- Что лучше пастель или акварель
- 7 видов красок для рисования
- Красочное изобилие
- Виды красок в живописи
- Любительские краски
- Студенческие и профессиональные художественные краски
- Краски для рисования на бумаге
- Краскидля рисования на холсте
- Художественные краски для других поверхностей
- Виды и типы красок для рисования
- Акварель
- Масло
- Акрил
- Гуашь
- Темпера
- Тушь
- Пастель
- Немного про рисование пастелью. (Из личного опыта)
- Основные понятия
- Классификация пастели
- Формы выпуска пастели
- Обзор конкретных марок пастели
- Российская
- Китайская
- Корейская
- Европейская
- Американская, японская, канадская, да и вообще
- «Экзотические» сорта: Unison, Terry Ludwig, Henri Roche и т.д.
Что лучше пастель или акварель
Как понять разницу между пастельными, акварельными и масляными работами?
Простая заметка про каждый вид материалов!
● ПАСТЕЛЬ — это сухие мелки. Как в школе. Только чуть тоньше и насыщеннее по цвету. Работа легко смазывается пальцем и ее нужно оформлять под стекло, что бы избежать повреждений. Поверхность получается бархатистой. Пастелью работают по специальной бумаге или картону.
Средняя цена за мелок или пастельный карандаш 90-150₽ плюс бумага 150-600₽ за лист.
● АКВАРЕЛЬ — маленькие квадратики-контейнеры с краской. Опять же, как в школе. По английски watercolor. Краски разводятся водой и на бумаге часто есть разного вида художественные потеки. Готовую работу можно трогать руками, не боясь повредить. Но бумага боится жирных и грязных пятен, воды, потому так же рекомендуется прятать под стекло.
Средняя цена за квадратик красочки 80-90₽, бумага 100-600₽.
● МАСЛО — краска, которой в школе красили стены. Для живописи обычно используют чуть более благородный подвид на льняном масле в тюбиках. Пахнет чуть приятнее, сохнет долго. Разводится разбавителем из разряда уайт-спирит. Картины маслом чащ всего пишут на холсте. Работа не боится воды ни жирных пятен, как как пастель или акварель. Её можно аккуратно протереть влажной тряпочкой. По технике может быть сверхреалистично , может быть с потеками, как в акварели, а может с факурыми шмотами краски. Не требует оформления под стекло. Рамы по желанию может и не быть.
Средняя цена за тюбик краски 500-1000₽,
Разбавители, лаки около 1000₽
кисти 300-1000₽ за шт,
Холст 40х50 около 500₽.
Из-за особенностей техники и цен на. Материалы, оно обычно значительно дороже предыдущих техник.
Источник
7 видов красок для рисования
Какие виды красок бывают для рисования? Сегодня хочу рассказать вам о разновидностях художественных красок. Я рассмотрю ТОП-7 видов красок, опишу их преимущества и области применения.
Красочное изобилие
На сегодняшний день, художественные магазины, отделы с канцелярией и целый легион онлайн-площадок готовы предоставить нам с вам огромное количество краски. Причем самых разных видов, характеристик и качеств.
Естественно, что новичок может растеряться от такой разновидности красок для рисования. Мало того, что их столько видов, так еще и каждая фирма имеет свои категории и названия красок и цветов! Как же все запомнить разобраться во всем, выбрать именно то, что нужно?
Профессиональные художники могут с ходу назвать то, что им нужно, и выбор необходимого материала для рисования может занять у них всего минут 15-20. Совсем же иначе дела обстоят у начинающего художника, а то и ребенка, который хочет рисовать, но не знает, что для этого нужно.
Разнообразие сегодняшних красок поможет вам выбрать именно то, что вам нужно. А если вы пока еще не определились с основным материалом вашего творчества, лучше попробовать разные виды красок, чтобы понять, к чему вас больше тянет, и уже тогда закупаться ими основательно и профессионально.
Кстати, совсем необязательно сразу покупать какие-то дорогие краски, можно попробовать вариант подешевле или ученический набор с маленькими тюбиками – чтобы сэкономить средства на другие краски. А еще можно сходить на несколько мастер-классов по живописи. Там обычно уже выдают все материалы и вам ничего не нужно покупать самим. Ну а если вы все-таки настроены решительно, то читайте мою статью и отправляйтесь в магазин, за красками!
Виды красок в живописи
А какие вообще бывают краски для рисования?
Классифицировать современные краски можно по разным признакам: по составу, по типу использования, по тому, кто ими пишет – профи или любители, в конце концов, по тому где и как их можно применять. Давайте разберем каждый из этих признаков.
Любительские краски
Это те самые краски, с которых все начинается. Первый набор в пластиковой коробочке, который вы купили ребенку в школу для уроков ИЗО, это как раз и есть те самые, непрофессиональные краски.
Как правило, такие краски можно найти в любом канцелярском магазине, или даже супермаркете, например, «Ашан» или «Лента». Их преимущество – цена. Обычно такие краски стоят от 100 до 300 рублей за набор, при чем цветовая палитра может доходить до 40-50 оттенков, имея также золотистые, серебристые и перламутровые цвета, а также краски с добавлением всевозможных глиттеров.
В основном, любительские краски – это акварель и гуашь, реже акрил, и совсем редко, если только это не какой-то дешевый аналог с «Алиэкспресс», масло.
Попробовать рисовать такими красками незазорно, но, если вы захотите большего, вам понадобится купить уже профессиональный вариант. Благо, сейчас почти каждая фирма имеет как любительскую линейку красок, так и профессиональную.
