- Силуэт (графика)
- Содержание
- Китайские корни
- Силуэт во Франции XVIII века
- Силуэт и декоративно-прикладное искусство
- Возрождение в конце XIX века
- Техники выполнения
- Коллекционеры силуэтов
- Список художников, создававших силуэты
- Источники
- Смотреть что такое «Силуэт (графика)» в других словарях:
- Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: «Силуэт» (выразительные средства графики)
- МАСТЕР-КЛАСС Нетрадиционная техника рисования «СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ» материал по рисованию (младшая группа)
Силуэт (графика)
Силуэт — разновидность графической техники (гравюра, фотография) в искусстве портрета, имевший распространение в XVIII веке. Техника использовалась для чётко профильного изображения человека.
Содержание
Китайские корни
Искусство силуэта возникло в Китае, где издавна имели распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь силуэтом. В Европе их называли — китайские тени.
Силуэт во Франции XVIII века
Особое распространение эта техника имела во Франции в эпоху рококо, с её страстью к декоративности и капризным узорам. В сравнении с портретами масляными красками или в других техниках, силуэт считался достаточно дешевым и быстро переместился в бедную часть тогдашней артистической богемы, которые не могли заказать дорогие портреты. Такие портреты имели значение небольшой, интимной вещи, напоминавшей о близких родственниках, приятелях, любимых.
Пренебрежительное отношение аристократии к подобным портретам не утихало. Они получили название от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709—1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и непрестижное.
Силуэт и декоративно-прикладное искусство
Не нуждаясь в особых условиях, красках и устройствах, силуэт не умер, он переместился в произведения декоративно-прикладного искусства и в альбомы. Появились табакерки с силуэтами, вышивки, инкрустации, силуэты на фарфоре.
Возрождение в конце XIX века
Подзабытая техника была восстановлена в конце XIX века, когда к ней обратились профессиональные мастера. Вновь обрели популярности силуэты-портреты, силуэты-книжные фотографии. В глазах нового поколения силуэт хорошо воспроизводил стилистику жеманного рококо XVIII века или культуру дворянских усадеб.
Использовалась техника силуэта и при создании книжных знаков — экслибрисов.
Классическим образцом использования силуэта стали фотографии художника В. Свиталского для стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 год).
Техники выполнения
- Простейшая: нарисовать силуэт на чёрной бумаге и вырезать, наклеить на белую бумагу сделанное изображение. Позволяет долго исправлять неудачные места. Этой техникой пользовалась художница Елизавета Кругликова.
- Рисовать тушью.
- Профессиональный вариант: гравюра на меди, цинке, латуни или литография. Требует особые краски и приспособления (литографское оборудование, станок и т. д.).
Коллекционеры силуэтов
Появление силуэтных портретов в дворянском, богемном, мещанском быте способствовала появлению их коллекций.
- Коллекцию силуэтов, сделанных Сидо, имела императрица Екатерина II (члены её семьи и силуэты самой Екатерины).
- Большую коллекцию силуэтов-портретов имел герцог Мекленбург-Стрелицкий. Она насчитывала 183 листа и была перепечатана техникой фотопитии в 1899 году. На сто лет раньше был напечатан альбом силуэтов работы Антинга «Cоllection de cent silhouettes» (1791 год).
Список художников, создававших силуэты
- Франция
- Сидо,
- Германия
- К. Шмидт
- Дуттенгофер,
- Мюльбах,
- Антинг,
- А. Коньовка,
- Российская империя
- Елизавета Кругликова
- Константин Сомов
- Александр Николаевич Бенуа
- Мстислав Добужинский
- Елизавета Бем
- Н. Симонович-Ефимова
- Дмитрий Исидорович Митрохин
- Георгий Иванович Нарбут
- С. Чехонин
- В. Н. Литовский
- В. Д. Замирайло
- Василий Васильевич Гельмерсен
Источники
- Ж. «Москва», № 7, 1922 (статья — Э. Голлербах «Искусство силуэта»)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Силуэт (графика)» в других словарях:
Графика — (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными… … Художественная энциклопедия
Графика (вид изобразит. искусства) — Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными… … Большая советская энциклопедия
Графика — I Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий Рисунок и печатные художественные произведения (гравюру (См. Гравюра), литографию (См. Литография) и др.), основывающиеся на искусстве… … Большая советская энциклопедия
ДРАКОН — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 сентября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью мож … Википедия
Deus Ex — Изображение с обложки игры Разработчик Ion Storm Inc. Издатель … Википедия
Советское искусство — Кузьма Петров Водкин. «Смерть комиссара», 1928, Государственный Русский муз … Википедия
Джанян, Лусинэ Николаевна — Лусинэ Николаевна Джанян Լուսինե Ջանյան … Википедия
ДРАКОН (алгоритмический язык) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дракон (значения). Пример блок схемы алгоритма на языке ДРАКОН дракон схемы ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность) визуальный… … Википедия
Double Dungeons — Double Dungeons … Википедия
Развитие формы кузова легкового автомобиля — Основная статья: Автомобильный дизайн Форма автомобиля зависит от конструкции и компоновки, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и… … Википедия
Источник
Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: «Силуэт» (выразительные средства графики)
Разделы: МХК и ИЗО
Цели:
- познакомить обучающихся с выразительными средствами графики;
- рассказать о происхождении слова “силуэт”;
- развивать творческое воображение;
- сформировать навыки передачи настроения в рисунке.
