- За границей белого тумана
- Метод, придуманный художником Владимиром Вислоушкиным, позволяет даже слепым детям научиться рисовать
- «Изобразительное искусство по методике экспресс–рисования» (3)
- Педагоги
- Содержание программы
- Цели программы
- Результат программы
- Особые условия проведения
- Материально-техническая база
- «Изобразительное искусство по методике экспресс — рисования»
- Педагоги
- Содержание программы
- Цели программы
- Результат программы
- Особые условия проведения
- Материально-техническая база
- Экспресс рисование по вислоушкину
За границей белого тумана
Метод, придуманный художником Владимиром Вислоушкиным, позволяет даже слепым детям научиться рисовать
В шестидесятых, когда известный спор между физиками и лириками был в самом разгаре, Владимир Иванович Вислоушкин, а тогда еще просто Володя, был на стороне физиков. Только что закончив школу, он мечтал о романтичной и модной в те времена профессии геофизика, а лириков откровенно презирал. Зато теперь утверждает, что, видимо, необходимо было дойти до той черты, чтобы наконец-то понять: лирики нужны не меньше, чем физики, а может, даже и больше. Только для этого прозрения он сначала должен был. ослепнуть.
Правый глаз он потерял в геофизической экспедиции. Получил инвалидность. И вдруг в 20 лет попав в изостудию и, по сути, впервые столкнувшись с рисованием, Владимир Вислоушкин неожиданно для себя понял, что вот это и есть то дело, которым он хочет и будет заниматься.
Затем художественное училище. Владимир Иванович был уже довольно успешным монументалистом, достаточно много преподавал, когда в результате травмы практически перестал видеть и левым глазом. После трех операций врачи смогли сохранить ему лишь остаточное зрение. Все предметы на расстоянии вытянутой руки теперь сливались в сплошной белый туман. Казалось бы, пора было поставить крест еще на одной мечте – ну не может слепой человек быть художником. Оказывается, еще как может. Ведь у творческого человека остается образное видение.
Более того, вероятно, именно из-за слепоты Владимир Иванович и смог сделать открытие, разработав собственную систему “экспресс-рисование». Его методика позволяет любому новичку уже через самое короткое время рисовать ну если и не как профессионал, то где-то близко к этому уровню. Открытие не было случайным. Еще в училище молодой и нетерпеливый Вислоушкин, рисуя первые постановки вроде классического куба, недоумевал: зачем на это отводится так много времени? Целых 12 часов. И махом изображал этот самый куб. Да еще лучше, чем остальные. Все последующие годы Вислоушкин дорабатывал и доводил до совершенства придуманную им систему.
Со временем, переехав в маленький тихий городок Вуктыл под Сыктывкаром, Владимир Иванович развил бурную деятельность: сначала организовал студию, потом творческое объединение при Дворце культуры, потом Детский фонд изобразительного творчества, в котором дети сами принимали заказы, сами работали и даже руководили. После того как Детский фонд был успешно задавлен налогами, как какое-нибудь благополучное предприятие, Владимир Иванович решил больше не связываться с рыночной экономикой, а пошел в муниципалитет, предложив свои хорошие руки и умную голову. Так в Вуктыле появился Центр изобразительного творчества, которым Вислоушкин руководит вот уже шесть лет.
В центре разработана комплексная программа семилетнего художественного образования, которая, подхватив ребенка еще в детсадовском возрасте, через школу подводит его к конкретной специализации, помогая уже в седьмом классе определиться как специалисту в том или ином направлении. Проще говоря, центр раскрывает в человеке те или иные творческие способности, даже когда окружающие, да и сам человек считают, что их у него просто нет.
– А вы умеете рисовать? – спросил меня Владимир Иванович.
Я растерялась. Умею ли? Пожалуй, нет. Хотя моя дочка и утверждает, что на уровне ребенка рисую я хорошо. Могу Чебурашку какого-нибудь изобразить.
– Вот видите, – говорит Вислоушкин. – Может быть, в вас спит художник-мультипликатор, который будет создавать настолько выразительные образы, что профессионал вам только позавидует. А может, в вас сидит художник-модельер. Или портретист, шаржист, карикатурист.
Каждый ребенок в центре может попробовать себя в архитектуре, дизайне одежды, посуды, мебели. Всего таких направлений девять. В полном объеме процесс этот довольно длительный, только общеобразовательный подготовительный курс длится четыре года. Зато постепенно сами дети понимают, что им больше нравится, и педагогу становится ясно, что у них лучше получается.
