Гипсовая голова гризайль гуашь

Техника гризайль в живописи маслом и акварелью

«Серый» – так переводится с французского языка термин «Grisaille», который в искусстве имеет статус самостоятельного вида живописи. Его главной особенностью является создание картин при помощи всего одного цвета. Более глубокая или слабая его интенсивность для придания изображению объёма и реалистичности достигаются художником при помощи размывки водой или смешения с белым цветом. Раньше базовыми цветами в технике гризайль были чёрный, коричневый и серый. Сегодня таких ограничений нет, и поэтому художники используют разные цвета, соответствующие их замыслу.

История становления техники гризайль

В эпоху Средневековья одноцветная техника живописи широко использовалась для декорирования интерьера. Художники давно подметили, что выполненные в ней произведения издалека очень похожи на отделку камнем, и поэтому ею довольно часто украшали дворцы и усадьбы.

Интересен тот факт, что гризайль настолько точно имитировала объёмные узоры, лепнину и скульптурные композиции, что даже придирчивым ценителям искусства с опытным взглядом было сложно сразу распознать, что это не барельеф, а живопись.

Прошло время, и гризайль стала использоваться и в так называемой станковой живописи. Сначала она не выходила за рамки выполнения эскизов. Нужно отметить, что уровень их был настолько высок, что можно им было смело присвоить звание самостоятельного и самодостаточного художественного произведения.

Затем эту технику стали использовать и в полновесных живописных полотнах перед нанесением основного цвета. Художники выполняли композиционное построение на холсте, затем при помощи сепии или охры наносили тень, а при помощи белил – свет. И только после этого приступали к работе цветом. С течением времени гризайль стала самостоятельным видом живописи.

Читайте также:  Правополушарное рисование гуашью пальма

Как рисовать в технике гризайль

Главный принцип данной техники – использование одного цвета. Как правило, в живописных работах используют коричнево-белую или серо-белую гамму. Однако можно взять и любую другую, если это будет в полной мере отвечать замыслу художника и смысловой нагрузке картины.

Что касается художественных материалов, то для техники гризайль они могут абсолютно любыми: акварель, гуашь, темпера, сепия, акрил, масло.

Освоение техники одноцветного рисования лучше всего начинать с простых работ. Примером таковых может быть натюрморт с простыми гипсовыми геометрическими фигурами, вазой или фруктами.

Выполнение живописной работы в технике гризайль состоит из нескольких этапов.

  1. Сделайте набросок композиции простым карандашом. Лучше всего взять твёрдый карандаш, чтобы линии построения были не так заметны, и их можно было без труда удалить.
  2. Нанесите первый, очень тонкий слой краски, не захватывая самых светлых участков на картине.
  3. Дайте краске полностью высохнуть.
  4. Наложите на картину тени.
  5. Снова дайте краске просохнуть.
  6. Нанесите полутона.
  7. Высушите картину.
  8. Самым светлым тоном поработайте над бликами и освещенными участками предметов на картине.
  9. Дайте работе высохнуть. Оцените получившееся изображение. При необходимости внесите корректировки более светлым или тёмным тоном.

При работе акварелью и гуашью обратите внимание на тот факт, что по мере высыхания эти краски становятся светлее. Поэтому никогда не торопитесь с выполнением работы в технике гризайль, дайте каждому слою краски хорошенько высохнуть. Только так вы сможете оценить правильность наложения тонов и при необходимости внести изменения.

Работа в технике гризайль – это отличное упражнение для начинающих художников. Оно позволяет прочувствовать и увидеть широчайшую тональность в рамках использования всего одного цвета. Откройте и вы для себя эту удивительную технику живописи.

Источник

Техника гризайль в живописи

Гризайль переводится с французского как серый. Это описывает технику гризайля, так как сама техника представляет собой процесс создания картины с помощью использования одного цвета разных тонов. Ранее были популярными серые, коричневые или черные гризайли. Но сейчас в работе можно использовать любой оттенок, который Вам больше всего нравится.

