Практика работы пастелью: Бумага для работы с пастелью
Пастельная живопись может быть выполнена на любой поверхности, главное чтобы она обладала шероховатостью, которая способна удержать пигмент. Чаще всего используется бумага. Бумага, используемая при работе с пастельными красками, обязательно должна иметь шероховатость, поэтому такие виды бумаги как лощенная, мелованная или очень гладкая, не подойдут для работы пастельными красками. А вот с гладкой поверхностью, например как у бристольского картона, нужно быть очень осторожным, пигмент великолепно ложится на бумагу, хорошо растушевывается, но вот нанести 2 слой уже не представляется возможным, зернистая поверхность уже полностью скрыта 1 слоем. Пигменты 2 слоя не могут задержаться на бумаге и тут же осыпаются. Поэтому бумагу такого типа нужно применять только для эскизов или работ, которые не требуют нанесения густого слоя пигмента. Наиболее широко, в пастельной живописи, используется бумага «Кансон», она обладает средней толщиной и умеренной шероховатостью, что делает ее отличным выбором для большинства работ.
Фактура
Бумага, поверхность которой имеет шероховатость, предоставляет большое количество возможностей для пастельной живописи, при ее применении становится доступно наложение несколько слоев пастели друг на друга: 1 слой пигмента не полностью сглаживает все шероховатости, поэтому следующие слои накладываются без проблем. Шероховатая бумага, которую используют для акварельной живописи тоже отлично подходит для работы пастелью, хотя ярко-белый цвет, характерный для этой бумаги, затрудняет естественную гармонизацию тонов.
Шероховатая бумага для акварельной живописи отлично подходит для работы
Бумага среднезернистая, для акварельной живописи (А), может быть использована для создания картин живого колорита; бумага с неровной поверхностью ручной работы (В), великолепно подходит для экспрессивной живописи, которая основана на цветовых пятнах; бумага средней шероховатости — «Кансон» (С) одна из самых универсальных для пастели; бумага стандартная для карандашных рисунков (D), для сложных работ пастелью не годится; бумага толстая, с гладкой поверхностью (Е), применяется в качестве основы для очень детализированных произведений.
Цветная бумага
Художники пастелисты эпохи Возрождения открыли интересный феномен, если в своей работе использовать тонированную бумагу, то работа становится более выразительной. Цветная основа позволяет придать работе единство тонов, а отсутствие красок в каком-либо месте не дает работе принять неряшливый вид. Кроме того тон бумаги сам по себе, благодаря хроматическому контрасту, намного сильнее подчеркивает отличия отдельных цветов, что позволяет добиться более гармоничного их сочетания. Вывод из вышесказанного следующий: цветная бумага уже при выборе задает общий колорит работы, то есть художник изначально обязан делать упор на тон основы для достижения гармонии.
Фирма «Кансон» производит большой ассортимент цветной бумаги специально для пастельной живописи.
Любимые цвета бумаги у художников, которые культивирует пастель – охристые, коричневые и серые цвета. Эти тона, как холодные, так и теплые, благодаря своей мягкости, очень хорошо гармонируют с любыми цветовыми гаммами и темами. Получается, что самой используемой бумагой является бумага следующих цветов: голубоватая, зеленоватая, серая (темные и светлые), охра, сиена, слоновая кость и умбра различной интенсивности. В продаже можно встретить бумагу черного, белого, желтого, карминового, красного, оранжевого, зеленого цветов, а также их разнообразных оттенков отличающихся светлостью и насыщенностью.
Предлагаем ознакомиться с образцами цветной бумаги фирмы «Кансон» из серии «Міteintes». Эта серия включает в себя очень большое количество не только чистых, но и промежуточных тонов.
