- Технология по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник пластилинографии и торцевания (Г.Н.Давыдова, А.В.Белошистая, О.Ю.Тихомирова) методическая разработка по аппликации, лепке
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Давыдова Г. Н. Пластилинография Давыдова Г. Н. Пластилинография 2. Аннотация
Технология по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник пластилинографии и торцевания (Г.Н.Давыдова, А.В.Белошистая, О.Ю.Тихомирова)
методическая разработка по аппликации, лепке
«Источник творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_plastilinografiya.docx | 72.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Источник творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Xудожественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник.
Tворчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляют поделки, картины, открытки, созданные в техниках «пластилинография», «торцевание».
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемный объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографии.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: новизна, креативность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Торцевание — это один из видов продуктивной деятельности — техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники — создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка», как один мазок кисти в создании картины.
Торцевание на бумаге подразделяется на:
— контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
— плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
— объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение);
-многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, мы развиваем трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Занимаясь пластилинографией и торцеванием, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
— Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
— В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
— Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
— У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
— Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
— У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и нетрадиционные техники (пластилинография , торцевание). Создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
— Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека;
— формировать творческие способности посредством расширения общекультурного кругозора и создать условия для творческой самореализации личности ребёнка;
— развивать творческие способности детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
— формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, торцевания;
— закреплять умение работать на заданном пространстве;
— закреплять приёмы лепки;
— развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
Материал для пластилинографии:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
6. Обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и шприцы для пластилина.
Материал для торцевания:
1. Гофрированная бумага
2. Плотная бумага или цветной картон
3. Карандаш или стержень от ручки
5. Ленточки, пайетки, блёстки, декоративные дыроколы и др.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого.
Мраморный — валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Технология по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник пластилинографии и торцевания имеет художественно-эстетическую направленность и создана на основе методических пособий:
- Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду»,
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии»,
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», «Пластилинография-2»
- «Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий»,
- Никитина А.В «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Тихомирова О.Ю. Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина»
- Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»
- Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина»
Источник
Давыдова Г. Н. Пластилинография Давыдова Г. Н. Пластилинография 2. Аннотация
2 Давыдова Г. Н. Пластилинография Давыдова Г. Н. Пластилинография 2 Аннотация В данном пособии предлагаются конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином пластилинографии. Представлена методика создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Данное пособие рекомендовано для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Содержание: ВВЕДЕНИЕ 2 ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ 3 РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ 5 СНЕГОВИК 9 НАТЮРМОРТ ИЗ ЧАЙНОЙ ПОСУДЫ 12 ПОДАРКИ ОСЕНИ 15 ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН 18 ЧЕБУРАШКА 21 СНЕГУРОЧКА 24 ЗАМОК ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА 27 ТЕРЕМОК 31 МАТРЕШКА 35 УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЫМКА 38 ЧУДО-ХОХЛОМА 42 ГОРОДЕЦ-УДАЛЕЦ 46 ЛИТЕРАТУРА 49
3 Давыдова Г. Н. Пластилинография ВВЕДЕНИЕ Вашему вниманию предлагается обобщенный опыт работы по художественно-изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаемые конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста под девизом: растем и развиваемся через познание, творчество и игру. Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой». Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательнообразовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В данном пособии представлен цикл занятий, посвященных ознакомлению детей с жанрами живописи и народно-прикладным искусством. Особенности используемого материала Пластилин мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам, в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: 1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком). 2. Пластилин материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. 3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. 4. Если работа выполняется в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль. 5. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. 6. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших воспитанников. Буду очень рада, если представленный опыт пригодится вам в практике работы с детьми. Желаю творческих успехов! Выражаю искреннюю благодарность заведующей МДОУ ЦРР, детского сада I «Елочка» города Реутова Коранкевич Елене Николаевне за создание условий для практической работы с детьми на базе детского учреждения.
4 Давыдова Г. Н. Пластилинография ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ Цели занятия: 1. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. 2. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем. 3. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. 4. Учить использовать для работы разнофактурный материал. Материал для занятия: v плотный картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя желтого или коричневого цвета), размер А4, v пластилин коричневого (черного) цвета, v арбузные семечки, v простой карандаш, v гуашь, v кисть, v стаканчик с водой, v салфетка для рук, v осенние листья, v репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Ход занятия 1. Организационная часть. Педагог предлагает детям загадку: Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. День все больше убывает, Когда это бывает? Д. Осенью. П. Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление? Д. Листопад. Листья солнцем наливались, Листья солнцем пропитались, Налились, отяжалели, Потекли и полетели. Зашуршали по лесам, Поскакали по кустам. Ветер золотой кружит, Золотым дождем шуршит. Ю. Капота П. Осень очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Все чаще осенью льют затяжные дожди: Ходит Осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит Осень, бродит Осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый, кленовый. В. Авдиенко Многие поэты восторгались осенней природой, ее многоцветием, ярким колоритом. Композиторы тоже находились под впечатлением осени. В грустные долгие вечера, слушая осенний дождь, они сочиняли музыку. Звучит музыкальная композиция П. Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь Осенняя песня.
