Диагностика по рисованию песком

«Поднос с песком, как средство диагностики, коррекции и развития»
методическая разработка по теме

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать игры с песком в процессе специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие детей.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Скачать:

Вложение Размер
master_klass_osrts_dlya_ineta.docx 31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Областной социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Белгород.

педагога – психолога Парфеновой Л.А. на тему:

«Поднос с песком, как средство диагностики, коррекции и развития».

Дети, поступающие в наш центр, в основном с особыми образовательными потребностями и нарушениями эмоционально – волевой и личностной сфер. Нарушение познавательной деятельности является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций. Характерно: ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, наличие аффектов, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес. Несформированность навыков игровой деятельности. Для решения всех вышеперечисленных задач, я использую поднос с песком.

Что же происходит во время игры ребенка в песочнице? Игра — не только форма общения детей между собой. В игре можно преодолевать свои внутренние проблемы, можно развиваться, формировать свое «Я». Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать игры с песком в процессе специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие детей.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с нашими детьми.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. Через игру дети познают окружающий мир, также игра является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Поднос с песком — уникальный инструмент, позволяющий иметь дело со многими событиями жизни, включая травмы, проблемы отношений, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.

Технологии игры в песок многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

Игры в песке можно разделить на:

— обучающие (известно, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что длительно не фиксируется внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика .

— познавательные (с их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир).

— проективные (игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики).

Задачи игр в песке согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации, чтобы помочь маленькому ребенку:

— развить более позитивную Я-концепцию;

— стать более ответственным в своих действиях и поступках;

— выработать большую способность к самопринятию;

— в большей степени полагаться на самого себя;

— овладеть чувством контроля;

— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

— развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Перед формированием цикла коррекционных занятий с детьми я провожу диагностическое обследование. Использую следующие методики по темам:

1. Диагностика межличностных конфликтов: тест «Рисунок семьи», беседа.

2. Диагностика внутриличностных проблем ребенка: «Дерево», «Цветовой тест Люшера», «Домики» (Иматон), наблюдение .

3. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка: графическая методика «Кактус», тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

4. Диагностика познавательной сферы: методики из альбома Семаго, тест Равена, методики Шипициной.

Занятия проводятся поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности. Например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.

Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре. Продолжительность занятия 20 минут. Количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

Песочница это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна — не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать (вытесняемое в бессознательное) в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. Самое главное “спроецировать” свой внутренний мир вовне. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент — ландшафт его Души.

Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться).

Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт!

Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. «Песочница» не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, совершенствует предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, но и ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение морального пространства собственного бытия, построение образа мира, который связан с внутренним изменением сознания, поскольку можно сказать, что «создавая образ мира, мыслящий человек одновременно изменяет и самого себя».

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Таким образом, игры с песком позволяют:

— Стабилизировать психоэмоциональное состояние

— Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику

— Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности

— Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию

— Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор

— Разнообразить способы сотрудничества, коммуникации

— Корректировать поведение (агрессию, обидчивость, демонстративность, эгоцентризм, импульсивность и т.д.)

— Работать с детскими страхами, как с рациональными, так и иррациональными

— Корректировать детско – родительские отношения

«Песочница» — это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. Возможности игр на песке, поистине неисчерпаемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  1. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  1. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с

Источник

Диагностика по арт песочнице детей раннего возраста

Определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами арт песочницы, песочной терапии.

Содержимое разработки

Диагностика по арт песочнице

детей раннего возраста

Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами арт песочницы, песочной терапии.

Форма проведения диагностики наблюдения за ребенком во время занятия с песком.

Группа: ранний возраст

Вид деятельности: (арт песочница или песочная игровая терапия)

Высокий уровень (активность ребенка, проявляет самостоятельность, инициативу; быстрое осмысление задания с песком) – 3 балла

Средний уровень — эмоциональная отзывчивость, интерес играть с песком, желание включиться в игровую деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы — 2 балла.

Низкий уровень — малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к играм с песком, нет активного интереса, равнодушен. Не способен самостоятельно выполнять игровые упражнения с песком — 1 балл

— Больше наблюдает, чем работает сам;

— Активно участвует в играх;

— С трудом сосредоточивается на играх, много отвлекается игровая деятельность.

— Излишне аккуратен, боится песка, не использует воду;

— Аккуратен в меру возраста;

— Неаккуратен, разбрасывает песок и не замечает этого.

— В песочнице мало предметов (0—5);

— В песочнице достаточное для игры количество предметов (5—10);

— Песочница перенасыщена предметами, они мешают ребенку сосредоточиться на игре.

— Ребенок идет на контакт со взрослым во время игр с песком;

— Ребенок не идет на контакт со взрослым во время игр с песком;

— Предпочитает играть один.

Игровые действия с песком

— слушает, показывает, подражает действиям воспитателя;

— слушает, показывает, но не подражает действию воспитателя;

— не слушает, не показывает, не подражает действию воспитателя.

ребенок внимательно наблюдает и воспроизводит фигуру или действие на песке;

— ребенок наблюдает, воспроизводит не точную фигуру или не точное действие на песке;

— ребенок не внимателен, не воспроизводит фигуру, малоактивен.

Владение предметными знаниями по направлению игровой деятельность песком

— понимание и принятие ребенком игрового процесса обучения песком и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях; «открыт» к творчеству.

— воспринимает предметы, принимает игру, но не осознанны игровые действия;

— ребенок закрыт к игровым действиям, не идет на контакт.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Источник

Читайте также:  Электронный планшет для рисования со стилусом детский
Оцените статью