Оборудование:
- альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
- карандаш,
- ножницы,
- клей,
- ластик,
- кисточка,
- ветошь.
Для учащихся:
- линейно–пятновой портрет , ,
- силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня” ,
- обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Для учителя:
- силуэт Крылова,
- черная бабочка , белая бабочка , цветная бабочка , целая стайка бабочек /силуэтные/ ,
- силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса” ,“Свинья и дуб” , “Лиса и виноград” и другие/.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Основная часть урока
— Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.
Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он — главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами.
Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.
— Почему же мы говорим, что силуэт — это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет?
— Значит, бывают и другие тени?
— Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)
— Рассмотрим следующий сюжет композиции.
Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.
— Каждый предмет, каждая фигура — это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.
— А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?
— За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.
— Значит зима, поздний вечер.
— А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.
— Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.
— Какое время года?
— Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.
— Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)
Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.
Что изображено на ней черными силуэтами, а что — белыми? (См. рис. 8)
— Да, это тени, падающие от предметов и фигур.
— Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?
— Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?
— Верно. Тени удлиняются и сужаются.
— Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.
— Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.
Отметим еще одну особенность силуэта.
— Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)
— Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)
— Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)
— Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?
— У цветной бабочки крылья внутри проработаны — тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.
— Поэтому он воспринимается как пятно.
— Вот целая стайка бабочек. (См. рис. 12)
Издали они выглядят черными пятнышками.
— Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.
И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.
— Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?
— Откуда произошло это слово?
Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.
У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.
Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.
— Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?
— Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.
— И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.
— Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.
1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.
2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.
3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.
4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.
Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.
1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.
2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/
Источник
МАСТЕР-КЛАСС Нетрадиционная техника рисования «СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ»
материал по рисованию (младшая группа)
ЦЕЛЬ: Научить рисовать в силуэтной технике с помощью трафаретов
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с новой техникой изобразительного искусства.
- Познакомить с понятием силуэта, историей появления техники “Силуэт”, её ролью в изобразительном искусстве.
- Определить выразительные средства силуэтной графики. Закрепить навыки работы с красками.
Развивающая:
- Развить пространственное и образное мышление,
- Развивать творческий интерес, воображение и образное видение.
Воспитательная: Воспитать аккуратность, точность, наблюдательность.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- спонжи;
- краски;
- бумага;
- малярный скотч;
- трафарет из бумаги/картона;
- фартук;
Этапы работы:
Ход работы:
I этап — теоретический
Силуэтное рисование – одна из языковых возможностей графики.
В широком смысле «силуэт» — характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени.
В узком смысле «силуэт» — вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов.
Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.
Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.
В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. При дворе французского короля Людовика XVII министром финансов был некий Этьен де Силуэт (1709— 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. С тех пор этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.
Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.
ВЫВОД:
Силуэт – одно из самых сильных, ярких, правдивых, выразительных средств графики. С его помощью можно охарактеризовать какую-либо фигуру или портрет.
II этап — практический
Основные моменты, которые должны усвоить ученики:
— средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт;
— пятно на контрастном фоне;
— правильный ракурс для восприятия силуэта;
Этапы работы:
- Зафиксировать заранее подготовленный силуэт малярным скотчем к поверхности бумаги.
- С помощью красок и спонжей нанести на всю поверхность бумаги краску. Можно использовать несколько цветов. Дать краске подсохнуть.
- Снять трафарет, просмотреть четкость контуров. Готовая работа.
Источник