5 Давыдова Г. Н. Пластилинография П. А какие еще очень важные приметы осени вы знаете? Д. Звери готовятся к зиме, насекомые прячутся в щели, под кору деревьев, птицы улетают в теплые края, П. Конечно же, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края. Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь им надо много. Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. Физкультурная минутка 9 Дети машут руками, словно крыльями. Дети машут руками интенсивнее. Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд. Дети встают и машут «крыльями». Дети садятся на свои места. П. Художники тоже не были в стороне, под впечатлением красоты осенней природы они брались за кисть и писали картины. Педагог дает возможность детям полюбоваться репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». П. Дети, давайте вспомним, как называются картины с изображением природы? Д. Пейзаж. П. Верно. Сегодня и вам предстоит тоже создать осенний пейзаж, но не красками, а при помощи пластилина. Силуэты деревьев из пластилина будут слегка выпуклыми и сохранят объем, а листву изобразите при помощи арбузных семечек, которые по форме очень напоминают маленькие листочки с одной стороны округлые, с другой имеют заостренный кончик. 2. Практическая часть. Этапы выполнения работы 1. Определить с детьми строение дерева: стволы к вершине постепенно утончаются, у земли, напротив, ствол шире; ветки отходят от ствола с двух сторон, короткие наверху ствола, внизу более длинные, по бокам основных веток расположены маленькие веточки детки. Нарисовать простым карандашом на картоне силуэты 2 3-х деревьев. 2. Раскатать колбаску из коричневого (черного) пластилина, выложить ее по нарисованному стволу дерева. Слегка прижать верхушку, не расплющивая, чтобы она осталась тонкой, в нижней части ствола колбаску следует прижать к картону, чтобы она стала шире. 3. Накатать тонких коричневых (черных) колбасок и выложить их по контуру веточек, длину которых регулировать стекой, отрезать слишком длинные части. 4. Одну из колбасок стекой нарезать на маленькие отрезки, раскатать из них много шариков, распределить их на ветках, не прижимая. Сверху на каждый шарик положить арбузную семечку округлой стороной к веточке и надавить слегка пальчиком, чтобы пластилиновый шарик под семечкой расплющился и прикрепился к основе. То же сделать с «опавшими на землю» листиками около дерева.
6 Давыдова Г. Н. Пластилинография Гуашью раскрасить листики на дереве и на земле в разные цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый и т.д.). Физкультурная пауза во время работы 9 Выросли деревья в поле. Потягивания руки в стороны. Хорошо расти на воле! Каждое старается, Потягивания руки вверх. К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Дети машут руками. Закачались тут же ветки. Даже толстые стволы Наклоны вперед. Наклонились до земли. Вправо влево, взад вперед Наклоны вправо влево, вперед назад. Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Вращение туловищем. Да когда же отдых будет? Ветер стих. Взошла луна. Дети садятся на места. Наступила тишина. 3. Заключительная часть. По окончании работы рассмотреть с детьми получившиеся осенние пейзажи, похвалить детей, проявивших творчество в работе: изобразили улетающий караван птиц в небе, кусты в осеннем наряде, грибочки и т.д. Мы листочки, Мы листочки, Мы осенние листочки. Мы на веточке сидели, Ветер дунул полетели. Мы летали, мы летали, А потом летать устали. Перестал дуть ветерок Мы присели все в кружок. Ветер снова вдруг подул И листочки быстро сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели. Игра «Мы осенние листочки»» Дети стоят свободно, руки с листочками наверху. Покачивание. Разбегаются. Бегают, кружатся. Приседают на корточки. Вновь разбегаются, помахивая руками с листочками. Вновь приседают на корточки. РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ Цели занятия: 1. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. 2. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. 3. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. 4. Укреплять познавательный интерес к природе. Материал для занятия: v плотный картон синего (голубого) цвета, размер А4 (фон может быть выполнен детьми на занятиях изобразительной деятельности по теме «Каким бывает небо»), v набор пластилина, v стека, v салфетка для рук, v иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме. Ход занятия 1. Организационная часть. П. Дети, сегодня ко мне на окно прилетела птичка из леса, я насыпала ей зерен, и в знак благодарности она рассказала мне одну удивительную лесную историю, которую я вам предлагаю сейчас послушать.
7 Давыдова Г. Н. Пластилинография Однажды на лесную полянку ветер занес семечко ели, и оно упало между березой и кленом. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зеленого цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая елочка. И хотя ее корешки прочно укрепились в почве, но уж слишком она была беззащитна перед миром, ее окружающим. Лесные звери так и норовили схватить елочку за зеленую макушку; озорник-ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки. Рядом стоящие береза и клен пожалели бедный росток и принялись опекать елочку, как любящие родители. Березка своей густой листвой прикрывала ее от солнечных ожогов летом, осенью засыпала листвой вместо одеяла, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким березовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клен закрывал малютку своим стволом от сильного ветра. Окруженная лаской и заботой, елочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу ель. Теперь она стояла, возвышаясь над кленом и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А елочка теперь сама заботилась о них. Корни елочки со временем оплели корни березы и клена, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях, бросая в них шишки. Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихия не может их разлучить. П. Где же случилась эта удивительная история? Д. В лесу. П. Правильно. А что такое лес? Д. Лес это деревья. П. Верно. Лес это место в разных уголках нашей планеты, где растет множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут лишь одни сосны. Как вы думаете, как называется такой лес? Д. Сосновый. П. Да, это сосновый бор. Сосна это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и солнца. В шишках сосны семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нем практически нет микробов. С головы зелена, Стволом красна, Высока, стройна Растет сосна. Как невеста на выданье На большом пиру, Лучшей не видано Во всем бору. Иглами вышила Неба треть. Всем она вышла Любо смотреть! А. Яшин П. А как называется лес, в котором растут одни елочки? Д. Еловый. П. Так его тоже называют, но чаще ельником. В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А еще в ее зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни. Вы бы хотели их услышать? Звучит аудиозапись «Волшебные голоса природы» 12. Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни березки? Д. Березовый лес. П. Или березовая роща. Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Береза единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое она получила за цвет коры от слова «бер», означающий «светлый», «ясный», «белый». Многие поэты признавались любви русской березке в своих стихах: Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками.
