- Блог педагога по ИЗО-деятельности МБДОУ ДС №76 — Федотовой Елены Александровны=^_^=
- суббота, 15 октября 2016 г.
- Восковые мелки и масляная пастель — сходство и отличия.
- Пастель для рисования сухая, масляная, мягкая. Уроки, техники
- Что такое пастель для рисования, из чего ее делают
- Техники рисования пастелью
- Сухая пастель
- Особенности и правила использования
- Урок по рисованию сухой пастелью
- Масляная пастель
- Особенности и правила использования
- Урок по рисованию масляной пастелью
- Восковая пастель
- Особенности и правила использования
- Урок по рисованию восковой пастелью
- Акварельная пастель
- Особенности и правила использования
- Урок по рисованию акварельной пастелью
- Пастельные карандаши
- Особенности и правила использования
- Урок по рисованию пастельными карандашами
- Стоимость пастельных красок. Лучшие производители
Блог педагога по ИЗО-деятельности МБДОУ ДС №76 — Федотовой Елены Александровны=^_^=
Блог посвящен детям и, конечно же, искусству, ведь именно через творчество дети познают мир и себя, учатся видеть прекрасное в обычном, выражать свои чувства и воплощать в жизнь свои самые затаенные мечты.
суббота, 15 октября 2016 г.
Восковые мелки и масляная пастель — сходство и отличия.
1. Пастель – это разноцветные мелки, состав: цветные пигменты, мел и связующие. Слово пастель (pastello) от итальянского pasta — тесто или паста.
Пастель – это материал и техника рисунка. Пастель объединяет возможности живописи и рисунка.
Сравним , что представляет собой эта разная пастель.
Виды пастели:
Сухая пастель (мягкая пастель) — имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными
То есть вы уже поняли, масляная и восковая пастель от сухой отличается составом – наличием воска.
Воск, в частности цветной пчелиный воск, использовался в качестве средства для рисования начиная с античных времен. Впоследствии его от греков переняли римляне для портретной живописи.
2. Восковые карандаши (мелки) – состав: натуральный или синтетический воск + цветные пигменты.
Восковые карандаши оставляют ярких штрих и подходят для выполнения работ в различных техниках.
Чем же отличаются масляная пастель и восковые мелки. Кстати, я говорю о хороших мелках. Вроде везде в составе воск. Если потереть пальцем – восковые мелки не пачкаются, а масляная пастель пачкается. Причем, чем она мягче, тем более пачкается. Зато мягкой гораздо интереснее рисовать, писать и создавать эффекты.
Масляная пастель отличается мягкостью, яркостью. Хотя хорошие восковые мелки тоже достаточно мягкие.
Различие восковых материалов:
Восковые мелки тверже – почти не размазываются.
Масляная пастель можно растереть (размазать) пальцем или еще чем-нибудь.
А индийская масляная пастель вообще очень мягкая, очень схожа с сухой пастелью, только гораздо жирнее – прекрасно размазывается и растирается, и конечно, пачкается больше.
Свойства масляной пастели и восковых мелков:
*Быстрое и простое использование
*Насыщенный, яркий, рваный след
*Не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью
*Размазывается тоже меньше
*Невозможность исправить
*Плохо стирается
*Не смываются водой
Как вы поняли это всё — жирненькие восковые мелки, которые не стираются, оставляют довольно-таки толстый след. При этом яркие, сочные. Конечно, это прекрасный материал для творчества. Из серии «запросто». Ребенок и мама берут карандашики и сразу рисуют. Получается ярко и красиво. Бумага подходит любая: гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, картон – хоть что. Еще прекрасно рисуется на стенах и разных предметах и поверхностях.
Вроде все известно, покупай, бери и рисуй. Но…, часто результат получается не очень, хотя это происходит не из-за творца картины, а из-за качества материалов.
Поэтому, покупая ребятенку восковые мелки, обратите внимание на качество, попробуйте порисовать на каком-нибудь листочке. Мягко ли пишет или застревает? Яркий цвет или еле видно? Ну, а масляная пастель мне пока только хорошая попадалась. Но проверить при покупке не мешает.
Как рисовать восковыми материалами? А также, как сухой пастелью: можно работать острием, торцом или боком мелка – получаются разные следы. Восковые штрихи растираются пальцами, мягкими тампонами. Ею можно рисовать и писать, работать штрихами или живописным пятном.
