Гуашь или карандаш для

Инструменты и материалы для работы гуашью

Перед тем, в ком проснулся творческий зуд и серьезное намерение заниматься рисованием в первую очередь встает вопрос о приобретении необходимых материалов и инструментов. Конечно, также как музыку можно писать на салфетке в кафе, рисовать тоже можно чем угодно и на чём угодно. Хотя, может, лучше оставить роспись обоев нашим детям или отложить до тех времен, когда наша креативность возрастет на столько, чтобы можно было нарисовать небо на потолке или порталы в другие миры на стенах и потренироваться с помощью привычного и стандартного набора художников: красок, кситей и бумаги. Самой подходящей и распространенной для обучения живописи краской, пожалуй, является гуашь.

Люди бывают разные. Кто-то стремится сразу же приобретать самые хорошие и дорогие материалы для живописи, другие наоборот считают что начинать можно с более дешевых, а когда чему-то научаться перейти на дорогие и профессиональные. Я не сторонник излишнего фанатизма, к тому же самые дорогие краски и кисти не сделают человека автоматически художником, но как плохо настроенный инструмент может безнадежно испортить слух начинающего музыканта, так и плохие художественные материалы могут испортить настроение начинающему художнику. В любом случае, выбор останется за вами, а я могу лишь поделиться своим опытом.

Гуашевые краски

Гуашь является водорастворимой краской, состоящей из тонко перетертых красящих пигментов и водно-клеевых связующих. Она ложится на поверхность плотным непрозрачным слоем и при высыхании приобретает матовую бархатистость. Одно из преимуществ гуаши для начинающих в том, что нижние слои не просвечивают через верхние и в рисунок можно легко вносить исправления.

В нашей стране гуашь продается обычно в пластиковых баночках разного объема, в наборах с широкой цветовой гаммой или по отдельности. За границей гуашь чаще встречается в тюбиках. Существенных различий в марках красок я не вижу и мои предпочтения здесь часто зависят от ассортимента магазина. Если у кого-то есть своё мнение по этому поводу, буду рада о нем узнать. Сейчас также продают всяческую флуоресцентную гуашь или краски с эффектом “металлик”. Для классической живописи они не нужны, но если у вас возникают какие-то необычные идеи – экспериментируйте. Можно купить для начала любой понравившийся набор художественной гуаши, на мой взгляд 12 цветов будет вполне достаточно. Кроме того, по мере рисования вы быстро заметите, что используете чаще всего только несколько основных цветов. Их потом можно докупать по отдельности. У меня, например, очень быстро заканчиваются белила, поэтому я их покупаю сразу баночками по 220 мл, из которых по мере необходимости выкладываю краску в маленькие баночки для удобства. Слишком яркие (“ядовитые”) цвета редко бывают нужны при классической реалистичной живописи. Большую часть других оттенков можно получить смешиванием основных цветов. Поскольку практически во всех гуашевых красках содержится некоторое количество белил, при высыхании они могут сильно высветляться. Стоит иметь это ввиду. Конечный результат может отличаться от цветов, которые вы видите на палитре или еще не просохшей работе.

Читайте также:  Рисование зимних забав карандашами

На чем рисовать гуашью

Рисовать гуашью можно на бумаге, картоне, фанере, холсте или других поверхностях. Я помню как в детстве с мамой разрисовывала гуашью оконные стекла перед Новым годом, а после праздников их можно было легко отмыть. Самой распространенной и доступной основой для гуаши является плотная чертежная бумага или картон. Бумагу лучше выбирать шероховатую, тогда краска будет надежнее сцепляться с поверхностью и ровнее ложиться. Со слишком гладкой бумаги гуашь может осыпаться после высыхания, а во время работы ложиться неровно или собираться “островками”. Я использую обычную чертежную бумагу фабрики “Гознак”. Нужно учитывать, что слишком большое добавление в краску воды может привести к излишнему увлажнению бумаги и как следствие к ее деформации. Впитывая влагу бумага может пойти волнами, что несколько усложняет работу. Хотя часто по мере нанесения красок и просыхания красочного слоя бумага постепенно выравнивается. Картон в силу его плотности деформируется меньше, но и с ним случается подобная мелкая неприятность. Избежать этого можно натягивая лист бумаги на планшет с помощью скотча или если размер планшета позволяет, с помощью зажимов для бумаги. Можно применять и канцелярские кнопки, хотя мне они кажутся неудобными, поскольку оставляют дырочки в бумаге и не дают равномерного натяжения. Скотч для крепления бумаги лучше применять малярный, он надежно держит и натягивает основу, легко отстает от бумаги по завершении, не рвет ее и не оставляет следов клея.