8 Давыдова Г. Н. Пластилинография Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. А. Прокофьев А как можно назвать лес, в котором растут могучие дубы? Д. Дубовые леса. П. Правильное название такого леса дубрава. Дубы свободолюбивые деревья. Они даже растут друг от друга на расстоянии. Под самим деревом тень от раскидистой кроны, а на полянках между дубами свет. Птицам и зверям в дубраве раздолье. Под могучие дубы поесть вкусных желудей, как в столовую, приходят кабаны. Дубы долгожители, некоторые их них живут по двести, а то и больше лет. Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. И. Токмакова Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья. Д. Разный лес. П. Это смешанный лес. В таком лесу рядом друг с другом могут расти разные деревья: с сосной береза, с елью осина, встречаются и липы, и дубы, и клены. Подумайте и скажите, что объединяет все ранее названные леса? Что между ними общего? Д. Во всех лесах растут деревья. П. Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес. Вы немного засиделись, поэтому я предлагаю вам прогулку по лесу. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле. Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. На полянке дуб зеленый Потянулся к небу кроной. Сильный ветер сосны крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже, Мы с тобой на них похожи. На поляне кедр могучий Задевает кроной тучи. Рядом с ним растет сосна, К. небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней: Быть он хочет подлинней. Вместе по лесу идем, Не спешим, не отстаем. А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялись мы с тобой, Корзинку с ягодой несем. Отдохнуть мы все успели, За столы мы снова сели. Физкультурная минутка 9 Потягивания руки в стороны. Руки вверх. Дети стоят прямо, прижав руки к туловищу. Ноги на ширине плеч, руки вверх. Вращение корпусом вправо и влево. Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, то же на левой. Прыжки на двух ногах как можно выше. Ходьба на месте. Приседания. Ходьба на месте. Дети садятся на места. 2. Практическая часть. П. Многие художники свои картины посвятили лесу. И. Шишкин написал «Зимний лес», «Лесные дали», знаменитое «Утро в сосновом лесу», А. Куинджи и И. Левитан «Березовую рощу» и многие
9 Давыдова Г. Н. Пластилинография другие. Сегодня вам предстоит изобразить разные деревья в смешанном лесу при помощи пластилина. Этапы выполнения работы 1. Уточнить строение изображаемых деревьев. У березы белый ствол, веточки напоминают дуги, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее. У клена прямой ствол, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянутся наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее. У елочки прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу самые длинные, вверху самые короткие. 2. Елочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета ствол, прижать ее к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек. 3. Березка. Раскатать из белого пластилина колбаску ствол березы, расположить его с левой или с правой стороны от елочки. Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки пластилином черного цвета. 4. Клен. Сделать и закрепить ствол, как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо-влево в направлении вверх. Регулировать длину веток стекой. Если данная работа проводится в осенний период, предложить детям украсить деревья листвой из разноцветных маленьких шариков: у клена многоцветная листва, у березы желто-зеленая. Дополнительная физкультурная разминка во время занятия. Березка 8 И. п.: сидя за столом. Мы березку посадили, Выпрямиться за столом. Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед. И березка подросла, Встать за столом. К солнцу ветки подняла, Руки вверх. А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая. И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть. 3. Заключительная часть. П. На занятии вы узнали много нового и интересного о природном сообществе лесе: какие бывают виды лесов, какие деревья в них произрастают, какое строение имеют и не только узнали, но и смогли их изобразить. Ко всему сказанному я только хотела добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Так что не стоит ломать веточки у деревьев, срывать просто так на них листики, потому что вы лишите дерево возможности помогать нам дышать свежим чистым воздухом. Лучше оберегать деревья, ухаживать за ними и сажать новые. Что мы сажаем, сажая леса? Чащу, где бродят барсук и лиса, Чащу, где белка скрывает бельчат, Чащу, где утром вороны кричат. Что мы сажаем, сажая леса? Лист, на который ложится роса, Воздух для легких, и влагу, и тень Вот что сажаем в сегодняшний день. С. Маршак
10 Давыдова Г. Н. Пластилинография СНЕГОВИК Цель занятия: 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. 2. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. 3. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. 4. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. Материал для занятия: v картон голубого (синего) цвета, размер А4, v набор пластилина, v белая яичная скорлупа, v стека, v салфетка для рук, v игрушка снеговик. Ход занятия 1. Организационная часть. Педагог начинает занятие чтением стихотворения Е. Трутневой. Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. П. Снег укрыл не только землю, но и крыши домов, и деревья. Стало светло и очень красиво. И вам, дети, теперь найдется, чем заняться на улице. А скажите, какие зимние забавы вы знаете? Д. На коньках можно кататься, на лыжах ходить по снегу, играть в снежки, строить снежную крепость. Педагог предлагает послушать загадку: Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза угольки, губы сучки, Холодный, большой, кто я такой? Д. Снеговик. П. А почему он так называется? Д. Потому что его лепят из снега. П. А каким образом это делают? Д. Скатывают из снега комки, ставят один на другой, а потом украшают. П. Скажите, а комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные? Д. Комки разные: внизу самый большой, на него ставится поменьше, а наверху, где голова, самый маленький. П. Верно. Дети очень любят лепить снеговиков. Так иногда увлекаются, что забывают обо всем на свете. Послушайте, как это произошло с детьми из стихотворения А. Барто: Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили. Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне. Но темнеет вот досада! Гаснет свет зари, По домам ребятам надо, Что ни говори! Вдруг нахмурилась Наталка, Ей всего лет пять, Говорит: Мне бабу жалко, Что ж ей тут стоять. Мы не ели, мы не пили, Бабу новую слепили.