Восковой карандаш и масляная пастель — классный и очень живописный материал для быстрых набросков и зарисовок.
Интересный эффект получится, если поверх воска, пройтись акварелью или гуашью — окрасятся только те места, где нет воскового следа на бумаге. Это будет уже смешанная техника. Она часто используется в детских работах.
Совет№1. Чтобы заточить восковой карандаш, опустите его в горячую воду, потом покатайте между пальцами. Или точите ножом для чистки овощей.
Что еще можно сделать с восковыми материалами:
Можно сделать двухцветный восковой карандаш: снимите бумажную обертку с двух карандашей, расплавьте одну сторону каждого над пламенем свечки и слепите их вместе. А если хотите многогрифельный скрепите резинкой три или четыре карандаша.
Можно растопить старые восковые карандаши и вылить в формочки – получатся карандашики для малышей.
Вы спросите, а можно ли смешивать в одном рисунке сухую пастель, обычные (грифельные) карандаши и масляную пастель или восковые мелки. Ведь порой хочется. Мнения разные, выбирать вам. Вроде они совсем друг другу не подходят. Но… , в творчестве возможно все и имеет право на воплощение. Посему…
Совет № 2. Если вы решили смешать в одной работе эти материалы, то порядок такой: это важно! Сначала пастель, потом обычные карандаши, и поверх всего восковые или масляная пастель. Так как работать обычными карандашами или пастелью поверх восковых не получится просто физически (можете попробовать:)) Во-первых не рисуют поверх воска, во-вторых забьете воском грифель или пастель– писать не будет. Кстати, обычные грифельные карандаши тоже оставляют достаточно гладкий след, поэтому сухой пастелью рисуют первой. Иначе карандашный след будет просвечивать сквозь пастель.
Совет №3. Как стереть восковые карандаши с обоев?!
Мамы советуют, как стереть восковые карандаши с обоев:
ластиком из куска белого хлеба.
*Попробуйте размягчить рисунок феном для сушки волос, а затем сотрите туалетной бумагой.
*Покройте рисунок бумагой и проведите по ней утюгом.
*Накрыть место чистым листом бумаги и покатать чем-нибудь плотным (скалкой).
*Меламиновой губкой.
Меламиновая губка — белая губка, это определенный вид мягкой пластмассы. Как бы ластик для грязи. Говорят, волшебное средство. Стоит слегка смочить из пульверизатора губку и провести по загрязнению и оно стирается. Удаляет следы от маркера, фломастера, ручки; следы черные от обуви и шин велосипеда на линолеуме; известковый налет, желтый налет в холодильнике; пластиковый подоконник от застарелых коричневых пятен засохшей воды из-под плошек с цветами; кафель, ванну, мойку и это без других средств-только губкой; вытяжку из нержавейки, микроволновку до состояния новой. Однако нельзя трогать ею полированные поверхности. Сначала попробуйте на незаметном участке . Она быстро изнашивается, крошится. Советуют ее делить на пополам, а для маленького участка просто оторвать кусочек.
Вот, что я хотела рассказать о восковых материалах: пастели и карандашах. Конечно, детям такие мелки очень нравятся. Использовать их очень удобно, легко и практично. Рекомендую!
Источник
Пастель для рисования сухая, масляная, мягкая. Уроки, техники
Как инструмент для создания изображений сухая и масляная пастель появилась на заре цивилизации, когда не было ни карандашей, ни красок. Тогда человек для первых наскальных рисунков использовал кусочек угля или мела. Постепенно совершенствуясь и пополняя палитру новыми красками, пастель стала одной из самых интересных техник рисования, уникальным инструментом для создания ярких, атмосферных картинок.
Что такое пастель для рисования, из чего ее делают
Инструмент для рисования, названный пастелью, представляет собой изделие, напоминающее:
Сходство это внешнее: в отличие от перечисленных изобразительных инструментов, пастель дает цвета более яркие и одновременно нежные, воздушные.
