LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- бабочки (42)
- города и страны (282)
- где я побывала (68)
- Дальний Восток (176)
- моя область (63)
- день за днем (808)
- что я читаю (23)
- дети (795)
- детсад (224)
- английский язык (2)
- школа (125)
- для блога (812)
- оформление дневника (224)
- уроки (269)
- домоводство (313)
- растения дома (77)
- животные (328)
- жизнь духа. непознанное (324)
- здоровье (223)
- искусство (2176)
- fantasy (311)
- кино, театр (71)
- живопись (874)
- музыка (341)
- искусство фотографии (471)
- уроки фотографии (80)
- история (888)
- история вещей (284)
- история любви и дружбы (175)
- календарь. даты. праздники (577)
- весна (114)
- зима (127)
- лето (38)
- осень (94)
- камни (136)
- Книга Книг (42)
- космос (56)
- красота, мода (364)
- сам себе косметолог (87)
- кулинария (506)
- литература (405)
- классика (36)
- классика (110)
- мифология (43)
- мои работы (155)
- мои публикации (76)
- мой город (196)
- мы все такие разные (176)
- открытки (168)
- природа (73)
- просто Книга (205)
- разное (542)
- уроки начинающему автору (67)
- развлечения (66)
- работа. заработок в интернете (52)
- психология (49)
- рукоделье (1362)
- вязание (327)
- поделки из бумаги (308)
- русский язык (77)
- сады (41)
- сказка на ночь (152)
- стихи (428)
- творчество земляков (134)
- уроки рисования (1100)
- мои рисунки, коллажи (341)
- зазеркальная школа (133)
- живописное (119)
- графика. первые шаги (116)
- инструменты (49)
- фотошоп (782)
- мои работы (72)
- для фотошопа (43)
- уроки ФШ (243)
- цветы, растения (120)
- юмор (498)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
грунтовка под акварель
Прошло уже много времени с тех пор, как я рассказывала, что для зарисовок в блокнотах можно просто заклеивать или закрашивать тонким слоем разбавленного акрила странички какого-нибудь ежедневника, книги или блокнота. Таким образом я советовала создавать фон для своих работ и раз и навсегда вылечиться от страха белого листа (старенькая статья «Довериться своим рукам»).
Теперь у меня прижился новый метод — грунтовать блокноты специальными смесями и добавлять в них немного цвета. Например, зарисовки с лодками мне нравится делать на голубом фоне — он просвечивается сквозь штрихи и придаёт зарисовке особенный колорит. То же самое с бежевыми и оранжевыми фонами — я просто капаю в грунтовку коричневых чернил или оранжевую акварель. На таких фонах отлично рисовался охровый Прованс. О некоторых грунтовках, которые используют профессиональные художники для работы на холстах или тинторетто, и которые можно смело использовать для работы в эскизных блокнотах, я здесь и расскажу.
О грунтовке для акварели я собиралась написать ещё год назад. Я же её попробовала тогда, когда мы её обсуждали! Наверняка давние читатели моего журнала ещё помнят разговоры о ней, когда я готовилась к выставке и раздумывала, как именно подготовить под акварель большие форматы размером 1х1,5м. Помню, что в комментариях ходили слухи, что грунтовка для акварели — это что-то вроде жидкого папье-маше. Наносишь её на любую поверхность и как будто получаешь самодельную бумагу, отлично переносящую акварель. Сразу скажу, что это не так. Грунтовку для акварели можно использовать даже для того, чтобы отгрунтовать стекло и металл! Более того, её советуют для корректур — замазал в акварельке какой-то неудавшийся кусочек и прошёлся ещё раз краской, чтобы не создавать грязи. Судя по всему она состоит по большей части из мела, который отлично впитывает влагу (в отличие от традиционной дисперсионной или водоэмульсионной, то есть гладкой, грунтовки для холста под масло или акрил). Во многих форумах советуют наносить акварельную грунтовку прямо на холст. Она забивает неровности ткани и позволяет рисовать прямо по холсту акварелью. Вот этого я не пробовала пока.
Когда я готовилась к выставке, серьёзно обдумывала вариант, чтобы загрунтовать под акварель готовые деревянные планшеты Тинторетто. В Германии в строительных магазинах обрезают бесплатно любой нужный формат доски или дсп. Но как-то не доверяю я всем этим готовым смесям для «блинчиков» из банки. Мне спокойнее самой «замесить тесто». Готовые тинторетто нужного мне формата стоили каких-то заоблачных денег.