11 Давыдова Г. Н. Пластилинография Скоро стихнет звон трамвая И взойдет луна, Наша баба снеговая Будет не одна. Мы тоже сегодня будем лепить снеговиков, а чтобы они у вас получились правильной формы, необходимо потренироваться и размять руки для работы. Физкультурная минутка 11 Дети выходят из-за столов и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. Снега мы возьмем немножко, Слепим мы снежки в ладошках. Дружно ими побросались, Наши руки и размялись. А теперь пора творить, Бабу снежную лепить. Ком за комом покатили, Друг на друга водрузили, Сверху третий малый ком, Снег стряхнули с рук потом. 2. Практическая часть. П. Снеговика вы уже делали на занятии по лепке, только он был в виде пластилиновой скульптуры, которую можно осмотреть кругом. А сегодня мы сделаем снеговика на плоскости картоне, он будет виден только с лицевой стороны, но при этом снеговик не будет выглядеть плоским пластилин придаст ему объем, а яичная скорлупа необычную структуру. Этапы выполнения работы 1. Раскатать из белого пластилина колбаску и изобразить снежный покров внизу картона, слегка прижимая и расплющивая ее по поверхности основы. 2. Туловище снеговика. Раскатать из белого пластилина три шарика разной величины: большой и поменьше для туловища снеговика и самый маленький для его головы. Положить самый большой шарик близко к «снежной» полосе, слегка надавить на его поверхность, а затем прижать края шарика к основе. Та часть, которая будет направлена к основе, сплющится и прикрепится к картону, а внешняя сторона останется выпуклой, объемной. Таким же образом выполнить закрепление оставшихся шариков, расположить их друг над другом, чтобы самый маленький шарик, голова, оказался на самом верху. Сделать небольшие шарики ручки и прикрепить сбоку от туловища на средней его части. 3. Выложить поверхность снеговика яичной скорлупой, слегка вдавливая ее в пластилин. Таким же образом оформить скорлупой снежную полосу «земли» внизу картинки.
12 Давыдова Г. Н. Пластилинография Шапка-ведро. Раскатать шарик из зеленого пластилина, сделать из него лепешку путем сдавливания пальчиками. При помощи стеки отсечь под наклоном боковые стороны и нижнюю его часть, придав форму ведерка, закрепить его на голове у снеговика. 5. Метла. Раскатать две колбаски из черного пластилина, одну расположить под шариком-рукой, другую стекой разрезать на одинаковые части и прикрепить наверху шарика-ручки в виде прутиков метлы. 6. Голова снеговика. Скатать маленькие горошины черного цвета глаза, тонкую колбаску рот, красную морковку нос. 7. Дополнить сюжет изображением деревьев и елочек, покрытых белым снегом (белые колбаски из пластилина), распушить нижнюю часть веточек елочки с помощью стеки. Физкультурная пауза 9 Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем Он деревья крутит, вертит вправо и влево. И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. По опушке зайчик скачет, Прыжки. Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок Вот и скрылся наш дружок! Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься. 3. Заключительная часть. Педагог вместе с детьми любуется выполненными работами, хвалит детей за проявление фантазии и внесение в работу дополнений (ягод рябины на дереве, птиц, тучек на небе, из которых идет снег, белого зайца и т.д.). П. Дети, а что случится со снеговиком, если его внести в теплую комнату? Д. Он растает. Педагог в заключение предлагает послушать стихотворение Ф. Грубина: Белая зима. Все в инее. Снежная баба от стужи синяя. Ни обеда не ест, ни ужина. Снежная баба, ты простужена? Что ты, чудак, тепла мне не нужно! С синею стужей живу я дружно. Что же лучше мороза да инея? Земля белая, небо синее.