Пастель для рисования — пастельные карандаши
Пастель для рисования — пастельные мелки
Пастель для рисования — пастельные фломастеры
В числе ее основных преимуществ:
- простота нанесения и смешивания цветов;
- возможность исправления рисунка;
- стойкость пигмента: рисунок, созданный с помощью пастели, не выгорит на солнце, не потускнеет и не изменит свой цвет;
- уникальные возможности по созданию градиентов – плавных переходов от одного цвета к другому, от более темного оттенка к более светлому;
- текстура: нанесенный на бумагу слой пастели придает ей приятную бархатистость, благодаря которой пастельные рисунки выглядят благородно.
К минусам можно отнести:
- склонность к осыпанию некоторых видов пастели;
- необходимость пользоваться фиксатором для закрепления рисунков, что немного изменяет цвета, делая их более темными;
- сложность доскональной прорисовки изображений или миниатюрные четкие рисунки: этот инструмент требует простора и не подходит для детализации.
Состав пастели прост: это красящий пигмент и связующее вещество, за счет которого частички краски не рассыпаются, обеспечивая удобную для работы форму бруска.
От связующего вещества зависят:
- свойства пастели, как инструмента для рисования;
- прочность;
- укрывистость (способность закрашивать, перекрывать цвет поверхности);
- яркость изображения;
- возможность или невозможность растушевки.
Часто в этом качестве используются:
- каолин;
- гипс;
- тальк;
- гуммиарабик (смола акации);
- льняное масло;
- натуральный или искусственный воск.
Техники рисования пастелью
Работа с пастелью потребует минимум инструментов.
Это:
- пастель;
- лист бумаги (не меньше А3) с крупнозернистой ворсистой структурой;
- кисти (иногда);
- мягкую салфетку или кусок поролона для растушевки.
Работа условно разбивается на следующие этапы:
- Создание наброска: линии карандаша будут видны через слой пастели, поэтому требуется делать их почти незаметными или использовать с этой целью саму пастель.
- Нанесение основных цветов.
- Проработка рисунка: создание цветовых акцентов, выделение центральных объектов за счет их более контрастной прорисовки.
- Создание плавных переходов между цветами.
- Работа с фоном и тенями.
- Изображение мелких деталей, делающих рисунок более реалистичным.
В остальном особенности техники рисования и способ нанесения краски во многом зависят от вида и свойств используемого инструмента.
В соответствии с этим критерием различают следующие техники:
- сухая пастель;
- масляная пастель;
- восковая пастель;
- акварельная пастель;
- пастельные карандаши.
Сухая пастель
Пастель для рисования сухая похожа на детские цветные мелки. Сходство усиливает и ее форма: бруски квадратные или круглые в сечении.
Связующим веществом является:
Благодаря порошкообразной структуре сухая пастель:
- легко ложится на бумагу;
- просто удаляется с листа;
- хорошо поддается растушевке и созданию полутонов.
Однако по причине хрупкости, работать с сухой пастелью непросто, а готовый рисунок, если его не закрепить, может осыпаться.
В зависимости от количественного соотношения пигмента и связующего вещества, существуют разновидности сухой пастели:
Вид пастели | Описание |
Твердая | В ней количество связующего вещества намного больше, чем пигмента. Такие мелки меньше ломаются, но не дадут мягких линий и равномерной окраски поверхности бумаги. Область применения твердой пастели – прорисовка отдельных деталей. |
Мягкая | Она почти полностью состоит из пигмента. В рисунке мягкая пастель применяется, в основном, для закрашивания больших площадей, для создания фона. В числе достоинств – яркий цвет, способность ложится на бумагу легко и мягко. Основным недостатком является непрочность мелка, его склонность ломаться или крошиться. |
Ультра-мягкая | Данная пастель содержит настолько много пигмента, что не сможет держать форму бруска, поэтому выпускается в баночках. Используется, в основном, профессиональными художниками для более точной передачи цвета. |
Особенности и правила использования
Техника рисования сухой пастелью имеет следующие особенности:
- Лист бумаги закрепляется на горизонтальной гладкой поверхности. Следует учитывать, что малейшая ее неровность обязательно «проявится» на изображении. Для фиксации бумаги лучше всего использовать изоленту.
- Штрихи выполняются в горизонтальном направлении, короткими движениями. Нежелательно использовать зигзагообразные линии, поскольку цвет будет ложиться неровно. Пастельный мелок быстро стачивается, поэтому рекомендуется через каждые 5-6 штрихов его слегка поворачивать.