В итоге я сама соорудила планшеты 1х1,5 метра (купила готовые планки для подрамников в нашем магазине для художников — Boesner и приколотила к ним кусок ДСП, которые мне бесплатно и нужного размера вырезали как раз в строительном магазине). Натянула на них по всем правилам подготовки акварельных планшетов бумагу Canson из рулонов и создала свои крупноформатные акварели традиционно — красками по бумаге (без грунтовок). Если вдруг вы не знаете, как натягивать бумагу, вот ссылка на очень хороший мастер-класс: Как натянуть лист бумаги на подрамник. Однако для эскизных блокнотов, которые не жаль испортить, я решила опробовать всяко разно. Заодно выяснила в процессе, что с помощью грунтовки можно спасти любой даже самый плохой блокнот и спокойно работать в нём без заламывания рук:»Нет на свете хороших блокнотов»
Одна из грунтовок, у которой прямо в названии стоит слово «акварель» — Daniel Smith. Я остановилась на ней, потому что фанатею по акварели этого производителя. То есть с такой хорошей акварелью, по моей логике, они должны знать, что делают в случае с грунтовкой.
И я не ошиблась. Если наносить её жирненько, ничем не разбавляя, получаем весьма фактурную поверхность, которая позволяет создавать интересные эффекты в работе акварелью и карандашами.
Вот разворот поближе. Я рисовала по этой грунтовке ржавчину. Можно сказать, что шершавая поверхность создавала за меня все эффекты ржавого металла или древесины. Кстати, видите рисунок, который просвечивает через грунтовку? Это я закрасила свои упражнения левой рукой. А вот если брать и грунтовать ни по плохим рисункам, а по каким-нибудь специально нарисованным узорам — можно добиться интересных результатов в иллюстрации.
Вот, пожалуйста, просто оранжево-коричневые линии, а смотрится сразу как ржавчина
Дерево и металл
Однако, рисовать по такому фактурному фону — не совсем моё. Поэтому я разбавляю грунтовку для акварели самой акварелью (если цветная) или водой и тонко накатываю в 2-3 слоя на страницы блокнотов. Действительно выходит, что даже по тонким листам с такой грунтовкой можно работать акварелью! На самой банке написано, что по ней можно так же рисовать акрилом, гуашью и пр.
Я использую для грунтовки страниц в блокноте специальный валик — тогда на них не остаётся следов, как от кисти. Фон просто ровненький и слегка фактурный. В белую чашечку на фото выкладываю пару ложек грунтовки, пипеткой для модельщиков (люди, которые клеют и красят модельки самолётов, танков и пр.) добавляю нужное количество разведённой акварели или туши. Пипетки эти очень удобны, а стоят копейки — Rayher — 57988000 — Pipette, 2ml, SB-Btl 1Stück Там прямо в пипетке есть метки по миллиграммам. Удобно набирать точное и всегда одно и то же количество краски для смеси. Так же удобно, что в отличие от кисти, пипетка не съедает кучу краски, а отдаёт в смеь всё.
Татьяна добавляет в грунтовку гессо, о которой я пишу ниже, процеженный раствор золы. Её фоны получают розово-серый оттенок. Повторюсь, я довольствуюсь обычными средствами для подкраски — тушь или акварель. В некоторых пузырьках с тушью есть своя пипетка — тоже очень удобно капать в грунтовку. Заодно точно знаешь, сколько капель добавил, Зелёной ложечкой для детского пюре размешиваю смесь и тоненьким слоем накатываю валиком на страницы.
Кстати, так как грунтовка сохнет не так чтобы моментально (полное просыхание через 2-3 часа), я раскладываю сразу 4-5 блокнотов и выкрашиваю на их страницах смесь своей грунтовки по очереди. Когда странички просыхают, закрываю блокноты и укладываю их под пресс из многочисленных книг. Грунтовать страницы блокнотов — занятие очень медитативное!
Акварельная грунтовка есть чёрная и прозрачная. Прозрачной можно прокатывать какую-то фактурную бумагу ручной работы, чтобы сохранить узоры, но при этом добавить плотности. А что делать с чёрной я не знаю. Видимо она больше для гуаши.