13 Давыдова Г. Н. Пластилинография НАТЮРМОРТ ИЗ ЧАЙНОЙ ПОСУДЫ Цели занятия: 1. Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. 2. Закрепить представления детей о натюрморте. 3. Развивать у детей чувство композиции, цвета учить располагать элементы узора на поверхности предмета. 4. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии. 5. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. Материал для занятия: v плотный картон синего цвета размером в половину альбомного листа, v набор пластилина, v стека, v салфетка для рук, v посылка с чайником и чайной парой (чашка с блюдцем), v баранки. Ход занятия 1. Организационная часть. П. Дети, нам пришла посылка из магазина. (Распечатывает посылку и ставит содержимое на стол.) Что это нам с вами прислали? Дети перечисляют наименования предметов посуды. П. А как вы думаете, для чего используется эта посуда? Д. Чтобы пить из нее чай. П. Как же можно обозначить одним словом, какая эта посуда? Д. Чайная. П. А кто из вас знает, из чего она изготовлена? Ответы детей. Педагог уточняет ответы детей. П. Посуда сделана из особой глины фарфора. Она очень тонкая и хрупкая, обращаться с ней следует аккуратно. Фарфоровая посуда удобна и очень красива, стенки посуды покрыты специальным составом глазурью, поэтому она так весело поблескивает. А если по фарфору легонько постучать, то услышите мелодичный звук. Фарфор изобрели очень давно в Китае. Китайцы хранили тайну производства фарфора и ни с кем не делились своим секретом. Русские мастера в течение долгих лет разгадывали тайну фарфора, а потом русский ученый, Дмитрий Иванович Виноградов, нашел подходящую для фарфора глину, и в нашей стране тоже стали делать фарфоровую посуду. Вот мы с вами и узнали секрет нашей посылки и тайну происхождения фарфоровой посуды. Теперь я расположу посуду красиво на столе, приготовлю ее к чаю. А что еще можно добавить к чаепитию? Д. Конфеты, баранки, пряники. Педагог кладет на стол баранки. П. Дети, у нас на столе получился натюрморт. А кто-нибудь может мне напомнить, что такое натюрморт? Ответы детей. Педагог уточняет ответы детей: картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы, созданные руками человека, называются натюрмортом. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт. Прежде чем изобразить предметы, художник их красиво расставляет, а потом в своей картине передает форму предметов, их цвет. В натюрморте всегда какой-нибудь предмет является главным в композиции. Как вам кажется, какой предмет в нашем натюрморте заявляет, что он самый главный? Д. Чайник. П. А почему вы так думаете? Д. Он самый большой, поэтому и главный. П. А как бы вы назвали наш натюрморт? Д. «Приглашение к чаю», «Чайная посуда», «Чай с баранками».
14 Давыдова Г. Н. Пластилинография П. Дети, хотя посуда называется чайной, но пить из нее можно не только чай, но и сок, молоко, компот и даже кисель. Вот я вам хочу предложить попробовать кисель, который одна бабушка варила. Физкультурная пауза «Бабушка кисель варила» 8 Бабушка кисель варила Правая рука «помешивает кисель». На горушечке Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, расходятся под углом (гора). В черепушечке Округлые ладони, смыкаясь, образуют горшок -черепушечку. Для Андрюшечки. Ладонь правой руки ложится на грудь. Летел, летел соколок Движения руками сверху вниз (крылья). Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, Руками несколько раз ударить по бокам. Бабушкин кисель разбил У старушечки Руки вновь показывают горку. На горушечке. Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» Руки «утирают слезы». «Не плачь, бабуля, не рыдай!» Указательный палец правой руки грозит бабушке. Чтоб ты стала весела, Правая рука снова «помешивает кисель». Мы наварим киселя Руки разводятся широко в стороны. Во-о-т столько! 2. Практическая часть. П. Ребята, эту посуду прислали нам в подарок, но разделить ее на всех мы не сможем. Чтобы никому не было обидно, давайте из этой посуды будем угощать чаем тех, кто придет к нам в гости. А для себя каждый из вас сделает натюрморт с чайной посудой. Только мы не будем его рисовать красками, как делаем это обычно, а изобразим натюрморт при помощи пластилина. Пластилин придаст объем посуде, и она будет выглядеть как настоящая. Этапы выполнения работы Педагог предлагает детям начать с чайника, так как он является главным предметом в композиции. Чайник. 1. Раскатать шарик из половинки бруска пластилина белого цвета, прижать его к картону ближе к правому краю, чтобы осталось место для чайной пары. Равномерно размять шарик пальчиками от центра к краям, сохранив округлую форму. В верхней части при помощи стеки определить линию крышки. 2. Скатать колбаску ручку, из пластилина красного цвета, прикрепить с правой стороны чайника (чуть ниже линии крышки), а потом, выгнув ручку дугой, прикрепить второй конец ручки. 3. Для носика раскатать колбаску из красного пластилина, прикрепить в середине левой стороны чайника. Стекой сделать прямой срез носика чайника. 4. Из красного пластилина раскатать тонкие колбаски и выложить ими контур крышки чайника, а затем заполнить красным пластилином внутри контура, равномерно размазывая пластилин до краев контура, сглаживая поверхность пальчиками. Скатать небольшой шарик и сделать ручку на крышке чайника.
