Чтобы гуашь не светлела

Как правильно рисовать гуашью

Как правило, для первых живописных работ выбирают гуашь, кстати, именуют гуашью не только сами краски, но и живописные работы, которые выполнены этими красками. Для начинающего художника техника гуаши кажется, наиболее простой, но у данной техники имеются определенные тонкости, которые следует обязательно учитывать. Связанны данные особенности с физическими качествами краски.

Что такое гуашь?

Гуашью является клеевая краска на водной основе. Растворяется она водой и быстро сохнет, за что ее так любят новички и в школах учителя рисования. Но в то же время, ее достоинства могут выступать и недостатками. Попробуем объяснить.

Содержится в гуаши значительное, по сравнению с прочими красками, количество пигмента, который связан с гуммиарабиком. И если в воде растворяется клеевая составляющая, то цветные пигменты не растворяются. Кроме этого, в краски при производстве может добавляться мел, который также трудно будет разбавить водой. В результате, не равномерно растворяется гуашь, не будет однородной жидко разведенная краска, появиться может цветной осадок. А смесь нескольких разбавленных сильно цветов совсем выглядит непривлекательно.

Отсюда можно сделать вывод, что не должна быть прозрачной гуашь! Это кроющая краска, и должна она быть достаточно густой, настолько, чтобы сама бумаги и выполненные ранее мазки из-под верхнего слоя не просвечивались.

Однако большинство делают в начале работы подмалевок именно жидкой гуашью. Дело заключается в том, что не слишком хорошо густая краска ложиться на бумагу, особенно, если эта бумага обладает глубокой фактурой. Это вполне допустимо, при условии, что достаточно плотными будут мазки верхнего слоя. Еще можно встретить такой совет: прогрунтовать до начала работы лист акриловой грунтовкой или разведенной краской.

Читайте также:  Изобразительное искусство рисование рисунки

Хотя гуашь сама по себе не требует специального грунта, но может быть легче рисовать на подготовленной основе.

Поскольку неважно выглядит в разбавленном виде гуашь, то она для лессировки не годиться.

Лессировка является живописным приемом, при котором поверх основного цвета наносятся полупрозрачные слои краски.

То есть, можно гуашью только перекрашивать работу, так писать, чтобы более глубокие мазки просвечивали, не получится.

Следующий недостаток гуаши заключается в том, что она заметно светлеет при высыхании. Дело заключается в том, что для лучшей укрывистости, при изготовлении гуаши, добавляют в нее белила. Это же придает особую бархатистость и мягкость гуашевой живописи – в случае, если не забываете вы о данном свойстве красок.

Не совсем так выглядит гуашь на палитре, как после высыхания, и даже всего капля белил, добавленная в краску, буквально может убить цвет. Поэтому мы советуем очень аккуратно использовать белила, только в бликах и для добавления цвета. Если попали белила в замес для теней, то когда высохнет работа, вы сможете обнаружить, что вообще пропали тени.

Очень быстро высыхает гуашь. С одной стороны, удобно это для внесения правок в уже готовую работу. С другой стороны, теряется практически возможность менять или дополнять цвет прямо на бумаге, пока еще влажный слой краски. Кроме этого, видны на готовой работе все мазки, а если больше воды в гуаши, чем необходимо, то будут высыхать эти мазки в виде не слишком красивых полосок.

Подытожим

  • Быстро высыхает гуашь – удобно это для правки, а также в плане экономии времени.
  • Универсальность и простота. Не требует гуашь специальной подготовки холстов, растворителей и грунтов. Ею писать можно на дереве, холсте, картоне, бумаге.
  • Плотность. Хотя многие не очень любят гуашь, но начинать, наверное, лучше будет с нее. Просто, чтобы к работе густой краской привыкнуть. К разбавленной вернуться почему-то получается легче.
  • Стоимость. Гуашь дешевле акрила и масла, но мы бы и не советовали покупать самую дешевую. Выбрать будет лучше краску, предназначенную для художественных работ, чем для ученических. Может быть колоссальной разница между дешевой и более дорогой гуашью.
  • При высыхании светлеет – в некоторых случаях очень заметно.
  • Водой плохо растворяется – если писать разведенной сильно гуашью, то останется впечатление грязи в работе.

