- Ультрамариновые краски
- Натуральный ультрамарин
- Искусственный ультрамарин
- Зеленый ультрамарин
- Фиолетовый ультрамарин
- Словарь юного художника: цвет ультрамарин
- Ультрамарин: история цвета
- Пишу акварелью без грязи: ультрамарин плюс оранжевый
- Рассмотрим разные пары синий-оранжевый
- Чем хорош серый, полученный из двух дополнительных оттенков?
- Рассмотрим пару ультрамарин – оранжевый кадмий
- Как нам это может помочь в живописи?
- О пигментах: ‘Синее золото’ — Ультрамарин
Ультрамариновые краски
Эту группу красок составляют все разновидности натурального и искусственного ультрамарина — краски, родственные в химическом отношении друг другу.
Красящее начало ультрамарина до сих пор окончательно не определено. Полагают, что оно является серой, которая находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество.
Анализы натурального ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали следующий результат. На 100 ч. краски ультрамарин содержит: кремнезема — 45,5 ч., извести — 3,52 ч., глинозема — 31,76 ч., натра — 9,09 ч., серного ангидрида — 5,89 ч., серы — 0,95 ч., железа — 0,86 ч., воды — 0,42 ч., углекислоты— 0,12 ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному.
Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зеленый и фиолетовый цвета.
Ультрамариновые краски имеют следующие свойства:
1) светоустойчивость,
2) неядовитость,
3) стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кислотам,
4) способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой болезни».
Сущность этой «болезни» заключается в следующем: ультрамариновые краски, содержащие в своем составе значительное количество глинозема, имеют способность (которую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать ее в себе.
Влага эта нарушает мало-помалу строение (омогенность) масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородности, а следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мутными, серыми, бесцветными и тем, разумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном случае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, зависящее от изменения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило раньше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления, и притом вполне излечимая. Действительно, помутневшие таким образом краски восстанавливают свой прежний вид при действии на них копайского бальзама и паров спирта — средство, предложенное Петтенкофером.
Описанный недостаток присущ и зеленой земле, равно как и другим краскам, богатым содержанием глины. Помутнения и изменения в тоне у последних, однако, не так заметны, как на ярком цвете ультрамарина, и само образование их не так возможно, так как они содержат большее, нежели ультрамарин, количество связующего вещества, противостоящего действию влаги.
Ультрамариновые краски применяются во всех способах живописи, но при росписи внешних стен зданий больших городов не должны иметь применения, так как в атмосферных осадках местностей, где происходит сжигание больших количеств каменного УГЛЯ, содержится сернистая кислота, мало-помалу обесцвечивающая эти краски.
Натуральный ультрамарин
Ляпис-лазурь. Outremer lapis. Lasursteinblau. Ultramarine genuine.
Минерал лазуревый камень привозился в Европу из Китая, Тибета и Бухары морем. Залежи его находятся и теперь в Сибири, Бухаре, Китае, Тибете и Южной Америке.
Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться как краской не представляется возможным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обработке, в результате которой из 100 ч. камня получается всего лишь 2—3 ч. чистой краски и большое количество менее чистой, носящей на-звание в торговле «ультрамариновой золы».
Натуральный ультрамарин появился в живописи не ранее XV в., был редок и продавался по весьма высокой цене. Натуральный ультрамарин превосходит по своим качествам искусственный, но и в настоящее время остается очень дорогой краской, не всем доступной, почему вырабатывается немногими фирмами.
Искусственный ультрамарин
Ультрамарин Гимэ. Outremer, bleu de Paris. Ultramarinblau.. French blue, Guimets blue.
Высокая цена краски, получаемой из ляпис-лазури, давно уже побуждала технику к изысканию и открытию новых способов производства синих красок, которые могли бы удовлетворить насущную потребность в них. В 1827 г. Гимэ открыл ультрамарин, а через год обнародовал найденный им способ приготовления искусственного ультрамарина Гмелин; с этого времени техническое добывание краски быстро сделалось широкой отраслью промышленности.