- Для сглаживания резких переходов используется растушевка. При этом чтобы избежать загрязнения рисунка, участки, окрашенные в разные цвета, растушевываются разными пальцами. С этой же целью при работе рекомендуется периодически стряхивать частички раскрошившейся пастели с бумаги и очищать поверхность мелка.
- При создании рисунка набросок не выполняется. Сначала наносятся слабые штрихи, определяющие положение основных элементов изображения. На этом этапе можно легко исправить рисунок, удалив неудачные линии ластиком. Затем более интенсивным цветом прорисовываются детали.
Техника рисования сухой пастелью предусматривает накладывание коротких горизонтальных штрихов
При работе с сухой пастелью обязательным является закрепление рисунка, но следует учитывать, что фиксатив делает цвета более темными.
Урок по рисованию сухой пастелью
Пастель для рисования сухая хорошо помогает изображать закатное небо, море или одинокий остров.
Для работы необходимо:
- Закрепить лист бумаги изолентой на столе (изолента не только предотвратит смещения бумаги, но и защитит стол от неосторожных штрихов во время работы), пастельные мелки, острый нож.
- Определить участки чистого неба и положение облаков, окрашенных закатным солнцем в розовый, красный, желтый и оранжевый цвета.
- Выбрать место, где солнце только что ушло за линию горизонта, и оставить его не закрашенным.
- Теми же мелками, но с более интенсивным нажимом, создать акценты.
- Чтобы выполнить более качественную растушевку, нанести на рисунок немного белого пигмента, сострогав его с белого мелка, для чего воспользоваться ножом.
- Выполнить растушевку – растирание краски пальцами для создания плавных переходов цвета.
- Повторно выделить более яркие участки неба.
- Нарисовать море по тому же принципу: сначала с помощью голубого цвета создать фон, а затем, используя синий, горизонтальными штрихами обозначаем волны, после чего выполняем растушевку.
- Наметить горы контуром при помощи черного мелка, а затем – закрасить их.
- Дополнить рисунок 2-мя пальмами, сначала легким дугообразным штрихом наметив ствол одной из них, а затем прорисовав его более четко. На этом этапе необходимо быть аккуратным, поскольку исправить рисунок будет сложно.
- «Елочкой» нарисовать крону пальмы. По тому же принципу изобразить 2-ю пальму.
- Осторожно, чтобы не порвать бумагу, убрать изоленту, обрезать края и закрепить изображение.
Масляная пастель
В составе масляной пастели обязательно присутствует льняное масло, что при прессовании связывает частицы пигмента, придавая ему форму толстых стержней, внешне напоминающих маркер.
Масляная пастель в своем составе содержит льняное масло
Масляная пастель на ощупь жирная и твердая, имеет следующие характерные черты:
- оставляет на бумаге линии яркие и четкие, их поверхность имеет слабый маслянистый блеск;
- нанесенные штрихи практически не растушевываются и не поддаются коррекции;
- рисунок не осыпается, не требует фиксации, но его поверхность слегка липкая, а со временем на ней могут проступать жирные пятна;
- нагреваясь в руках, пастель пачкает пальцы, по этой причине у неопытных художников часто рисунки оказываются испорченными;
- масляная пастель не предъявляет никаких требований к поверхности: рисовать ею можно на любой бумаге, холсте, на дереве, стекле, камне.
Конечное изображение напоминает работу, выполненную масляными красками.
Особенности и правила использования
Работа с данным инструментом начинается с нанесения основных линий, определяющих контуры и форму предмета. Далее следует этап раскраски, а затем – нанесение теней и бликов, придающих изображению объемность, ощущение фактуры и делающих их более реалистичными.
Масляная пастель позволяет использовать градиентное закрашивание
Вместо неприменимой для масляной пастели растушевки, с целью сглаживания резких переходов между цветами и оттенками могут использоваться следующие методы:
- механический: последовательное наложение красок. Применяется градиентное закрашивание, штриховка, цветовое перекрытие. Способ позволяет добиться яркого, реалистичного изображения, но требует определенного опыта и умения работать с масляной пастелью;
- с помощью составов, растворяющих входящее в состав пастели масло. Метод более простой, но изображение получается слегка размытым, нечетким. Данные недостатки убираются последующей коррекцией;
- путем прогрева поверхности рисунка феном. Под действием тепла масло размягчается, а затем застывает, «запаивая» рисунок, убирая присущую масленой пастели некоторую липкость. При прогреве также немного теряется четкость изображения.