Как вы сами видите, достоинств получилось больше. В гуаши всего имеется только два минуса, но они весомые. Художники уже несколько столетий используют в работе гуашь, правда, как правило, для эскизов. Но для того, чтобы пробовали вои силы, цвет почувствовать, для определенных декоративных работ, подходит гуашь просто идеально.

Правила работы с гуашью

Водой разводятся гуашевые краски до жидкого сметанообразного состояния. Ввиду склонности к расслоению гуашевых красок их необходимо тщательно перемешивать. Делает излишек воды тонким красочный слой, просвечивающим и плотность теряет краска, при этом высветляется краска, а после высыхания обычно красочный слой пачкается и растрескивается.

Работая гуашью, размывать, не следует краску и кистью растирать ее в одном и том же месте.

Необходимо помнить, что гуашь при ее нанесении на бумагу собираться не должна «островками», так как, высохнув, образуют они пятно, которое последующим нанесением краски уже перекрыть невозможно. Гуашь, положенная достаточно толстым слоем, образует блестящее клеевое пятно.

Тонким ровным слоем наносят гуашь на холст или бумагу, вписывая один цвет в другой, когда влажный еще предыдущий слой. Перекрывать несколькими слоями слой краски не рекомендуется. Рекомендуется при работе гуашью покрывать вначале бумагу в горизонтальном направлении, а затем вертикальными мазками поперек, при этом сохраняя тщательно четкость очертаний рисунка.

Чтобы поверхность закрасить по цвету ровным слоем, необходимо предварительно в воде смочить кисть и только после этого ею брать краску, но не следует из банки брать краску, так как смоченная кисточка будет различной густоты брать краску и при высыхании могут получиться полосы на живописи. Поэтому перед работой необходимо разводить краски в отдельных чашечках.

Кроме этого, для того чтобы получить по цвету ровные поля необходимо пользоваться картоном или шероховатой бумагой.

Работу гуашью, как при исполнении композиций, так и на этюдах необходимо вест на хорошо натянутой бумаге, будет коробиться плохо натянутая бумага. Используют для ее натягивания фанерный планшет или стиратор. Положив бумагу на планшет, отгибают ее края на 2-3 сантиметра и лицевую сторону смачивают губкой, края при этом смазывают мучным клейстером. При наложении на планшет бумаги необходимо не допускать образования морщин. Начинают наклеивание бумаги с середины планшета, натягивая ее. Наклеивания бумаги не требует стиратор. Состоит он из доски, которая вставлена в раму, или из двух рам (без досок). Края бумаги в обоих случаях зажимаются плотно рамой.

Под живопись гуашью применять вполне можно и хорошие сорта картона. Если низкого сорта картон и его поверхность волокниста, то следует его покрыть раствором рыбьего клея (в пропорции 15 грамм сухого клея на 150 грамм воды), добавив при этом 10 капель формалина. Можно проклеить картон и слабым раствором желатина и покрыть клеевым грунтом.

Если на материи необходимо выполнить работу, то материю натянув предварительно на подрамник, проклеивают крахмальным клейстером. Случается, что приходиться гуашью выполнять работу и на холсте (к примеру, эскиз театральных декораций) с применением при этом клеевых красок. На подрамник натянутый холст проклеивают и покрывают, как правило, казеиновым или клеемеловым грунтом.

В процессе работы необходимые поправки вносят только по удалению или смачиванию краски, соскоблив ее скальпелем или бритвой.

В гуаши больше, чем в темпере и акварели, проявляется силуэтность на плоскость нанесенных смежных цветовых пятен, а также резкость мазка. Поэтому в гуаши лепить труднее форму, добиваясь мягкости перехода одного тона в другой. Так, чтобы в этюде передать гуашью цветовые тонкие и тональные градации в изображении человека, нужен большой опыт в живописной моделировки формы.

Практически не применяется в гуаши прием лессировки. Пастозным качеством гуаши соответствует больше живопись, которая построена на декоративности цветового решения, а также силуэтности тональных масс изображения.

В работе над этюдами натюрморта и пейзажа писать уместно мазком, создавая игру цветовых пятен при выявлении формы предметов. Необходимо при этом использовать в живописи различные приемы, выбор которых будет во многом зависеть от характера формы наблюдаемых предметов, структуры поверхности и контрастности цветов. Красочные тонкослойные покрытия сочетать можно с пастозными, и изображение крупных масс широкий мазок – с мелкими мазками, которые заостряют характеристику формы, выявляющими необходимую деталь и т.д.

