Для рисования как увидеть тень

Три правила, как нарисовать тень в цвете

Если вдуматься, то рисунок это и есть игра света и тени. Всего три правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени, чтобы картина была живой и настоящей. Они просты, и сейчас мы их подробно рассмотрим.

Часто видим такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Как так получается? А посмотрите внимательно на то, какие тени отбрасывают нарисованные предметы. Самая частая ошибка начинающих художников кроется именно в том, как они изображают тени.

Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики. Вечером же, или в пасмурную погоду, и цвета и тени приглушаются, размываются, уменьшается контрастность. Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.

Читайте также:  Наши пушистые друзья изобразительная деятельность нетрадиционная техника рисования тычком

Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись. Ведь восприятие цвета любого предмета людьми, не только в живописи, но и в жизни, зависит напрямую от температуры освещения. Новички часто останавливаются только на создании формы тоном. Типичная, но очень серьёзная ошибка начинающих художников, когда они тени предмета рисуют тем же цветом, только делают его темнее. В действительности же нарисовать одним и тем же цветом и свет, и тень нельзя!

Итак, вот они, три правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)

1. Если свет тёплый, то тень будет холодная. Если свет холодный, – значит тень тёплая.

Это очень легко запомнить: всегда наоборот, всегда противоположно.

То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный. Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Не надо этого бояться. Общий тон картины не испортится. Это уже проверили все великие художники.

➡ Нажмите на картинку для увеличения

Если мы делаем, например, пейзаж, при ярком солнечном освещении, то в тени должны быть внесены тёплые оттенки. Почему? Потому что дневной свет чаще всего бывает белым, или приобретает лимонный и бледно-голубой оттенки. А значит, имеет достаточно холодную цветовую температуру. Непривычно такое слышать, правда? Но всё относительно. Проще для понимания то, что на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п

Что такое цветовая температура можно наглядно понять по рисунку. Измеряют её в Кельвинах (К).

На правах рекламы. Некоторые темы в рисовании достаточно сложно изучать самостоятельно. Иногда нужен совет опытного художника. Где найти подходящие курсы рисования? Эту проблему можно решить здесь, подобрав себе подходящие курсы рисования. Там вы найдёте художественные школы и для детей, и для взрослых.

2. Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре

Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.

💡 Вводятся дополнительные цвета, конечно же, совершенно по чуть-чуть, вы понимаете. Наша задача не нарисовать разноцветные пятна, а сделать тени натуральными. Подробнее о цветовом круге читайте здесь.

Например, вы рисуете жёлтый абрикос, синюшную сливу и алый помидор. Находим эти цвета на круге и смотрим, что там напротив. Дополнительные цвета распределятся соответственно: для жёлтого – фиолетовый, для синего – это будет оранжевый, для красного – зелёный.

3. Совпадение температуры у цвета предмета и света, который на него падает, усиливает собственный эффект. Противоположный свет – ослабляет.

Это надо просто знать:

  • тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + тёплый свет = ярче, насыщеннее, сильнее по тону
  • холодный цвет + холодный свет = насыщеннее, звонче, ярче
  • холодный цвет + тёплый свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
  • тёплый + холодный свет = бледнее, ахроматичнее, слабее

Рассмотрим это правило на примере яркого, солнечного и такого «тёплого» мандарина.

Картина первая. Мандарин лежит на столе, освещается тёплый светом от лампы или свечей. На освещённом участке он будет казаться более ярким и насыщенным, чем в реальности. А в тени оранжевый цвет во-первых, потеряет цветность, станет более серый, и во-вторых, станет холоднее по тону.

Это достигается введением дополнительного цвета. В данном случае синего. То, что находящиеся рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга, довольно известно. Но новичкам в живописи не всегда понятно, что дополнительные цвета нейтрализуют друг друга при смешении.

Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками.

Авторы Risoval-ko постарались сформулировать три правила, как правильно нарисовать цветную тень, наиболее понятным образом. Надеемся, что они помогут вам рисовать ещё лучше!

Источник

Тени от объектов

Рисование теней является важной частью трехмерного рисунка. Вам нужно понять геометрию этого процесса. Это не так сложно, как кажется. Тень — это форма, созданная объектом на поверхности (или нескольких поверхностей) путем блокировки света. Чтобы увидеть тень, вам нужен источник света.