Со времени открытия искусственного ультрамарина было предложено много способов и рецептов для приготовления его. Материалами в обыкновенном заводском способе приготовления его служат: каолин, глауберова соль, сода, сера и уголь. Смесь, составленную из них в различных пропорциях (например, 100 ч. каолина, 105 ч. глауберовой соли, 23 ч. угля, 16 ч. соды и 20 ч. серы), помещают в тигли и обжигают без притока воздуха в печах до светлокрасного каления. Полученная таким образом красивого зеленого цвета масса после надлежащей очистки и просушки сама по себе служит зеленой краской, идущей в торговле под названием зеленого ультрамарина. При желании получить синюю краску зеленый ультрамарин снова подвергается прокалке с примесью нового количества серы (8%) при доступе воздуха. Что касается пропорций названных выше материалов, входящих в состав смеси, подвергающейся прокалке, изменения состава смеси могут быть допущены в самых широких пределах, что, конечно, отражается на качествах продукта и обуславливает выход различных оттенков краски.
Чтобы получить светлые тона ультрамарина, его смешивают иногда с гипсом, мелом и белой глиной. Для придачи глубины тона в подмешанный таким образом ультрамарин вводят в небольшом количестве глицерин или сахарный сироп. Все названные подмеси нужно отнести к фальсификации краски. Хороший ультрамарин не должен также содержать в себе свободного сернистого натра, остающегося иногда от фабрикации.
Искусственный ультрамарин принадлежит к недорогим краскам, очень близок по цвету, составу и качествам натуральному ультрамарину, который может заменять с успехом; во всех техниках живописи применим, не исключая силикатной живописи и фрески, хотя пои долгом общении с гашеной известью изменяет свой тон. На масле сохнет хорошо и берет его до 50%.
Зеленый ультрамарин
Vert d`outremer. . Groener Ultramarin.
Зеленый ультрамарин, о производстве которого можно иметь представление из описания приготовления синего ультрамарина, обладает всеми свойствами, общими для ультрамаринов. Главное применение его в малярном деле, но лучшие сорта применяются и в живописи.
Фиолетовый ультрамарин
Outremer violet. Ultramarinviolet.
Цвет его не обладает особой красотой. Приготовляется из синего ультрамарина действием на последний:
1) соляной кислоты и воздуха,
2) нашатыря и азотноаммиачной соли и
3) хлора и водяного пара.
Уступает по цвету и прочности фиолетовому кобальту.
Распознавание. К ультрамарину часто примешиваются: берлинская лазурь, горная синь, шмальта, индиго и крахмал.
Чистый ультрамарин в нашатырном спирте не растворяется и не окрашивает его, во всех разведенных кислотах разлагается, выделяя небольшое количество сероводорода и образуя бесцветное студенистое вещество.
Источник
Словарь юного художника: цвет ультрамарин
Сейчас любители рисования уже давно привыкли, что краску любого цвета можно купить в ближайшем художественном магазине. Однако так было не всегда.
Коммерческое производство красок началось лишь в 1700 году , до этого времени художникам приходилось смешивать краски самостоятельно. При этом не все пигменты и материалы было легко найти, ведь некоторые из них стоили целое состояние.
Одной из самых дорогих красок считался ультрамарин (в переводе с латыни – «привезённый через море») , получаемый из ляпис-лазури (лазурита). Лазурит привозили из Афганистана, где он использовался на фресках VI-VII веков .
Процесс получения пигмента было очень трудоёмким делом: камни шлифовали вручную и удаляли все примеси. В начале XIII века был разработан метод, позволяющий получить из лазурита чистейший пигмент. Это привело к беспрецедентному росту цен на камень, стоимость которого часто превышала стоимость золота.
Тем не менее, высокая цена не была поводом вовсе отказываться от ультрамарина. Художники были поражены интенсивностью и светостойкостью пигмента, а большое количество этого цвета в картине указывало на чрезвычайно богатого покровителя. До XVIII века заказчики обычно сами приносили самые дорогие и яркие пигменты художникам.
