Этюд фигуры человека акварелью поэтапно для начинающих

Рисунок фигуры человека на уроках живописи

Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении. Особенно он сложен для детей, имеющих слабое объёмно-пространственное видение натуры, слабые навыки работы различными изобразительными материалами.

Роль преподавателя художественной школы – помочь школьнику освоить приёмы и методы натурного рисования фигуры человека, разобраться в сложном конструктивном строении, особенностями изображения фигуры человека в различных движениях и ракурсах.

Программа по живописи художественной школы предусматривает изучение строения фигуры и головы человека уже с первого класса.

При обучении используются различные принципы, помогающие ускорить процесс обучения. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, уровень имеющихся знаний учащихся на момент изучения определённой темы. У ребёнка должны быть первоначальные навыки работы графическими и живописными материалами, навыки объёмно-пространственного мышления, понимания колорита и цветотональных характеристик сложной формы. Освоив более простые формы, ребёнку проще изобразить и достаточно сложный объект, а также более сложные ракурсы и движения фигуры человека.

Занятия по живописи тесно связаны с занятиями по рисунку и композиции, на которых учащиеся знакомятся с пропорциями фигуры человека, с различными техническими приёмами и материалами изображения. Важную роль в живописном этюде играет подготовительный рисунок, так как наспех сделанный рисунок приведёт к неточностям и лишней грязи при исправлениях кистью. В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры решаются и ком­позиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразитель­ность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цвето­вых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

Читайте также:  Как нарисовать замок гуашь поэтапно

Перед учащимися должны быть чётко поставлены цель и учебные задачи к каждому заданию. В первом классе основной задачей является передача большой формы, общая тональная характеристика объекта. Выполняются задания на передачу силуэта фигуры человека в статичной позе и не сложном движении.

Затем выполняются фигуры с большей детальной проработкой, с различными предметами. Прежде чем приступить к заданиям на передачу колорита, выполняются этюды в технике гризайль. В таких работах легче понять распределение тона на сложной форме, передать освещение, объём и плановость.

Для первых постановок по живописи фигуры подбирают натур­щика хорошего телосложения. Одежда рекомендуется простая, хорошо обле­гающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отно­шениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках луч­ше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

С первых занятий нужно обратить внимание на выбор места для работы. Не желательно выполнять зарисовки, сидя в классе всё время на одном месте, также как и зарисовывать фигуру только с одного ракурса. Это сильно ограничит возможности ребёнка в обучении живописи фигуры. Так, например, некоторым учащимся, вяло пере­дающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где от­ношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

В старших классах усложняются позы, фигуры могут выполняться в движении, в сложных ракурсах, на определённую тему. В портретах ставится задача на передачу портретного сходства. Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы. Большое значение приобретает отказ от мелочей и умение делать обоб­щение. Одновременно с этим необходимо реалистически правдиво переда­вать особенности живой формы в условиях пространственного решения фи­гуры в интерьере с определенным освещением. Многие из портретных заданий предусматривают, наряду с выявлением характерных индивидуальностей натуры, и передачу определенной профессии людей. К работе над портретом предъявляются новые, более высокие требования. Здесь необходимо добиться индивидуального сходства портретируемого, передать его возрастные особенности, а также те призна­ки, которые в какой-то мере дают представление о его профессиональной принадлежности. Все это требует наблюдательности при изучении модели. Полезно перед портретной зарисовкой выполнить наброски отдельных частей лица — глаз, рта, носа, уточняется проработка кистей рук.

При изображении фигуры в интерьере дополнительно решаются задачи взаимосвязи окружающего фона и передачи плановости. Фон, его детали должны раскрывать тематику задания. Необходимо продумать позу, по возможности детали костюма, антураж. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. Интерьер мо­жет быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Луч­ше подбирать все постановки спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщика — контрастные сочетания тонов. Верно найденные детали обстановки могут помочь в углублен­ной характеристике изображаемого человека.

Очень важным моментом является разнообразие подходов и решений заданий, сменяемость учебных задач, поскольку необходимо поддерживать интерес учащихся данных возрастных категорий и предоставить возможность для творческого осмысления заданий. Чтобы повысить заинтересованность учащихся в занятиях, многие задания можно выполнять по определённым темам. Натурщиков на занятиях одевать в различные костюмы. В нашем натурном фонде есть русские народные костюмы, узбекские, японские, а также костюмы разных эпох. Элемент игры, а также подготовка к заданию, одевание в костюм создаёт положительный настрой на работу, что значительно повышает уровень выполнения задания.

Преподаватель объясняет, какому сословию принадлежит данный костюм, при каких обстоятельствах и как он одевается. У детей появляется возможность изучить костюм со всех сторон. Одевая его, ребёнок представляет себя героем давно прошедших времён или известным литературным персонажем. Если вначале ребёнок был скованным, то постепенно он вживается в образ, раскрепощается.

