- Пособие (акварель)
- Упражнение «заливка».
- Упражнение «растяжка».
- Упражнение «впайка» цвета в цвет.
- Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.
- Упражнения «мазки».
- Упражнение «соль».
- Упражнения «парафин».
- Выполнение первых этюдов акварелью
- Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:
- Живописный этюд, тренировка для поступающих в ДХШ
Пособие (акварель)
В пособии использованы фотографии работ учащихся Гомельского государственного художественного колледжа из архива Светланы Курашовой.
Аннотация
Данное пособие представляет собой выдержки из методической разработки автора, созданной на базе собственного двадцатилетнего педагогического опыта работы в художественном колледже и основывается на традиционной методике обучения акварельной живописи.
Методика преподавания акварельной живописи очень близка автору как художнику-акварелисту. Пособие сопровождается иллюстрациями работ учащихся, фотографиями процесса акварельного письма и работами автора разработки.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.
В данном пособии автор, избегая подробного описания процесса работы над каждым программным заданием, останавливается именно на тех специфических моментах, которые касаются:
- очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;
- специфики работы по курсу акварельной живописи именно в художественном колледже;
- разработанной на основании собственного опыта системе домашних заданий по всему годичному курсу акварельной живописи.
Основной вид учебного задания по живописи – длительный этюд с натуры. Задачи учебных постановок даны в определенной последовательности и имеют тенденцию постоянного усложнения. Задачи каждой постановки ставятся особо.
В начале обучения важно акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания натуры и этюда.
Очень часто приходится слышать на первом занятии «А я никогда не использовал акварельные краски, а только слышал, что акварель очень сложная техника». Да, действительно, акварель, как водяная краска обладает всеми свойствами водяной стихии. Она может быть своенравной и непредсказуемой. Но если изучить и полюбить ее свойства и особенности, то этот древнейший материал может покориться воле художника и стать его союзником.
Упражнение «заливка».
Упражнение «растяжка».
Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.
Упражнение «впайка» цвета в цвет.
Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).
Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.
Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.
Упражнения «мазки».
Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью слегка захватывая соседние участки.
Затем покрываем сухой лист прозрачными мазками оставляя незакрашенными маленькие участки белой бумаги.
В акварельной технике существует много разных техник и приемов. Но стоит ли браться за них, не закрепив базовые знания практической работой. Впрочем, чтобы Вам было интереснее работать, можно попробовать применение парафина и эффект соли.
Упражнение «соль».
На еще влажный участок акварели мы сыпем соль. (можно использовать соль как мелкого, так и крупного помола)
Упражнения «парафин».
Те участки бумаги, которые мы хотим оставить незакрашенными, мы покрываем парафином. Далее наносим акварель прямо поверх парафинового рисунка.
Выполненных упражнений уже достаточно, что бы перейти к простейшим этюдам.
Выполнение первых этюдов акварелью
В качестве натуры подходят любые обычные овощи и фрукты: яблоки, груши, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.
Задача: передать цвето-тональные отношения, «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
Поскольку мы отталкиваемся от того, что вы имеете понятие о способах передачи объема предметов, обратите внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствии рефлексов.
Характерные ошибки при написании этюдов:
- работа от контура;
- вялость тоновых отношений;
- использование «открытых» цветов;
- отсутствие связи с фоном.
Натюрмортные постановки организуют сначала из небольшого количества предметов несложных по форме, выразительных по цвету, на однотонных драпировках, подчеркивающих выразительность предметов. Другими словами – от простого к сложному.
На начальной стадии обучения без твердых знаний о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка вам будет трудно убедительно передать цветом общую форму и материальность предметов, поэтому необходимо уделять серьезное внимание подготовительному рисунку и тщательно строить формы предметов.
Имеет смысл первые этюды поделать в технике «гризайль». Это поможет решить ряд вопросов проработки тона, светотени и пространства.