Существует два типа источников света: натуральный (солнце, луна) и искусственный (лампа, свеча, вспышка и т. д.).

Естественный свет

Естественные источники света (Солнце и Луна) находятся от нас довольно далеко. Таким образом, световые лучи, которые исходят от них на объект, считаются параллельными (из-за расстояния).

Искусственный (точечный) свет

Точечный свет намного ближе к нам. Мы можем позиционировать его более точно в нашей среде — мы можем точно сказать, насколько далеко и насколько высоко он находится от объекта.

Надо знать:

1 — Источник света (желтая точка)

3 — Точка заземления источника света — положение источника света на поверхности (зеленая точка)

4 — Линия, соединяющая точку заземления источника света и нижнюю часть объекта (черная линия)

5 — Линия, соединяющая источник света (1) и верхнюю часть объекта (красная точка), служит для определения конечной точки тени (6)

6 — Конечная точка тени на поверхности

Это правило применяется для обоих типов источника света и для всех форм и объектов. Существует только одно отличие:

Естественный свет

Линии (4) параллельны, поскольку источник света находится очень далеко, поэтому нам не нужно рисовать желтую точку (1). Линии (5) также параллельны по той же причине.

Прожектор

Каждая угловая точка соответствует приведенному выше правилу, чтобы сформировать точную форму тени.

Тень точки

Представьте, что вам нужно нарисовать тень маленького круглого объекта, почти точку. Давайте нарисуем одну из мух. Почему нет?

Итак, здесь у нас есть комната с одним источником света и мухой. Поверхность — коричневый пол — здесь мы собираемся разместить тень.

Первое, что нужно сделать, это отметить положение источника света на полу (черная точка).

Проводим прямую вертикальную линию вниз до пола и отмечаем точку на полу, которая находится точно под светом.

Отмечаем положение мухи на полу. Обратите внимание на положение света и мухи в отношении друг друга — в этом случае свет ближе к нам, чем муха (вам не нужно рисовать коричневые горизонтальные линии — они просто для справки).

Соединим точки от источника света и объекта линией — она будет определять направление к тени.

Создадим линию от источника света через муху до плоскости пола. Точка пересечения двух линий покажет положение тени.

Тень от карандаша (плоская тень)

Начните, опять же, с определения положения вашего источника света на поверхности пола. Обратите внимание, что в этом случае объект (карандаш) ближе к нам, чем источник света.

Соедините точку источника света на полу с нижней плоскостью объекта.

Теперь нарисуйте линию (луч света) от источника света через верхний кончик карандаша. Это определит длину тени.

Тень от карандаша (согнутая тень)

В случае, если вам нужно нарисовать тень, которая падает на несколько поверхностей (пол и стены), используйте те же самые шаги, просто слегка подкорректируйте их. Скажем, ваш карандаш находится рядом со стеной. Тень падает как на пол, так и на стену. Вот как вы это делаете:

Просто согните линию, когда она попадает на стену.

Нарисуйте линию от света через верхнюю часть карандаша, как показано.

Тень от куба

Рисование тени от куба (ящика) — это повторное использование той же технологии, что и в случае создания тени от карандаша. Вам придется повторить те же шаги со всеми углами куба, которые образуют тень.

Известно, лучший способ рисовать трехмерные формы — это рисовать их с «прозрачными сторонами» — как будто форма сделана из стекла.

Проведите линии от точки источника света на полу через все угловые точки нижней плоскости объекта.

Нарисуйте линии от источника света через верхние угловые точки объекта. Точки пересечения образуют теневую форму.

Тени других геометрических форм

Тень цилиндра

Тот же метод используется для создания тени цилиндра с небольшими корректировками.

Источник

Понятие терминов тень, светотень, рефлекс, блик. Как наложить тени на рисунок правильно

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет — самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень — неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон — плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик — светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение — это свет от солнечных лучей, а искусственное — это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки : прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

Подписаться

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи о рисовании!

Популярные статьи

  • ТОП-5 лучших современных художников-акварелистов
  • Характеристики основных направлений в живописи
  • Тонкости выбора красок для начинающих художников, или Плюсы и минусы масляных, акриловых и акварельных красок

ЧОУ ДПО «ОЦ «Аристек»

Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга № 3354 от 13.03.2018

По окончании обучения выдается
удостоверение установленного образца
в соответствии с законом
«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ

Источник

Оцените статью