На протяжении всего курса изучения фигуры человека чередуются краткосрочные задания и длительные. Также задания могут выполняться как акварелью, так и гуашью. Это помогает не зацикливаться на одинаковых технических приёмах.

Необходимо напоминать ученикам, что при работе акварелью на бумаге сначала наносится легкий карандашный ри­сунок всей фигуры или портрета натурщика. Затем выполняются акварельные прокладки боль­ших поверхностей с целью предварительной цветовой подготовки для после­дующих покрытий. За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона, так как при высыхании ослабляется насыщенность набранного тона. Последующие проклад­ки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки. Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы – вливать один цвет в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.

Этюды выполняются в два – три слоя.

Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей спо­собностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую по­верхность. В этой технике также можно применять разнообразные приёмы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать лучше более жёсткими кистями, такими как колонковые или щетинные. Также из-за особенностей кроющих способностей в первых прописках не рекомендуется брать белила, иначе живопись получится разбелённой.

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в сме­сях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхно­сти. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении на­турщика в национальном костюме.

В живописном этюде применяется метод работы отношениями, когда подбирается цвет того или иного места формы, при этом учитывается взаимодействие соседних цветов. Этот метод позволяет воссоздать форму, пространство. Для верной передачи цветовых отношений нужно руководствоваться своими ощущениями от натуры, её цветовых особенностей, условий света и среды, окружающей модель.

В работах начинающих художников часто наблюдает­ся отсутствие цельности, разбелённость живописи, неумение и боязнь взять тот или иной участок в полную силу тона. Особенно часто это встречается при решении освещен­ных мест, когда все части формы берутся одинаково светло, без учета того, что некоторые участки несколько повернуты от источника света и, следова­тельно, должны быть темнее. Иногда же светлые поверхности и блики уча­щиеся оставляют белыми, что не выявляет ни фор­мы, ни нюансов светотени. Грубой ошибкой является попытка теневые места решать тем же цветом, что и освещенные, только утемнив его. Другая ошиб­ка — составление тона для теневых мест путем примеси черной краски. В действительности, освещенные и теневые места различны по цветовым ха­рактеристикам, хотя иногда могут иметь местами близкие тона. Также прокладывая теневые места по не высохшему слою краски, локальный цвет вымывается холодными тонами. При большом числе покрытий акварель теряет прозрачность, появляются грязные места.

Многие ученики тяготеют к эффектному и броскому ре­шению композиции, равнодушно относясь к достоинствам постановки, ос­нованной на неярких, скромных цветовых отношениях, не замечая имеющие­ся в ней богатые возможности для живописи.

Здесь большую роль приобретает вопрос воспитания художественного вкуса и понимания задач подлинного искусства. В этих целях полезно боль­ше практиковаться в самостоятельном подборе натурных постановок, как в классе, так и дома. Нужно составлять композицию постановки в определенном колорите, огра­ничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами.

Наряду с практической работой необходимо изучать образцы портретного искусства, соз­данные мастерами прошлого, а также с работами современных российских и зарубежных живописцев. Также полезно работать педагогу во время урока, на примере своего этюда показывать различные технические приёмы работы живописными материалами, способы исправления ошибок.

Выполнение живописных этюдов фигуры человека и портрета на уроках живописи помогает учащимся понять особенности конструкции сложной формы фигуры и головы, прививает навыки натурного рисования фигуры, развивают глазомер, ведёт к развитию таких творческих способностей, как художественная наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений и позволяет в дальнейшем использовать полученные знания в творческих композициях.

Источник

Краткосрочный этюд головы. Живая натура. Акварель

юлия сухова
Краткосрочный этюд головы. Живая натура. Акварель

Цель: Выполнить этюд головы человека, передав характерные особенности модели.

Научиться видеть и передавать главное в натуре.

Сформировать навыки анализа и пространственного моделирования формы головы при помощи цвета.

Познакомиться колористическими особенностями и с нюансами живописного решения лица человека.

Развить способность быстро концентрировать внимание на решении поставленной задачи.

Развить наблюдательность и умение работать с моделью.

Развить навыки работы в материале.

Живопись головы человека является непременной составляющей системы классического образования учащихся изобразительному искусству.

Живопись живой головы требует от учащихся глубоких знаний и определенной подготовки. Так как окраска кожи, волос, глаз, губ, щек затрудняет видение формы.

Для того чтобы живопись головы не свелась только к срисовыванию внешних черт и передаче локальных цветов, рекомендуется ввести в процессе обучения кратковременные, или как их называют краткосрочные этюды головы, в которых основное внимание уделялось художественному живописному решению.

В краткосрочном живописном этюде учащиеся развивают чувство пластики, понимание цвета и способность к живописному видению.

Учащимся рекомендуется выполнять несколько краткосрочных этюдов головы человека в технике акварели.

