Что такое вальдорфские формы рисования
РИСОВАНИЕ ФОРМ
Предмет РИСОВАНИЕ ФОРМ является специфически «вальдорфским» предметом, ана-логов которому нет в программах других педагогических систем, а также в государ-ственных школах. Рисование форм можно трактовать как подготовку к письму, как начала геометрии (геометрического рисования) и как художественную деятельность (изобразительное искусство).
Основной элемент, с которым работают ученики, это линия. Линия должна превратиться в форму и зафиксироваться на бумаге. Но дети не сразу рисуют на бумаге. Рисунок ученика – это результат длительного процесса, требующего разного рода активности и включающего следующие этапы:
- наблюдение (ученики наблюдают за учителем в процессе работы)
- воспроизведение заданной учителем формы в пространстве:
- «рисование» формы рукой в воздухе
- «рисование» формы ногой на полу
- «переживание» качества формы – прямых и кривых линий – через жесты-образы в играх и стихах
- прорисовка формы линией на бумаге
Задания подбираются в соответствии с уровнем развития учеников, усложняясь лишь постепенно. При переходе на следующую ступень (в следующий класс) появляются качественно новые элементы – задания на симметрию, метаморфозы форм, творческие задания, требующие активности воображения. Существенное отличие от общепринятого подхода состоит в том, что все упражнения выполняются от руки, без применения инструментов (циркуля и линейки).
Рисование форм может быть включено в другие предметы. Начиная с четвертого класса рисование форм можно связать с традиционными русскими орнаментами и, соответ-ственно, с уроками краеведения; в пятых и шестых классах рисование восточных, гре-ческих и средневековых орнаментов можно связать с лепкой и уроками истории; воспроизведение формы в пространстве через движения телом – с уроками эвритмии.
Через рисование форм у детей развивается пространственное сознание (воображе-ние), пространственная координация движений, рука подготавливается к письму, развивается волевая культура, которая проявляется в процессе работы (вниматель-ность, аккуратность, старание). Благодаря отсутствию вспомогательных инструментов (циркуля и линейки) хорошо «натренировывается» рука на свободное рисование, разви-вается глазомер, координация «глаз-рука».
Примерное содержание уроков «Рисование форм» в первом классе:
Дети знакомятся с прямой линией и дугой, их особенностями: вначале дети ходят по линии (проходят ее ногами, чертят линию ногой на полу), затем рисуют ее широкими движениями руки в воздухе, потом – чертят в воздухе форму пальцем, и только потом переходят к ее рисованию мелом. Первая неуверенная линия повторяется учеником столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на листе появился четкий гармоничный рисунок. Линии рисуются вначале на деревянных досках мелками и только затем – в специальных тетрадях восковыми мелками прямоугольной формы. Формат тетради должен быть достаточно большим (А3), для того, чтобы масштаб линии, изображаемый ребенком в воздухе, максимально соотносился с масштабом этой же линии, воплощаемой на бумаге.
Таким образом, вырабатывается чувство равновесия, развиваются кисти руки, мелкая моторика пальцев. Формы развиваются от единичных, не связанных между собой элементов (прямые и дуги) к их сочетаниям. Затем эти сочетания приобретают характер орнамента. Большинство этих изображений разраба-тываются специально для обучения письму – это элементы написания букв.
На следующих занятиях дети прорабатывают различные метаморфозы прямых линий – вертикальные, горизонтальные, наклонные отрезки прямых (длина ко-торых меняется в определенной закономерности).
Далее из взаимодействия прямых линий дети создают простейшие геоме-трические фигуры – углы, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, правильные многоугольники и звезды.
Далее идут различные виды кривых (дуги, волны, элементы спиралей), зам-кнутые кривые (окружность, овал, восьмерка), метаморфозы замкнутых форм и простые орнаменты.
Источник
Рисование «Мокрым по мокрому». Вальдорфская педагогика
Марина Титкова
Рисование «Мокрым по мокрому». Вальдорфская педагогика
Живопись акварельными красками.
Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своем особом языке, проявляется в только ей присущем действии, обладает индивидуальным качеством. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в игру с красками. Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного раза в неделю в технике «мокрым по мокрому».
Если со стороны взрослого не будет апелляции к сознательному содержанию, к представлению ребенка, если не будет поставлена тема, то дети погрузят кисточки в стаканчики с краской лишь затем, чтобы потом понаблюдать за каплей, стекающей с них на бумагу. Ограничение тремя основными цветами – красный, желтый, голубой – предоставляет ребенку невероятно богатую по нюансам цветовую палитру, которую они создают сами.
Наряду с игрой цвета на бумаге, о которой дети многократно выскажут удивление или радостную неожиданность, большую роль играет также постоянно меняющийся цвет воды, в которой хорошо промывается кисточка. Когда весь лист уже занят рисунком и краски хорошо светятся и блестят, так как в них присутствует элемент воды, у детей наступает момент высшего удовлетворения, который часто затмевает бессознательно сопутствующий рисованию момент свободной игры.
Прикреплённые файлы:
risovanie-mokrym-po-mokromu_mn66q.ppt | 13872 Кб |
Фотоотчет о рисовании по мокрому листу в подготовительной группе «Подводный мир» Уважаемые коллеги! Оказалось, что это очень сложно — рисовать акварелью по мокрому листу бумаги! Казалось бы — какая простота! Намочи.
Конспект НОД по рисованию в технике «по мокрому» в старшей группе на тему «Радуга» Конспект НОД по рисованию в старшей группе. Тема: «Радуга» (рисование в технике «по мокрому») Цель: совершенствовать знания детей о цветах.
Консультация для родителей дошкольников 4–7 лет «Рисование акварелью по мокрому» Уважаемые родители, а пробовали ли вы когда-нибудь рисование акварелью «по мокрому»? Техника эта довольно трудна из-за требуемой высокой.
Консультация «Музейная педагогика» «Без прошлого, нет будущего….» Время не стоит на месте, прогресс быстрыми темпами движется вперед. Меняется мировоззрение, создаются инновационные.
Музейная педагогика. Посиделки «Ай да валенки!» Проводилось занятие в музее детского сада » Русская изба» Цель: Знакомство с русским народным промыслом — валенки. Что они часть русской.
Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика в Детском саду. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. «Музейная педагогика»… Сегодня.
Проективно-ресурсная арт-педагогика с учетом ФГОС. Изображение стихии «Земля» через рисование черепахи детьми старшей группы Арт-педагогика — отрасль педагогической науки, слияние педагогики и искусства, она изучает закономерности воспитания и развития человека.
Развивающая педагогика оздоровления Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА.
Фотоэтюд «Вальдорфская кукла» первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских.
Фотозарисовка «Вальдорфская кукла» Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая кукла, которая дает представление о настоящем ребенке, человеке. Эта кукла специально.
Источник
Информация для воспитателей и родителей. Вальдорфское рисование.
Не только теоретики вальдорфской педагогики, но и современные психологи отмечают, что разный цвет ощущается и переживается нами по-разному — возбуждает, вдохновляет, раздражает, успокаивает — и что он может являться показателем нашего внутреннего душевного состояния.
Рисунок — также диагностичен. Наблюдательный педагог по спонтанному рисунку может «прочитать» проблемы ребенка.
Одна воспитательница рассказала про ребенка, вернувшегося в группу после игры в песочнице. Внешне в его поведении ничего не изменилось. Ничего, кроме характера линий и сюжетов в рисунках. Появились не свойственные раньше ребенку тонкие линии, лица с огромными глазами. Через некоторое время выяснилось, что малышу в глаз попало инородное тело, требовавшее вмешательства специалиста. И рисунок сигналил об этом.
Вальдорфцы вообще с напряжением относятся к появлению тонких линий в изобразительных работах детей. По их мнению, это симптом невротизации ребенка, его излишней интеллектуальной перегруженности.