– Но ведь не все люди становятся художниками и вообще являются творческими людьми, – продолжала я сомневаться. – А как же будущий банкир?
– Развивать художественный вкус необходимо каждому человеку, – ответил Владимир Иванович, – тогда человек будет красиво одеваться, сможет создать для себя уютный дом, но не только это. Умение рисовать – это способность передать свой внутренний мир, это возможность более глубокого, интересного общения с другими людьми. Наша система занятий развивает самое главное – центр ассоциативно-образного мышления. Всем известно, что у одних людей преобладает художественный тип мышления, у других – логический, аналитический тип. «Экспресс-рисование» объединяет и тот, и другой, помогая развивать оба и, по сути, подводит к пространственно-образному мышлению.
А вообще методы художника Вислоушкина подходят как для детей, так и для взрослых, как для слепых, так и для зрячих людей. Когда на планшет натягивается леска, образующая решетку, то даже человек, который не видит, через серию простейших установок сможет нарисовать, к примеру, кувшин. При этом натянутая леска позволяет ему ощущать границы своей работы. Потом он сам создаст объем, оклеив контуры этого кувшина веревочкой. Вылепит рельеф. Остается только отлить гипсовую форму, склеить две половинки, и кувшин готов для дальнейшей работы. Подобные упражнения у себя в центре Вислоушкин проводит и со зрячими детьми: им просто завязывают глаза и предлагают нарисовать то-то и то-то. Говорят, острота ощущений поразительная. Ведь пальцы – это как бы наше второе зрение. Особенно великолепно получаются портреты, они порой выходят даже живее и непосредственнее, чем когда художник работает с открытыми глазами.
На последней республиканской отчетной выставке в Сыктывкаре директор Центра изобразительного творчества написал объявление, что в течение пяти выставочных дней будет проводить показательные занятия для родителей с детьми. И вдруг подошла одна немолодая женщина и попросила включить ее в группу. Оказывается, она страстно мечтает рисовать, но сколько ни пыталась научиться, не получалось. Три занятия были разминочными, а темой четвертого дня был портрет, карикатура, шарж. На пятый день утром женщина принесла 17 великолепных портретов. Результат собственной работы ее потряс. А Вислоушкин только улыбался. К подобному он уже давно привык.
К сожалению, идеи и открытия, которые находятся вне досягаемости столиц, как правило, не получают широкого распространения. А жаль. Я видела, как увлекла методика экспресс-рисования 16-летнего Женю – сына друзей Владимира Ивановича, у которых он обычно останавливается в Москве. Настолько, что подросток, никогда в жизни не увлекавшийся рисованием, с радостью ухватился за предложение Вислоушкина немного позаниматься с ним и его друзьями. Одна девочка рассказывала мне, что после первого же занятия на нее нашло такое вдохновение, что она рисовала всю ночь. А ведь заинтересовать сегодня 16–18-летних молодых людей не так-то просто. Владимир Иванович утверждает, что из самого Жени может получиться неплохой художник, его работы уже сегодня по-своему любопытны. Ну чем не доказательство того, что возможности его системы помогают не только раскрыть талант, но и довольно быстро привести к эффективным результатам.
Источник
«Изобразительное искусство по методике экспресс–рисования» (3)
Программа художественной направленности «Изобразительное искусство по методике экспресс – рисования» 3 год обучения
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе обучения обучающиеся знакомятся с совершенно необычной и экспериментальной техникой рисования, а также впервые получают знания о закономерностях строения объёмных форм, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм. Занятия ведутся по методике Вислоушкина В. И. «Экспресс-рисование», которая состоит из нескольких комплексных уроков. Система экспресс-рисования помогает раскрепостить творческий дар ребенка и помогает найти тот путь, который в дальнейшем дает много приятных минут творчества. Система экспресс-рисования – путь ускоренного обучения рисованию.
Развитие знаний, умений и навыков (в отличие от 1 и 2 года обучения) осуществляется за счет повторения и усложнения теоретического содержания и практических заданий.
Педагоги
Шапкина Татьяна Андреевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких разделов:
1. Уроки раскрепощения (коррекции)
2. Уроки дизайнера
3. Уроки архитектора
Цели программы
Формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Результат программы
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты.
К концу обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства различных материалов;
- правила техники безопасности.
К концу обучения дети будут уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- проявлять свои творческие способности, воображение, фантазию.
Общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- чувство композиции, зрительная память, мышление.