Правильная подборка цвета основы очень сильно облегчает художнику процесс достижения гармонии в создаваемом произведении. Строгих правил сочетаемости нет в природе, поэтому предложим на суд общепринятое мнение: бумага теплых цветов лучше использовать при создании картин холодного колорита, обратный вариант тоже имеет место, для работы со светлыми красками рекомендуется выбирать темную основу. Это базовые принципы, но настоящий художник всегда стремится выйти за рамки общего мнения, поэтому лучше всего, для художника и в особенности для начинающего, экспериментировать опираясь на собственную индивидуальность. Предлагаем оценить несколько великолепных произведений, в которых цвет бумаги органически вливается в общий колорит картины как один из полноценных элементов ее цветового строя.
Частная коллекция. Жоакин Мир (1873-1940). Маспужолс. Пейзаж. Превосходный образец гармоничного слияния цветов и применяемой основы (светло-коричневый тон бумаги) с классическими красками пейзажа.
Частная коллекция. Жоан Разет. Обнаженная натура. Теплые телесные тона смотрятся особенно сияющими и какими-то мягкими на светло-сером (нейтральном) фоне бумаги.
Частная коллекция. Ана Рока-Састре. Натюрморт. Ярко-красная основа оживляет картину, великолепно гармонируя со всеми остальными цветами.
Частная коллекция. Мерседес Браунстейн. Закат. Малиновый цвет бумаги органично смотрится в изображении сумеречного пейзажа.
Темная бумага
Сильно темная бумага очень редко применяется в пастельной живописи, так как ее цвет препятствует гармонизации колорита: все цвета, которые ложатся на такую основу, выглядят слишком насыщенными. Но, в то же время, выбор темной бумаги правилен, если нужно показать резкий светотеневой контраст. При использовании зеленоватых, бурых, синих или даже черных основ, любые светлые пятна выглядят особо выразительно.
Частная коллекция. Висенс Бальестар. Букет маргариток. Яркие белые пятна предполагаемых цветков сразу же обращают взор зрителя: удивительная экспрессивность картины, получается по причине использования в качестве основы темной бумаги оливково-зеленого цвета.
Вспомогательные материалы
Хотя бумага и пастельные бруски являются основными инструментами в работе художника пастелиста, но все же их недостаточно для полноценной организации труда художника. Недаром в любой профессии есть вспомогательные материалы, которые достаточно сильно увеличивают комфорт при работе. Такие предметы как ластик (стирает лишнее), хлопчатобумажная тряпка (помогает держать руки в чистоте или распределить пигмент на бумаге), растушка (применяется при растушевки штрихов), липкая лента, кнопки и зажимы (для закрепления бумажного листа на доске), канцелярский нож (необходим для резания бумаги и заточки карандаша) и флакон фиксатива-аэрозоля обязательно должны находится под рукой.
Источник
Бумага для пастели: особенности выбора
Никакие потрясающие художественные умения не позволят создать шедевр, если для этого нет необходимых условий. В процессе рисования важны малейшие детали, а уж рисовальные принадлежности, среди которых и бумага, играют определяющую роль.
Пастель долгое время не воспринималась серьезными художниками в качестве инструмента для настоящего творчества – они использовали ее исключительно для наброски эскизов. Сегодня это вещество получило широчайшее распространение среди любителей рисования благодаря многообразию разновидностей, красивым и насыщенным цветам, а также – благодаря удобству изображения.
Пастельные мелки очень удобны и для маленьких детей, поскольку те не всегда могут правильно держать в руках карандаш или кисть, но при помощи мелка, пишущего со всех сторон, уже способны рисовать осмысленные вещи. Однако без правильно подобранной бумаги даже самый хороший мелок окажется разочарованием для родителей и ребенка.
Что это такое?
Бумага для пастели по своему составу мало отличается от других разновидностей этого же материала, но вот другие ее характеристики определяют узкую ориентированность именно на мелки. Для того чтобы правильно выбрать пастельную бумагу, нужно немного больше понимать свойства мелков.
В первую очередь мелок – вещество сухое и сыпучее. В отличие от красок его следы не впитываются в бумагу, оставаясь только на ее поверхности. Существуют и более мягкие разновидности, в которых связующим веществом выступает масло. Его там довольно много, и оно способно довольно уверенно обеспечивать сцепление с основой, однако для маленьких детей его покупают сравнительно редко из-за высокой маркости подобного подарка.