В вальдорфском детском саду существует два вида рисования — свободное рисование восковыми мелками и рисование жидкими красками.
Восковые мелки такой фирмы, как «Stocmer», изготовлены из чистого воска с добавлением растительных красителей. Они пахнут медом. Маленькие дети, только начинающие рисовать, с удовольствием берут их в руки, нюхают, даже пробуют на зуб. Это и безопасно, и приятно.
Работая мелками, ребенок самостоятельно открывает целый веер художественных возможностей этого материала: можно проводить толстые линии, можно полоски, можно рисовать пятном, быстро тонируя большие пространства.
Палитра мелков ограничена только основными цветами: в набор включаются красный, желтый и синий мелки.
Остальные цвета дети должны научиться получать сами, свободно экспериментируя. На выборе цвета (за исключением ситуаций коррекционной работы) педагог никогда не настаивает. Это личное дело ребенка.
Рисование мелками — свободное. Они всегда под рукой, всегда доступны. Никто не указывает ребенку, что, когда и как он должен изображать. Конечно, взрослым свойственен снобизм: рядом с ребенком так легко ощущать себя умным и умелым. Но то, что мы обычно называем обучением рисованию, часто работает не на личностное развитие, а на планомерное формирование стереотипности восприятия и изображения формы.
А форму дети тоже должны найти сами.
Большее, что могут позволить себе воспитатели,это рисовать рядом с детьми свою собственную работу. Делают они это обычно хорошо, так как умению рисовать отводится много времени во время их обучения. Однако есть и такие, которые считают, что их творчество никак не отражается на спонтанном рисунке ребенка, тесно связанном с его внутренним миром.
Детское рисование, считают вальдорфские педагоги, — не средство для планомерного обучения ребенка каким-то знаниям или навыкам, а возможность для проявления, «материализации» душевного мира, способ взаимодействия с миром.
Организованные занятия живописью связаны с работой жидкими красками.
По виду эти краски похожи на окрашенную воду.
Они напоминают нашу привычную акварель, но заранее разведены в баночке с водой.
Вода — главная субстанция жидкой краски. Это качество и роднит такую краску с ребенком. Кроме того, при помощи жидких красок можно создавать чистые цвета.
Дети рисуют на заранее подготовленной акварельной бумаге. Бумага сильно смачивается и кладется на час под мокрую тряпочку, чтобы как следует пропитаться водой.
При работе такая бумага не коробится. Жидкая краска на ней расплывается красивыми причудливыми пятнами.
Такое рисование — игра с цветом.
Детей просят не смешивать краски: краскам это не нравится, поэтому при смешении образуется грязный цвет.
Цветовые пятна располагаются рядом друг с другом.
На границах пятен смешение происходит само собой. Образуются различные цветовые оттенки.
Ребенку хорошо видно, как краски могут соседствовать друг с другом, как они проникают друг в друга.
Главное в таких рисунках — настроение. По мотивам детских работ педагог потом может сочинить сказку, рассказать о том, какие образы навеяли на него цветовые переходы того или иного ребенка.
Воспитательница вальдорфского сада выбирает специальное время для рисования жидкими красками. По некоторым наблюдениям вальдорфских садовниц, для каждого вида рисования существует оптимальное время дня.
Мелками дети лучше всего рисуют после сна.
Они еще не полностью вышли из состояния грез, и их сон находит свое продолжение в рисунке. Детская рука ведется не сознанием, а внутренним ощущением бытия.
А вот жидкими красками хорошо рисовать непосредственно перед сном.
Это и своеобразный тест на то, как у ребенка прошел день, и психотерапевтическое средство, позволяющее излить свои переживания на бумагу. Если три основных цвета уравновешивают друг друга, все в порядке. А если, к примеру, доминирует синий цвет с красными пятнами, надо бить тревогу: скорее всего ребенок подавлен, отягощен проблемами.