В идеале натурные постановки должны ставить педагоги в определенной последовательности. Каждая постановка должна содержать определенные учебные задачи. Усложнение установок должно идти не по линии увеличения количества предметов, а по пути повышения требований в вопросах передачи формы, колорита, световоздушного пространства.
При работе над подготовительным рисунком может несколько нарушаться структура и белизна акварельной бумаги, на которой планируется вести основную работу. Поэтому при работе акварелью практикуется перенесение подготовительного рисунка с отдельного листа на основной формат.
Следует сказать, что акварель считается достаточно сложной техникой и это имеет свои основания.
- Во-первых: в акварели не используются белила, их роль играет белизна бумаги и прозрачность красочных слоев;
- Во-вторых: исправления не всегда возможны, так как красочный слой достаточно прочно удерживается бумагой;
- В третьих: бумага, даже самого высокого качества имеет свой «предел терпения». Работу достаточно легко «замучить» лишними перекрытиями цвета.
Тем не менее, в акварели возможны и исправления, и доработки, а трудности компенсируются ее неповторимыми свойствами, которыми не обладает больше не один живописный материал.
Как правило, на первых постановках вполне естественен следующий вопрос: с чего начинать работу?
Нужно сказать, что с одной стороны последовательность работы может быть индивидуальной, а с другой – необходимо сразу вырабатывать профессиональный подход к началу работы. Начинать работу следует с поиска основных цветовых отношений. Обычно колорит картины определяется сочетанием 2-3 основных цветовых пятен, которые обогащаются своими оттенками и сочетаются с другими.
Одно из отличий акварели от гуашевой и масляной живописи в том, что работу ведут от светлого к темному. Кроме того стоит всегда найти возможность оставить в работе белое, незаписанное пятно, передающее максимальную силу света, идущую с белого листа бумаги.
На практике многие на первых порах начинают работу с фоновых пятен дальнего плана, опасаясь испортить более важные участки работы. Этому не стоит препятствовать, так как вырабатывание навыков широкого, обобщенного письма, мягкого соединения пятен тоже необходимо. Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет, и можно попробовать работать «A La Prima», размочив большой кистью необходимый для работы участок. Так как с дальними планами начинающие работают более смело, не так боятся испортить, то данные навыки обычно легко осваиваются.
К ближним планам постановки следует использовать другой подход. Здесь необходима детализация, обострение контрастов, убедительная проработка формы предметов и складок. Способ работы здесь рекомендуется по сухой поверхности листа, небольшими заливками или мазками по форме. Некоторые навыки уже приобретены в процессе выполнения первых этюдов.
Большое значение имеют наглядные пособия, без которых обучение предметам художественного цикла немыслимо. Тут можно порекомендовать следующее:
- Акварели Михаила Врубеля
- Посмотреть ряд профессиональных печатных изданий по современной акварели.
- Изучить работы, участвующие в крупнейших акварельных выставках. В масштабе Беларуси — это Биеннале «Вада + Фарба», в мировом масштабе — ярмарка SALON DE L’Aquarelle-de Belgique
Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:
Задание №1. Этюд осеннего натюрморта из двух-трех предметов.
Источник
Живописный этюд, тренировка для поступающих в ДХШ
Эта статья для тех, кто хочет попробовать сдать экзамен для поступления в художественную школу.
Не очень важно, детская художественная школа (ДХШ) или вечерняя, взрослая. Чаще всего конкурс в первый класс бывает серьёзный. Особенно, если эта школа ведомственной принадлежности не министерства образования или как оно теперь называется, а подчиняется Министерству культуры.
Дело в том, что интересы у этих ведомств несколько различаются. И, скажем, директор учреждения дополнительного образования, структуры общего образования, вполне может быть не только не художником, а и вообще не иметь никакого отношения к искусству.
А для искусства это важно. И, к тому же, необходимы традиции. Школы Министерства культуры, как правило, старые, существуют ещё с очень давних советских времен (а иногда и досоветских!), и они сохранили ответственность за качество профессиональной подготовки учащихся. Поэтому и конкурс в эти старые школы выше.