Получается что нужно каким-то образом повысить сцепление пигмента с основой, и сделать это призвана именно бумага. Гладких разновидностей бумажной продукции для пастели не существует – она бывает исключительно фактурной. В качестве альтернативы иногда допускается также использование акварельной бумаги.
Логично, что пастельная бумага должна обладать довольно высокой плотностью. Если мелок относится к сухому типу, то довольно резкие движения им могут повредить слишком тонкую основу. Что же касается масляных составов, то они априори требуют достаточно плотного основания, чтобы не протекать через него.
Нельзя забывать и о том, что при рисовании пастелью нередко используется техника растушевки, которая тоже выдвигает требования касательно высокой плотности холста.
Наконец, в отличие от многих других рисовальных инструментов пастельные рисунки лучше смотрятся на бумаге небелого цвета. Основные оттенки, безусловно, выглядят ярче именно на белой основе, однако светлые тона пастели на таком фоне смотрятся крайне блекло. В связи с этим пастельную бумагу обычно тонируют еще в процессе производства.
Новичкам советуют отдавать предпочтение серой и светло-серой бумаге, профессионалы же способны для каждого отдельного рисунка подбирать специальный фон, отталкиваясь от особенностей задуманного.
Современная бумажная промышленность предлагает на выбор художникам огромный ассортимент продукции для каждого отдельного способа рисования, но именно пастельная бумага отличается максимальным многообразием вариантов. Определиться с выбором можно, отталкиваясь сразу от нескольких критериев.
Форматы
Для детей и новичков пастельная бумага выпускается листами стандартных форматов как поштучно, так и в виде альбомов или блокнотов с отклеивающимися листами. Наиболее распространенным форматом, широко используемым и в общеобразовательных школах, является всем известный А4, однако для серьезных художественных потребностей может понадобиться более крупный размер – например, А3 или даже А2.
Пастельная бумага продается также и в рулонах, привлекая потребителя возможностью сэкономить на оптовой покупке. У такого решения может быть несколько недостатков. В первую очередь нужно уметь резать такой рулон аккуратно и при минимуме бесполезных отходов. Кроме того, порезанная бумага из рулона нередко сохраняет полукруглую форму, что не очень удобно для рисования.
Цвета
Вопреки тому, что белая бумага считается не самым удачным выбором для пастели, для любителей этой рисовальной принадлежности доступен выбор основ всех возможных цветов. Большой популярностью традиционно пользуются не самые броские цвета: тонированная бумага обычно выпускается черной или в разных оттенках серого.
Цветная бумага также встречается, но цвета ее обычно неброские, чтобы не мешать восприятию собственно рисунка. Расцвеченные альбомы обычно продаются сразу набором разных оттенков.
Профессиональные художники нередко предпочитают не искать лист нужного оттенка, а самостоятельно окрасить его, особенно если в качестве оригинала используется простая белая бумага.
Фактуры
Отдельным моментом при выборе пастельной бумаги является подбор необходимой фактуры, от которой напрямую зависит специфика готового результата. В целом можно выделить четыре основные разновидности фактур.
- Энгр. Наименее плотная разновидность основ среди всех, что подходят для пастели, – даже акварельная бумага тоньше нее. На поверхности такой основы четко видны объемные линии, представляющие собой сетку, приближенную к квадратикам и прямоугольникам по форме.
- Ячейки. Более плотная и качественная структура, у которой рельефным элементом оказывается не сетка, разделяющая фрагменты, а сами ячейки. В лучших образцах такие ячейки способствуют более качественному удержанию пигмента на поверхности, а готовый рисунок покрыт мелкими равномерными точками цвета основы, что добавляет шедевру шарма.
- Наждачная фактура. Сомнительно, что такой бумагой можно было бы шкурить поверхности, однако внешне она выглядит очень похоже на свою абразивную родственницу. На поверхности заметна ярко выраженная зернистость, благодаря которой пигмент прекрасно цепляется за такую бумагу. Эта разновидность обычно считается профессиональной и выпускается только в больших форматах.