Планшет для рисования

Планшет – это обычная деревянная досочка или фанерка прямоугольной формы для крепления бумаги. Он не является обязательным атрибутом и нужен главным образом для удобства или для работы на пленере (на открытом воздухе). Планшет можно держать на коленях под удобным углом, если не подходит горизонтальная поверхность стола, или поставить его на мольберт. Он позволяет защитить поверхность стола от лишних загрязнений, к нему можно прикрепить лист бумаги, чтобы в процессе работы она не елозила и ее не приходилось постоянно придерживать. Я планшетом пользуюсь редко, в основном для крупноформатных работ. Для рисунков формата А4 мне вполне подходит стол, который я застилаю газетами, чтобы не испачкать. В художественных учебных заведениях бумагу к планшету иногда крепят с помощью клея ПВА, подгибая края, а после окончания срезают готовую работу, но по-моему это излишняя морока.

Читайте также:  Комарова рисование с детьми 6 7 лет конспекты занятий

Кисти для гуаши

Выбор кистей сугубо индивидуален и во многом зависит от предпочтений автора и желаемой техники работы. Со временем вы подберете самые удобные и подходящие для вас кисти. Гуашью можно работать с помощью различных кистей. Если вы хотите рисовать в технике сухой кисти (не разбавляя краску водой), то лучше всего подойдет щетина. При разведении красок водой и для нанесения более тонких слоев лучше выбирать мягкие и упругие кисти, хорошо подойдет синтетика, колонок или ушной волос. Слишком мягкие кисти, например из волоса пони, плохо отдают краску и вбирая воду становятся малоподвижными, в процессе работы могут выгибаться в одну сторону и не хотят затем распрямляться, чего не случается с упругими кистями.

Формы и размеры используемых кистей также зависят от предпочтений художника, формата работы и техники. Кому-то больше нравятся плоские кисти, кому-то круглые, попробуйте те и другие, чтобы решить, что лучше для вас. Попробуйте также различные размеры кисточек. Заведите как минимум три разные кисточки на первых этапах. В качестве общих рекомендаций могу сказать, что для работы над фоном лучше использовать крупную кисть (около 10 мм шириной или больше), мне удобнее плоская. Если наловчиться, то практически весь рисунок можно делать одной большой плоской кистью, работая всей ее поверхностью для покрывания большой площади или боковой частью для более тонких деталей. Хорошо иметь плоскую кисть поменьше (около 3-4 мм шириной) и тонкую круглую кисть для детализации. Для некоторых видов работ удобны веерные кисти, но на начальных этапах они вам скорее всего не понадобятся.

При покупке кистей стоит уделять особое внимание их качеству, волос должен быть надежно скреплен, чтобы ваша кисточка со временем не “облысела”, цоколь не должен шататься на древке или слетать с него. В хорошем магазине вам скорее всего дадут перед покупкой подержать кисточки в руках или даже смочить их водой. Воспользуйтесь шансом, если он есть, проверьте надежность крепления цоколя, если он вертится и пошатывается, или вы видите что шов на нем расходится, лучше не покупать такую кисть, со временем он расшатается сильнее и будет постоянно слетать с древка или пошатываться во время работы. Потрогайте волос кисти. Если при его поглаживании хоть одна ворсинка остается у вас на руках, будьте уверены, что на рисунке они будут оставаться в большом количестве. Такие неприятности могут попортить много крови.

Кисть – главный инструмент художника. Поэтому если желание рисовать у вас не на один день, то кисти лучше сразу приобретать хорошего качества, профессиональные, с длинной ручкой. Сделаю бесплатную рекламу и посоветую кисти под брендом Roubloff, еще хорошие кисти марки Гамма и Sonnet. У этих кистей надежная обжимка, они удобны в работе, прекрасно держат форму и не деформируются.

Палитры для гуаши

Палитры бывают разных форм и размеров. Можно приобрести пластиковую палитру со специальными углублениями, в которые удобно выкладывать краски, составлять цветовые смеси и в таких углублениях краска не будет сохнуть так быстро как на плоской палитре. Однако, красящие пигменты гуаши со временем въедаются в пластик и такие палитры потом становится почти невозможно отмыть, постепенно пластиковые палитры из белых превращаются в радужные. Фарфоровые палитры стоят дороже и они тяжелее пластиковых, но краска в них не въедается, они легко отмываются и при хорошем обращении могут прослужить очень долго. В качестве палитры можно использовать обычную белую тарелку, любую поверхность, не впитывающую влагу, например кусок стекла, а можно пользоваться для смешивания красок и просто отдельным листом бумаги, хотя на него скорее всего не получится выкладывать нужное количество краски.