Студенческие и профессиональные художественные краски
Такие краски стоят намного дороже любительских из-за своего состава, свойств и цветовой палитры.
Какие бывают профессиональные художественные краски? В первую очередь, на ум приходят масло и акварель. Но в этом списке можно выделить также гуашь (да-да, она бывает не только детской) и старейшую художественную краску – темперу. А еще, набирающий популярность акрил. Эта краска тоже продается как в любительских наборах, так и в профессиональных.
В основном такие краски покупают студенты творческих вузов и профессиональные художники. Согласитесь, редко кто захочет купить набор красок за 3000 рублей, просто чтобы попробовать. Но, если вы все-таки хотите написать или нарисовать что-то красивое, и чтобы это надолго сохранилось, не жалейте денег.
Так, может случиться, что вы напишите прекрасный пейзаж, например, акриловой краской, но более дешевым и любительским аналогом. А через полгода-год обнаружите, что краска потрескалась или потускнела. Если вы делаете работу на заказ или в подарок, тем более лучше не рисковать.
Краски для рисования на бумаге
Так как бумага – это достаточно тонкий материал, то к ней нужен особый подход. Идеально для рисования на бумаге подойдут такие краски, как акварель, гуашь и акрил. Реже масло, и то только на специальной бумаге для масляных красок.
Краски для рисования на холсте
А здесь, наоборот, самые лучше краски для холста – это масло, акрил и темпера. Они имеют густую, достаточно плотную консистенцию, что позволяет таким краскам прекрасно ложиться на холст.
Художественные краски для других поверхностей
Холст и бумага, это далеко не единственные поверхности, на которых можно рисовать. И для каждой нужны свои краски:
- Дерево хорошо принимает акрил, масло и темперу;
- Стеклянные предметы лучше всего расписывать акрилом, витражными красками;
- Керамику – также акрилом
- Бетон – акриловой краской в баллончиках, или в больших тубах и банках;
- Ткань расписывают, как правило, акриловыми красками;
- И даже по воде можно писать специальными красками – такая техника называется эбру.
Давайте теперь поподробнее рассмотрим каждую краску для рисования.
Виды и типы красок для рисования
Акварель
Наверное, самая первая краска, которая у вас была. Ведь именно акварелью мы делаем первые рисунки в детском саду и в школе.
Как видно из названия, акварель разводится водой, из-за чего получаются красивые полупрозрачные рисунки, которые, кстати, тоже принято называть акварелями.
Акварельная краска состоит из цветного пигмента и водорастворимых связующих веществ.
- Подходят для материалов: бумага
- Уровень сложности: любительские и профессиональные
- Доступность: продаются везде, профессиональные – в художественных магазинах
Если вы настроены заниматься акварельной живописью профессионально, советую вам купить акварель в твердых кюветах и специальную акварельную бумагу, которая поможет вам написать хорошую работу.
Масло
Масляные краски – одни из самых старых красок для художественной живописи. С помощью масляных красок у мастеров прошлого получалось создавать удивительные и живые портреты, насыщенные и яркие натюрморты и реалистичные пейзажи. И все это благодаря определенным свойствам этих красок.
В своем составе краски содержат пигмент и связующее вещество – масло. Это яркие, насыщенные цветом краски. Они обладают хорошей светостойкостью, не боятся влаги и перемены температуры. Но все равно, лучше следить за условиями хранения как красок, так и самих картин.
Масляными красками можно писать по картону, дереву, но лучше всего – холст. Холсты бывают льняные и хлопковые, грунтованные и негрунтованные. Наилучший вариант для создания профессиональной картины – грунтованный льняной холст.
Сохнет такая краска дольше, чем акварель. Первый слой высыхает через неделю, окончательно же краска затвердевает только через год.
- Подходят для материалов: холст, картон, дерево
- Уровень сложности: студенческие, профессиональные
- Доступность: художественные магазины
Акрил
Краска, состоящая из искусственных красителей на водной основе, была изобретена всего лишь в прошлом веке. Поэтому, мы не можем говорить о ее долговечных свойствах, как, например, о масле или темперной краске.
Акриловая краска есть как в жидком виде, так и в густом. Очень быстро сохнет, буквально за час, легко смывается водой, но после высыхания – нет. Цвет при высыхании не меняется, трещин не появляется.
- Подходят для материалов: холст, картон, дерево, бумага, ткань, бетон, стекло
- Уровень сложности: любительские, студенческие, профессиональные
- Доступность: продается практически везде
Гуашь
Пожалуй, только гуашь может конкурировать с акрилом, ведь она тоже универсальна и подходит практически для всех видов поверхностей! Плюс, этой краске не нужны специальные разбавители, как маслу.
Эта краска хорошо подходит для написания картин, если вы выберете профессиональный вариант. Гуашью, кстати, любили писать такие художники, как Пикассо, Матисс, Серов, Рубенс.
По своим свойствам, гуашевые краски имеют яркую цветовую палитру, как у масла, и водорастворимы, как акварель. Она, конечно, хранится меньше, чем профессиональная масляная краска, но зато абсолютно безвредна и не имеет специфического запаха!
- Подходят для материалов: холст, картон, дерево, бумага
- Уровень сложности: любительские, профессиональные
- Доступность: продается практически везде
Темпера
Старейшая краска для живописи. Это еще один вид краски для рисования на холсте. Ее название означает «смешивать», в переводе с латинского, а сама краска обладает рядом интересных свойств. Не зря же ей писали художники времен Античности и Возрождения.
Темперная краска состоит из пигментов цвета, клея, воды и масла. Она также быстро сохнет, долго сохраняет свой первоначальный цвет, не тускнея, не смывается водой после высыхания также, как и акрил.
