- Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости
- Кости
- Мышцы
- Как развивалась анатомическая иллюстрация
- У истоков медицины. Первые анатомические зарисовки
- Ранние медицинские иллюстрации
- Виват Везалиусу, или как появился первый анатомический учебник в жанре хоррор
- Да будет цвет
- Первая попытка детализации
- Не для слабонервных
- Наши дни
- ТОП-5 правил рисования анатомии человека
- 1. Не повторяйте анатомический справочник
- Продумывайте рисунок в простых объемах
- 2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах
- Используйте мышцы для усиления действия на рисунке
- 3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами
- Подстраивайтесь к вашему собственному предмету
- 4. Не копируйте то, что видите
- Создайте увиденное на вашей странице
- 5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию
- Не будьте слишком жесткими
- Бонусный совет
Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости
Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.
Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.
Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.
Кости
Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.
Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.
Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.
Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.
Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.
Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.
Мышцы
Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:
- крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
- гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.
Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.
Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.
Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.
Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.
Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.
В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».
Источник
Как развивалась анатомическая иллюстрация
Коротко о том, как художники перешли от расчленения трупов к рисованию в лабораториях.
Анатомический рисунок Сабина Ховарда
У истоков медицины. Первые анатомические зарисовки
Анатомическая иллюстрация в той или иной степени сопровождала человека с самого момента зарождения рисования. В некоторых случаях художники, а не врачи, были первыми, кто искал анатомические образцы и изучал их структуру для создания произведений искусства.
Самые ранние медицинские труды не иллюстрировались. Позже стало ясно, что знание человеческого тела и его строения важно, и анатомическая иллюстрация стала неотъемлемой частью учебного процесса.
Ранние медицинские иллюстрации
Первая образовательная иллюстрация появилась в эллинской Александрии примерно 4-3 века до нашей эры. На папирусах эллины изображали анатомию, хирургию, акушерство и лечебные растения.
Точность подобных картин оставляла желать лучшего. Иллюстраторы думали в первую очередь о визуальном восприятии своих произведений, а не о медицинской точности. В иных случаях рисунки были грубыми, схематичными и не несли в себе научной ценности.
Выглядели они примерно так.
Hua Shou «Shisijing fahui», 1341 год:
Mansur ibn Ilyas «Tashrih-i badan-i insan», 1390 год:
Magnus Hundt «Antropologium de hominis dignitate. », 1501 год:
Claudius Galen of Pergamon, 1528:
Изучать анатомию в те времена мешал в основном запрет на вскрытие тел после смерти. Ни в одной культуре не терпели человеческого расчленения. Поэтому о том, чтобы изучать и тем более художественно изображать внутреннее строение человека по телам умерших, не было и речи. Первое зарегистрированное судебное вскрытие провели в Болонье в 1303 году, и только к началу 15 века постепенно стали проводиться публичные вскрытия.
Несмотря на то, что к середине 15 века вскрытия довольно широко распространились, прогресс в анатомической иллюстрации был небольшим. Частные анатомические вскрытия проводили художники – иногда вместе с анатомами. Но всё это было лишь подготовкой к написанию собственных картин, а не вкладом в науку.
Виват Везалиусу, или как появился первый анатомический учебник в жанре хоррор
Благодаря изобретению Иоганном Гутенбергом печатного станка в 1450 году новые знания стали доступны для более широкого круга лиц. Книги ещё долго оставались роскошью, но достать их было уже куда легче. За первые пятьдесят лет печати выпустили много новых медицинских работ — но большая их часть по-прежнему не иллюстрировалась.
По-настоящему развиваться анатомический рисунок начал только в 1543 году, с публикации «De Humani Corporis Fabrica» — учебника по анатомии человека, написанного Андреасом Везалием. Глазами современного читателя он выглядит скорее как пособие по фильму ужасов. И неудивительно, ведь более шестисот иллюстраций с поясняющим текстом описывают процесс разложения человеческого тела. Своей работой Везалий заложил стандарты анатомической иллюстрации на 200 с лишним лет.