И тот, и другой способ рисовать помогают ребенку свободно грезить. А в этом, считают вальдорфцы, залог его нормального развития.
Источник
Методика преподавания в вальдорфских школах
1. О рисовании форм.
Предмет «рисование форм» является специфически «вальдорфским» предметом. Его особенность — в том, что этот предмет органически соединяет в себе элементы сразу нескольких традиционных предметных областей и может рассматриваться как разновидность или предварительная ступень каждой из них.
Основной элемент, с которым работают ученики, — это линия, которая является средством выражения движения и формы. Готовый «продукт» — рисунок ученика — лишь остаток, след длительного процесса, требующего разного рода активности и включающего различные фазы. Это наблюдение (ученики наблюдают за учителем в процессе работы); воспроизведение заданной формы в пространстве (движение по форме на полу, «рисование» формы в воздухе рукой и ногой на полу, «переживание» качества формы — прямых и кривых линий — через жесты-образы в играх и стихах) и, наконец, перенесении линии на бумагу.
Но кроме этого рисование форм можно применить на других предметах, быть включено в них. Начиная с четвертого класса рисование форм можно связать с традиционными русскими орнаментами и со старославянской азбукой (на уроках краеведения); рисование и лепку восточных, греческих и средневековых орнаментов можно включить в уроки истории (5-е и 6-е классы), использовать при оформлении тетрадей по эпохам. Хождение и бег по формам используются на уроках эвритмии.
Повсюду в мире мы встречаем геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольники пчелиных сот, многоугольники кристаллов, параболическая траектория броска, спирали на раковинах улиток, порядок расположения листьев на стеблях многих растений, пропорции золотого сечения в человеческом образе, поразительные кривые, по которым движется Земля и другие планеты. Известны художники, далеко превосходившие математиков в способности использовать в своих произведениях секреты геометрических законов и придавать им тем самым характер совершенной гармонии. Это Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие.
Поиски геометрических закономерностей во Вселенной и в искусстве позволяют нам пережить моменты высочайшего счастья, когда язык, искусство и наука сливаются воедино. Если ученикам старших классов вальдорфской школы доводится испытать подобные минуты, а они могут быть связаны не только с математикой, но и с геологией, физикой, ботаникой, человековедением, астрономией, историей искусства, то это означает, что ученики прошли основательную подготовку.
Можно заново построить всю евклидову геометрию, так ни разу и не подумав о возможностях ее практического применения, ибо законы ее существуют внутри самого человека. Но если человек независимо от имеющегося у него опыта, сначала знакомится с геометрическими соотношениями в теории, а затем находит подтверждение на практике, то это производит на него сильнейшее впечатление.
Рекомендуют начинать заниматься с детьми геометрией еще задолго до того, как они смогут в процессе рисования пользоваться линейкой и циркулем. Вплоть до того, чтобы приступить к этому с первого же урока – попробовать рисовать прямые и кривые линии.
Уже с первого класса дети начинают рисовать самые простые, элементарные формы. Учитель обращает внимание детей на их руки, говорит о том, как человек может работать своими руками. Потом по очереди вызывает всех к доске и дает возможность начертить мелом прямую линию, а затем полукруг или дугу. Сначала учитель рисует образец, который дети повторяют. По манере идти, смотреть, рисовать можно многое узнать о ребенке.
Не обязательно заниматься геометрией только в классе. Можно, чтобы дети вышли в школьный двор и побегали по кругу и спиралям, а затем вернулись в классную комнату и нарисовали эти формы в своих рабочих тетрадях. Во время занятий эвритмией во втором классе дети бегают по «восьмерке», при этом их пути пересекаются в центре.
Геометрия может выполнять и дисциплинирующую роль. Так, преподавателю эвритмии можно не делать все время замечанию ученику, чтобы он сидел на месте, а стоит всего лишь сказать: «У всех круг ровный, а у тебя какая-то вмятина получается». Со временем эвритмические формы усложняются и делаются более изощренными. В шестом классе обучению собственно геометрии отводится существенное место, одновременно с этим в эвритмическом зале можно заниматься «геометрией движений».
