- Техника
- Акварель по-мокрому или Английская акварель
- Акварельная живопись по мокрому. Советы и хитрости
- 1. Выберите правильную бумагу.
- 2. Поймать нужный момент.
- 3. Подъем краски с поверхности бумаги.
- 4. Используйте фен.
- 5. Сохранить влагу с помощью влажной ткани.
- Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»
- Техники рисования акварелью — советы и приемы
- Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:
- Акварель по-сухому (Итальянская акварель)
- Шаги художника в технике акварель по-сухому:
- Акварель по-мокрому (Английская акварель)
- Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
- Смешанная техника акварели
- Приемы комбинированной (смешанной) техники:
- Однослойная техника акварели
- Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:
- Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:
- Многослойная техника акварели (лессировка)
- Особенности многослойной техники акварели:
- Приемы в многослойной технике также разнообразны:
- Виды резерважа:
- Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
Техника
Акварель по-мокрому или Английская акварель
Акварель по-мокрому (иногда принято также говорить «мокрым-по-мокрому» или «акварель по-сырому») – техника, заключающаяся в обильном смачивании листа водой с обеих сторон и нанесении красок за один сеанс. Впервые серьезно примененная Тернером, в последние годы эта техника становится все более популярной у тех художников, которые стремятся к динамичности штриха, цветовым эффектам, особой прозрачности и текучести изображаемого. Освоение техники требует времени и внимания художника, который точно должен знать степень напитанности бумаги водой (акварель и без того является водорастворимой краской), чтобы добиться нужного эффекта. Ведь ошибка в этом виде письма (в отличие от лессировочной акварели) не подлежит исправлению. Одна ошибка – и полотно летит в мусорную корзину, а художнику предстоит начать работу заново! Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. Это одна из самых сложных техник в живописи. Она не позволяет работать на этюдах или на открытых пространствах и не любит искусственного света.
Произведениям, выполненным акварелью «по-мокрому», свойственна мягкость мазка и неповторимая фактура красочного слоя, которых невозможно добиться ни в какой другой живописной технике. Этот метод акварельной живописи подходит как для выполнения пейзажей и передачи атмосферных эффектов, нежных прозрачных работ, так и для экспрессивных ярких, многоцветовых произведений.
Краска наносится быстро, в полную силу, одним касанием. Пигменты разных цветов с водой, нанесённые на мокрую бумагу, не смешиваются до конца, краски «отодвигают» одна другую и «просачиваются» друг в друга, создавая новые неожиданные сочетания.
Элемент случайности и непредсказуемости всегда очень силён, так как обеспечить полный контроль над процессом движения краски невозможно. Акварель дама капризная, требующая владения техникой, но дающая необыкновенные эффекты и возможности.
Александра всегда работает в закрытом помещении, где нет сквозняков и только при дневном свете и на горизонтальной поверхности, чтобы избежать подтёков. В своих работах Александра не использует белую и чёрную краску, так как, этих цветов в чистом виде не существует в природе. Данные цвета художник получает смешиванием красок остальной палитры. И эта особенность является первой особенностью творчества Александры.
Второй особенностью ее творчества является использование больших форматов рисунка, размеры некоторых из них превышают 100 см в ширину.
К третьей отличительной черте творчества художника стоит отнести яркость и буйство красок, и эмоциональность рисунка.
В заключении нашего очерка об акварели по-мокрому давайте вспомним самых известных представителей техники.
Одним из самых ярких художников использующих технику Английской акварели является Ульям Тернер. Он часто прибегал к технике акварели по-мокрому («мокрым-по-мокрому»), когда требовалось выполнить сразу много рисунков. Так он работал над сериями акварелей пейзажных видов, которые предназначались для последующего гравирования. Опытный акварелист, он, по свидетельству очевидца, создавал свои произведения «с удивительной, чудовищной скоростью» и достигал плавных переходов тона и свежести цветов. Художник рисовал одновременно четыре акварели, поочерёдно окуная бумагу с эскизом, закреплённую на рисовальной доске, в ведро с водой и, быстро нанося краску, завершал определённую часть рисунка. В конце уже по высохшей бумаге он прорабатывал крупные и мелкие детали, штриховал, растирал пальцем и даже соскабливал краску. Реализуя свой замысел, Тёрнер никогда не следовал строго одному методу, используя все приёмы из арсенала художника-акварелиста. Следует, однако, отметить, что акварельные краски XIX века приближались по своим свойствам к современной гуаши.