В качестве примера приведем два разворота из Vesalius’s De Humani Corporis Fabrica:
С 16 по 17 век итальянские и немецкие практики в основном рисовали строение тела целиком, а не по частям. Человеческие тела на иллюстрациях этого периода выглядят как тела живых людей в драматических позах. Необычным подходом к анатомическому рисунку отличился Леонардо да Винчи. Он не просто изображал части тела и группы мышц, но и показывал их в разрезе, сопровождая каждый рисунок заметками. Стоит отметить, что Леонардо зачастую лично проводил вскрытия, что не слишком приветствовалось в его время. По собственным подсчётам художника, за всю жизнь он расчленил 30 трупов.
Leonardo da Vinci (1452 – 1519) — Anatomical studies and drawings
Да будет цвет
В сочинении «De lactibus», изданном в 1627 году, итальянский анатом Азелли не только совершил прорыв в науке своим открытием млечных сосудов человека, но и впервые попытался использовать цвет для различения частей тела. Со второй половины 1700-ых годов цвет стали также использовать для изображения патологий и других заболеваний.
Первая попытка детализации
Только в 1700-ых годах Везалиуса с пьедестала анатомической иллюстрации сместил дуайен Лейденской медицинской школы Альбинус. Его более чем тридцатилетний труд «Tabulae sceleti et musculorum corporis humani» заложил основы нового метода анатомической иллюстрации. Благодаря кропотливой работе, Альбинусу удалось добиться максимальной на то время точности изображения деталей. Так роль художника, а не только анатома, получила наконец должное признание, а имена художников стали вносить на титульные страницы учебников наравне с авторами-анатомами.
Благодаря механизации печати и развитию литографии тексты и иллюстрации с 19 века стали печатать по всему миру.
Surgical Anatomy by Joseph Maclise, 1856 год.
Не для слабонервных
Покопавшись в истории анатомического рисунка, можно найти не только примеры осквернения и разграбления могил, плагиат и ложь, но и куда более страшные вещи. Так, например, «Топографическую анатомию человека» профессора Пернкопфа также называют «дьявольским атласом». Этот многолетний труд основан на изучении казнённых узников концлагерей. В 1997 году установили, что с 1938 по 1945 года к Пернкопфу в университет было доставлено 1377 тел, и по крайней мере 800 из них изображены на страницах атласа. Картины поражают своей реалистичностью, а для оформления иллюстраций была разработана особая акварельная техника, позволяющая максимально ярко изображать внутренние органы.
Topographische Anatomie des Menschen, 1952 год
Наши дни
На сегодняшний день анатомия уже вполне состоялась как наука. Художники по-прежнему плотно ее изучают, а некоторые академии искусств до сих пор проводят вскрытия трупов для практики анатомического рисунка. В конце концов, никакой учебник не заменит практику с натуры.
Слева: «Урок анатомии доктора Тульпа» (Рембрандт, 1632 г.). Справа: студенты академии искусств Нью-Йорка Michael Grimaldi на вскрытии трупа в медицинском колледже в Филадельфии. Фото National Geographic
Хотели бы вы стать анатомическим иллюстратором средневековья? Или хотя бы сыграть в игру про такого персонажа? Поиски приключений с мольбертом и лопатой — чем не романтика!
Источник
ТОП-5 правил рисования анатомии человека
Качественный рисунок человека невозможен без знания анатомии человеческого тела. Джефф Меллем, художник и автор книги «Как рисовать людей», выделил ряд правил изображения анатомии для начинающих, которые помогут вам начать рисовать более реалистичные образы за максимально короткое время. Наслаждайтесь!
1. Не повторяйте анатомический справочник
Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей.
Продумывайте рисунок в простых объемах
Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным.
Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.
(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)
Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.
Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.
2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах
Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.
Используйте мышцы для усиления действия на рисунке
В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.
Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.
Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.
Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.
(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)
Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.
3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами
Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.
Подстраивайтесь к вашему собственному предмету
Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.
Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие — круговидную форму, получаемую из сфер.
(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)
Помните: Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.
4. Не копируйте то, что видите
Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?
Создайте увиденное на вашей странице
Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.
Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.
(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)
Помните: Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.
5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию
Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.
Не будьте слишком жесткими
Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.
Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное — передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.
(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции — аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды. Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)
Помните: При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.
Бонусный совет
Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.
Источник