В таких быстрых этюдах удобно решать задачи компоновки головы, целого видения, звучности цветового решения. Краткосрочный этюд позволяет учащимся научиться писать темные места (тени) головы цветом. Так как практика показывает, что наиболее трудно ученику, начинающему художнику, увидеть в натуре цвет тени.

Научится видеть тень в цвете – это одна из трудных и необходимых задач в живописи портрета.

Делая краткосрочный этюд, учащийся не должен стремиться в короткий срок промоделировать портрет с натуры до мельчайших подробностей, как если бы он делал этюд за много сеансов.

Для выполнения этюда головы удобно использовать бумагу формата 40 х 30см. Расстояние до модели около 1,5 — 2 метров.

Изображение располагается чуть выше середины листа. Если модель развёрнута в три четверти или в профиль, то перед лицом пространства должно быть несколько больше, но так, чтобы затылок не «влипал» в край листа.

Лёгкими линиями выполняется построение, опираясь на знания о строении и пропорциях головы.

Прежде чем приступить к живописи, следует определить самые плотные и самые светлые цвета в натуре. На палитре набирается несколько основных оттенков, определяя тоновые и цветовые отношения. Начинать работу стоит с самых насыщенных мест, отталкиваясь от них в дальнейшем построении этюда.

Подбирается цвет, соответствующий самым светлым местам на лице. Широкой кистью покрывается поверхность лица и шеи.

Дальше набирается фон и масса волос, мягко вплавляя их друг в друга по касаниям. Со стороны освещённой части лица фон берётся плотнее и насыщеннее. Это помогает сконцентрировать внимание на лице и глубже передать пространство.

Работая над лицом, следует иметь в виду характерные колористические особенности его частей. Например, нос, щёки, веки и уши всегда красноваты, лоб стремится к охре. Область подбородка очень живописна и имеет оливковые, сизые, лиловые оттенки.

Парные части лица прорабатываются одновременно. Уточняются линии верхних и нижних век, радужную оболочку, зрачки, слезники, ноздри, крылья носа, уголки рта.

В живописи головы должен применяться метод работы отношениями, то есть учащиеся точно подбирают цвет того или иного места формы, но и учитывают действие и взаимодействие соседних цветов на этот цвет и влияние данного цвета на соседние цвета. Этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает учащихся от раскраски.

Выполняя живописный этюд головы, учащийся должен каждую плоскость — грань объемной формы, найденную в натуре, — решить в цвете.

Затем расставляются цветовые акценты. Тёплые и чёткие располагаем на границе максимально освещенных и теневых частей лица, там, где нужно подчеркнуть точный контур. Это позволит передать глубину и прозрачность тени, лежащей под наиболее выступающими частями лица (бровями, кончиком носа, подбородком).

Когда этюд почти готов, методом лессировки добиваемся колористического единства этюда. Холодным оттенком проходимся по освещённым местам. Влажной кистью соединяем цветовые пятна воедино. Добиваемся ещё большей мягкости в касаниях лица с фоном и волосами.

Ниже представлены работы учащихся Детской школы искусств имени А. И. Плотнова 6 класс (12 лет).

«Весенняя акварель» или «В картинной галерее. Натюрморт». Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Весенняя акварель» или «В картинной галерее. Натюрморт» (Занятие по ознакомлению с искусством в подготовительной логопедической группе).

Фоторепортаж «Шерстяная акварель» Предлагаю Вашему внимаю работы моих учеников, учащихся в 8, 9, и 10 — х классах. Все работы они создавали в течении нескольких.

НОД в первой младшей группе «Вот он, ёжик — ни головы, ни ножек» Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот он, ежик — ни головы, ни ножек!» Тема: «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Цель: учить.

Презентация «Шерстяная акварель» «Живопись шерстью»- совершенно новое направление украшения интерьера, результатом которой являются декоративные картины из шерсти. Сюжетом.

Психолого-педагогический тренинг «Живая планета-живая душа» Цель: создание условий для развития межличностных отношений, умения работать в команде, улучшение эмоционального фона педагогов и закрепление.

Рисование слона в технике «гуашь и акварель» Изначально задумывали нарисовать слона одной линией широкой кистью, когда хобот, ноги обретали бы свою толщину сразу. Учились смешивать.

Шерстяная акварель или картины из шерсти Объёмные картины смотрятся на стене более чем красиво. Я бы сказала — шикарно. Поэтому важно думать и создавать новое в шерстяной акварели.

Шерстяная акварель с учениками «Woolen watercolor StaR» Суть этой шерсти в том, что у нас большое разнообразие цветов. 1. На что я обращаю своё внимание — тень. Рассматривая картинку, картину,.

Этюд для детей младшей группы «Утята» Утята. Этюд для детей младшей группы. Действующие лица: Мама-утка и пять утят. Костюмы: для Мамы-утки приготовить желтый платок с пришитым.

Этюд «Мне скучно» Этюд «Мне скучно» Программное содержание: развивать логическое и образное мышление; внимание; слуховую; зрительную и тактильную память детей.

Источник

Оцените статью