Гендерное воспитание по рисованию
Автор: Романенко Оксана Сергеевна
Организация: ГБОУ ШУИИТ №1368, СП-1 (детский сад №2590)
Населенный пункт: г. Москва
Программное содержание:
1. Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я», первичные гендерные представления (мальчики сильные, девочки нежные и пр.)
2. Закрепить умение классифицировать предметы, игрушки по гендерным признакам. Способствовать развитию умение в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от пола, по набору предметов делать умозаключения.
3. Продолжать расширять и активизировать словарь детей. Уточнять названия предметов одежды, игрушек, предметов быта. Развивать инициативную речь во взаимодействии со взрослыми и детьми.
4. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе; способствовать формированию познавательного отношения к себе и своим друзьям.
Материалы и оборудование: кубики из напольного конструктора «Лего» для стены в стране «Мальчиков и девочек», полоса препятствий; 2 подноса, игрушки для мальчиков и девочек.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как мало стульчиков, на всех не хватит? Как же нам быть? Кому предложить присесть на них?
(мальчики предлагают девочкам присесть и сами приносят для себя стульчики из спальной комнаты), воспитатель и девочки благодарят мальчиков.
Воспитатель: Я знаю, что все мальчики и девочки любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю, что даже каждый взрослый мечтает очутиться в сказке. Предлагаю вам отправиться в сказку, но прежде я расскажу вам одну историю.
Много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране царил повсюду мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились. Но однажды, над страной пролетал злой волшебник. Задумал он разлучить их. И поставил между мальчиками и девочками высокую, каменную стену. Так появилась страна мальчиков и страна девочек.
— Ребята, посмотрите, какие они стали грустные.
— Как, помочь им соединиться? (победить волшебника, разрушить стену).
Стена очень крепкая и, чтобы разрушить её, нужно выполнить сложные задания. С каждым правильно выполненным заданием, стена будет разрушаться.
1. Вот и первое задание (дети подходят к столу)
На столе два подноса черного и красного цвета, а перед ними лежат предметы и игрушки мальчиков и девочек.
Воспитатель: Рассмотрите их и разложите на нужные подносы.
— На черный поднос игрушки и предметы для кого будете класть? А на красный?
Дети выполняют задание.
Первые камни посыпались со стены. (Разрушается верхний ярус стены, выполненной из конструктора «Лего»)
Воспитатель: Чем похожи девочки и мальчики?
— У нас есть голова, руки, ноги, туловище.
— Мы можем носить одинаковую одежду и обувь.
— Чем различаются девочки и мальчики?
— Мы, мальчики, не носим платья, юбки, туфельки.
— Мальчики играют в машинки, а девочки в куклы.
— Мальчики сильнее девочек.
2. Следующее задание: мальчики должны провести девочек через полосу препятствий (у девочек завязаны глаза).
Игра «Взаимное доверие».
Воспитатель: Молодцы, мальчики, настоящие рыцари.
— Как, ты себя чувствовала, когда глаза были завязаны?
— Вел ли тебя мальчик бережно, уверенно?
— А как ты ощущал себя, когда вел девочку?
Воспитатель: Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество.
Опять стена немного разрушилась.
Беседа «Наши отношения».
— А, знаете ли вы, что мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к девочкам? В чём это выражается?
— Должны уметь подать пальто или куртку;
— Пропустить впереди себя в дверях;
— Уступить место, стул.
Воспитатель: Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных положениях. Как?
— Помогать перейти скользкое место или лужу.
— Защищать, если кто обидит.
— Помогать собирать игрушки.
— Помогать донести тяжёлые вещи.
Воспитатель: Молодцы, мальчики! А что должны уметь девочки?
— Уметь принимать помощь мальчиков.
— Благодарить за помощь или вежливо отказаться.
— В общении не должны быть вредными или ябедничать.
— Помогать собирать игрушки мальчикам, вытирать пыль, убираться в комнате.
— Помогать следить за одеждой и внешним видом мальчиков.
Воспитатель: Девочки — тоже умницы. Всё знают!
Мальчики и девочки — все у нас равны.
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
Разрушился еще один ярус стены.
3. А вот конверт еще с одним заданием.
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я вам буду называть первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь, и называйте вторую часть имени.
Отвечают только девочки:
- Елена (Прекрасная)
- Сестрица (Аленушка)
- Василиса (Премудрая)
- Крошечка (Хаврошечка)
- Марья (Искусница)
А сейчас, отвечают мальчики:
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Разрушился еще один ярус стены.
4. Дидактическое упражнение «Волшебный фонарик».
Воспитатель: И еще одно задание. Давайте посмотрим, умеют ли дети в нашей группе говорить комплименты. Только комплименты для мальчиков и для девочек должны быть разными. Подумайте, что будет приятно услышать мальчикам, а что — девочкам. Вот вам волшебный фонарик – передавайте его по кругу и говорите друг другу комплименты.
Разрушился еще один ярус стены.
5. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: А вот, необычное задание: мальчики должны выполнить задание для девочек, а девочки – задание для мальчиков.
Мальчики делают веера, девочки – самолеты. Выполнили все задание.
ВЫ победили злого волшебника. Девочки и мальчики опять вместе, будут дружить, помогать друг другу.
И вам в награду – песня «Из чего же» (слова Я.Халемского, музыка Ю.Чичкова)
Источник
Гендерный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию.
методическая разработка по рисованию по теме
Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творчества и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа — разными и по-разному прекрасными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod_v_risovanii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», озвученной президентом РФ в 2009 году, качество образования является главным приоритетом. Этот аспект образовательной политики влечет за собой поиск эффективных подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В условиях модернизации системы дошкольного образования для повышения его качества особенно актуализируется проблема гендерного воспитания детей.
Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л.О. Ковальчук). Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план.
Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).
Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побудили к созданию системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством рисования. На основе данной цели определены следующие задачи:
– развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе рисования;
– формировать адекватную полу модель поведения у детей;
– воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
– учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
– учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа и др.
Занятия по рисованию проводятся как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия. При их организации учитываются такие особенности детей, как:
– интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;
– при оценке поведения детей и результатов их деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.
На занятиях по рисованию важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, среди которых следующие:
1. Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Пути выхода:
– предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;
– выложить из палочек фигуру человека в движении;
– продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);
– попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.
2. Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти. Пути выхода:
– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;
– предложить схему использования тонкой кисти;
– давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.
3. Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки. Пути выхода:
– предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.
4. Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок. Пути выхода:
– разделить процесс рисования на 2 части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей – даем схему;
– дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.
5. Проблема: мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают. Пути выхода:
– посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок соседки – девочки;
– предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).
Важное место при гендерном подходе в процессе рисования занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изобразительного творчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему: «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изобразительного творчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:
– разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (Например: для мальчиков – в виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде дерева, цветка и др.);
– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и др.
– кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски с различными изображениями (Н: красавиц для девочек и рыцарей для мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского (машины, инструменты) и женского (цветы, бабочки) характера;
– рамочки для детских рисунков самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании;
– сюжетная мебель (стул в виде цветка для девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.) и многое другое.
Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!
Источник