Для работу гуашью используются мягкие, но достаточно упругие кисти, как круглые так и плоские, некоторые живописцы применяют круглые эластичные щетинные кисти.

Применяют в гуашевой живописи преимущественно колонковые и беличьи кисти, в декоративных работах – крупные номера щетинных кистей. Х необходимо после окончания работы хорошенько промыть.

Когда следует покрыть каким-либо колером большую поверхность (к примеру, в работе над плакатами), применяют плоскую большую щетинную кисть – флейц. Рекомендуется поверхность покрыть два раза гуашью. Сначала проводят флейцем полосы слева направо, по всей площади последовательно, после – поперек первого покрытия. Необходимо избегать слишком пастозного письма, так как легко растрескиваются красочные слои и осыпаются.

Гуашь широко используется при работе рейсфедером и плакатными перьями. Ее для этого разводят так, чтобы с рейсфедера или пера легко сходила краска.

При закрашивании довольно больших плоскостей разводят гуашь и наносят аэрографом.

Прежде чем начинать работу непосредственно на ткани ее необходимо покрыть смачивателем, который предотвращает скатывание в капли краски.

При работе над плакатом, который предназначен для улицы, в краску необходимо добавить 5-6 процентный раствор желатина или столярного клея, а также алюмокалиевые квасцы, выступающие для клея дубителем.

Заключается основная сложность работы гуашью в том, что краска, высыхая, изменяет резко собственную светлоту, и трудно художнику следить во время работы за правильностью тоновых и цветовых соотношений.

Высветляющиеся краски и темнеющие краски, как правило, разбеливаются серебристыми или цинковыми белилами, которые входят в ассортимент гуашевых красок. Нуждаются в разбеливании также полулессировачные и лессировочные краски для повышения собственной укрывистости.

Для того чтобы определить цвет высохшей гуаши воспользоваться можно составленными заранее накрасками, что начинающему живописцу упростит работу, вообще же определенных навыков требует работа гуашью. Следует хранить гуашь в закрытых плотно банках при комнатной температуре, при этом не допускать охлаждения ниже нуля.

В случае, если засохла гуашь, то ее легко можно восстановить. Для этого заливают краску водой или лучше будет разбавить однопроцентным раствором столярного клея или желатином. Не растворяют на продолжении 2-3 суток, после чего размешивают тщательно до получения однородной массы.

Хранить, гуашью выполненные работы, необходимо в папках. Нельзя в трубки сворачивать такие работы из-за хрупкости красочного слоя.

Кроме того, нельзя, чтобы друг о друга терлись листы живописи, поэтому необходимы будут прокладки из папиросной бумаги.

Осыпание или растрескивание красочного слоя возможно лишь в случае, если очень толстым слоем нанесена краска.

Для гуаши наиболее удачна пластмассовая или фарфоровая палитра по краям с лунками для красок. Смешивают краски в середине палитры. После работы следует промыть палитру водой при помощи ваты и губки. В течение одного часа высыхает гуашь при комнатной температуре.

Источник

Чтобы гуашь не светлела

Простое руководство по работе с гуашью
Меня спросили в группе, нету ли какого-то простого руководства по работе с гуашевыми красками.
Чем искать, я лучше сама напишу, совсем простое и короткое. А то вон говорят, что с акварелью работать легче, чем с гуашью!
Это с акварелью-то, которая самый капризный материал из того, с чем мы обычно имеем дело.

Сначала пару слов про логику работы с материалом. У каждого вида красок есть особенности, которые нужно учитывать, чтобы получать хорошие результаты. Есть вещи, которые определенными красками делать очень легко, и есть вещи, которые ими делать почти невозможно. В идеале гуашь — это кроющая матовая краска! Что нам дает эта информация?

Гуашью легко создавать плотные, вполне равномерные цветовые блоки, она хорошо перекрывает предыдущий слой, дает фактуру мазка, имеет не очень большой диапазон доступного тона — с матовыми красками всегда так, тонкие тональные отношения в темном они передают плохо. Соответственно, гуашью нельзя делать лессировку, добиваться наложения прозрачных слоев, как в акварели, и создавать сияющие темные, которые позволяет вводить то же масло. Красочный слой гуаши должен быть плотным и однородным, тонкости оставьте для других материалов.

