Эстетическое воспитание дошкольников при рисовании

Эстетическое развитие в рисовании
консультация на тему

Материал по эстетическому воспитанию в детском саду

Скачать:

Вложение Размер
esteticheskoe_razvitie_.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Рисование — графически – живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать некоторые элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.

Лепка — способом пластического изображения дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека; применять материал <глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности.

Аппликация — декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.

Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассмотреть вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Эмоционально — творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспитанная в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, исследователь детского творчества В. И. Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Он не может поставить себя на место центрального образа, а поэтому он должен искать другие пути для проявления активности.

Трудности восприятия стихов о природе обусловлены ещё и тем, что у детей мало знаний о явлениях природы и её образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.

Однако лирика природы по выражению В. И. Лейбсона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства изобразительной деятельностью детей.

Охарактеризуем методику работы по развитию эстетических эмоций и восприятия пейзажной лирики о природе с детьми разного возраста. На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребёнка представления, педагог заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отображает его в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём рассказал поэт.

С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребёнка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Но роль иллюстрации к произведению значительно меняется. Педагог уже имеет возможность свободно использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.

Работа по развитию эстетического восприятия стихов о природе продолжается и детьми седьмого года жизни. Им доступно рассматривание двух-трёх иллюстраций или репродукций, которые отражают лишь сходный пейзаж, причём описание его может быть представлено в двух-трёх стихотворениях.

Стихи для занятий изодеятельностью следует подбирать доступные и понятные детям по теме, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, т.е. неизменным условием отбора произведения является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.

Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т.е. внешние признание объектов и явлений действительности. Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение — только тогда оно вызовет определённые зримые представления.

Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к восприятию в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать про изведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с чёткой рифмой. Выразительность образа создаётся при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, в произведении должна быть логическая зависимость слов, стройная их согласованность.

Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.

В пейзажной лирике дошкольник воспринимает, прежде всего ритм, проявляет особую чуткость к нему. Ритм стиха создаёт определённое настроение у ребёнка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки.

Природа раскрывается в произведениях в цветовой, композиционной характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов — прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. Например, в стихотворении А. Толстого описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные» Т.е. непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.

Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «тёмный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.

Иногда авторы выражают цвет, присущий тому или иному образу природы, времени года с помощью метафоры. Например, И. Суриков, характеризуя наступление зимы, употребляет выражение «поле снегом забелело» («Первый снег»)

В произведении А. С. Пушкина «Идет волшебница зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». И, наконец, колорит может вырисовываться с помощью эпитетов — прилагательных, дающих яркую цветовую характеристику той или иной картины природы. Например, наступление зимы с торжеством утверждает «белый праздничный наряд» рябинки в стихотворении Е. Трутневой «Первый снег».

Стихотворения о природе помогают ребёнку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображения на листе бумаги Определённые слова указывают на место происходящего действия. Так Л.Квитко, в стихотворении «Одуванчик» воспроизводит довольно обширную картину природы, подмечая, что цветок растёт и на дорожке, и на ложбинке, и в траве.

Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Например, эпитеты существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчёркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки. Так, Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», А. Пушкин — «волшебницей», подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое название зимы вызывает у ребёнка желание необычно, волшебно нарисовать зимнюю картину.

Итак, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.

Источник

Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников

Венера Багирова
Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка»

Выступление на семинаре — практикуме:

«Рисование – средство

художественно – эстетического воспитания дошкольников»

Воспитатель:

В начале об изобразительной деятельности в целом.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей.

Изо деятельность приносит много радости. Но, как правило, имеются некоторые проблемы и эта проблема актуальна на сегодняшний день (слайд №1). Занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.

Сегодня на семинаре рассмотрим один из видов изобразительной деятельности – рисование. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

Условия. (слайд №2)Педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

В процессе обучения рисованию у ребенка совершенствуется зрительное восприятие, наблюдательность, художественный вкус, творческие способности. В дошкольном возрасте рисование является важнейшим средством познания окружающего мира. При обучении рисованию дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности процесса рисования. (слайд №3)

(слайд №4) Основные правила рисования

1. Спина ребенка должна оставаться прямой на протяжении всего занятия.

2. грудь должна быть на уровне стола.

3. Обе руки должны находиться на столе. Одной рукой рисуют, а второй придерживают лист бумаги, чтобы он не скользил.

4.Во время занятий нужно выполнять пару упражнений на расслабление кисти: сжимать и разжимать кулачки, поднимать вверх, расставлять пальцы в разные стороны, напрягаем их, а затем потряхивать кистями рук, постепенно их, опуская вниз.

(слайд №5) Что надо учитывать во время занятий рисованием

Правила проведения занятия по рисованию для дошкольниковнадо знать и соблюдать: • Никогда не смеяться и не говорить, что малыш не умеет рисовать

• Не стоит взрослому исправлять и дорисовывать в рисунках ребенка за него

• Не заставлять детей рисовать образ по приказу взрослого. Ведь это уничтожает фантазию и воображение детей.

(слайд №5)Надо обучать детей:

• пользоваться разными материалами для рисования (красками, карандашами, мелками, губкой, пальцами, щеткой и расческой, ватными палочками, крупами и пластилином, использовать фольгу и картон, бумагу и дырокол)

• пробовать различные методики нетрадиционного рисования

• нестандартно подходить к образу (даже если не будет сходства вообще)

• самостоятельно подбирать цвета и краски

• совместно рисовать с ребенком

• каждый раз обсуждать с ребенком, что он изображает, как и почему выбрал такой цвет

• При необходимости создавать фото коллажи их работ.

Сейчас рассмотрим структуру проведения занятия по рисованию.

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно (слайд№6)

1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;

2) руководство процессом выполнения работы

3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.

Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана.Структура этой части занятия примерно такова: (слайд №7)

1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.

3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям,

должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать, вырезывать или лепить.

В младших и средней группах интерес к занятию можно возбудить,внеся в рассматривание предмета элементы игры: разговор детей с мишкой или куклой, со снеговиком как с живым персонажем, включив игровые действия, моменты сюрпризности, неожиданного появления игрушки и пр.

В старшей и подготовительной группах, разговор следует вести в более деловом и серьезном тоне, но не забывать о выразительной интонации.

Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети, сегодня вы будете рисовать и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно, и интерес к занятию.

Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель.

(слайд№8) Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого.

После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно, чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.

(слайд №9) Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.

После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию

Во время занятий дети совершают открытия, творят. Ведь для них важен сам процесс, а не результат, хотя он тоже радует. Положительные и яркие эмоции захлестывают ребят, они раскрываются и отражают через рисунки свой внутренний мир.

Источник

Читайте также:  Какие цвета нужно смешать чтобы получить золотой цвет гуашью
Оцените статью