Упражнения в рисовании форм – это не только изучение траектории движения. Это «занятие в себе», в котором участвуют фигуры, но при этом присутствует еще нечто, что выражается не с помощью движений. Например, ученикам предлагается завершить незаконченную форму: «внешнюю» или «внутреннюю» фигуру изображают в соответствии с чувством формы, подбирают симметричную картинку или зеркальную фигуру.
Если у учителя есть фантазия, то он до бесконечности может варьировать мотивы и побуждения действий. Тогда рисование форм превращается в одно из любимейших детских занятий. Когда учитель рисует на доске «половину» формы и дает ученикам задание, – дополнить рисунок в тетрадях, он видит, что не удается детям и как это можно поправить.
Нет ли еще каких-то способов рисования карандашами в младших классах вальдорфской школы? Строго говоря, вероятно, нет. Рисование карандашами и красками очень сильно отличаются друг от друга. К области «живописи», по сути, относится «рассказывание» с помощью цветного карандаша, писание картин и иллюстрирование произведений. Начиная с четвертого класса, детей поощряют обнаруживать в процессе рисования форм геометрические фигуры, которые они уже умеют изображать: углы, эллипсы и кривые у стульев, ваз и т.д. Наступает время счастливого узнавания в образах внешнего мира форм, которые предварительно были нарисованы и освоены.
Только в седьмом и восьмом классах после того, как ученики овладели навыками черно-белой техники рисования, начинается серьезное культивирование реалистического изображения внешнего мира.
3. Математика.
Обучение математике занимает одно из центральных мест в образовательной программе школы. Его задачи чрезвычайно многообразны. Это и формирование, развитие целостной природы ребенка, его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, его памяти, и овладение системой математических знаний и умений, необходимых как для повседневной жизни, так и для изучения других предметов, и, наконец, выработка представлений об идеях и методах математики как науки и их роли в научной деятельности человека.
Преподавание математики, в соответствии в общей концепцией вальдорфской школы никогда не ограничивается только воздействием на интеллектуальную сферу учеников. Элементарная математическая деятельность опирается на здоровую структуру человеческих восприятий, прежде всего на чувство ритма (арифметика), на чувство равновесия и чувство формы (геометрия). В связи с этим обучение, особенно в начальной щколе, подкрепляется глубокой проработкой ритмической структуры детского существа (ритмический счет, таблица умножения «в действии», счет на несколько голосов — «каноном» и т.д.) и чувства формы, для чего в начальной школе вводится предмет — рисование форм.
Первой математической дисциплиной в начальных классах становится арифметика. при обучении следует углубить переживание числовых понятий с помощью ритмических движений и развития чувства равновесия.
Основой при изучении арифметики в первом классе служит развитие навыков ритмического счета. Здесь учитель много работает с ритмической структурой речи, различными стихотворными размерами, постепенно переходя к «чистому ритму» и рядам кратных. Дети учатся свободно ориентироваться в числовом ряду (прямой и обратный счёт, счёт через два, три и т.д., счёт десятками, счёт вслух и «про себя»). Занятия сопровождаются активным движением: дети протопывают и прохлопывают ритмы, делают упражнения с мячиками, цветными шнурами, двигаются группами по различным формам. такая работа относится к ритмической (начальной и наиболее активной) части урока.
4. История.
Главная цель исторического образования — развитие исторического мышления как особого метода миропознания, заключающегося в способности синтезировать позитивный опыт человечества, осознавая при этом принадлежность к настоящему времени и обществу; посредством анализа различных эпох, культур, образов мышления обеспечивать синтез критического и ценностно-постулирующего мировоззрения; а также способности к отказу от одномерных постулатов, стереотипов, идеологических мифов, конфессиональных и этнических предупреждений. Сохранение независимости интересов личности и, одновременно, преемственности культурных, национальных, конфессиональных и правовых традиций общества становится основой для формирования исторического мышления.