А если конкурс высокий, а вы, поступающий, никогда не занимались академическими рисунком и живописью раньше, то задание на вступительном экзамене может быть для вас не очень понятным по задачам. И как будут оценивать: что хорошо в работах поступающих, а что хуже? Что показывает хороший вкус, по мнению преподавателей школы, а что никуда не годится? Вы этого не знаете, и с какой стороны подступиться к работе, не представляете.
Я предлагаю вам заранее сделать живописный этюд, упражнение, которое поможет сориентироваться перед экзаменом по живописи.
Вам, скорее всего, на экзамене предложат сделать кратковременный этюд с простой натурной постановки с 1-2 предметами быта несложной формы, на цветном фоне. Примерно такую:
Прежде всего, сделайте подготовительный карандашный рисунок на выданном формате. У меня это А3, советую и вам взять такой же для этюда. Сейчас у вас достаточно времени для тренировки, торопиться некуда.
Нужно хорошо закомпоновать предметы, то есть разместить их в листе. Старайтесь, чтобы рисунок был уравновешенным.
И приступайте к собственно живописи красками. В моём примере предлагается работать гуашью. Гуашь по своим качествам ближе к масляной живописи, чем к акварели, не станет растекаться, усложняя техническую задачу. Лучше работать новыми красками. И совсем не обязательно покупать дорогие, и такие, где много цветов в наборе. Главное, чтобы краски были в полужидком, мягком состоянии, не засохшие. И ещё потому хорошо работать новыми красками, что в них точно не закончатся белила в течение работы над одним вашим этюдом. 🙂
Вам вполне хватит 6 цветов для работы над этюдом.
Я в своём примере использовала вот эти цвета:
И ещё вполне можно было обойтись без коричневого.
Итак, начнем работу.
В этом упражнении есть такое требование. Вы должны любой участок изображения писать так, чтобы было множество не растёртых по плоскости мазков, и чтобы мазки были как бы «мерцающими», никаких ровных заливок. А также цвет на любом участке должен состоять из не менее чем 3 разных красок . Не старайтесь смешать краски на палитре до ровного цвета. Пусть они смешиваются в мазках прямо на работе.
И это обязательно. При таком условии каждый небольшой участок изображения будет иметь несколько другой, чем соседний участок, оттенок. Этого и нужно добиться.
Не закрашивая никакой объект, будь то фон или предмет, полностью, возле границ красочного пятна начинайте работу над передачей соседнего цвета. Это важно для того, чтобы почувствовать и передать цветовые отношения натуры.
Все время помните о требовании использовать не менее 3 красок на каждом участке. Можно больше.
Продолжаем заполнять пространство цветом.
Если постановка освещена контрастно, обращаем внимание на теплохолодность и тональную разницу теней. Если на экзамене эта задача не ставится, то натурный натюрморт, скорее всего, будет иметь рассеянное освещение.
Продолжая работу, обратите внимание, насколько различаются на натурной постановке оттенки даже одной и той же драпировки в разных местах: ближе и дальше от источника света, на переднем плане и на дальнем. Продолжаем работать мазками почти в стиле пуантилистов.
Когда работа практически закончена, можно уделить внимание некоторым деталям. Только постарайтесь не перестараться, прорисовывая, например, узор на поверхности или ободок какой-нибудь кружки. Чаще даже лучше обойтись без них, детали, старательно прорисованные неопытной рукой, будут выглядеть искусственно.
Я прорисовала совсем немного. Узор на горшке копировать не стала.
Внизу на моём листе образцы использованных красок, это для наглядного пособия ученикам.
А пара работ учащихся с этой постановки вот, показываю. Одна выполнена точно по заданию, с соблюдением всех его условий, а вторая — так, как было привычно автору по предыдущему опыту.
Вам желаю успеха! Думаю, работу «мерцающими» мазками на экзамене в художественную школу профессиональные преподаватели-художники поймут и оценят.
Источник