Во второй половине XIX века среди пенсионеров-архитекторов Императорской Академии одним из первых технику «по-мокрому» в области архитектурного рисунка применил М. Месмахер. Его акварель «Вид Кельнского собора» выполнена так, как рисовали акварелисты уже XX века — свободно, с потёками и очень живописно. Почти весь лист создан «на одном дыхании», автор лишь в нескольких местах прорабатывает архитектуру вторым слоем краски, оставляя обобщёнными задний и передний планы.
Британский акварелист-самоучка и педагог Джон Лидзи, экспериментируя, нашёл собственный стиль. Он рисовал на гладкой бумаге (горячего прессования), чтобы обеспечить беспрепятственное движение краски, комбинируя техники «мокрое-по-мокрому» и «мокрое-по-сухому». Лидзи ценил именно непредсказуемость результата, но в то же время пытался управлять процессом.
В творческом наследии А. Фонвизина акварели «по-мокрому» составляют исключение: обычно художник работал по сухой бумаге кистью большого номера, на которую набирал краску вместе с водой. Лишь иногда он писал по увлажнённой плотной розовой бумаге, загрунтованной белилами, нанося акварель по ещё влажному грунту, добиваясь цельности красочных соединений, «особой бархатистости» цветов. Так была создана его серия работ, посвящённых цирку (1950-е годы). Фонвизин называл эту технику «фресковой».
Источник
Акварельная живопись по мокрому. Советы и хитрости
Мокрый по мокрому, один из наиболее характерных приемов акварельной живописи, в частности применение пигмента к влажной бумаге. Этот сложный метод дает весьма непредсказуемые результаты, потому что есть очень много факторов, которые имеют значение (например, текстура бумаги, количество воды, плотность пигмента, затраченное время). В этом есть что-то магическое, как цвета смешиваются друг с другом, создавая красивый, яркий эффект.
В то время как краски спонтанно смешиваются в акварельной живописи по мокрому, никогда не помешает иметь небольшой контроль над процессом. Вот некоторые советы и приемы, которые могут Вам помочь в этом.
1. Выберите правильную бумагу.
Как уже упоминалось выше, текстура бумаги играет важную роль, когда вы пишете мокрым по мокрому. В бумаге горячего прессования (гладкая фактура) меньше абсорбента, поэтому цвета будут плавать на поверхности дольше.
Бумага холодного прессования (полугладкая фактура) и грубая бумага (сушка без отжатия), с другой стороны, поглощают воду гораздо быстрее.
2. Поймать нужный момент.
Если наносить краску, когда на мокрой бумаге присутствует блеск, цвета будут распространяться на большой площади Вашей картины, создавая неопределенные формы. Когда Вам нужно сделать мягкий, но не слишком рассеянный мазок кисти, просто подождите, пока поверхность станет не глянцевой, но все еще сырой и прохладной на ощупь.
Соотношение вода / пигмент также очень важно. На картинке выше, первый мазок наносили на блестящей мокрой бумаге. Второй был сделан, когда бумага была больше не глянцевой, но краска на кисти оказалась с большой примесью воды, поэтому она значительно распространилась. Третий мазок был сделан в то же время, но с большим использованием пигмента.
3. Подъем краски с поверхности бумаги.
До тех пор пока бумага еще влажная, вы можете легко сделать корректировки, если что-то пойдет не так. Просто тщательно промокните кисть и поднимите краску от бумаги. В некоторых случаях может понадобиться, сменить воду на чистую перед подъемом. Хитрость тут в том, что влажная кисть поглощает больше воды, чем выпускает, поэтому она будет подбирать мокрый пигмент с поверхности Вашей картины.