- Подходят для материалов: холст, картон, дерево, бумага, штукатурка, стекло, оргалит
- Уровень сложности: профессиональные
- Доступность: художественные магазины
Тушь
Это жидкий, художественный материал, который часто используют в каллиграфии. Но, помимо этого, тушью можно создавать красивые, монохромные работы, делать эскизы и зарисовки на бумаге и в специальных блокнотах-скетчбуках.
Достаточно непростой материал для живописи, не смывается водой.
- Подходят для материалов: бумага
- Уровень сложности: профессиональные
- Доступность: художественные магазины
Пастель
Более профессиональный аналог мелков и карандашей, которыми мы пользовались в детстве. Пастель бывает как сухая, так и масляная. В составе масляной есть масло или воск, а вот сухая бывает мягкой, твердой, или в виде карандашей.
Специально смешивать на палитре цвета не нужно, можно использовать технику растушевки и смешивать пастель прямо на бумаге! Пастелью достаточно просто работать, так как любые недочеты можно растушевать, что придаст картине еще больше флера.
- Подходят для материалов: бумага, картон
- Уровень сложности: любительские, профессиональные
- Доступность: продается практически везде
Конечно, это далеко не все виды красок для живописи. Например, к тем же мелками или пастели, можно отнести сангину, сепию и уголь – старейшие сухие материалы для рисования на бумаге.
В любом случае, какую бы краску вы ни выбрали, у вас получится написать прекрасную работу, если сами материалы будут хорошего качества, а вы освоите основные техники и правила работы с краской.
Источник
Немного про рисование пастелью. (Из личного опыта)
Основные понятия
Художественная пастель — это цветные мелки, состоящие из тонко растёртого цветного пигмента, наполнителя и клея. В хорошей пастели наполнителя мало, а клея ровно столько, чтобы мелок не рассыпался, когда его держат в руке; остальное — пигмент или смесь из двух-трёх пигментов (включая белила). Нормальные производители, а таких раз-два и обчёлся, особенно на российском рынке, выпускают пастельные мелки одного цвета, но с разным содержанием белил — по пять, шесть, восемь тонов разбела.
Пигмент в хорошей пастели тот же, что и в художественных красках другого типа — соли кадмия, кобальта, свинца и т.д. Поэтому, рисуя пастелью, вы можете наесться и надышаться тяжёлых металлов так, что мало не покажется. В последнее время производители перешли на менее токсичные версии пигментов того же цвета — красители и порошок окрашенного в массе оргстекла. Дышать им тоже нездоровая идея, но разница между лёгким раздражением гортани и раком горла всё же имеется. С другой стороны, «новые» пигменты не стойки, и, повесив сделанный ими рисунок на светлом месте, вы получите выцветшую картину с феноменальной скоростью — за два-три года. Случайно приобрести токсичные мелки невозможно — они стоят раз в 3-5-7-9 дороже, чем аналогичные современные. (Некоторое подозрение здесь вызывает «Подольская» пастель, о чём чуть позже).
Наполнителем в большинстве видов сухой пастели служит каолин (белая глина), мел или тальк. Тальк сам по себе не слишком-то полезен при глотании, а особенно при вдыхании внутрь. Опять-таки, тальком пользуются только отдельные специалисты, изготавливающие пастель дорогих сортов. Клеевое связующее в пастели обычно гуммиарабик, иногда к нему или вместо него используют молочную сыворотку с противогрибковой добавкой, а также природный белый мёд. Эти связующие водорастворимы, что позволяет использовать большинство видов современной пастели в водных растворах, набирая их на кисть или размывая водой прямо на листе. При этой операции получается обыкновенная гуашь. Кстати, рисование пастелью поверх акварельного или гуашевого наброска («подмалёвка») — очень изящная и интересная техника.
В твёрдые сорта пастели (см. ниже классификацию) входит в качестве связующего воскоподобное вещество, препятствующее лёгкому размыванию и растиранию этих мелков. Вместе с ними воду лучше не применять. Для мягкой пастели и пастельных мелков вместо воды за рубежом часто применяют крепкий спирт. Почему эта традиция не прижилась у нас в России — остаётся только догадываться…
Бумага для пастели должна быть умеренно толстой, шероховатой, прочной и обладать способностью как бы впитывать частицы пигмента, чтобы можно было положить его на бумагу достаточно толстым слоем. По офисной бумаге для принтеров. а тем более по меловке, пастелью не порисуешь. Есть специальные виды бумаги для пастели, обычно выпускаемые в разных не очень ярких цветах — коричневые, серые, чёрные, приглушённые цветные оттенки. Цветной пастельная бумага делается для того, чтобы пользоваться мелом. Кроме того, цвет бумаги всегда будет главным тоном в картине пастелью (это отличает пастель от таких техник, как живопись маслом или акрилом, где в основе используется как можно более контрастный к картине цвет подложки). Бумага для пастели относительно недорога, по сравнению с хорошими сортами акварельных бумаг, а тем более с холстами.
Некоторые рисуют пастелью (особенно дешёвой) на наждачной бумаге с мелким зерном, и достигают прекрасных результатов. Такие картины нельзя смачивать водой или фиксативом — они темнеют и необратимо портятся. Есть и специальная бумага для пастели, имитирующая наждачку, одна сторона которой покрыта слоем пемзы или пробки. Если у вас уже есть «Феррари» и вилла на Канарах (ну, или если вы профессионал) — вы можете позволить себе в кредит склеечку такой бумаги листов на 10 для самых важных в вашей жизни картин. Пастелью пишут также на мелкозернистом холсте (я нашёл это извращением, так как с холста она осыпается при малейшем дрожании полотна), на бархате, атласе, велюре и, внезапно, на бархатной бумаге для детского творчества. Есть ещё такие, кто красит пастельными мелками также собственные волосы, но мы здесь не для того, чтобы обсуждать извращения, верно?