История техники гризайль

Активное использования данной техники началось во времена Средневековья. Чаще всего гризайль использовался как обманка. Можно часто встретить упоминания о том, как с помощью данной техники имитировали камень в интерьере. Но особенным искусством было изображение гипсовых фигур — имитация барельефа. Особенно искусные мастера создавали такие шедевры, которые невозможно было отличить от объемного творчения.

В дальнейшем гризайль перекочевал и в станковую живопись, правда чаще всего применялся для создания эскизов. Но даже эти эскизы уже выглядели как законченные картины, с проработанными деталями и выверенной свето-теневой раскладкой.

В дальнейшем гризайль стали использовать и в популярным до нашего времени формате — как первый этап при создании живописных работ. После создания композиционного рисунка, художник выбирал основной цвет для картины и передавал рельефы, объемы, основные тени, белилами подчеркивались самые светлые участки.

Искусство в технике гризайль

Самыми большими мастерами гризайля стали французские художники, данная техника им особо полюбилась и стала очень популярной среди них. Они использовали гризайль в своей подготовительной работе к рисункам, миниатюрам, а также в живописи.

Известными мастерами гризайля стали такие художники как Андре Бове, Ян ван Эйк, Босх и Брейгель превратили данную технику в отдельный вид творчества.

Техника гризайль в живописи

Основной отличительной чертой работы в стиле гризайль является ее одноцветность. Традиция говорит нам использовать серое и белое или коричневое и белое сочетание цветов, но современный подход к искусству позволяет использовать любые цвета, которые важны для картины, и если это обусловлено необходимостью. Писать картины в стиле гризайль можно любыми материалами — можно использовать масло, темперу, акрил, гуашьЮ акварель и даже сепию.

Для того, чтобы понимать принцип работы в технике гризайль, мы советуем начать с простых предметов — ваза, яблоко, стакан. Последовательность работы следующая:

  1. Выполните карандашный рисунок, постройте свой предмет правильно.
  2. Нанесите слой краски на все темные участки, освещенные участки и белые пятна краской не покрываем.
  3. В зависимости от материала, дождаться полного высыхания первого слоя.
  4. Подчеркнуть полутона и углубить самые темные участки.
  5. После высыхания второго слоя, белилами подчеркиваем самые светлые участки предмета.

Для учеников гризайль — очень важная техника, она позволяет изучить тон, научится понимать градацию тона одного оттенка. Раскрывает диапазон стандартных цветов, что позволяет делать работы более живописными. И если Вам кажется такая работа сложной или даже невозможной, то наши преподаватели помогут Вам разрушить это убеждение.

Источник

Гризайль: 40 известных картин, особенности техники рисования в живописи

Гризайль – это вид живописи, выполняемый тоновыми градациями: в оттенках серого и приближенных к нему нейтральных цветов. Особенно часто такой стиль используют для создания барельефов, различных архитектурных элементов, а также больших декоративных скульптурных схем. Чаще всего у гризайли немного более широкие цветовые гаммы, чем специалисты привыкли утверждать.

Характеристика

Картины гризайль создают, когда художник использует ограниченную палитру, связанную с одним цветом. Одним из таких цветов может быть серый, использующийся для создания этюда картины или подмалёвки.

Художник развивает свои изображения при помощи прорисовки теней, бликов и деталей, чтобы добиться желаемого контраста. Гризайль дает детальное изображение, которое выглядит как тщательно обработанная однотонная мраморная статуя. Фактически гризайль — это французское слово, означающее «серый».

В подмалевке нет необходимости в смелых цветах. Нейтральные цвета не должны отличаться напористостью. Они позволяют сформировать детализированные фигуры, визуализируя их и поддерживая иллюзию объекта или формы в трехмерном пространстве.

Автор не беспокоится о том, как будут сочетаться разные цветовые тона или что получится в результате их смешивания. В гризайле цвет появляется при нанесении глазури на холст.

Какие материалы используют

Материалами для работы могут послужить: сепия, масло, гуашь, акварель, акрил.