В основу преподавания предмета «История» в вальдорфской школе положены следующие принципы:
- прививать и поддерживать в течение всего обучения в школе интерес к предмету, что во многих отношениях является основой для развития знаний, умений и навыков;
- создать на уроках во внеурочное время атмосферу, способствующую глубокому переживанию учениками различных исторических культурных эпох развития человечества, биографий, фактов и событий, опираясь, особенно в 5-6 классах прежде всего на эмоциональную сферу ребенка (симпатия, антипатия, удивление и т.п.) и лишь затем на историческую память и мышление, которые развиваются у детей постепенно;
- преподносить исторический материал, согласуясь с возрастом учащихся для решения различных возрастных проблем. Например: преподавание в 5-6 классах строить в историко-культурном контексте, так как именно в этом возрасте дети способны интуитивно впитывать стиль и ритм разных эпох и народов. Вовремя разбуженная способность, сохраняясь в зрелые годы, образует основу формирования культурной личности.
В 5-6 классах в центре преподавания находятся конкретные формы жизни: работа человека на земле, жизнедеятельность человеческих сообществ, преображающих землю, открытия в различных областях. В основе урока лежит рассказ учителя. Красочные описания важных событий, географической местности, особенностей территории, сведения из биографий великих людей имеют наиважнейшее значение. В 6 классе начинается изучение отечественной истории в хронологической параллели с мировой.
В 7-8 классах основным планом рассмотрения являются географические и научные открытия, изобретения, изменения взглядов людей на природу, развитие их культурной и социальной жизни. Задачей учителя на данном этапе становится осмысление исторического материала в опоре на пробудившееся причинно-следственное мышление учащихся.
В 9 классе рассматривается история политических идей, внутренних мотивов в исторических процессах. Основные темы: влияние идей эпохи Просвещения на развитие человеческого общества XVIII-XX веков, формирование национального самосознания и тесных международных связей в XIX-XX веках, изменение евроцентрической картины мира, расцвет стран, в прошлом не игравших видной роли на политической арене, процессы глобализации. Ученики узнают о проблемах экологии, губительных для человека тенденциях и катастрофах нашего времени, и главное, о положительных силах, которые стремятся осуществлять идеи социального устройства и здорового обращения с природой.
В старших классах изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней осуществляется на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Историческое образование в старшей школе ориентировано на приоритетное развитие мировоззренческих основ личности, использование потенциала исторической науки для гармонизации личностного развития подростка, его социализации.
Основная цель исторического образования на этой ступени — систематизация предметных и общеучебных знаний и умений, приобретенных на предыдущих ступенях, использование их для осмысления событий и явлений современной действительности с помощью анализа их исторической природы и осознания учениками собственного места в социальном континууме, своих возможностей в современном обществе.
В 10-11 классах основными являются следующие мотивы. Ученик должен получить обзорное представление о мировой истории: на примерах истории отдельных культур и народов должны быть проработаны процессы развития человечества в различных аспектах; должно быть пробуждено сознание того, как в ходе истории человеческое развитие все в меньшей степени становится делом внешних норм и общественных условностей, т.е. человек становится всё более свободным как личность.
Также в 10 классе рассматривается культурное развитие человечества на примере неополитической революции и высокоразвитых культур древности, зарождение политических процессов в цивилизациях Греции, Рима, Европы. На этом этапе изучении истории должно формировать самостоятельную рациональную позицию, опирающуюся на правовую основу жизни.
Возникновение мира средневековья на основе опыта греко-римского, германсткого и иудеохристианского, диалог между западным и восточным мирами и, наконец, развитие индивидуализма в период нового времени, рассмотрение современных политических процессов под углом зрения внутренних побуждений субъектов исторического процессе составляют главные темы 11-го класса.
в преподавании тем 10-11-го классов используется культурно-исторический метод изучения истории. Рассматриваются теории М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса.