15 Давыдова Г. Н. Пластилинография Раскатать колбаски красного цвета, из одной из них сделать донышко внизу чайника. Другую колбаску разделить на равные небольшие части, раскатать из них одинаковые шарики. Украсить чайник узором из шариков, произвольно располагая их на белой поверхности. Можно предложить детям самостоятельно придумать узор на чайнике. Чашка с блюдцем. 1. Скатать колбаску из красного пластилина, положить ее на уровне донышка чайника слева от него. Стекой срезать ее боковые стороны под наклоном (форма лодочки). 2. Скатать небольшой шарик из пластилина белого цвета, положить его сверху блюдца и прижать к основе, стекой срезать вначале боковые части под наклоном, как у блюдечка, а затем верхнюю, округлую часть чашки, сделав ее прямой. 3. Ручку сделать таким же способом, как у чайника, только из колбаски меньшего размера. 4. Оформить чашку тем же узором, какой имеется на чайнике. 5. Из пластилина желтого цвета раскатать колбаски и соединить концы, придав им форму колечка. Баранки произвольно разместить в готовой композиции. По желанию дети могут добавить в натюрморт любые другие угощения. Во время практической работы следует включить разминку для рук. Разотру ладошки сильно. 8 Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней. Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги. Потереть ладошкой о ладошку. Пальцы в «замок». 3. Заключительная часть. В конце занятия похвалить детей за выполненные работы, отметить тех, кто проявил фантазию в оформлении натюрморта. Предложить вымыть руки с мылом и угостить детей сладким чаем с баранками.
16 Давыдова Г. Н. Пластилинография ПОДАРКИ ОСЕНИ Цели занятия: 1. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. 2. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. 3. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». 4. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. Материал для занятия: v плотный картон (размер А4) синего (голубого цвета) с силуэтами кленового, дубового листьев, рябиновой грозди с листьями, v набор пластилина, v стека, v салфетка для рук, v осенние листья с разных деревьев. Ход занятия 1. Организационная часть. П. Совсем недавно было жаркое лето, все кругом было зеленым. Сейчас на дворе чудесная, волшебная пора осень, которая разукрасила природу в разные яркие цвета: Золотятся между сосен, Клены желтые стоят. Что за чудный им наряд Подарила осень! Как украсила рябины, Бросив щедрою рукой Меж узорною листвой Яркие рубины. И качаются березы В разноцветных кружевах, Лишь у елки на ветвях Блещут только слезы. Г. Галина Осень настоящая художница, она мастерски разукрашивает природу в самые разные цвета и оттенки. Дети, подумайте и ответьте, пожалуйста, каким предметом пользуется художник, когда ему необходимо смешать краски для получения нового цвета? Д. Палитрой. П. Правильно. Палитра это специальная дощечка, на которой смешивают разные краски, чтобы получить новый цвет или его оттенок более светлый или более темный. У настоящих мастеров палитра многоцветная, так как краски, которыми художники пользуются, не смоешь водой, они просто высыхают на палитре и поверх них наносится краска других цветов. А как вы думаете, что использует художница-осень в качестве палитры? Предположения детей. Педагог читает четверостишье 3. Федоровской: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите роща золотом одета». Воспитатель предлагает детям рассмотреть осенние листочки, разложенные на столе у каждого ребенка. П. Если внимательно рассмотреть осенние листочки, можно убедиться в том, что они многоцветны. Особенно нравятся осени кленовые листики, так как они больше по размеру, чем листья на других деревьях, и наиболее подходят в качестве палитры. Наверное, поэтому в осенний период они самые красочные. Листики дуба дольше всех остаются зелеными, а потом осень раскрашивает их в золотистый цвет. Подумайте и скажите, а чем еще кроме ярких красок нас радует осень? Д. Ягодами, грибами, фруктами, овощами. Оветы детей педагог обобщает стихотворением С. Прокофьева: Подарки осени Ходит Осень по полянам Что ты, Осень, принесла нам?
17 Давыдова Г. Н. Пластилинография С нами поделись ты! Вот рябины кисти, Вот орехи спелые, Вот грибы вам белые. Вот вам подосиновики, Сыроежки синенькие. А еще тяжелые бронзовые желуди. Мой букет красив и ярок Принесла я вам в подарок. П. Так красиво сейчас в осеннем лесу, что сразу захотелось пойти погулять по лесным тропкам. На поляне дуб зеленый Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! Напоследок пошагаем Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал, Не споткнулся, не упал. Физкультурная пауза 9 Потягивания руки вверх. Потягивания руки в стороны. Наклоны вперед. Шаг на месте с высоким подниманием колена. 2. Практическая часть. П. Долго придется нам ждать до следующей осени, чтобы вновь полюбоваться яркими красками, осенними лесными дарами. Поэтому предлагаю вам сегодня изобразить натюрморт «Подарки осени», который будет состоять из осенних листьев, ягод рябины, грибов, желудей. Для выполнения работы мы воспользуемся с вами пластилином, который поможет сохранить объем некоторых объектов, и они будут выглядеть, как настоящие. Этапы выполнения работы 1. Начинать работу следует с самого сложного по выполнению элемента композиции кленового листа, от его фигурных краев к середине силуэта. Разноцветные кусочки пластилина накладывать на силуэт листика и «вливать» цвет в цвет, сглаживая границы соединения пластилиновых пятен разного цвета. 2. Из пластилина желтого цвета раскатать тонкие колбаски и выложить ими контур дубового листа, а затем заполнить тем же цветом внутри силуэта, сгладить поверхность листика пальчиками. 3. Раскатать две тонкие колбаски черного (коричневого) цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди. 4. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики ягоды, прикрепить на веточку-гроздь. 5. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет). 6. Раскатать столбик белого цвета ножку гриба, раскатать шарик из красного (коричневого) пластилина, пальчиками сплющить нижнюю часть это шляпка, надеть на ножку. Выбрать место для гриба на натюрморте и слегка прижать его к основе.