Для техник с применением воды, а то и просто для рисования, можно применять акварельную бумагу любой фактуры. Акварельная бумага всегда белая или бледно-кремовая, поэтому, если белый цвет в картине не должен доминировать, бумагу можно покрыть тонким слоем акварельной краски нужного цвета и дать просохнуть. Хороший выбор для пастели также обёрточная и упаковочная бумага, «крафт», однако большинство сортов современного российского крафта только на обёртки и годится — гладкий, мятый, проклеенный лист не удержит пастель. Неплохая и дешёвая крафт-бумага в листах продаётся сейчас в папках с торсом римского гладиатора на обложке; если вас не смущают многочисленные включения в этом изделии деревообделочной промышленности — можно смело пользоваться, особенно для эскизов и этюдов!
Закрепляют пастель фиксативом — специальным раствором, который делает её чуть менее сыпучей. Простейший фиксатив — вода; к ней можно прибавить мёда, клея ПВА или сахара, а также противогрибковое средство в очень небольшом количестве. Некоторые пользуются лаком для волос — «Прелесть» или «Сюжет». Есть фирменные фиксативы, они довольно дороги (цена на бутылочку плавает вокруг 1000 р), но расходуются обычно по два-три года. Фиксатив наносят очень экономно, иначе картинка потемнеет и станет блестеть. Для распыления домашних фиксативов хорошо работает обычный бытовой распылитель. А Дега (тот, который нарисовал много балерин пастелью) закреплял свои работы паром над кипящей кастрюлей.
Из дополнительных материалов нужны: планшет для наклеивания бумаги, несколько мокрых, грязных и чистых тряпочек (салфетки и нетканые полотенца пойдут на «ура»!), бумажные палочки-растушёвки (их можно заменить ватными палочками для ушей, силиконовыми кистями, а то и чистым пальцем), мягкая формующаяся резинка (их называют ещё «клячками»), рабочее место, которое можно быстро и безопасно протереть, и яркое освещение с хорошей цветопередачей. В последнем случае подойдёт рассеянный свет из окна, комбинация из бытовых светодиодных ламп цветности /840 и /865, специальные студийные лампы и т.д. Критерий качества света простой: вы должны на глаз отличать цвета всех ваших мелков друг от друга. Мощность светодиодного света — 40 Вт на м², ночничок для нормальной работы вечером не подойдёт. Продвинутые юзеры обзаводятся также мольбертом (сверхудобная штука!), ящиком для пастели, и даже мини-пылесосом (для чистки клавиатур), с помощью которого, говорят, очень удобно собирать пыль.
Внимание! Не сдувайте пастельную пыль с картины и соседних поверхностей ртом! Надышитесь обязательно, а пыль окажется везде.
Классификация пастели
В русскоязычной литературе укрепилось мнение, что пастель делится на мягкую и твёрдую. Эту классификацию, способную запутать потребителя, ввели в обиход то ли агенты мирового сионизма и итальянского корпоративного фашизма, чтобы не дать русскому народу приобщиться к рисованию пастелью, то ли маркетологи, чтобы увеличить продажи. Реально же пастель делится на:
- мягкую и экстрамягкую (soft pastels, extra soft pastels), состоящую в основном из пигмента;
- пастельные мелки (chalk pastels, semi-hard pastels), состоящие из пигмента и разбавляющего его наполнителя (каолина, мела);
- твёрдую пастель (hard pastels), содержащую много связующего.
Разновидностью твёрдой пастели являются так называемые «мелки Конте». В оригинале эти мелки выпускаются под брендом «Conte a Paris», но, например, Faber-Castell PITT Monochrome мало отличаются от них по свойствам. Эти мелки почти не размазываются и уж точно не осыпаются, ведя себя во всём подобно цветному карандашу.
Два последних сорта у нас и называются «твёрдой пастелью», но ведут себя совершенно по-разному. Пастельные мелки предназначены для выполнения широкого, уверенного штриха, с них сыплется довольно много пыли при сильном нажатии или при попытке заполнения больших областей на бумаге. Твёрдая пастель больше всего похожа по ощущениям на грифели цветных карандашей. Она вязкая, не крошится, накладывается тонким полупрозрачным слоем на предыдущие слои, не так легко бьётся и ломается, как пастельные мелки и мягкая пастель, и даёт наименее насыщенный тон из всех трёх описанных типов пастели.
Особые разновидности пастельных мелков — это натуральный уголь (charcoal), прессованный уголь (carbon), цветной уголь (tinted charcoal), сангина (red chalk, sanguine), сепия (sepia), соус, итальянский карандаш (black chalk) и мел. О них стоит сказать несколько слов отдельно.
Натуральный уголь очень легко стирается, что делает его незаменимым для эскизов. Так как пастель обычно не любит простой карандаш (не ложится поверх него), натуральный уголь можно использовать для набросков под будущую пастельную картину. Натуральный уголь бывает в виде обугленных веточек или в карандаше (чёрный Faber Castell Charcoal, Lyra Charcoal).
Прессованный уголь, напротив, хрен сотрёшь. Зато он даёт очень глубокие чёрные тона. Это брусочки или карандаши, работа с которыми ничем не отличается от пастельной техники. На прессованный уголь по свойствам похож итальянский карандаш (во всех странах, кроме России, его называют «чёрный мел»), но он твёрже. Теми же свойствами обладает современная искусственная сепия — тёмно-коричневые мелки на основе пигмента жжёной сиены или умбры.