Что еще пригодится

Тряпочка – верный помощник художника, которым новички иной раз пренебрегают. Она нужна для того, чтобы убирать с кисти излишки воды или протирать их от краски. Я протираю кисть от краски перед тем, как залезть ею в баночку с другим цветом или перед тем как ополоснуть ее в воде, чтобы вода не так быстро загрязнялась. Тряпочки лучше брать из плотного материала: фланели или х/б, можно использовать плотную нетканку или влажные салфетки.

Для ополаскивания кистей и разбавления красок, конечно же, понадобится баночка с водой. Сейчас в продаже можно увидеть специальные баночки-непроливайки. Они имеют крышечку с углубленным отверстием для кисточек и высокими краями, бывают одинарными или двойными. Предполагается, что если вы случайно опрокинете такую баночку, вода из нее не выльется, рискуя испачкать всё вокруг. Если вы не склонны сильно размахивать руками при работе, можно совершенно спокойно обойтись без такой баночки и использовать под воду любую пластиковую или стеклянную емкость. Тем кто не любит часто менять воду во время работы лучше использовать емкость большего объема.

Для нанесения наброска может пригодиться карандаш и ластик, хотя предварительный набросок можно делать и непосредственно краской.

Уход за инструментами

Ухаживайте за вашими инструментами и материалами и тогда они прослужат вам долго и будут радовать. Храните гуашь в плотно закрытых баночках при комнатной температуре, не допуская их охлаждения ниже нуля градусов. Бывает, что красящие пигменты оседают на дно банки, а сверху выделяется клей и вода, поэтому краски нужно периодически тщательно перемешивать, доставая до самого дна баночки, чтобы они были однородной консистенции, время от времени можно добавлять в них немного воды, чтобы они не загустевали и в них не образовывалось комков. После работы нужно обязательно плотно закрывать баночки с краской, чтобы избежать их высыхания. Высохшие краски, конечно, можно восстановить, если залить их водой, оставить на некоторое время, а потом хорошо перемешать, но полностью высохшая гуашь может потерять свои клеевые свойства. Палитры и кисти после работы надо тщательно промывать, можно теплой водой с мылом, чтобы между ворсинками кистей не оставалось краски. Волос плохо промытых кистей может склеиваться. Не оставляйте кисти в банке с водой, тем более волосом вниз, они деформируются и восстановить ровность волоса будет практически невозможно. Храните кисти в специальном футляре или ставьте их в какую-нибудь емкость волосом вверх. Выливайте грязную воду после работы и промывайте баночку. Пусть бережное отношение к инструментам станет хорошей привычкой.

Поделиться собственным опытом или задать вопрос можно в комментариях ниже.

Источник

Лекция 2. Графика и смешанные техники. Что купить?

Графика — это очень обширный вид техники изобразительного искусства. Он ближе к декоративному искусству, поэтому позволяет множество «вольностей», не желательных в академическом рисунке и живописи. Графика бывает цветная и черно-белая. Графические работы отличаются тем, что имеют четкость линий, позволяют однотонное закрашивание поверхностей, могут быть похожи на «раскрашенную картинку», а также могут соединять в себе самые различные техники. Начнем с традиционных материалов.

Близка по свойствам к акварели. Тем не менее, для графических работ предпочтительнее тушь — более тонкая консистенция, позволяет перекрывать множество слоев, оставаясь прозрачной. Быстрее сохнет.

Набор туши китайской (это — как раз тот редкий случай, когда китайское — не означает «плохое», а совсем наоборот! ).

Можно покупать каждый цвет отдельно. При покупке черной следует обратить на то, чтобы она была изготовлена на основе ламповой кости или масляной сажи — это придает ей глубокий черный цвет с блеском. На основе сосновой сажи — более тусклая. На основе древесного угля — еще хуже, совсем серая.

Камень для растирания туши китайского производства. Его изготавливают из речных камней мелкой структуры. Лучшие камни считаются из провинции Квантун и Аньвэй. Камень тем лучше, чем мельче и плотнее его структура — это позволяет добиться более тонкой консистенции растираемой туши.