Урок по рисованию масляной пастелью
Чтобы изобразить масляной пастелью тыкву, для работы потребуется:
- пастель;
- лист бумаги;
- кисточка или специальная растушевка;
- растворитель (пинен);
- простой карандаш;
- ветошь.
Этапы работы следующие:
- Создать контур тыквы. Работа выполняется простым карандашом, используются еле заметные, тонкие штрихи, иначе карандашные линии будут видны через слой пастели.
- Нанести основные цвета в следующей последовательности: яркий оранжевый – обозначит углубления между дольками; светло оранжевый – создаст тени; желтый (более светлый и более темный) и оранжевый передадут неровности поверхности.
- Вырисовать хвостик, и с помощью растворителя слегка сгладить резкие переходы цвета.
- Проработать мелкие детали, например, хвостика тыквы. Он выполняется самой тонкой кисточкой, для чего на нее сначала набирается разбавитель, а затем – пастель.
- Прорисовать участки хвостика с использованием синей, голубой, темно- и светло-зеленой краски.
- Добавить блики, тени и создать фон.
Восковая пастель
Пастель для рисования, кроме сухой и масляной, бывает восковой. Данный вид схож с масляной и также выпускается в виде толстых «карандашей» с заостренным кончиком. Он является более простым в работе инструментом.
Особенности и правила использования
Поскольку восковая пастель отличается прочностью и не пачкает рук, а полученные с ее помощью рисунки не нуждаются в закреплении, она чаще применяется в детском творчестве или в работах неопытных художников.
Ее преимуществами считаются:
- безопасность: в составе пастели – натуральные пигменты и полимерный воск;
- мягкость и способность даже при незначительном нажатии оставлять сочный, яркий след, что особенно важно для малышей;
- удобство: восковой мелок можно держать как угодно, он все равно будет рисовать;
- практичность: пастель не крошится, не ломается, легко затачивается, а образовавшуюся в результате работы крошку можно расплавить и использовать повторно;
- возможность использовать для рисования любую поверхность: бумагу, картон, стекло.
Рисунки восковой пастелью получаются несколько грубоватыми, упрощенными и без градиентных переходов
Поскольку восковая поверхность рисунка является несмачиваемой, пастель этого вида можно использовать совместно с гуашью или акварелью, рисовать в смешанных техниках, недоступных для масляных или сухих аналогов.
В то же время, рисунки восковыми мелками получаются несколько грубоватыми, упрощенными, возможности по созданию градиентов практически отсутствуют. По этим причинам профессионалы их используют редко, предпочитая более сложную в использовании масляную пастель.
Еще одним недостатком восковой пастели является то, что она неприменима для работ на открытом воздухе (на пленэре) в холодное время года, когда воск под действием низких температур теряет пластичность.
Работа с данным инструментом начинается с создания наброска, для чего применяются восковые мелки соответствующего цвета. Затем выполняется закраска и прорисовка отдельных деталей. На последнем этапе накладываются тени, обозначается фон.
Урок по рисованию восковой пастелью
С помощью восковых карандашей можно изобразить натюрморт с апельсинами, для чего потребуются карандаши и лист бумаги.
Этапы работы следующие:
- Для обозначения контуров взять оранжевый карандаш, которым изобразить целый апельсин и 2 дольки.
- Наметить сегменты на дольках и углубление в верхней части целого апельсина.
- Выполнить заливку, закрашивая освещенные места более ярким цветом и добавить красный цвет там, где будет тень. Пока можно не стараться закрасить все полностью, важно создать основной фон.
- Убрать белые «островки» и ярче наметить красной пастелью тени. Не стоит пытаться сделать рисунок равномерно окрашенным: оставшиеся белые пятнышки придадут реалистичность рисунку, став бликами света.
- С помощью черного карандаша несколькими штрихами придать апельсину объемность, обозначить плодоножку, добавить контрастности контурам, а затем – создать фон.
Акварельная пастель
Это сравнительно новый вид пастели, отличающийся от описанных аналогов тем, что при ее изготовлении используются водорастворимые пигменты. В качестве скрепляющего вещества применяется масло или воск. С помощью акварельной пастели легко добиться эффекта акварельного рисунка, обработав изображение влажной кисточкой.