Кроме того, можно сделать некоторые корректировки, когда бумага сухая, но есть шанс что ваша картина потеряет свежесть и будет выглядеть перегруженной.
Примечание: Обратите внимание на пигменты, которые Вы используете: некоторые из них труднее поднять, чем другие.
4. Используйте фен.
Используйте фен при живописи мокрым по мокрому, и вам не придется ждать готовности нужного слоя для продолжения работы.
На картине с белкой использовался фен. Акварельные мазки вышли с хорошо определенными и мягкими краями. Этот метод дает акварельной живописи тонкий, кристально-полупрозрачный вид.
Примечание: Будьте осторожны, чтобы не пересушить бумагу.
5. Сохранить влагу с помощью влажной ткани.
Если нужно, чтобы бумага оставалась влажной в течение более длительного периода времени, Вы можете взять любую влагостойкую поверхность (например стекло, пластик), положить тонкую влажную хлопчатобумажную ткань на нее, а затем лист бумаги, смоченный водой с обеих сторон.
С помощью этого простого трюка, бумага будет удерживать воду в течение нескольких часов.
Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»
Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.
Источник
Техники рисования акварелью — советы и приемы
В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.
Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” — вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью — это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.
Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:
Акварель по-сухому (Итальянская акварель)
Acquarello – это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.
«Акварель – это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.
Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием». Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.
Шаги художника в технике акварель по-сухому:
У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Акварель по-мокрому (Английская акварель)
Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)
Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.
В своей книге «Как понять акварель» писатель Том Хоффманн сказал: «Картина акварелью — диалог между художником и зрителем, причем у каждого своя роль. Если говорить будет лишь один, второму станет скучно.»
Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».
Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».
Смешанная техника акварели
Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.
Приемы комбинированной (смешанной) техники:
Основное правило техники: бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.
Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника. Примеры комбинированной техники в работе художника Константина Куземы.
Следующим вопросом для художника является создание красочных слоев. Различают однослойную и многослойную техники (лессировку).
Однослойная техника акварели
Если перефразировать знаменитого сатирика, одно неосторожное движение, и в лучшем случае получится графика вместо акварели. Краска накладывается в один слой, корректировку производить нельзя. Однослойную технику можно применять сухим-по-сухому, и мокрым-по-сухому.
Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:
Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:
Плюсом в однослойной технике является создание живописных акварельных переливов. На сухом листе легче контролировать текучесть и очертания мазков. Современные художники часто проводят мастер-классы и выкладывают видео в Youtube. Технику однослойной акварели можно посмотреть, например, у акварелиста Игоря Юрченко.
Тем же, кто неустанно совершенствует технику акварели, стоит овладеть многослойной техникой (лессировкой), в которой работают известные мастера.
Многослойная техника акварели (лессировка)
Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка – многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.
Особенности многослойной техники акварели:
Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.
Непревзойденным мастером многослойной акварели считается Сергей Андрияка. Помимо творчества художник активно занимается преподавательской деятельностью, работы его и учеников постоянно выставляются.
«Масляная живопись – это словно езда на лимузине, а акварель – на «Феррари». Не та респектабельность и безопасность, но это правда круто» — остроумно заметил хорватский акварелист Джозеф Збуквич. Что же требуется для того, чтобы написать хорошую акварель, или «с ветерком проехаться на «Феррари» по мнению художника? Он же отвечает: «Следуй за акварелью, или просто рисуй».
Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).
Приемы в многослойной технике также разнообразны:
Виды резерважа:
Можно создавать акварели в технике гризайль (монохромные), дихромные (с охрой) и многоцветные рисунки.
Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
И опять о принципе «дело мастера боится»: каждый художник может создавать свои, авторские приемы и техники. Делиться или нет с окружающими – его дело, но каждый художник отвечает за оригинальность своей работы. Как сказал уже упомянутый акварелист Джозеф Збуквич: «Акварель – босс. Я лишь ее юный помощник».
Источник