Доизобразительная стадия рисования это

Доизобразительный период

Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ре­бенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как тако­вой.

Доизобразительный этап в формировании детского рисунка продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяю­щиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображе­ния [22]. Другие авторы [25] различают внутри доизобразительного этапа стадии «марания», ритмических каракулей и ассоциативную стадию.

Стадия «марания». Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулени­ем ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладе­вающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули — это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка за­кругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ре­бенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2).

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблю­дая действия старших, ребенок пытается их копировать. А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» — это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ре­бенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Читайте также:  Античное золото краска акварель

Стадия ритмических каракулей. Постепенно у ребенка появляется возмож­ность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать од­ни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, стано­вятся ритмичными.

Рис.4. Машина и человек


Ассоциативная стадия — третья и последняя стадия доизобразительного пе­риода рисования — возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возни­кает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. А.А. Смирнов отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном на­правлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они по­немногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму лома­ных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо ре­альные предметы» [цит. по: 22, с. 34]. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» -ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем — это отношение к нему самого ребенка.

В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду — изобразительному.

Источник

Этапы развития детской изобразительной деятельности.

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском раз­витии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Зна­ние особенностей каждой из них поможет правильно оце­нить детский рисунок.

Доизобразительный этап начинается на втором году жиз­ни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Общим для него является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, их трудно соотнести с реальностью.

Первая стадия — стадия экспери­ментирования средствами изодеятельности (до 1,5 лет) – манипулятивная и предметно-орудийная деятельность (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову).

Вторая стадия доизобразительного этапа — эксперимен­тирование со штрихом и пятном (ее называют также ста­дией лишенных смысла штрихов или стадией марания). Основана на подражании действиям взрослых. Малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журна­лам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве мате­риала и цели действия с ним — стремление получить след.

Третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двига­тельную активность и подражание действиям взрослых, ре­бенок, благодаря «открытию» следа как результата своих дей­ствий, старается изображать «пучки» бесформенных линий.

В завершение Доизобразительной стадии должна появиться способность за­мыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизи­тельно похожие на окружность, овал или угловато-округ­ленную фигуру, которая локализует на листе некоторое осо­бое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком. т.е. чем-то реаль­ным.

Изобразительный этап начинается со стадии бесформен­ных изображений или стадии ассоциативных каракуль (от 2,5 до 4 лет). На рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реаль­ное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или ок­руглыми штрихами, совершенно самостоятельными, не при­мыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают.

Вторая стадия — стадия схем (от 3 до 6 лет, частично продолжаясь до 7—8 лет (па­раллельно с последующими стадиями)).

Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрощенных схем, где изображаются лишь некото­рые части объектов, неопределенные по форме, до постепен­ного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дори­совывать штрихи до образа. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвраща­ются к стадии экспериментирования.

Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он со­стоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точка­ми и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног» или «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в жи­вотике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.

На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и ту­ловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а стано­вятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки), обозначающие руки или кружки-ладошки. Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.

Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14лет.

Она характеризуется последовательным отказом от схем, обознача­ющих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатле­ния в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсор­ным.

Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой..Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей жен­ского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы. Чаще чело­век изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает).

К 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, пове­ствования (у них изображение дополняется речью и носит игровой характер).

Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия пра­вильных (реалистических) изображений. Точность изображения соответствует графической грамоте. Этим критериям отвечают рисунки не­большой части детей и подростков, обучающихся в специ­альных художественных школах (в 10—11 лет или 13—14 лет).

Дети в стадии правильных изображений спо­собны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изоб­ражаемого объекта.

Рисунки детей стадии обобщенного рисунка теряют свою привлекательность. Они как будто бы снова становятся не­умелыми каракулями детей первой стадии.

Вывод: Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Игра­ют роль и обучение и способности. Следует заметить, что дети, не прошедшие полнос­тью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обуче­нии письму.

Источник

Этапы и стадии развития детского рисунка

Антонина Шайдурова
Этапы и стадии развития детского рисунка

ЭТАПЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов. Основополагающими для исследователей, изучающих эту область детского творчества являются этапы и стадии, которые выделяли Г. Кершенштейнер и К. Риччи.

Первый этап: стадия «каракуль» — начинается в возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.

«Стадия последующей интерпретации» — возникает в период от 2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.

Второй этап: «изобразительный» — этот этап также имеет несколько стадий. Первая стадия «рисунка с примитивной выразительностью» По мнению Г. Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно в этот период, по словам исследователей (Г. Кершенштейнера и К. Риччи, «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.

Стадия «схематизма» — состоит в том, что в этот период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т. д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.

Стадия «чувства формы и линии» — характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.

Стадия «правдоподобного изображения» — является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой стадии имеет вид силуэта.

Стадия «реального изображения» -характерна только для детей старше 10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А. В. Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту».

КЛАССИФИКАЦИЯ, ВЫДЕЛЕННАЯ А. В. БАКУШИНСКИМ,ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД:

Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»: от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире; с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве; с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете; осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».

Второй этап «доизобразительный»: рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта); первично-аналитический период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода; период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований; орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.

Третий этап «изобразительный»: фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей (действий, которые представляют собой первые изобразительные символы. фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами; фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным. фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства; фаза сюжетно-изобразительной формы, вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.

Фестиваль детского рисунка «Моя мама» (фотоотчёт) В честь женского праздника 8 марта в нашем городе был организован Фестиваль детского рисунка «Моя мама». Мы с ребятами решили поучаствовать.

Фотоотчет. Конкурс детского рисунка «Этот День Победы!» В моей группе «Смешарики» с конца апреля по 5 мая проходил конкурс детского рисунка на тему «Этот День Победы!», посвященный 70 — летнему.

Фотоотчёт об участии во всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебные линии» Уважаемые коллеги! Мы приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебные линии» Цели и задачи конкурса: знакомство с.

Фотоотчёт о выставке детского рисунка «Светлая Пасха» в детском саду На землю сходит светлый праздник Пасхи, Волшебнее любой волшебной сказки, Чудеснее любых земных чудес: Христос воскрес! Воистину воскрес.

Книга детского рисунка «Дорогою добра» В связи с намечающимся выступлением нашей группы на открытом занятии в детском саду, мы начали изготовление книги детского рисунка. Наша.

Мастер-класс детского рисунка, приуроченного к акции ко Дню борьбы со Спидом Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы – воспитатели старшей группы «Звездочки»: Кулижникова Татьяна Николаевна – высшая квалификационная.

Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.

Источник

Оцените статью