18 Давыдова Г. Н. Пластилинография Желуди выполнить по той же технологии, что и гриб, только меньшего размера. 8. Стекой нарисовать прожилки на листиках. Во время работы провести разминку для пальчиков. Гриб 8 И. п.: сидя за столом, локти на столе, кисти рук вверху. Меж еловых мягких лап Щелчки пальцами. Дождик кап, кап, кап! Где сучок давно засох, Потереть ладошки. Серый мох, мох, мох. Положить на стол ладошки и перебирать пальцами. Где листок к листку прилип, Поднять руки вверх, хлопая в ладошки. Вырос гриб, гриб, гриб. Поочередные повороты кистей с подниманием вверх, заключение рук в «замок» над головой. Кто нашел его, друзья? Руки опустить вниз, положить на грудь. Это я! Я! Я! 3. Заключительная часть. П. Хотя осень старается разукрасить природу в разные цвета, но такое многоцветие не остается надолго. Постепенно листья с деревьев опадают, потом начинают засыхать, сворачиваться и терять свою красоту. Можно, конечно, листики засушить. Но вот грибы и ягоды рябины после долгого хранения теряют форму и цвет. А ваши осенние натюрморты будут радовать вас и ваших близких очень долгое время и напоминать о неповторимом очаровании осенней природы, о прогулках в осеннем лесу. Закончить занятие можно игрой «Осень спросим», текст игры Е. Благининой. Считалкой выбираются Осень и Дождик. Дождик вначале не участвует в действии (может посидеть на стульчике или постоять в сторонке), а Осень выходит в середину круга. На ней венок из осенних листьев, бусы из ягод рябины. Дети, взявшись за руки, медленно ходят по кругу и говорят: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла? Принесла я вам муки! отвечает Осень. Значит, будут пирожки! дети хором. Принесла вам гречки! говорит Осень. Каша будет в печке! радуются дети. Принесла вам овощей! говорит Осень. И для каши, и для шей! — кричат дети. Рады ли вы грушам? — спрашивает Осень. Мы их впрок насушим! — отвечают дети. А уж яблоки что мед! говорит Осень. На варенье, на компот! радуются дети. Принесла и меду! говорит Осень. Полную колоду? — удивляются дети. После этого все дети идут по кругу и говорят: Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба принесла. А хорошую погоду Нам в подарок принесла? Дождику вы рады? — хитро улыбается Осень. Не хотим, не надо! — кричат дети и бросаются врассыпную. Но дождик тут как тут — он гоняется за детьми, звонко приговаривая: Кто под дождик попадет, Тот сейчас водить пойдет. Дети бегают до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень выбирается новая.
19 Давыдова Г. Н. Пластилинография ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН Цели занятия: 1. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства портретом. 2. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии. 3. Развивать чувство цвета. 4. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна веселить людей, доставлять им радость своей работой. Материал для занятия: v плотный картон, размер А4, v набор пластилина, v стека, v салфетка для рук, v иллюстрации о цирке, v набор шляп, колпаков, воротничков, v набор обуви взрослого человека, v несколько мячей, v веревочкой или канатом ограничить свободное пространство арену. Ход занятия 1. Организационная часть. П. Дети, наверняка вы хотя бы раз были в цирке. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего там запомнилось? Д. В цирке очень весело, красиво, есть дрессированные животные, смешные клоуны. П. Действительно, в цирке всегда неповторимая атмосфера, там много света, музыки, много веселья, там никому не бывает грустно. Там, даже очень серьезный человек обязательно улыбнется. А знаете ли вы, что людям, работающим в цирке, приходится много трудиться, репетировать, отрабатывать сложные трюки, движения, дрессировать животных. И этим они занимаются все свое свободное время. И только после многократных репетиций программы цирка получаются веселыми и интересными. Представьте на минуту, что вы находитесь в цирке, ожидая начало представления. Конферансье объявляет цирковую программу выступлений: Впервые на арене Для школьников Москвы Ученые тюлени, Танцующие львы, Жонглеры медвежата, Собаки акробаты, Канатоходец слон, Всемирный чемпион. Единственные в мире Атлеты-силачи Подбрасывают гири, Как детские мячи. С. Маршак Вот такие сюрпризы могут ждать вас в цирке. Скажите, пожалуйста, а кто в цирке самый яркий, веселый и смешной? Д. Клоун. П. Конечно, без клоуна не обходится ни одно представление. Профессия клоуна только на первый взгляд кажется легкой и веселой. А чтобы достичь высокого мастерства, клоун должен много работать над своими номерами, должен быть ловким, быстрым, уметь кувыркаться, не бояться высоты. Но чтобы рассмешить людей, ему нужно еще уметь преподнести себя и неуклюжим, и немного нелепым. А что же клоун может? Он может показать козу, А потом пустить слезу. Вдруг упасть и вновь подняться, Очень громко рассмеяться. Превратить платок в цветок, Громко засвистеть в свисток. Под купол птицею взлететь, Под гармошку песню спеть. От нелепости его Всем становится смешно.