Цветной уголь мало чем отличается по свойствам от пастели, но имеет более мягкую структуру и тусклые цвета гаммы в оттенках серого, жёлтого и тёмных ненасыщенных цветов. Практически единственный доступный производитель этой радости в России — Derwent, выпускающий 21 цвет угольных карандашей в дополнение к чёрному углю. Следует заметить, что карандаш «белый уголь» фирмы Generals является «самым белым» из всех доступных пастельных мелков. (Остальная продукция этой фирмы, говорят, оставляет желать много лучшего…)
Из искусственной красно-коричневой краски делается также сангина, или красный мел. Это мелки или карандаши красивого красного цвета, которые стираются намного лучше, чем прессованный уголь или сепия, но хуже натурального угля. Они отлично подходят как для самостоятельного рисунка, так и для эскизов под картины пастелью. На сангину похож по свойствам обычный белый мел, который выпускается в кусках, брусках или карандашах. Мел, в отличие от других материалов, не позволяет набирать им тон, он всегда белый, поэтому использовать его надо аккуратно. Техника одновременного рисования углем, сангиной и мелом на серой или жёлтой бумаге получила в своё время название «три мелка» и стала предысторией пастельной техники. Эти три мелка и в самом деле позволяют получить на бумаге тёпло-серых оттенков довольно реалистичные тона кожи, не прибегая к ухищрениям.
Мел, сангина и сепия выпускаются в виде «сухих» или «масляных» мелков или карандашей. «Масляные» мелки пропитаны маслом, что препятствует их смазыванию и осыпанию на бумаге. В сочетании с сухой пастелью «масляные» варианты использовать нежелательно, так как они не связываются друг с другом, и пастель может осыпаться. «Масляный» вариант прессованного угля называется «Негро» (Negro, Nero). Эти «масляные» карандаши не имеют ничего общего с масляной пастелью, кроме названия.
Соус — сейчас это чисто российский материал. Палочки соуса похожи на пастель, но очень хрупки и при работе сухим способом оставляют на бумаге комочки. Зато разведя его водой, как тушь, можно получить очень элегантный материал с удивительными возможностями (например, нанести соус ровным слоем на бумагу, а потом протереть на ней рисунок резинкой). Соусом создано много иллюстраций к старым советским книгам (эти иллюстрации часто похожи на тонированные фотографии). С пастелью соус роднят чисто формальные признаки.
Существует также масляная пастель, которую мы тут обсуждать не будем. С пастелью как таковой её роднит только форма в виде оплетённых бумагой или плёнкой мелков. Во всех остальных отношениях это толстый, жирный химический карандаш. Техника масляной пастели существенно отличается от сухой.
Формы выпуска пастели
Пастель выпускают в круглых палочках, в квадратных брусочках, в больших мелках неопределённой формы, а также в виде карандашей. Существует фирма, производящая экстрамягкую пастель в виде порошка в баночках (PanPastels), которую накладывают на бумагу с помощью косметических спонжей. Обычно по форме палочки можно догадаться о свойствах пастели: круглая — мягкая или экстрамягкая, прямоугольная — меловая или твёрдая. Но бывают и исключения; так, круглая пастель Rembrandt и Van Gogh фирмы Royal Talens по своему поведению больше похожа на твёрдую восковую пастель, чем на мягкую — любит штрих больше, чем закрашивание, довольно прочна и чуть восковиста на ощупь. В каждой избушке — свои погремушки.
Карандаши обычно содержат твёрдую пастель, реже — мелки (Koh-i-Noor, Cretacolor). Мягкую пастель в карандашик, увы, не засунешь! Мел, сангина, чёрный уголь и сепия в карандашах выпускаются всеми крупными фирмами-производителями. Они потвёрже обычных пастельных карандашей (исключение — пастель Cretacolor, твёрже которой карандаши никто ещё вроде бы делать не придумал), и не так легко осыпаются с бумаги.
Нормальные производители укладывают мягкую пастель в специальные ящики с ячейками из поролона, чтобы мелки не бились и не ломались. Также обычно мелки заворачивают в бумажную гильзу, на которой ставится обозначение цвета, уровня его разведения наполнителем, указание о светостойкости и номер в серии. Последнее важно, если вы захотите докупить кончившиеся мелки поштучно. Та же самая информация наносится на хорошие карандаши. Дешёвая пастель, предназначенная для студентов, не имеет информации о светостойкости и пигментах, и продаётся всегда наборами.
Обзор конкретных марок пастели
Российская
1. Подольская пастель
За рубежом продаётся под торговой маркой Yarka (ярочка, ярка — молодая овечка). В советские времена была отличного качества, как и большинство изделий советского худпрома, но зелёные и синие цвета уже тогда были твердоваты. С началом рыночной эпохи сильно испортилась. Твёрдая, сыплется с листа, часто царапает бумагу. Достоинства — невысокая цена и наличие большого количества оттенков и разбелов в наборах. Вызывает раздражение дыхательных путей и пальцев, по крайней мере, у меня, из чего я делаю вывод, что пигменты там могут быть самые что ни на есть ядовитые. Большие наборы выпускаются в красивых, но непрактичных деревянных ящиках без поролоновых ячеек для отдельных мелков.
1а. Подольская сангина, сепия. соус, прессованный уголь
Очень хорошая вещь. Сангина более тёмного тона, чем большинство импортных вариантов, что обеспечивает большой тональный диапазон. Сангина и сепия бывает светлая и тёмная; на глаз в мелках тона различаются мало, но на бумаге в растушёванном состоянии разница становится очевидной. Мелки весьма прочны и недороги. Подольский соус аналогов в мире просто не имеет.