- Бархат. Этот вариант, наоборот, имеет мягкую текстуру, которая достигается сравнительно небольшой густотой волокон в верхнем слое. Между такими свободными волокнами прекрасно удерживается пигмент, поэтому такая разновидность бумаги тоже пользуется большой популярностью. Подобные основы обычно обладают довольно высокой плотностью, поэтому на них можно применять технику растушевывания (в случае отсутствия самого густого ворса). В целом именно бархатная бумага обычно используется для имитации живописи.
Как выбрать?
Большое разнообразие представленных на рынке видов бумаги для пастели позволяет профессионалам подобрать оптимальное решение, однако неопытных потребителей оно только запутывает. Прежде чем идти в магазин, нужно определиться, для каких именно целей нужна приобретаемая бумага.
Как правило, пастельная бумага продается либо поштучно листами, либо в альбомах. Для ребенка уместнее будет именно последний вариант, поскольку это исключает риск немедленной потери формы в недрах детского портфеля.
При этом следует помнить, что рисовать пастелью проще на отдельном листе, а потому при покупке альбома нужно выбирать тот, который предусматривает легкое выдергивание отдельных листов.
Выбирая набор листов, нельзя не задуматься об их цвете. Наиболее нейтральным решением справедливо считается серая бумага, потому именно ее рекомендуют покупать для детей. Разноцветный набор стоит покупать лишь в том случае, если будущий владелец уже успел неплохо овладеть принципами выбора фона для того или иного рисунка.
Малышу бы больше понравился набор с яркими листами, но для серьезного творчества они подходят мало – нужны нейтральные оттенки, которые хорошо оттеняли бы рисунок, не отвлекая при этом внимание от самого произведения.
Нельзя выбирать бумагу для пастели без оглядки на разновидность самих мелков. Выбор основы для масляной пастели оказывается несколько более простым, поскольку жировая составляющая в ней обеспечивает довольно высокую адгезию. Получается, что масляные мелки не настолько требовательны к фактуре бумаги, но зато им необходима должная толщина, гарантирующая, что холст не промокнет насквозь и не запачкает все вокруг.
Что же касается сухой пастели, то для нее очень важна ярко выраженная фактура – например, те же ячейки или «наждачная» поверхность.
Следует заметить, что отзывы в интернете в данном случае далеко не всегда позволяют составить реальную картину сравнения качества бумаги от разных производителей. Лучшая пастельная основа – у каждого своя. Здесь важно выбрать не так бумагу, как сочетание бумаги с пастелью. Самый лучший холст может быть раскритикован человеком, неправильно подобравшим для него мелки, и точно так же худший вариант основы может заслужить искреннюю похвалу, если потребитель случайно попал в самую точку своим выбором пастели.
Полезные советы
Профессионалы наверняка знают, как правильно выбирать холст для различных рисунков, новички-энтузиасты тоже заранее изучили тему, а вот родителям малышей бывает непросто разобраться с тем, как купить хорошую бумагу для пастели. Существует несколько простых советов, которые помогут не ошибиться.
- Альбомы предпочтительнее для малышей в силу своей способности держать форму. При покупке набора листов следует дополнительно позаботиться о жесткой папке для хранения и транспортировки бумаги.
- Плотность качественной бумаги для пастели довольно высока, что не может не сказываться на ее весе, потому для маленьких детей не стоит приобретать альбомы большого объема – 8-12 листов для начала будет достаточно.
- Не следует приобретать малышу сразу самую дорогую профессиональную бумагу, ведь он все равно не сможет полностью раскрыть всех ее преимуществ, тогда как для общего представления о свойствах пастели и освоения основных техник хватит и среднего набора для новичков.
- Многие родители предпочитают не ломать голову над выбором особой бумаги для пастели и ограничиться использованием акварельного варианта для акварели и пастели. Однако это не значит, что можно взять любой альбом в канцелярском магазине. В данном случае подразумевается фактурная акварельная бумага, которая встречается реже и стоит несколько дороже.
Вы узнаете больше о видах и марках бумаги для пастели из следующего видео.
Источник