Кисти — китайские, из козы, с бамбуковой рукоятью. Китайские кисти для туши обычно продаются уже в виде набора традиционных необходимых размеров. И если Вы хотите заняться традиционной китайской каллиграфией, то лучше использовать именно их. Если же хотите работать в этой технике, но в более привычном европейском стиле, то подойдут тонкие беличьи и колонковые кисти размеров от 3 до 0. Для начала достаточно размер 2 беличья и единичка колонок. Еще для европейской техники туши часто используется перо — обычное, металлическое, тонкое.

Бумага. Лучшей бумагой для китайской каллиграфии считается бумага ручной работы, но это очень дорого. К тому же, принципиально ее отличие от обычной китайской рисовой бумаги только для специалиста. Для начинающего каллиграфа подойдет что-нибудь попроще. Для китайской туши используется бумага, хорошо впитывающая воду, на которой жидкая тушь расплывается, как на промокашке. По свойствам она близка к газетной бумаге. Можно использовать также обратную сторону старых бумажных обоев или непроклеенную оберточную бумагу. Для европейской техники используется обычная плотная бумага — ватман, чертежная, бумага из детского альбома для рисования. Для некоторых техник (кляксография, например), требующих скатывания туши, используется мелованная бумага (иногда из нее делают настенные перекидные календари, и если обратная сторона листа белая. ее можно использовать для кляксографии).

Карандаш. В принципе, не нужен. Но для начала можно тоненько намечать контур. Карандаш используется Т.

Тушь в жидкая в баночках. Черного цвета. Можно еще добавить цвета — желтый, красный, синий, зеленый. Беличья кисть размера 2 . Или если две — то 3 и 1. Перо металлическое для письма. Бумага для черчения или рисования. Формат — небольшой. Тушь — это техника для небольшого формата. Максимум — А3. Обычно — меньше. Тонкость техники позволяет делать миниатюрные работы размером с обычную открытку и даже закладку для книги.

Если нет ни твердой туши, ни камня ни, конечно, бамбуково-козьих кистей и рисовой бумаги, а попробовать себя в роли древнего китайского каллиграфа все равно хочется, то нарушая все мыслимые и немыслимые законы, поступаем так: вместо туши берем ученическую акварель (в сухих брусках, без ванночек) либо акварельный мелок. Вместо камня — обратную сторону кафельной плитки. Вместо козьей кисти — колонок двойку или единичку. Бумагу берем — обратную сторону дешевых бумажных обоев. Если где-нибудь на антресолях валяется кусок рулона от ремонта с советских времен — это самое лучшее. Тогда были плотные бумажные обои, при этом совершенно ничем не проклеенные и очень хорошо впитывающие влагу. Но можно и просто поискать — вдруг найдется дома какой-нибудь картон, бумага, обложка от старой тетради, альбома или еще что-то подобное, что, оказывается, впитывает воду, как промокашка. Да, кстати, на настоящей промокашке все-таки рисовать тушью — не очень. Она слишком непрочная. Но если все-таки получится, то для сохранности ее потом придется наклеить на лист картона.

Внимание: китайская каллиграфия и китайская бумага не допускает исправления ошибок. В европейской технике графики тушью есть ограниченная возможность исправления ошибок, если они невелики по объему. Тушь нельзя смыть или стереть. Но неправильно поставленный густой тушью штрих или капельку можно убрать после высыхания, аккуратно срезав лезвием бритвы вместе с тоненьким верхним слоем бумаги. Поэтому чем плотнее бумага, тем больше шансов исправить ошибку.

Работы тушью (как и большинство графических работ, сделанных на бумаге), лучше всего держать в рамке под стеклом или в альбоме.

тоже используется для графических работ. Набор материалов — тот же, что и для живописных работ акварелью, но требования к бумаге менее строги, чем для акварели по-сырому или другой акварельной живописи, допускается использование ватмана, чертежной бумаги, детской тетради для рисования. А вот среди кисточек желательно иметь хотя бы один колонок — единичку. Для проведения тонких линий и штрихов.

Нет, это — не только баловство для детского садика! Цветными карандашами можно делать очень интересные графические работы. Единственное, что следует помнить, если не хотим, чтобы наши работы были похожи на детсадовское творчество, это во-первых: никогда в сочетании с цветными не используется простой карандаш, только черный или серый. Никакого блеска графита быть не должно! Во-вторых — работа цветными карандашами так же сложна и кропотлива, как академический рисунок, требует высокой точности и аккуратности.

