Что такое рисование мастихином

Как работать мастихином? 6 приёмов и 14 видов мастихинов

На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.

Четырнадцать видов мастихинов

Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:

1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.

2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.

3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.

4. Мастихин прямоугольной формы.

5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.

6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.

7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.

8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.

9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.

Шесть основных приёмов работы мастихином

Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:

1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.

2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.

3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.

4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.

5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.

6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.

В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.

Источник

Что такое мастихин? Как его выбрать? И что с ним делать?

Мастихин — это инструмент для живописи, визуально похожий на лопатку или шпатель. Его название имеет итальянское происхождение (от mestichino – ‘шпатель’). Чаще всего мастихин используется для работы с маслом или акрилом

Этот инструмент поможет:

  • смешать краски;
  • убрать излишки масла с холста;
  • почистить палитру;
  • создать картину.

Главные особенности живописи мастихином:

  • Чистота цвета
  • Фактура красочного слоя

Чем отличается мастихин от кисти?

Картины, созданные с помощью художественного шпателя, привлекают глубокими, насыщенными цветами, а также сложными, выразительными фактурами.

В отличие от кисти, он предполагает меньшую детализацию объектов. Можно предположить, что работать с таким инструментом понравится тем, кто предпочитает писать выразительно, моделировать крупные яркие формы, создавать объемные динамичные мазки.

Мастихин часто используют для подмалевка, обобщения, а также создания рельефных деталей на переднем или среднем плане. С его помощью удобно изображать архитектуру и другие искусственные объекты, камни, скалы, волны и т. п. Хотя инструмент позволяет наносить краску тонким слоем, чаще всего его используют для плотных, пастообразных мазков.

Когда мастихин стал популярным среди живописцев?

Мастихиновая живопись получила наибольшее распространение в ХХ веке. В этот период художники отошли от реалистичных картин и стали больше внимания уделять сочетаниям цветов и фактур, авторскому стилю, эмоциональности изображения. Современные мастера продолжают работать в этой технике. Так, известны работы в реалистичной манере, созданные Алексеем Зайцевым. С помощью мастихина рисует яркие, выразительные и эмоциональные портреты французская художница Франсуаза Нилли, а Даниэль Кастан, используя инструмент, создает атмосферные городские пейзажи. Не менее интересны самобытные произведения вьетнамской художницы Phan Thu Trang.

Хотя мастихин больше известен как инструмент современных живописцев, традиция его использования берет свое начало еще с работ Тициана. С помощью художественного шпателя выполнены некоторые детали на полотнах Рембрандта. Также примером использования инструмента является «Сатурн, пожирающий своего сына» авторства Франсиско Гойи. Главными популяризаторами мастихина считаются Гюстав Курбе и его последователь — Камиль Писсарро. Много экспериментировали с инструментом Поль Сезанн (ранние портреты семьи художника) и Анри Матисс (часть картины «Одалиска с бубном»).

Какой мастихин выбрать?

Сегодня художникам доступны два вида изделий:

— мастихины для палитры

Этот вид инструментов отличается ровной формой. У него нет изгиба возле ручки, такой шпатель часто имеет лезвие с достаточно острым краем. Данная форма позволяет удобно смешивать краски и убирать излишки масла с полотна.

— мастихины для рисования

Эти инструменты имеют изогнутую форму, которая дает возможность наносить масло на холст и не беспокоится о том, что соседние участки будут испорчены случайным касанием. Кроме того, особенностью таких мастихинов является гибкое лезвие, которое позволяет контролировать форму мазка.

Мастихины отличаются по размеру и форме, что позволяет найти инструмент для различных задач.

Небольшие изделия подходят для работы на маленьком полотне, а также прорисовки мелких деталей. Используя крупные мастихины, можно быстро нанести краску на холст значительных размеров. Узкие шпатели отличаются чуть большей гибкостью, чем широкие и дают возможность создавать тонкие мазки.

Форма мастихина для живописи может быть трапециевидной, каплевидной, ромбовидной, в форме рыбки и т. п. Это позволяет решать различные художественные задачи:

— закругленное лезвие защищает от повреждения полотна;

— заостренный край, напротив, позволяет работать в технике сграффито и снимать лишнюю краску;

— овальная форма мастихина хорошо подходит для фактурных мазков;

— четкие линии можно создавать, используя мастихины геометрической формы.

Отдельным видом инструментов являются профилированные мастихины, они могут быть похожими на вилку, иметь волнообразные края и т. п. Их используют для специальных эффектов при многослойных работах с выразительным рельефом, например, пастозной живописи. Такой шпатель поможет создать объемные прожилки на листьях, кору дерева и другие детали.

Какой мастихин выбрать новичку?

Начинающим художникам обычно рекомендуют приобрести мастихин «Рыбку» (узкий мастихин овальной формы) и второй ромбовидный. С помощью этих мастихинов можно оценить художественные возможности данного инструмента. После того, как вы освоите работу с ними, можно будет выбрать другие виды инструментов.

Покупая мастихин, стоит обратить внимание на следующие характеристики:

— качественное лезвие должно пружинить: оно легко сгибается при нажиме и быстро возвращаться в обратное положение;

— неподвижное соединение ручки и лезвия. Болтающееся или проворачивающееся лезвие не позволит контролировать мазок;

— форма ручки должна быть удобной, на поверхности не должно быть заноз и других дефектов.

Основные приемы работы мастихином

Теперь, когда мы рассмотрели, какими бывают мастихины, можно начать работать этим удивительным инструментом. В процессе работы каждый художник импровизирует и придумывает свои способы работы данным инструментом. Но есть и основные приемы:

— Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки могут приобретать разный характер

— Объемные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминаем пуантилизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю работу. Этим способом можно проработать какие-то детали. Например, листья или блики. Другие же части картины можно написать при помощи других приемов

— Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого приема можно изобразить тонкие ветки деревьев или траву. Из-под снимаемой мастихином краски, просвечивает холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалевка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и красивый сложный цвет.

— Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. Такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину и ширину.

— Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот прием выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-то элемент своей картины, а потом поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может увести на второй план резкие силуэты. Такие приемы иногда очень важны.

— Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приема такова: в пастозно уложенную краску втирается новый мазок плоскостью мастихина. Объемные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движения руки и наклона мастихина.

Что нельзя делать мастихином?

Работать мастихином можно только со свежей краской на влажной или сухой основе. Не стоит трогать мастихином подсохшую краску, т.к. инструмент испортит верхний слой-пленку. Работая, не накладывайте краску слишком толсто, т.к. она может потрескаться.

Как ухаживать за инструментом?

Мастихин более удобен в уходе, чем кисти. Чаще всего его достаточно просто протереть. Если краска немного застыла, ее стоит соскоблить. Не забывайте чистить мастихин, если он сделан из обычной стали, иначе он быстро покроется ржавчиной.

Если Вы хотите научиться живописи мастихином, но не знаете, с какой стороны лучше подойти к этому вопросу, приходите к нам на курс в Санкт-Петербурге «Масляная живопись мастихином» или на занятия в свободной группе.

Подробности уточняйте по телефону 8-952-372-83-85

Источник

Читайте также:  Необычная одежда для рисования
Оцените статью