Недорогая и неядовитая во всех смыслах пастель средней твёрдости, слегка сыплющаяся, бледноватых цветов (опять-таки, раньше было лучше). Мелки без обёртки, покрыты чем-то вроде клея или лака, что не добавляет удобства при работе боковой стороной мелка. Проходит по категории ученической, как утверждается, нетоксична. Работать с ней несложно, но густых цветов, пожалуй, не добиться, зато присутствует полная гамма разбелов за смешные, в общем-то, деньги. Выпускается в тематических наборах по 16 и 48 штук, а также отдельными мелками. Белый и чёрный мелки ОЛКИ обладают феноменальной кроющей способностью и могут использоваться поверх большинства других сортов пастели.
3. Петербургский колорит
В отличие от акварельных красок той же фирмы, пастель у них безобразная. Треснувшие, вздутые, сухие и бледные мелки лучше всего годятся для рисования на асфальте. Нибирите!
Выпускает «мягкую» пастель под названием «Петербургская» и «твёрдую» в брусочках — «Спектр». Шо то фигня, шо это фигня, шо обе это две фигни такие, что не надо ими было рисовать! Для детей побаловаться ещё сойдёт, и то не факт.
5. Сонет (Vista Artista)
Это одна и та же пастель, различается только упаковкой. Выглядит на фото солидно, а на деле — тоненькие, как вагинальные свечи для девственниц, стерженьки сухой меловой пастели, царапающие бумагу. Однако это свойство делает их неплохим вариантом для создания начальных набросков, дёшево и сердито заменяющим дорогущие пастельные карандаши.
5а. Пастельные карандаши «Сонет»
Если хорошенько заточить такой карандаш и приделать к нему оперение, то опытный диверсант, владеющий навыками обращения с метательными ножами, сможет броском такого карандаша выбить глаз противнику. Это лучшее применение, которое я нашёл для упомянутых карандашей.
У меня её не было, но её хвалят. Пастель, как и «Подольская», средней жёсткости, круглые палочки, довольно большая палитра, хотя и без разбелов. Очень мало красных цветов, судя по обзорам. Как и ОЛКИ, неплохой вариант для тех, кто заинтересован в материале, но не хочет тратиться.
Китайская
Красивая мягкая пастель со множеством оттенков (большие тематические наборы — «Портрет», «Пейзаж», «Океан» и т.д. по 48 штук почти не повторяются по цветам. Очень мягкая, но страшно сыплется и хрупка, пачкает всё вокруг. Легко пересыхает в слишком уж сухой среде, превращаясь в россыпь мела. Упакована в стильные и надёжные коробочки. Светостойкость, к сожалению, неизвестна.
7а. Skin Tones — карандаши
Двенадцать карандашей в картонной коробке, для рисования портретов. У меня их не было, но кто пользовался, хвалят, хотя и упоминают, что в грифелях попадаются иногда неприятные «крупинки». Цена более чем приемлемая, втрое дешевле аналогичного по предназначению набора от Derwent.
Пастель в прямоугольных брусочках, позиционируется как художественная, но больше всего пригодна для окраски волос и написания известного слова на бетонных стенах. Говорят, качество в последнее время стало стабильно улучшаться, но я не проверял.
Корейская
9. Mungyo Gallery Soft Pastels
Очень хорошая пастель средней твёрдости в квадратных брусках, есть 67 или 68 оттенков исключительно ярких тонов, включая флюоресцирующие. Разбелов в цветовой палитре нет. Хорошо растирается, ложится в несколько слоёв, не раздражает руки и носоглотку, не ломкая. Пастельки обёрнуты в бумажку. Выпускается в наборах от 12 мелков в коробочке до 72 в деревянных ящиках. Упаковка надёжная. Не содержит информации о светостойкости мелков.
Та же самая Soft Pastels, но с большим количеством связующего, в маленьких мелочках без упаковки, уложенных в картонную коробочку с ячейками. К мелочкам идут два длинных мелка — белый и чёрный. Продаётся наборами от 12 до 64 цветов за сущие копейки. Самый оптимальный из вариантов, наряду с ОЛКИ, чтобы попробовать себя в пастели.
9б. Gallery Extra Soft
На самом деле — просто мягкая пастель 90 оттенков, примерно тех же, что и у простой Soft. Хорошо ложится на бумагу и растирается. По размерам мелка не совместима с Soft, ящики и коробки у них тоже разные.
9в. Gallery Semi Hard
Твёрдые пастельные мелки (вообще, в смысле твёрдости можно считать, что у Mungyo твёрдость всегда на единичку выше заявленной — Semi Hard твёрдая, Soft полумягкая, Extra Soft просто мягкая). Имеет самую широкую у Mungyo цветовую палитру в 120 оттенков, даёт хороший штрих, неплохо растирается. В целом, работать с ней вроде бы можно.
Европейская
10. Koh-i-noor Toison d’Or
Мягкая пастель, ужасно сыплется при рисовании с бумаги. Цвета ядрёные, и, как у всего Кохинора, зелёные цвета находятся в цветовом пространстве AdobeRGB (то есть, природа таких буйных оттенков зелени не знает). Продаются наборами в неудобных коробках из картона, легко ломаются. Заключены в оплётку из клейкого скотча, которую хрен отдерёшь от мелка. Прекрасно ложатся поверх любой другой пастели. Явных признаков токсичности не обнаружено.