Особые условия проведения
Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение: хорошо освещённый кабинет с удобными рабочими местами, раковиной, доской, стендами, мультимедийным оборудованием, мольбертами, карандаши простые, ластики, краски гуашь, акварель, карандаши восковые, бумага формата А4, А3, цветная бумага, цветной картон, пастель.
Дидактические и методические материалы:
— образцы детских рисунков, иллюстрации, шаблоны;
— репродукции работ русских и зарубежных художников;
— таблицы: «Композиция натюрморта»; «Пропорции человека»; «Виды штрихов»; «Основные приёмы работы с открыткой»;
— плакаты с изображением животных, птиц, растений;
— мультимедийные презентации к занятиям;
— плакаты по цветоведению, по правилам техники безопасности.
Источник
«Изобразительное искусство по методике экспресс — рисования»
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с совершенно необычной и экспериментальной техникой рисования, а также впервые получают знания о закономерностях строения объёмных форм, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм.
Система экспресс-рисования помогает раскрепостить творческий дар ребенка и помогает найти тот путь, который в дальнейшем дает много приятных минут творчества. Система экспресс-рисования – путь ускоренного обучения рисованию.
Педагоги
Шапкина Татьяна Андреевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких разделов:
5. Бытовой дизайн
6. Промышленный дизайн
7. Сказочная архитектура
8. Городская архитектура
Цели программы
формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства с помощью методики экспресс-рисования В. И. Вислоушкина.
Результат программы
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты.
К концу обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства различных материалов;
- правила техники безопасности.
К концу обучения дети будут уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- проявлять свои творческие способности, воображение, фантазию.
Общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- чувство композиции, зрительная память, мышление.
Особые условия проведения
Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение: хорошо освещённый кабинет с удобными рабочими местами, раковиной, доской, стендами, мультимедийным оборудованием, мольбертами, карандаши простые, ластики, краски гуашь, акварель, карандаши восковые, бумага формата А4, А3, цветная бумага, цветной картон, пастель.
Дидактические и методические материалы:
— образцы детских рисунков, иллюстрации, шаблоны;
— репродукции работ русских и зарубежных художников;
— таблицы: «Композиция натюрморта»; «Пропорции человека»; «Виды штрихов»; «Основные приёмы работы с открыткой»;
— плакаты с изображением животных, птиц, растений;
— мультимедийные презентации к занятиям;
— плакаты по цветоведению, по правилам техники безопасности.
Источник
Экспресс рисование по вислоушкину
56. Васильева Е.И. Что нужно знать о цвете: В помощь воспитателям детских садов // Дошкольное воспитание. — 1958. — № 1. — С.49-51.
57. Васильева Е.И. Развитие творческой инициативы у детей дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1960. — С.25-34.
58. Веденеева Т. Азербайджанский орнамент в декоративном рисунке // Дошкольное воспитание. — 1965. — № 7. — С.17-19.
59. Веселкина Л. и др. В стране веселых песен // Дошкольное воспитание. -1997. — № 9. — С.60-61.
60. Веселкина Л., Федяшкина М. Учим рисовать штрихом // Дошкольное воспитание. -1997. — № 10. — С.71-74.
61. Вершинина Н.А. Каждый ребенок – творец // Они пойдут в школу / Под ред. В.Г. Маралова. — Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1987. — С.69-74.
62. Вершинина Н.А. Влияние системных знаний о композиции живописных произведений на совершенствование композиции детских рисунков // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. — Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. — С.59-66.
63. Виноградова Е.В. С чего начинается рисунок / Учебно-методическое пособие по рисованию для детей дошкольного возраста. — М., 1993. — Ч.1. — 42с.
64. Виноградова Е.В. Рисуем храмы… Дворцы… Города. — Альбом: Упражнения по рисованию для детей. — М.: Калинин, 1998. — 40с.
65. Вислоушкин В.И. Мои уроки экспресс-рисования. — Сыктывкар: Коми республиканский центр народного творчества, 1993. — 149с.
66. Волкова А.А. Рисование, лепка и другие занятия с материалами в детском саду и на площадке // В помощь воспитателю детского сада и площадки на селе. — М.; Л., 1939. — С.46-57.
67. Волкова А.А. Как занимаются с детьми рисованием и лепкой // Дошкольное воспитание. — 1940. — № 6. — С.82-86.
68. Волкова А.А. Рисование по заданию в старшей группе детского сада: Материалы ЦДНМК, 1940.
Источник