Особенности и правила использования
Новаторам и фантазерам акварельная пастель предоставит множество возможностей для создания комбинаций пастели и акварели.
Акварельная пастель для рисования
Можно, например:
- оставить рисунок в «сухом» виде;
- обработать его влажной кистью, получив эффект акварели;
- создать сначала акварельный фон, а уже по нему рисовать пастелью;
- увлажнить бумагу и сразу писать акварельный шедевр.
Однако выбрать один из вариантов необходимо заранее, поскольку для создания акварельного эффекта потребуется специальная бумага. 1-й этап рисования акварельными мелками ничем не отличается от работы с масляной или восковой пастелью.
На 2-м а этапе, при создании акварели, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Выбрать участок какого-то одного цвета и пройтись по нему влажной кистью.
- Если требуется создать плавный переход цветов между выбранным и соседним участком, то кисточка слегка заходит за его пределы, если же граница должна остаться четкой – движется исключительно в пределах участка.
- Кисточку перемещать вдоль линий, оставленных пастельным мелком.
- К обработке соседнего участка приступать только после того, как бумага просохнет.
- Кисточку периодически споласкивать.
- Готовый рисунок должен просохнуть, после чего можно будет устранить мелкие огрехи или сделать изображение более выразительным, добавив где требуется несколько пастельных штрихов.
Урок по рисованию акварельной пастелью
Для урока потребуются:
- акварельные мелки;
- акварельная бумага;
- кисточка;
- вода;
- ветошь.
Поскольку предстоит работа с водой, лист бумаги желательно закрепить вертикально. Процесс создания рисунка лилий условно разбивается на 2 этапа: нанесение изображения в пастели и создание акварели.
На первом этапе выполняется следующее:
- Черной пастелью создается эскиз, наносятся линии и мелкие детали (тычинки), характерные для данного цветка и определяющие его форму.
- Приступить к раскраске: основным цветом будет оранжевый, поэтому он и наносится в первую очередь.
- Дополнить рисунок оттенками красного: алым и бордовым.
- Усилить цвета за их счет повторного нанесения и создания акцентов.
На поверхность листа брызнуть несколько капель воды (сверху вниз) и приступать к созданию акварели, для чего:
- Обработать кисточкой участки оранжевого цвета.
- Сполоснув кисточку, повторить то же самое для всех оттенков красного, слегка выходя за границы участков для создания плавных переходов.
- Слегка размыть черный цвет, что даст легкий серый фон.
Картина должна просохнуть, после чего сухими акварельными мелками прорабатываются отдельные линии и создаются цветовые акценты.
Пастельные карандаши
Пастель для рисования сухая может представлять собой карандаши. Это симбиоз сухой пастели и карандаша, получивший преимущества и того, и другого инструмента.
Пастельные карандаши позволяют детально прорисовать мелкие элементы рисунка, при этом создать мягкие и яркие линии
В сравнении с традиционной пастелью, их основным достоинством является возможность детальной прорисовки мелких элементов рисунка, а в сравнении с обычным карандашом – мягкость и яркость линий.
Особенности и правила использования
Чтобы воспользоваться достоинствами пастельного карандаша и получить реалистичный, аккуратный рисунок, необходимо знать основные правила работы с ним и подбора всех необходимых аксессуаров.
Для рисования потребуются:
- планшет, который можно закрепить под небольшим наклоном;
- качественные пастельные карандаши;
- бумага с шероховатой поверхностью, хорошо удерживающей частички пастели. Профессионалы обычно приобретают бумагу не белую, а терракотовую, серую или светло-коричневую.
При нанесении цвета используются короткие штрихи, чтобы придать изображению объемность, их конфигурация должна повторять форму предмета. Работа выполняется по следующему алгоритму: сначала накладываются светлые цвета, затем – темные. Тени, блики и цветовые акценты прорисовываются в последнюю очередь.
Для создания полутонов и плавных переходов может быть использована:
- растушевка;
- метод оптического смешивания (чередование штрихов разного цвета);
- метод механического смешивания (наложения одного цвета на другой).
Насыщенность цвета можно регулировать при помощи растушевки, выполнять ее удобно специальной палочкой-растушевкой или пальцами.