Например, при работе над картиной «Диптих Вильтона» (1395-1399 гг., хранится в Лондонской национальной галерее) неизвестный художник явно не был стеснён в средствах и потому использовал ультрамарин для своего шедевра достаточно щедро.
Одеяния Девы Марии и ангелов состоят полностью из этого цвета, что обошлось по стоимости практически во столько же, сколько было потрачено на золото, которое использовалось в картине в качестве фонового цвета. Поэтому это произведение стоит целое состояние не только с художественной точки зрения, но и с материальной.
В следующий раз мы расскажем вам о фиолетовой краске. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!
Источник
Ультрамарин: история цвета
На полотнах художников эпохи Возрождения и барокко, византийских мозаиках и древнерусских иконах мы можем встретить пятьдесят оттенков охры, черного или зеленого. Однако есть цвет, который веками превозносился над остальными, и имя ему ультрамарин!
Технология добычи синего оттенка была известна еще в Древнем Египте. Его добывали из натурального драгоценного камня лазурита, считавшегося камнем богов. Полученный краситель египтяне использовали лишь для окрашивания одежд великих жрецов.
Интересно, что любовь к синему цвету поутихла в Античное время. По мнению ученых, это произошло из-за того, что цвет ассоциировался у римлян с варварскими племенами (кельты и германцы), которые раскрашивали свои тела в синий для устрашения противника. Наверняка, именно поэтому римляне не любили и синюю одежду, она считалась символом траура.
С распространением христианства интерес к синему цвету возобновился. Цвет вновь стал символом божественного начала. Кроме того, художники научились добывать его из лазурита, кобальта и индиго. Начиная с XIII века небеса в произведениях перестают быть черными или белыми, а приобретают красивый голубой оттенок, а некогда зеленое море теперь переливается синими бликами.
Тем не менее, ультрамарин оставался дорогим. Пигмент, производившийся из толченого лазурита, стоил дороже золота. Художники использовали его только в тех картинах, которые выполнялись на заказ. Недаром цена на многие произведения XV-XVI веков рассчитывалась не только по числу фигур, но и по количеству ультрамарина необходимого мастеру.
Микеланджело не мог себе его позволить. Рафаэль использовал его только для верхнего слоя красок. Вермеер же тратил его щедро и влезал в долги, добавляя пигмент даже в черную краску, тем самым получая эффект естественного дневного света на холсте.
Со временем ультрамарин и сам синий цвет утратил свое божественное значение, однако интерес к данному оттенку не утих, и уже новые поколения художников начали использовать его по-своему, наделяя необходимыми качествами. Как изменилось отношение к синему цвету и какую роль он сыграл в творчестве отдельных авторов, обсудим в следующей части.
Источник
Пишу акварелью без грязи: ультрамарин плюс оранжевый
Заниматься живописью очень легко. Просто возьмите немного нужной краски и положите на нужное место. Так сказал кто-то из великих. Но похоже на сарказм, правда?
Давайте разбираться, откуда берутся нужные краски. Известно, что существуют дополнительные пары цветов: оранжевый – синий, красный – зелёный и жёлтый – фиолетовый. Положенные рядом они становятся ярче, а в смеси гасят друг друга. Даже если вы этого не знали, то теперь знаете.
Рассмотрим разные пары синий-оранжевый
На картинке они представлены во всех возможных вариациях, если рассматривать набор акварели «Белые ночи» из 36 цветов.
Эта выкраска работает как таблица умножения, и на пересечении горизонтали и вертикали находится средняя смесь из выбранных пигментов. Так, например, на пересечении второй вертикали и четвёртой горизонтали лежит красивый серебристый серый – средняя смесь из синего кобальта и жжёной сиены.
Чем хорош серый, полученный из двух дополнительных оттенков?
Действительно, почему бы не взять и не развести чёрный пигмент? Но дело в том, что смесь из двух спектральных оттенков выглядит богаче, ведь её можно сдвигать как в сторону одного составляющего – тёплого, так и в сторону другого –холодного.