В технике рисования эмалью измельченная белая стекловидная краска превращается в пасту с помощью её смешивания с водой, скипидаром, маслом лаванды или нефтяным маслом. Затем ее наносят на темную эмалевую основу, обычно окрашенную в чёрный, белый или синий цвет.

Этот метод обычно используют в масляной и акриловой живописи, но есть и техника гризайля акварелью. Хотя этот термин подразумевает наличие определенной палитры, он был расширен с целью получения монохромных картин коричневого или зеленого цвета. В свою очередь, работы, выполненные в коричневом цвете, называют «брюналем», а выполненные в зелёном — «вердайлем».

История техники

Актуальную концепцию разработали много веков назад из-за крайне недостаточного количества пигментов. Беря лишь горстку и желая достичь прекрасных результатов, старые мастера доводили каждый пигмент до предела, добиваясь необходимой яркости.

Этот «внутренний свет», играющий сетью цветов на холсте, стал неотъемлемой частью картины. Поскольку окраска изделия была намного сложнее и требовала большего мастерства, эта практика также часто выбиралась как более быстрая и дешевая альтернатива.

В XIX веке от простого «цвет или краска», использовавшегося в средние века, появился термин «гризайль», обозначающий стекловидный материал с очень богатыми цветовыми вариациями: коричневая гризайль, красный, красный, голубоватый, светло-серый, теплый серый и другие.

Наиболее известных публике представителей, работающих в этой технике, можно считать француза Жан Пуселя (1290-1334 гг.) и английского художника Мэтью Пэриса (1200-59 гг.). Стиль гризайль был популярен среди художников раннего нидерландского Возрождения, в том числе:

  • Робера Кампена (1378–1444),
  • Яна ван Эйка (1390–1441),
  • Хуго Ван Дер Гуса (1440–1482),
  • Ганса Мемлинга (1433-1494).

В Нидерландах непрерывную традицию изображения предметов в технике гризайль можно проследить от становления ранней живописи до работ Мартина Хемскерка, Питера Брейгеля Старшего («Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии») и Хендрика Гольциуса, а также через обширные галереи Адриана ван де Венна.

Гризайль, несколько менее распространенная в середине XX века, продолжает оставаться пользующейся спросом художественной техникой.

Этапы

Выделяют 8 этапов работы:

  1. Набросок карандашом.
  2. Исключение всех светлых мест объекта и нанесение тонкого слоя краски.
  3. Ожидание полного высыхания краски.
  4. Отображение на предмете теней.
  5. Повторное высыхание работы.
  6. Отметка полутонов.
  7. Подсыхание краски.
  8. Выделение самым светлым тоном подсвеченные места и блики.

Техника рисования включает в себя 9-балльную шкалу для создания иллюзии глубины. Чтобы начать рисование таким образом, художник должен установить шкалу из 9 значений на палитре серой бумаги и соответствующим образом смешать цвета.

После наброска композиции картины и выделения объекта художник ищет узоры светлых и темных тонов, составляющие тени. Благодаря теневым формам картина приобретает массу и объем.

После того как ключевой источник света определен, художник использует различные серебристые оттенки в логической последовательности градаций значений для создания тех или иных фигур. Изделие, обработанное таким образом, называется классической гризайлью.

Затем на готовую картину наносят прозрачную масляную глазурь. Эти значения серого способствуют созданию самых разнообразных эффектов, когда свет пытается пройти сквозь слои краски или отразиться от них. Сеть красок направляет естественный солнечный свет с поверхности через последний слой цвета. Таким образом, свет может отражаться обратно к зрителю с эффектом зеркала.

Академическая гризайль

Стиль гризайль изучают многие художественные школы, различные ВУЗы и училища. Она помогает начинающим прочувствовать тональность. Для того, чтобы быстрее понять принципы этой техники, новичкам предлагают начать с простых предметов — фруктов, ваз, стаканов — всего, что может вместить в себя натюрморт.

Источник

Оцените статью