5. Человек и животные.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Специфической особенностью содержания предмета является постижение законов природы и общества через образ, поскольку образное содержание больше соответствует возрастным особенностям учащихся начальной школы, чем абстрактное содержание наук.
6. Уроки рукоделия и ремесла.
Посетитель вальдорфской школы, осматривающий многочисленные помещения, предназначенные для преподавания ручного труда, замечает, что и мальчики, и девочки, как правило, заняты решением одних и тех же задач. У него также складывается убеждение о значимости той роли, которая отводится этим предметам в рамках всего обучения.
Организуя занятия разными видами ручного труда, в вальдорфской школе ориентируются на искусство и ремесло, с которыми дети близко знакомятся и лишь второстепенно готовят себя к возможной практической деятельности в будущем. А воспитательное значение ручного труда простирается гораздо дальше. Необходимо отметить, что люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же «неловким интеллектом», лишены гибкости идей и мыслей. В то же время те, кто владеют точными движениями, способны иметь гибкое мышление, проникать в суть вещей. Иными словами, благодаря занятиям рукоделием и ремеслами удается подготовить человека к включению воли в мыслительный процесс.
В первом классе дети учатся вязать на спицах, во втором – крючком; по мере того, как они овладевают этими умениями, можно предлагать им изготовлять одежду для себя и для других; в седьмом и восьмом классах они продвинутся уже настолько далеко, что смогут сшить на швейной машине рубашку, платье, штаны или подобные изделия. Разумеется, мальчики, особенно в годы, предшествующие половому созреванию, выполняют задания, требующие приложения физической силы (например, изготовление изделий из кожи, плетение корзин).
Стремление к созиданию художественных форм, пусть даже самых простых, пронизывает все обучение, но наиболее отчетливо это выражается в изготовлении игрушек, которые школьники начинают делать примерно с пятого класса. В свою работу они переносят то, что узнают на уроках о животных. Однако выражение лиц, например, у кукол и все их пропорции могут быть гораздо менее согласованными и менее детализированы, чем у реальных животных.
Особенно удается детям передать своеобразие различных животных в глине и в дереве. Занимаясь лепкой, человек решает совершенно особые художественные задачи: можно достичь выразительности в деталях, но предстоит еще в определенном порядке объединить их в целое. Пластика выполняемой скульптуры должна передавать то, что характерно для целостного облика животного.
Чтобы научиться делать самостоятельно что-либо из глины, либо вырезая по дереву, требуется определенное волевое усилие. Видно, как находит выход скопившаяся в ребенке энергия, когда, предположим, двенадцатилетний школьник начинает пользоваться стамеской и ножом, вырезая что-либо из необработанного куска дерева. Вырезать по дереву обычно начинают в шестом классе.
В течение четвертого и пятого годов обучения ремесленная работа все более становится свободным художественным творчеством. Ребенок должен работать по своей воле, а не потому, что кто-то заставляет его это делать. Если процесс обучения обращен к жизни, то дети черпают побуждения к работе в самих себе. Учитель, естественно, присутствует при работе учеников и организует их деятельность. Его основная задача состоит в том, чтобы помогать детям осуществлять их собственные замыслы.
Решая художественные задачи, ребенок вначале как бы исподволь, а затем все более сознательно начинает постигать проблемы, с которыми сталкивается человек.
Если есть необходимые условия, то очень важно, чтобы молодые люди научились обрабатывать не только ткани, глину и дерево, что они делали до сих пор, но и более прочные материалы, например, металл. Подросткам обоего пола может показаться интересным и захватывающим решать задачи, возникающие в ходе этого вида работы.
7. Гимнастика.
В большинстве вальдорфских школ практикуются занятия особым видом гимнастики. Система гимнастических упражнений, цель которой – углубить восприятие пространства и укрепить силу воли, была по поручению Рудольфа Штайнера разработана графом Фритцем фон Ботмером – учителем физкультуры в первой вальдорфской школе.