Хороший набор цветных карандашей. Например, вот такой:

Если будете брать что-то другое, или покупать карандаши по-отдельности, то koh-i-noor в любом случае не подведет. Эта фирма зарекомендовала себя уже давно как производитель качественных товаров для рисунка и графики.

Бумага — торшон, ватман, чертежная, бумага для рисования. Главное требование — бумага должна быть достаточно плотной и не глянцевой. Брать торшон или ватман для черчения — это зависит от того, в каком стиле Вы собираетесь работать. Если Вам нужна фактурность, то берите торшон, если тонкость, миниатюрность — то лучше брать что-то более гладкое — ватман, чертежная бумага.

Стирательная резинка (та же, что для рисунка карандашом) понадобится лишь для того, чтобы корректировать предварительную разметку простым карандашом. Цветные карандаши не стираются.

Простой карандаш для разметки — Т или ТМ.

Нож для заточки карандашей — тот же, что для карандашного рисунка.

Почему не рекомендуется пользоваться точилкой для карандашей? Дело в том, что ни одна точилка не дает того угла заточки и той правильной обработки стержня, который нужен для обеспечения максимально эффективной работы этого инструмента. Карандаш для рисунка и графики дложен быть заточен под очень острым углом, а кончик грифеля даже подтачивают надфилем или наждачной бумагой. Девушки у нас в художественной школе делали это пилочкой для ногтей.

Девять-двенадцать цветов карандашей. Если нет возможности купить приличный набор (детские дешевые часто плохого качества — слишком твердые, «восковые», грифели, либо сильно крошатся, не поддаются хорошей заточке, такими крошащимися карандашами можно не рисовать, а только мазать, растирая пальцем, что в этой технике нежелательно, так как все равно не даст ровного цвета, если же они крошатся, да еще и твердые — вообще ни на что не годны), то лучше купить несколько карандашей хорошего качества по-отдельности в художественном магазине. Пусть будет меньше цветов, зато ими действительно можно будет полноценно работать. Если все же будете покупать дешевые детские карандаши — обратите внимание на мягкость. Они должны быть не тверже ТМ. А лучше — МТ или М.

Бумага для рисования, ватман, картон — любая плотная не глянцевая бумага.

Нож или лезвие бритвы для заточки карандашей.

Простой карандаш Т или ТМ.

Стирательная резинка простая, мягкая.

У нас в школе набор для заточки карандаша выглядел так: спичечный коробок, внутри которого лежало несколько бритвенных лезвий в «кассете». Боковые грани коробка (о которые чиркают спичку) были заклеены полосками наждачной бумаги. Во время занятий кассета с лезвиями вынималась, карандаш точился в коробок, а грифель доводился о боковую поверхность коробка. В конце занятий очистки вытряхивались из коробка, и туда убиралась кассета с лезвиями.

Работу цветными карандашами можно сделать ярче и прочнее, если закрепить ее, как пастель или сангину, закрепителем. Можно использовать лак для волос. Пиво — не желательно, так как карандашный рисунок тоньше пастели, он требует идеальной аккуратности и равномерности распыления. Вообще карандашный рисунок можно не закреплять, а просто беречь от попадания влаги.

Теперь я кратко расскажу о том, какие техники, какие материалы можно совмещать между собой. Подробно останавливаться не буду, так как обо всех этих материалах уже рассказано ранее.

1. Акварель + гуашь (или темпера).

Используется как для живописи, так и для графики. Акварельные краски, добавляемые в белую гуашь, дают возможность получения матовых, нежных оттенков пастельной гаммы. Такая живопись нежнее, чем темпера или гуашь, но плотнее, чем акварель. Дает возможность исправления ошибок, перекрывания цвета более светлым и непрозрачным. Иногда в одной работе используется и акварель по-сырому, и гуашь. Это дает интересное сочетание фактур. однако, любая техника должна быть оправдана — она используется ради достижения определенного эффекта, а не просто ради эксперимента. Например, чтобы показать контраст прозрачности неба, воды и плотности, материальности, приземленности предметов на переднем плане.

2. Акварель + тушь

Часто используется в графике. Акварель играет роль заливки плоскостей, а тушь часто используется локально-черная для усиления четкости и контраста, так как черная акварель не обладает такой густотой. Очень интересный эффект дает акварель по-сырому, на которую после высыхания добавлен контурный рисунок тушью. Получается впечатление светящегося изнутри витража.