Для вот этого разворота я использовала грунтовку Gesso в смеси с сепийной тушью. Поверхность получилась слегка гладкая.
Многие спрашивали уже, что это такое это Gesso. Мол, первый раз о таком слышат. Gesso — это грунтовка для твёрдых или тканевых поверхностей на основе мела, гипса и прочих наполнителей, которые очень хорошо впитывают влагу. Эту грунтовку рекомендуют для масла, акрила, гуаши, пастели и акварели. Её можно подкрашивать акрилом или акварелью. Она отлично разбавляется водой. Только вот приборы нужно вымывать сразу после использования — потом не отдерёшь. Татьяна берёт с собой иногда гессо в дорогу и прихватывает ватки для ушей. Макает эти ватки в гессо и прокатывает в каких-то местах в блокноте, если нужно что-то замазать. Ватки просто выкидывает. Такой походный вариант грунтования 🙂
За блокнотом как раз стоят банки с гессо и акварельной грунтовкой, которыми я пользуюсь.
Акварель по гессо немного расплывается. Если вы хотите именно акварельных зарисовок, нужно брать акварель погуще. Заливки не растекаются так же красиво, как по настоящей акварельной бумаге. Но если вы свои акварельки или гуаши всё равно дорабатываете карандашами, маркерами или пастелью — эта грунтовка самое то!
Вот эта зарисовка в блокноте была сделана по фону, грунтованному гессо, — акварелью, гуашью, цветными карандашами и белой пастелью
Эта тоже. Первоначальный фон был наполовину голубым, наполовину бежевым.
Надеюсь, что вас так же вдохновит грунтовка для блокнотов и поможет в работе. Я так прямо больше не могу рисовать на просто белых листах. Они мне кажутся голыми и беспомощными 🙂
Источник
Ещё раз о грунтовках, работе пастелью, приёмах в разных изобразительныхь техниках и процессе
В результатах прошедшего «Рисовального флешмоба» я уже показывала рисунок шишки протеи. Теперь все, кому интересно, как именно она создавалась, могут посмотреть видео процесса на моём канале на Ютюбе. Не говорю:»Подписывайтесь!» Смотрите сами, как вам удобно — смотреть здесь (а я буду изредка дублировать фильмы в постах) или там.
Cейчас работаю над тем, чтобы, как меня многие просили, записывать звуковые комментарии к работам на русском языке с английскими титрами. А пока в видео моих процессов можно увидеть всплывающие комментарии на важных этапах создания работы: контурный рисунок стирающимся цветным карандашом, заливка фона гуашью, заливка основных объектов акварелью, проработка деталей пастелью и мягкими цветными карандашами. Напомню, что мой канал на YouTube с уроками для начинающих (2 штуки) и видео процесса создания моих работ (уже 8 штук) можно найти по этой ссылке: www.youtube.com/c/NatalieRatkovski
Меня уже несколько раз спросили, зачем я грунтую бумагу. Вообще в смешанной технике можно совершенно спокойно работать на цветном картоне (как я это делала в студенчестве — примеры в книге «Профессия — иллюстратор»). В графических работах я использую приём из масляной живописи, который называют сквозным письмом.
Что это такое? Это когда сначала создаётся имприматура (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, затем подмалёвок (как правило одним цветом с бликами и свето-тенью) — первый живописный слой, сделанный по грунту. В масле этому слою дают хорошенько просохнуть, а потом уже поверх первого тонкого живописного слоя придают всей работе необходимый цвет полупрозрачными цветными лессировками. Однако и цвет имприматуры, и цвет подмалёвка всё равно струится через слои и задаёт общий тон всей работе. Хотите, чтобы работа светилась золотыми оттенками жёлтого — используйте жёлтую имприматуру. Хотите роковых цветов красного и лилового — грунтуйте соответственно.
Так как у меня всё-таки не масло, а графическая работа, то подмалёвок у меня цветной акварельный (цветом самих предметов). Но имприматура — цвет фона — всё равно просвечивает через лессировки акварелью и карандашами. Сквозит через них, так сказать.