Ещё мягче, в остальном то же самое, что и простая мягкая пастель. Страшно пачкается, но даёт мягкий и жирный штрих/слой на бумаге, за что и ценима.
10б. В квадратных мелках
По идее, тот же мягкий Toison d’Or, но реально куда жёстче. Квадратные мелки не содержат оплётки. Сыплется, как меловая пастель, но мало пачкается. Больше похожа на мелки, чем на мягкую. Отличный выбор телесных цветов в наборах на 36 и 48 пастелек.
10в. Gioconda Hard Pastels
Твёрдые брусочки, похожие на карандашный грифель. Цвета в наборах не совпадают с Toison d’Or. Приятно ложится на бумагу штрихами, но трудно растушёвывается. Удерживается даже на гладкой офисной бумаге. С ними надо уметь работать, но в целом — интересная вещь!
10г. Koh-i-Noor Gioconda карандаши
Довольно мягкие мелки меловой пастели в карандаше, сильно сыплются, но легко ложатся поверх слоя пастели. Подборка цветов странная. как и у всего Кохинора, максимальная палитра всего 48 штук. Разбелов, разумеется, нет, только ядрёно-насыщенные цвета.
10д. Koh-i-Noor Gioconda мел, сангина, сепия, соус
Пожалуй, самые мягкие из карандашей соответствующего типа.
11. Faber-Castell Polychromos Hard Pastels
Тонкие брусочки твёрдой пастели, существуют то ли в 60, то ли аж в 120 вариантах. По цветам совпадают с карандашами Pitt Pastels. Бруски пронумерованы по цветам и маркированы светостойкостью по системе от 1 до 3 звёздочек. Похожи на Gioconda Hard Pastels и могут использоваться в сочетании с ними. Моя любимейшая вещь для портретов и набросков, но, сцуко, дорогие! (Я брал ещё по дешёвке, по «докрымским» ценам). Можно докупать поштучно в Интернет-магазинах или жителям столиц, что очень ценно.
11a. Pitt Pastels карандаши
Их некоторые ругают, другие на них молятся, а я не нашёл ничего особенного. Пастельные карандаши тех же цветов, что и бруски Polychromos. Толстые, древесина легко точится канцелярским ножом, средней мягкости по ощущениям от рисования. Легко смешиваются и растираются. Можно докупать поштучно. Карандаши PITT бывают ещё специальные: природный и прессованный уголь, сангина и т.д. Это очень хорошие карандаши, но они стоят немалых денег.
11б. Студенческая пастель GOFA
Небольшие мелочки мягкой пастели в картонной коробке. Эта пастель относится к «синей» (студенческой) серии Фабера, поэтому и не имеет данных о своей светостойкости. По ощущениям мало отличается от студенческой Mungyo, а вот стоит в три-четыре раза дороже.
12. Cretacolor Hard Pastels
Жёсткая меловая пастель в 72 цветах. Выпускаются тематические наборы «на попробовать» по 12 штук: портрет, пейзаж, коричневые цвета и оттенки серого. Сильно сыплется при нажатии и даёт относительно неяркий тон, сквозь который хорошо просвечивает бумага, но в остальном хороша.
12a. Cretacolor Pastel Pencils карандаши
Самые жёсткие пастельные карандаши из существующих. Не имеют по отдельности данных о светостойкости, но наборы в целом маркированы как «повышенной светостойкости», чего, например, нет на наборах твёрдой пастели от Креты. Деликатные, красивые цвета, относительно мало пыли, лёгкая растираемость. Недостаток — плохо взаимодействуют с другими сортами пастели, так как легко отцепляются от бумаги (впрочем, это же и их достоинство — можно протереть куском клячки рисунок до основания, стерев неудачный эскиз или фрагмент).
12б. Cretacolor — сангина, сепия, мел
Выпускаются в карандашах, мало отличаются от кохиноровских, но прочнее и несколько лучше затачиваются. Зато они и несколько твёрже. Сангина от Креты при растирании штриха светлее кохиноровской и подольской.
13. Derwent Pastel Pencils
Пастельные карандаши английской конторы, доступные поштучно и коробками. Средней жёсткости, отлично рисуют по любой подложке, включая слои пастели других сортов и гуашь. Обладают удивительным набором оттенков, не имеющим ничего общего с принятыми в живописи названиями красок и цветов. Это может быть как достоинством, так и недостатком. Доступны в гамме из 72 цветов, легко точатся, но и бьются часто, так что можно наткнуться на карандаш с заранее испорченным от природы стержнем. Используют весьма оригинальную восьмибалльную таблицу светостойкости, которую можно найти на их сайте. В целом. карандаши неплохие, но знатоки говорят, что, как и в случае с «Подольской» пастелью, раньше было лучше (Rexel Derwent Pastels).
14. Derwent Tinted Charcoal
Цветной уголь в карандашах. Раньше по восьмибалльной системе цвета имели феноменально низкую светостойкость, а теперь она почему-то подскочила до 7-8. Жёлтые оттенки этого угля незаменимы для рисования рыжих волос и рыжей шерсти. Ещё углем удобно рисовать глаза на портретах, а также делать начальные эскизы. Как и пастель Derwent, цаетные угольные карандаши этой фирмы издают при движении по бумаге сильный неприятный свист.
14a. Derwent Charcoal XL
Цветной уголь шести оттенков в больших брусках размером с советский спичечный коробок на 120 спичек. Лучше всего подходит для изображения мужских половых органов поверх плаката с предвыборной агитацией. ИМХО, если вы не знаете, зачем вам нужен этот уголь, это бессмысленная трата денег.