3. Акварель + пастель

Конечно, их нельзя смешивать. Акварель в этом случае играет роль ровной цветовой «подкладки» под пастель. А пастелью пишут уже поверх высохшей акварели. Это придает пастельной работе больше объема, глубины, ощущения материальности, живости. Интересно выглядит работа, где задний план прописан акварелью по-сырому, и чем ближе к первому плану, тем больше используется пастель. Получается что-то вроде эффекта «3D».

4. Акварель + цветные карандаши

Сначала делается довольно бледный рисунок акварелью, где основной упор делается не на цвет, а на тон, на объем. После высыхания поверх акварели делается тщательный рисунок цветными карандашами — он повторяет акварельную картинку, но добавляет яркости, объема и плавности переходов. В результате получается эффект отретушированной и раскрашенной «старой фотографии».

5. Темпера (или гуашь) + тушь

Используется для графических работ типа «раскраска». То есть, когда детали, обведенные четким контуром, заполняются равномерным цветом. Только тут все наоборот — сначала детали раскрашиваются, а потом сверху обводятся черной тушью. Кто не хочет возиться с тушью, может вообще использовать черную капиллярную ручку.

6. Темпера (или гуашь) + акрил

Акрил обычно добавляется поверх высохшей темперы или гуаши, как декоративный элемент. Имеется в виду акрил-металлик. Но можно использовать для тех же целей «перламутровую» детскую гуашь (она почти прозрачная, но имеет блеск. Ее нужно накладывать поверх высохшей обычной гуаши или темперы того же цвета). Темпера, гуашь и акрил могут совмещаться в одной работе, но ни в коем случае нельзя смешивать темперу с акрилом или гуашь с акрилом — краска «сворачивается» при смешивании. Темперу с гуашью можно смешивать спокойно.

Можно и по-другому комбинировать эти техники, главное, что нужно помнить:

— масляные краски не смешиваются и не комбинируются ни с чем другим.

— пастель, сангина, соус — вещества одного порядка. Их можно смешивать технически, но по цвету и плотности они разные, поэтому сангина и соус, добавленные в пастельную работу зачастую делают ее грубоватой, смотрятся в ней чужеродно. В принципе можно добавлять, но очень аккуратно, помня об этом «подводном камне».

— Уголь сочетается только с мелом или белилами. Его не рекомендуется использовать вместе с соусом и сангиной, так как он имеет небольшой графитовый блеск. Для получения серого оттенка в работе соусом добавляют не уголь, а серый соус.

— акварель сочетается с любыми водорастворимыми красками. Но следует быть очень осторожным, чтобы не убить ее нежность. Разве только акварель используется как «подкладка», как вспомогательная техника.

— Фломастеры — это инструмент не художника, а чертежника и оформителя — чтобы объявления писать. Если уж использовать вместо туши или черной краски что-то более удобное и привычное, то пусть это будет хотя бы капиллярная ручка. Она дает более четкую линию и дает возможность прорисовать ее где-то тоньше, где-то — толще. Просто утолщив ее еще одним проходом инструмента.

— Ничто так не испортит работу, сделанную в любой технике, как прорисовка сверху шариковой ручкой.

Ну вот, в принципе, вводный курс материаловедения мы закончили. Дальше будем говорить непосредственно о том, как этими материалами пользоваться.

Но главное помнить: эти первые две лекции носят чисто рекомендательный характер. Если у кого-то нет всех нужных материалов и инструментов и нет возможности их приобрести, это не значит, что все пропало! Берите то, что есть. Заменяйте одно другим. Если творчество требует выхода, то лучше рисовать шариковой ручкой в блокноте, чем не рисовать вообще! Творчество — это естественная потребность человека, и зажимать его в себе — вреднее для здоровья, чем все жирные жареные курицы и картошки всего мира вместе взятые!

Однажды я гулял в зоопарке и увидел там полярную сову. Понял, что хочу ее нарисовать. У меня ничего с собой не было, кроме кусочка школьного мела в кармане. Где-то я нашел желтоватую картонную коробку, перочинным ножиком вырезал из нее чистый прямоугольник, нашел среди камушков на обочине кусочек какой-то черной пачкающейся дряни и осколок мягкого кирпича — и вот у меня уже есть почти соус, почти сангина, мел и тонированный картон! Я набросал эту сову, и получилось так здорово, что ее взяли на выставку, обозначив как «соус и сангина». Если бы они знали, ЧЕМ на самом деле и НА ЧЕМ это было сделано! Но главное — это ведь вдохновение.

При составлении дальнейшей программы я буду руководствоваться в первую очередь Вашими пожеланиями, поэтому начну с акварели. В частности — акварель по-сырому.

Источник

Оцените статью