20 Давыдова Г. Н. Пластилинография Давайте попробуем представить себя клоунами. У нас есть маленькая арена. Каждый выберет себе шляпу или колпачок, наденет воротнички и любые ботинки поверх своей обуви. А затем, взяв мячи, попробует поиграть в этом ограниченном пространстве арене. Звучит пьеса Д. Кабалевского «Клоуны». После игровой паузы дети снимают костюмы и садятся на места. П. Что вы почувствовали, дети? Легко ли вам было двигаться? Почему вам было смешно? Д. Потому что было тесно, все мешали друг другу, ботинки терялись, мячик убегал, а шляпы падали. П. Теперь и вам понятно, почему костюмы и обувь клоунов часто бывают им велики и смотрятся они на клоунах смешно. Но они помогают создавать им образ нелепого человека. Когда клоун падает, неумело кувыркается, у нас создается впечатление, что он абсолютно ничего не умеет делать, на самом деле это хорошо отработанные трюки. А что добавляют в свой облик клоуны, чтобы быть еще смешнее? Д. Они разрисовывают себе лицо, надевают парик. П. Правильно, клоуны накладывают на лицо специальную краску грим: рисуют большой рот, огромные ресницы, накладывают нос-картошку. А когда спрашивают клоуна о носе: Где купили вы, сеньор, Этот красный помидор? Он отвечает с юмором: Вот невежливый вопрос, Это собственный мой нос. С. Маршак Вот в таком виде выходит этот веселый человек на арену цирка, чтобы доставить и детям, и взрослым радость от своего выступления. Мне кажется, что нет на свете человека, который бы не любил цирк, в котором всегда веселая атмосфера. Но мы не можем часто бывать в цирке. Поэтому я предлагаю каждому из вас изобразить при помощи пластилина портрет веселого клоуна, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. 2. Практическая часть. Этапы выполнения работы 1. Раскатать шарик из пластилина розового цвета, прижать его в середине картона и, начиная от центра, равномерно разминать его к краям. Если в наборах нет розового пластилина, можно получить его путем смешивания красного и белого в следующей пропорции: 1 часть красного и 2 части белого. 2. Выбрать пластилин для шляпы любого цвета, разделить брусок пополам. Из одной части скатать колбаску (ноля шляпы), слегка изогнуть дугой, наложить на верхнюю часть овала лица, чтобы загнутые края были направлены вверх. Из второй части скатать шарик, закрепить его над дугой (в ее центре), расплющить его (верхняя часть шляпы). По желанию дети могут сделать на шляпе помпон из шарика. 3. Раскатать колбаску из белого пластилина, слегка выгнуть ее дугой, краями вверх, расположить в нижней части лица и расплющить. 4. Раскатать два одинаковых белых шарика, расположить их на лице в том месте, где у клоуна будут находиться глаза, расплющить, превратив в плоские лепешечки. 5. Взять черный пластилин, сделать тонкую длинную колбаску и два маленьких шарика. Стекой разделить колбаску на четыре части. Две полоски разместить горизонтально на белых кружочках (основе глаз), а на середину положить шарики зрачки. Две другие полоски брови согнуть посередине и расположить их над глазами.
21 Давыдова Г. Н. Пластилинография Скатать большой шарик нос и два маленьких шарика щечки из красного пластилина. Нос лишь слегка прижать к основе, чтобы он сохранил свой объем и округлость, а шарики-щечки сплющить до блинчиков. 7. Скатать колбаску красного цвета, изогнуть дугой и сделать клоуну рот. 8. Накатать оранжевые (желтые, фиолетовые, зеленые на выбор детей) тонкие колбаски и произвольно (беспорядочно) закрепить их по боковым сторонам лица и на лбу (челку, пряди волос) под шляпой. 9. Украсить клоуна бантом, состоящим из трех шариков яркого цвета, сплющив до блинчиков: двух больших края банта и одного маленького серединки банта, украсить бант маленькими горошинами из пластилина любого цвета, сделать колбаску полоску на шляпе любого яркого цвета. Можно оформить свободное пространство на портрете разноцветными кольцами или шариками на выбор детей, чтобы сделать портрет клоуна более праздничным. Во время работы провести дополнительную физкультурную паузу. И. п.: стоя за столом. Тюша-Плюша, Толстячок Шел зимой на родничок. Пых-пых! Пых-пых! Нес он два ведра пустых, Сел на варежку верхом И поехал с ветерком. Едет Тюша с горки, А за ним ведерки. Веселый Тюша 8 Ходьба на носках, руки за головой, спина прямая. Полуприсед, руки к плечам, спина прямая. Сесть на стульчик, махи ногами в стороны и скрестно, («ножницы»), спина прямая. Четыре раза поднять ноги вперед и опустить на пол, спина прямая. 3. Заключительная часть. Итог работе подвести чтением стихотворения А. Зверевой: Клоун В шароварах красных, В красном колпаке Сидит и улыбается Клоун в уголке. Подпоясан синим Тонким ремешком, На ногах ботинки С поднятым носком. Посмотрю на клоуна, Он такой смешной: Будто настоящий Клоун цирковой. По окончании занятия предложить детям вымыть руки и побыть в роли клоунов еще раз, нарядиться в костюмы и посмешить друг друга под песню «Цирк», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Источник