А теперь простые правила работы с гуашью:

1. Гуашь должна быть свежей.

То есть по консистенции напоминать густую сметану. Если ваша гуашь засохла, она не подходит для работы.

читать дальше 2. Не стоит использовать воду.

Вода при работе с гуашью используется только для того, чтобы промыть кисти. Ну может самую капельку можно ввести, если краска слишком тягучая и плотная. Но помните, что гуашью правильной консистенции можно и нужно работать вообще без воды!

3. Краска наносится плотно.

Если под слоем краски просвечивает бумага, то красочный слой недостаточно плотный. Да, есть всякие хитрости на более продвинутом уровне владения материалом, в которых используют просвечивающие подмалевки. Но если вы учитесь, сначала постарайтесь добиться плотности. У вас же не акварель.

4. Белила в основе смесей.

Многие жалуются, что часть красок в банках по своей природе не обладает нужной плотностью. Например, в недорогих красках желтые и красные часто дают полупрозрачный мазок. Как добиться правильной фактуры с такими красками? Взять за основу для всех смесей белила. Это поможет и в достижении цветовой однородности работы. Смеси на белилах достаточно плотные, а цвет становится деликатнее и лучше сочетается с остальными. А брать чистые цвета из баночек в живописи вообще не рекомендуется.

5. Нужно тщательно промешивать краски.

И вот как это — все замешивать на белилах? Будет же разбел, о ужас. То есть будет видно, что вот тут в краске белила, а в других местах такого нет. Часто люди, которые в первый раз видят гуашь, начинают работать с ней примерно так: средний тон пишут чем-то, намешанным из цветных банок, свет пишут с белилами, тени с черным. Естественно, ничего хорошего из этого не получается. Ребята, разбела не будет, если тщательно промешивать краску, и замешивать на белилах все, а не только света.

6. Не использовать черный.

Черный лучше выкинуть, в гуаши он бесполезен. Почему черный бесполезен? Потому что гуашь светлеет, у нее маленький диапазон доступного тона. Используя чистый черный, вы рискуете создать вырванное из контекста темное пятно, которое все равно не будет действительно темным. Лучше смешивайте темный из цветных красок.

7. Ограничить количество используемых красок.

Имеет смысл сократить количество красок, которые вы используете. Для обучения вам редко нужно больше, чем по два желтых, красных и синих разной температуры и белила. Основные правила смешивания красок в гуаши вполне работают: из синего и желтого получится зеленый, и так далее. Готовый зеленый в баночке не имеет отношения к вашим желтым и синим, он чужероден им. Смешанный вручную — наоборот. Это хорошо для колорита работы.

8. Стоит помнить о химическом происхождении красок.

Осторожно смешивайте краски разного происхождения, то есть минеральные и органические краски. В недорогих художественных материалах смеси из красок разного химического происхождения могут давать грязь. Я бы предложила начать работать на минеральных: это разнообразные кадмии, краплаки, лазури, кобальты и т.д.

9. Работать от пятна удобно.

Если вы начинаете учиться, то попробуйте на начальном этапе работы полностью закрыть красочным слоем всю бумагу: большими пятнами, очень примерно, не прорабатывая детали. Вот тут синее темное пятно, это будет драпировка. Вот тут голубое — это кружка. Вот тут желтое — это лимон. Деталями займетесь потом, а пока просто избавьтесь от незакрашенных участков. Так намного легче работать с цветовым пространством и с плотностью материала.

10. Лучше использовать плотную бумагу и подходящие кисти.

Выбирайте достаточно плотную гладкую бумагу. Чертежный гознак 200 грамм обычно подходит, но можно и плотнее, и лучше. Кисти лучше взять умеренно жесткие, упругие. Белка гуашь не выдерживает, она слишком рыхлая. Щетина подходит не для любой фактуры. Синтетика и колонок обычно то, что надо. В наборе лучше иметь несколько кистей разного размера и происхождения: например, большие щетины для начального этапа работы, синтетики для среднего, тонкие колонки для деталей.

Источник

Оцените статью