затираются так хорошо, как акварельные. Гуашь обычно не используется в тонких смывках или для ненасыщенных тонов. Вместо этого, её разбавляют белой краской.

До викторианской эпохи основными ингредиентами гуаши были свинцовые белила (PW1), осаждённый мел (искусственный карбонат кальция) или бланфикс (сульфат бария). Основной недостаток свинцового заполнителя заключается в том, что он становится чёрным при воздействии серы. Вместо него использовались мел или бланфикс. Оба заполнителя были доработаны в 1834 году. Winsor & Newton представили густые и тонко измельчённые цинковые белила (zinc white), созданные специально для акварели и продаваемые под названием «китайские белила». Гуашь или темпера широко использовались в восемнадцатом веке, а с появлением китайских белил стали доминирующими техниками акварельной живописи викторианской эпохи. (В наши дни титановые белила помогают создавать наиболее чистые, непрозрачные и светостойкие оттенки и цветовые смеси).

Дизайнерская гуашь Winsor & Newton

На этих образцах представлена краска из коллекции дизайнерской гуаши Winsor & Newton. Эти краски показали себя немного непрозрачными лишь при сравнении с полосами непрозрачности на белой бумаге. В целом они имеют хорошую кроющую способность и отлично смешиваются.

Гуашь практически не изменяется во влажном состоянии, а при повторном увлажнении не цветёт. Гуашевые картины имеют ровный цвет благодаря отсутствию реакции на воду или повторное увлажнение. Это подчёркивает сходство между гуашью и маслом в противоположность прозрачной акварели.

Диффузия гуаши (сверху) и цветение (снизу)

Как видно на рисунке, возможность смешения цветов гуаши ограничена. Во влажном состоянии цвета расплываются (сверху), и не зацветают при нанесении воды на влажную краску (в середине). Даже когда чисто чёрный наносится «алла прима» и при высыхании добавляется вода, в результате получается плавная градация цвета (снизу), а не грубые неровности, характерные для прозрачной акварели. (Во всех примерах используется дизайнерская гуашь Winsor & Newton).

Гуашь можно использовать в сочетании с прозрачной акварелью тремя способами:

  • Чисто белая гуашь поможет создать световые эффекты или добавить детали на акварельном изображении. Например, при изображении нитей паутины на затенённом фоне. Также гуашь поможет подчеркнуть белые крылья чайки на грозовом небе. Цветная гуашь тоже применяется, чтобы подчеркнуть формы или осветлить детали.
  • «Китайский белый» можно нанести в качестве грунта на весь холст. А затем полностью закрасить прозрачной акварелью. Некоторые английские акварелисты девятнадцатого века, например, Джон Уильям Норт, полностью покрывали основу «китайским белым».
  • Силуэт или доминирующий объект можно наметить белым, а телесные тона, одежду или поверхности нанести поверх основы акварелью. Оставшиеся на необработанной бумаге части изображения можно выполнить прозрачной акварелью. Это поможет сделать фигуру или объект доминирующим и ярким, в сравнении с остальной картиной.

Сторонники классической манеры выступают против названных техник. С их точки зрения, лучшие методы создания световых эффектов – ограничение белого (с использованием блокирующих агентов — резерва или ленты) или удаление цвета до чистой бумаги губкой или ножом. Последний способ категорически отвергается.

Гуашь хорошо смешивается с большинством брендов прозрачной акварели, но бывают и трудности. При нанесении слоёв, некоторые виды краски проступают или окрашивают верхние слои. Размер окрашивания зависит от пигментов и толщины слоёв. Опыт и предварительные тесты помогут выявить проблемные краски и техники.

Из-за замутнителя, гуашь может быть белой или иметь матовый блеск. Викторианские художники контролировали этот процесс с помощью быстрого и легкого нанесения умеренно разбавленного раствора гуммиарабика в качестве лака. С такой методикой современные краски могут смазаться или растечься. Иногда помогает синтетический спрей лак, иногда нет. Тестируйте покрытие на образцах.

Гуашь становится более влагостойкой благодаря добавлению акрилового вещества или акрилового матового агента. Однако её нельзя использовать с акриловыми красками. Некоторые краски вступают в химическую реакцию с акрилом и могут изменить тон или стать причиной образования комков. Смешивание гуаши с акриловым агентом способствуют появлению глянца.

Гуашь растрескается, если нанести её слишком толсто или во много слоёв. Тоже случится, если хранить картину свёрнутой. Если гуашь нанесена в несколько слоёв, нижние слои будут вытягивать влагу и основу из более свежих слоев, вызывая растрескивание или отслаивание. Это можно исправить путём добавления гуммиарабика в новые слои. В свою очередь, это может увеличить прозрачность и блеск высохшей краски.

Картины гуашью необходимо хранить также, как и акварельную живопись. В раме с паспарту под стеклом или пластиком с защитой от ультрафиолета.

Гуашь доступна в стандартных «больших» тюбиках (14-15 мл, иногда, 30 мл). Её не выпускают в пластиковых пеналах. Срок годности краски в тюбиках составляет от трёх до пяти лет. Некоторые производители предпринимали попытки производить гуашь в маленьких банках (113 грамм), но испарение стало проблемой. Связующее вещество и пигмент разделялись (пигмент оседал на дно). Последующее оседание пигмента происходило по причине возрастания силы тяжести. Тюбики, которые можно использовать в течение нескольких лет, остаются оптимальным способом упаковки.

Источник

Оцените статью