Одно из положений науки о человеке сводится к тому, чтобы в первые три года школьной жизни обращение со спортивными снарядами, гимнастические хороводы и упражнения на ловкость превращались в свободную и радостную игру. Учитель физкультуры побуждает ребенка фантазировать, получать от выполнения упражнений удовольствие, стремясь, чтобы они не превращались в простую физическую деятельность или, наоборот – в спортивное соревнование для достижения высоких результатов. Так, в процессе упражнений можно стилизованно изображать различные виды ремесленной деятельности или имитировать движения животных. Вместо препятствий, которые нужно преодолеть на физкультурных снарядах в зале, занятия переносятся на местность, где детей поджидают разнообразные приключения или организуются спасательные экспедиции. Упражнения выполняются мужественно, препятствия преодолеваются легко, мышцы и кровь играют.
Начиная с шестого класса, при усложнении заданий дети все более осознанно подходят к преодолению трудностей. Прыжки, взмахи начинают все более сознательно подчиняться воле, что позволяет динамике овладеть чувством пространства и научиться удерживать в равновесии центр тяжести.
Все занятия легкой атлетикой, гимнастикой, игры с мячом и бегом, упражнения на классических гимнастических снарядах в старших классах подчинены одной идее – постепенно достичь известной гармонии между малым и большим усилием, между индивидуальными требованиями и требованиями, поставленными перед коллективом. Одно то обстоятельство, что в вальдорфских школах мальчики и девочки занимаются физкультурой вместе, заставляет учителя дифференцированно относиться к детям, что необходимо для индивидуализации процесса занятий физкультурой. Именно на таких занятиях воспитывается уважение к человеку, который не похож на тебя.
8. Мир языка.
Начинать обучение иностранным языкам сразу с первого класса – не слишком ли рано? И вообще, возможно ли это? Вальдорфская школа славится своей «неторопливостью» в обучении чтению и письму; в области же арифметики сразу выдвигаются более высокие, чем в обычных школах, требования, а теперь еще и два иностранных языка для первоклассников. Для чего это нужно? Какой метод должен лечь в основу прямой, основанный на подражании, или грамматический, включающий анализ предложений и упражнения в переводе? Специалисты не перестают выдвигать аргументы в защиту того и другого подходов.
Поскольку ученики трех младших классов зависимы от своего окружения и естественной формой их самовыражения наряду с развитием душевных способностей является подражание, мы вынуждены признать, что в этом возрасте единственно приемлемым может быть «прямой методом». Когда же по достижении девяти лет в детях начинают происходить глубокие изменения, они становятся уже способными рассматривать язык как часть окружающего мира. Осмысление грамматических явлений они черпают из речи окружающих, из собственных приобретенных ими навыков. Есть еще одна причина, свидетельствующая о пользе раннего начала обучения языку. Душа ребенка чувствительна к восприятию произнесенного слова. Приняв его, она начинает «трудиться» над ним, открываясь навстречу новым словам. Языковой инструмент ребенка так гибок, что его можно формировать упражнениями на произношение, методикой иностранного языка. Ребенка легко научить воспроизводить новые звуки, он достаточно свободно овладевает чужеродными звучанием с «хорошим произношением». Одновременно обогащается душа ребенка, расширяются его представления об окружающем его мире.
9. Эвритмия.
10. Заключение.
Вопрос не в том: что нужно знать и уметь человеку для существующего социального порядка, а в том: что заложено в человеке, и что в нем можно развить. Только в этом случае социальное устройство будет получать приток новых сил от подрастающего поколения. И только в этом случае в обществе будет жить то, что вносят вступающие в него люди, и из подрастающего поколения не будут делать того, что желает из него сделать существующий социальный порядок. В центре вальдорфской педагогики находится идея гармоничного развития тела, души и духа. Этого не всегда легко достичь, особенно в наши дни, когда основное внимание уделяется умственным навыкам и способностям, а физический труд рассматривается как неизбежное зло. Поэтому сегодня, как никогда, важно развивать помимо умственных, также эстетические и практические навыки.