Городецкая роспись рисование кистью элементов городецкого растительного узора

Конспект урока по изобразительному искусству
план-конспект урока (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Тема урока: «Городецкие узоры» — рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_kulikovoy_t._n..docx 25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов МОУ АСОШ №2

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока : «Городецкие узоры» — рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

Вид занятий : декоративное рисование

Время работы : 1 урок

Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.

-познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

-познакомить с орнаментальной композицией городецкой росписи

— познакомить с цветочными мотивами: розан и купавка;

-научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

-отрабатывать навык работы с красками

-воспитывать любовь к народному искусству.

-воспитывать желание творить, эстетический вкус, аккуратность

1) формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность высказывания на слух;

3 ) формируем умение на основе анализа текста делать выводы;

4 ) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение работать по плану.

1) формирование образного мышления;

2) развитие фантазии;

3) ф ормирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. таблицы, карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров;
  2. выставка изделий « Народные промыслы»
  3. фильм о Городце

Литературный ряд: стихи о городецкой росписи.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

ТСО: интерактивная доска, проектор

Материалы и инструменты:

  1. плотная бумага;
  2. акварель, кисти;
  3. белая гуашь
  4. силуэты тарелок(шаблоны)
  5. ватные палочки
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
  4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
  5. Постановка художественной задачи.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Итог урока.

7.1. Выставка работ учащихся

7.2. Обобщение материала, изученного на уроке.

1. Организационный момент.

Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу.)

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

-Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.

3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

-Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла» . С некоторыми народными промыслами вы уже познакомились, побывав на выставке, которая работает сегодня у нас в классе. Какие изделия вам больше всего понравились?

-Как они называются? (Дети подходят к выставке, показывают )

— Сегодня наше внимание- Городецким изделиям

Городецкая роспись —
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты —
Ни пером описать.
Городецкая роспись —
Как ее нам не знать.

-Эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».

Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

-Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка .( на доске)

-Рассмотрите внимательно эти два цветка.

-Сравните их. Чем отличаются?

— Центр розана совпадает с центром розетки лепестков.

-У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым.

-Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.

-Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

-Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

-Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку

4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске.

Работа с динамическими таблицами.

Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи:

. 1 этап: на этом этапе, мы делаем замалёвок или цветовое пятно.

2 этап: после того как сделали замалёвок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.

3 этап: делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

4 этап: делаем «оживку». Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

-На наши красивые цветки прилетели бабочки.

Утром бабочка проснулась,

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На- четыре- улетела.

5. Постановка художественной задачи.

-А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.

-Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – праздничные тарелки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

И мое пожелание каждому из вас:

Ничего не бойтесь –
Ты делаешь для всех.
я на вас надеюсь
И верю в ваш успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Тарелочка здесь рядом,
Давай начнем с нее!

6. Самостоятельная работа учащихся.

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.)

7.1. Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

7.2. Обобщение материала, изученного на уроке.

  1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
  2. А где расположен этот промысел?
  3. Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?

— Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

— Кто считает, что работу не успел завершить?

— Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Источник

Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Надежда Ковальчук
Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!

Городецкая роспись — это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»

Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно.

Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.

Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.

Задачи:

— закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;

— развивать чувство композиции и цвета;

— воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.

Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь — красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в ней — символ здоровья и процветания в делах.

Цветы городецкой росписи:

Бутон

Ромашка

Розан

Купавка

Роза

Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.

I этап росписи — Подмалевок — Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.

II этап росписи — Теневка — наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.

III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.

Розан. Поэтапное рисование.

1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.

2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.

3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.

4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.

5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.

6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.

Городецкая роза. Поэтапное рисование.

1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.

2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.

3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.

4-5. Оживка розы:точки, лепестки.

Купавка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.

4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.

5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.

Ромашка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. В центре розового круга — небольшой красный кружок.

4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.

5. Добавляем лепестки.

6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.

Бутон. Образец поэтапного рисования

1. Рисуем небольшой круг голубой краской.

2. Вверху добавляем синий маленький кружок.

3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.

4. Рисуем белые дуги — внизу и вверху.

5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.

6. Варианты бутона сеточкой.

Спасибо за внимание!

«Символ года своими руками». Мастер-класс для средних и старших дошкольников Новый год не за горами и все мы задумываемся о том, какие презентики для своих родных могут сделать наши дошколята. Вашему вниманию я хочу.

Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселых игр с образами животны[/i]х»[/b] Цель: познакомить родителей.

Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.

Мастер-класс по росписи камней «Клубника» Сейчас все больше появляется разнообразия в творчестве. Вот и решила попробовать с детьми раскрасить камни. Камни – это натуральный природный.

Мастер-класс по витражной росписи Витражная роспись с давних пор привлекает людей. Цветное стекло, ярко играющее на солнце, завораживает и детей и взрослых. Витражной росписи.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления у старших дошкольников» ЦЕЛЬ МАСТЕР КЛАССА: Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию логического мышления в формировании.

Мастер класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Конспект НОД «Заколдованный сказочный герой» Воспитатель Конева Наталья Владимировна. МБДОУ д/с №52 г. Белгорода Цель: развитие творческих.

Мастер-класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Мастер-класс «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ д/с №52 Конева Наталья Владимировна Цель: познакомить.

Мастер-класс по росписи ткани Салфетка для мамы. Материал: • одно полотно белой ткани (бязь или плотный ситец) размером 30х30; • трафарет «Цветы» (можно выбрать любые,.

Проект «В царстве цветов» для старших дошкольников Характеристика проекта По классу – монопроект. По типу – социальный. По виду – воспитательно-образовательный. По форме – государственный.

Источник

Читайте также:  Рисование как вид продуктивной деятельности погодина
Оцените статью