Если вы обратили внимание, в моих работах преобладают 2 основных цвета имприматуры — голубой и бежевый. Как я уже сказала выше, цвет фона объединяет всю работу по тональности. Но почему именно эти два? Я их подобрала для себя опытным путём. Если я работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Вы должны решить для себя сами, какой цвет фона подходит именно вам. Здесь нет строгих правил. Вы должны просто понимать, чего именно добиваетесь своей работой — какого эффекта. Например, если я еду на пленэр, то сразу соображаю, какие цвета имприматуры мне могут подойти. Поэтому беру с собой на всякий случай грунтованные листы самых разных оттенков, но в основном синего и жёлто-оранжевого. Для рисунков ночью стараюсь использовать и более тёмный фон. Но это мне так удобно. Если вам удобно работать на белом, контрастном фоне — никто не может вам этого запретить.
Пометка на полях. Если вы работаете только сухой пастелью, у различных производителей есть уже готовая цветная бумага с шершавой поверхностью. В студенчестве мне очень нравилась кэнсоновская серая бумага Энгр (Ingres pastel paper Сanson). В основном потому, что она была достаточно качественная и доступная по цене, но плотность у неё всего 100g/m2. Это чуть толще принтерного листа (80-90g/m2). Сейчас я пользуюсь их же цветной бумагой для пастели Canson Mi-Teintes . У неё плотность повыше — 160g/m2 и она есть разных цветов. Я беру для себя их бумагу бежевых и серых оттенков.
Кстати, я очень часто, порою неосознанно, притаскиваю в работу в смешанной технике приёмы из других областей. Например, когда я заливаю фон белой гуашью, а потом добавляю в него какие-то оттенки, я, как в масле, растушёвываю ещё свежие гуашевые мазки сухой плоской кистью. Получаются очень равномерные растяжки цвета. Так же в смешанной технике я использую гелевые ручки (белую и цветные). Но только там, где нужно очень лаконично поставить самый яркий или самый тёмный штрих. Гелевые ручки прекрасно ложатся поверх многослойного добра на бумаге.
Вторая причина, почему я стараюсь в последнее время грунтовать бумагу — шершавая поверхность. Читатели сообщества art_expiration ещё наверняка помнят, что я ещё лет 10 назад советовала использовать гессо для корректур в арт-буках. (В одним из первых постов о материалах для артбуков гессо стоит под номером 11 вот здесь.) Потому что по слою гессо можно было очень легко рисовать любыми материалами, клеить и видоизменять коллажи. Дело тут именно в поверхности, которую создаёт гессо — приятная и слегка шершавая на ощупь.
У меня уже несколько раз спрашивали, можно ли использовать русскую грунтовку гессо под названием «Сонет». Увы, я не знаю, потому что никогда не пользовалась ею. Но по отзывам тех, кто пробовал, мне стало понятно, что она какая-то скользкая. А значит это скорее всего самая обычная водоэмульсионная грунтовка. Для пастели, которую я использую в своей смешанной технике, нужна поверхность как мелкая наждачная бумага, чтобы пигменты ложились ровно и не осыпались с поверхности бумаги. Если вы углубитесь в технику работы пастелью, то без труда встретите уроки о рисовании на наждачной бумаге.
Как правило, речь о наждачке на бумажной основе с мелкой зернистостью (около P600), которая часто продается листами 230х280мм. Грунтовка гессо (итал. gesso — мел) создаёт как раз шершавую, но ещё более нежную поверхность, чем мелкозернистая наждачная бумага. Повторюсь, по гессо можно работать любыми материалами, включая акварель, гуашь, темперу и пр. Только не ожидайте, что грунтованные гессо-листы — это альтернатива акварельной бумаге. Помните, что это мел. Он принимает акварель, но ведёт себя совершенно иначе, чем хорошая, качественная акварельная бумага. Там и другая впитываемость, и другая растекаемость, и совершенно другой конечный результат. О различных типах грунтовки, которыми я пользуюсь для своих работ и в блокнотах, можно прочесть здесь: О грунтовках в блокноте. Кстати, по тегу materilas в моём журнале можно найти подробные статьи об используемых мною материалах. В работе, которую можно увидеть в видео выше, я использовала плотную бумагу для акрила (300g/m2) марки Hahnemühle, которую отгрунтовала тёмно-бежевой смесью гессо и ореховой туши.
Если у вас после просмотра возникли какие-то вопросы — вы можете их написать здесь же в комментариях к посту. Я, по мере возможности, отвечу на все. Нескучной вам недели!
Источник