Для создания перспективы дальние предметы располагаются на листе выше, их контуры обозначаются мягко, расплывчатыми штрихами. Ближние объекты помещаются в нижней части листа, изображаются более четкими линиями с тщательной прорисовкой деталей.
Чтобы не загрязнять рисунок, цвета желательно накладывать, начиная сверху и постепенно двигаясь вниз. Растушевка участков с различными цветами выполняется разными инструментами, кончик карандаша также периодически очищается, частицы пастели смахиваются с бумаги кисточкой.
Урок по рисованию пастельными карандашами
Неопытный художник может попробовать нарисовать морской пейзаж. Для него не требуется строго соответствия оригиналу, есть простор для фантазии, а выполненная картина, несмотря на возможные неточности, выглядит реалистично.
Работа разбивается на 5 этапов:
- Создание наброска. Тонкими, едва заметными линиями намечаются основные элементы пейзажа: начать желательно с линии горизонта, затем наметить положение солнца, далее – облаков, моря, скал и в конце нарисовать контуры яхт.
- Наложение основных цветов. На данном этапе выполняется легкая заливка основных элементов рисунка: голубым обозначаются участки чистого неба и море, желтым – область неба вокруг закатного солнца, оттенками красного – освещенные солнцем облака, оттенками коричневого – скалы.
- Создание насыщенного цветового фона. Чтобы не смазывать рисунок, под руку подкладывают лист белой бумаги и постепенно, двигаясь сверху вниз и слева направо, накладывают короткие штрихи, а затем растушевывают карандаш для получения плавных переходов на небе, море, скалах.
- Детализация. Прорисовывают мелкие детали: солнце, яхты, рисунок облаков, силуэты скал, изгибы берега, более ярко наносят тени.
- Завершающий этап. Добавляют четкости элементам, расположенным на переднем плане, создают акценты, углубляют тени.
- Защита пастельных рисунков. Лучшим способом защиты пастельных рисунков является помещение их под стекло (оно не должно касаться поверхности бумаги). Однако использовать его можно не всегда, поэтому чаще применяются фиксативы, создающие пленку на бумаге, препятствующую осыпанию краски.
Главный минус использования фиксативов при рисовании пастелью — возможное потемнение рисунка
Часто используются фиксативы следующих видов:
Следует учитывать, что цвета после обработки фиксативом слегка меняются (темнеют), поэтому иногда художники обрабатывают свои картины поэтапно, что дает им возможность корректировать интенсивность оттенков при последующем наложении цвета.
Часто в качестве закрепителя используется лак для волос, о котором следует знать следующие нюансы:
- результат непредсказуем: потемнеет рисунок или останется прежним – неизвестно;
- потребуется лак сильной фиксации;
- распылять его необходимо с большого расстояния, иначе сильная струя испортит рисунок;
- нужно не менее 2-х нанесений.
Стоимость пастельных красок. Лучшие производители
Пастель для рисования сухая, восковая или масляная должна быть высокого качества. Это обязательное условие удачного рисунка. Поскольку в данном случае основным критерием качества является бренд, важен производитель.
Лидерами в производстве пастели признаны:
Пастель | Описание |
Сухая | Sennelier (Франция) и Rembrandt (Голландия). Цена набора Sennelier на 24 цвета – 5350 руб., при поштучной покупке — стоимость за 1шт – 300 руб. |
Восковая | Sennelier, MANLEY (Испания). Цена набора из 6 восковых мелков MANLEY – 350 руб. |
Масляная | Sennelier, Mungyo Artists (Корея) и Maimeri Classico (Италия). Цена набора Sennelier на 24 цвета – 3600 руб. Поштучная покупка – 177 руб. за штуку. |
Акварельная | Mungyo Gallery (Корея) Derwent (Англия). Цена профессионального набора Mungyo на 36 цветов – 1500 руб. |
Пастельные карандаши | Cretacolor, Derwent, Stabilo, Faber Castell. Цена наборов Derwent на 36 цветов – 575 руб., при поштучной покупке стоимость 1 карандаша – 142 руб. |
Разнообразие пигментов и создаваемых ими цветов в сегодняшних профессиональных наборах сухой и других видов пастели для рисования насчитывается несколько сотен. Однако начинающему мастеру лучше приобрести простой набор на 6-12 цветов: этого достаточно для создания первого шедевра.
Источник