Рассмотрим пару ультрамарин – оранжевый кадмий
Для этого нужно смешать эти краски в трёх разных вариантах: глухой синий, глухой оранжевый и средний коричневый тон.
Вместе с чистыми пигментами мы получим линейку из пяти насыщенных оттенков – верхний ряд на картинке. Потом разбавим все полученные цвета водой и выкрасим ряд более светлых оттенков. И ещё капнем воды в смеси – получим самый светлый ряд. Пользуйтесь палитрой с углублениями, там легко контролировать количество воды. Итак, теперь мы имеем полный спектр возможностей смеси из двух цветов – ультрамарина и кадмия оранжевого.
Как нам это может помочь в живописи?
Дополнительные цвета при смешивании дают почти готовый колорит для работы. Вот, например, портрет, где большинство оттенков получены из разных синих и оранжево-коричневых.
Только для полного понимания темы вам нужно делать свои выкраски!
Попробуйте, это увлекательно! А по тегу # акварель_кс вы найдёте другие упражнения, полезные советы по технологии живописи и просто мастер-классы.
Источник
О пигментах: ‘Синее золото’ — Ультрамарин
Пигмент ультрамарин в Европе был известен уже в раннем Средневековье. В наше время невозмодно представить палитру художника без этого интенсивного цвета с его превосходной светостойкостью, но до 1828 года был доступен только натуральный вариант этого пигмента.
Изначально ультрамарин получали из полудрагоценного камня лазурита. Это трудоёмкий и дорогостоящий процесс: камни шлифовали вручную, после чего удаляли все примеси. Лазурит лучшего качества добывали в Афганистане, где ультрамарин использовался на фресках 6-7 веках.
В начале 13 века разработан метод, позволяющий получить чистейший пигмент из камня. Это привело к беспрецедентному росту цен на лазурит, стоимость которого зачастую превышала стоимость золота. Тем не менее художники того временим были сильно впечатлены интенсивностью и светостойкостью пигмента, из-за чего спрос на лазурит рос, несмотря на высокие цены.
В 14 веке в Европу было завезено большое количество лазурита из-за рубежа, именно в то время пигмент получил привычное нам название ‘ультрамарин’ — ‘ultra marum’ что в переводе с латыни означает ‘привезенный через море’.
Создание синтетического варианта пигмента ультрамарин
В 1824 году во времена промышленной революции во Франции был проведен конкурс на создание более доступного синтетического варианта ультрамарина, который при этом сохранил бы качества, так ценимые художниками: насыщенность и интенсивность цвета плюс высокий уровень светостойкости. Приз составлял 6000 франков, целое состояние по тем временам. Три химика: Ж.Гиме, И.Гмелин и Геттинг в 1828 году предоставили идентичные методы изготовления синтетического варианта пигмента, но Ж.Гиме победил в конкурсе, так как разработал данный способ несколько лет назад, но держал в секрете.
Синтетический ультрамарин Гиме по своим качествам почти полностью идентичен натуральному. Например, и натуральный и синтетический ультрамарин подвержены так называемой ‘ультрамариновой болезни’, суть которой в том, что ультрамариновые краски постепенно поглощают влагу и конденсируют в себе, что приводит к помутнению и обесцвечиванию. Кстати восстановить прежний вид красок можно с помощью копайского бальзама и паров спирта.
Со времен Гиме многое изменилось, качество пигмента ультрамарин значительно улучшилось и внешние факторы почти не влияют на свойства пигмента.
Пигмент имеет максимальный уровень светостойкости ‘+++’ — минимум 100 лет хранения в музейных условиях.
Royal Talens при производстве красок в состав добавляет ингридиент, полностью исключающий возможность ‘ультрамариновой болезни’.
Ультрамарин — синий пигмент со ‘следами красного’. Смешивая с красными цветами, можно получить многочисленные оттенки фиолетового.
Ультрамарин часто применяют при лессировке.
При нанесении тонким слоем или смешивании с незначительным количеством белой краски, создается характерный интенсивный синий цвет.
Пигмент Ультрамарин применяется в следующих сериях и цветах материалов Royal Talens:
Источник