15. Sennelier a l’Ecu
Экстра-мягкая французская пастель, стоящая, как контрактный двигатель для вашего «Мерседеса». Наборы начинаются от 40 половинок и кончаются элитными подборками на 200-300 цветов в шикарных чемоданчиках. Очень мягкая и хрупкая, но не слишком сыпучая (если не давить), к бумаге прилипает великолепно. Большой набор цветов, разбелов и оттенков, которые можно покупать поштучно по цене от поллитра водки за два-три мелка.
Ещё мягче, чем Сенелье, компоненты только лучшие из лучших, поэтому многие цветные мелки содержат ядовитые соли. Белый мелок часто используется для нанесения бликов на готовые работы. Весьма дорогая, сравнима с Сенелье по цене.
17. Карандаши Stabilo CarbOthello
Очень мягкие пастельные карандаши, похожие по свойствам грифеля на дервентовский цветной уголь. Карандаши ровно прокрашены в цвет грифеля по всей длине, и это очень удобно. К сожалению, у нас (а возможно, и вообще) продаются только в наборах. Максимальная палитра 60 цветов. Прекрасно сочетаются с мягкой пастелью, с чёрным и цветным углем, а вот с остальными материалами почему-то не очень — цвета пачкаются, становятся приглушёнными. Возможно, впрочем, я их просто недостаточно хорошо проверял на этот предмет.
18. Royal Talens Rembrandt
Эту мягкую пастель можно назвать «самой жёсткой из мягких», потому что в ней есть какое-то связующее, делающее её твёрдой, прочной и мало сыплющейся. Некоторые ненавидят её за твёрдость, другие любят — обычно за твёрдость же. К этому материалу надо приспосабливаться, как, впрочем, и к любому другому. Мелки завёрнуты в бумажки с указанием номера цвета, степени разбела и светостойкости пигмента. Продаётся как в наборах, так и поштучно, так что можно собрать свой тематический набор. Производитель утверждает, что пастель не содержит токсичных металлов (насчёт нетоксичности вобще он более осторожен и не делает никаких заявлений!).
Студенческий вариант пастели Rembrandt. Немного подешевле и доступна всего в 84 оттенках против 200 с гаком, но в остальном мало отличается, разве что ещё чуть твёрже.
19. Conte a Paris
Твёрдая пастель, похожая по свойствам на Fabre Castell Pitt pastels. Хорошо фиксируется на бумаге, штрих довольно трудно растирается (это может быть как достоинством, так и недостатком, в зависимости от задач). У Конте аж три цвета разной сангины в мелках — сангина Ватто, сангина XVIII века и обычная. Зато нет коричневой сепии, есть только похожие на неё ван-дик и жжёная сиена.
(Дополнено в феврале 2021): Я купил несколько карандашей и мелков Конте. Мне они очень нравятся, красиво ложатся на бумагу и растираются, но в карандашах (не в мелках) я обнаружил неприятные включения, не рисующие, но издающие противный свист по бумаге. Эти включения достаточно редкие и мелкие, чтобы не портить общее впечатление, но они есть.
Американская, японская, канадская, да и вообще
(Предупреждение: у меня не было этой пастели никогда, и я её даже в руках не держал, поэтому здесь я ориентируюсь на данные из различных сетевых обзоров).
20. Prismacolor NuPastels
Твёрдая пастель, похожая по свойствам на Faber-Castell Polychromos или Koh-i-Noor Gioconda, широко и не слишком дорого доступна в Америке, где её любят и ценят, используя как подложку под пастельные карандаши.
Японский аналог Шминке, выпускается почему-то только в виде половинок, довольно дорогая (но на ибэе можно заказать с доставкой за разумную сумму). Я её сам не пробовал, но попробовавшие говорят, что на любителя — мягкость мелков сильно отличается. Мелки, судя по указаниям американских торговцев, бывают и с токсическим содержанием. Цвета, если смотреть по фото и по выкраскам, очень красивые и деликатные — как у той ещё, советской «Подольской», настоящие пастельные цвета!
Пастельный порошок в баночках. Наносится на лист бумаги с помощью косметических или специальных спонжей. У попробовавших использовать его хоть раз вызывает неудержимую потребность в преклонении и абсолютном благоговении.
23. Sakura Nouvel Pastel Carŕe
Эта пастель у меня теперь есть — привёз из Бангкока, из прелестного магазинчика на втором этаже Центра искусства и культуры (напротив ТЦ MBK)! Продукцию Sakura нельзя считать в строгом смысле слова японской: это подразделение голландской фирмы Bryunzeel, специализирующейся в основном на материалах «ученического» класса. Однако твёрдая пастель Nouvel выглядит как очень хороший материал для профессионалов; по ощущениям, она сочетает лучшие качества твёрдой пастели Faber-Castell, Cretacolor и мягкой Rembrandt. Красивая цветовая гамма, немаркие и не сыпучие мелки, лёгкая растираемость и хорошее сцепление с бумагой — от Nouvel у меня самые лучшие впечатления. Остаётся открытым вопрос о светостойкости, этим «Сакура» не славится.
«Экзотические» сорта: Unison, Terry Ludwig, Henri Roche и т.д.
Многие художники сами делают пастель, а у некоторых это перерастает в бизнес. Такая пастель обычно делается штучно или под мелкий заказ, но многие производители переросли своё увлечение и стали солидными брендами. Качество, как и цена, у этих брендовых пастелей очень высокое. В российских худмагах они обычно не продаются, надо выписывать их из-за рубежа под заказ. То же самое касается пастельных карандашей именитых фирм — Caran d’Ache, Conte a Paris и других.
Источник