Анциферова н г необыкновенное рисование дошкольная педагогика 2011

Необыкновенное рисование, Искусство детям, Соловьева О., 2010

Необыкновенное рисование, Искусство детям, Соловьева О., 2010.

В нашем альбоме описывается несколько необычных способов создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. Кроме того, дети смогут с пользой для себя провести время, смешивая краску с мылом и экспериментируя с цветами и парафином. Автор книги стремился пробудить в детях интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту.

Советы юному художнику.
В альбоме даны задания для усвоения некоторых необычных способов создания рисунков. Однако такая работа предполагает хорошее знание маленькими художниками традиционных материалов и техники рисования. Напомним общие положения и правила работы.

Художественные материалы — все материалы и инструменты, которыми художники пользуются для создания художественных произведений. В нашем случае — это свеча, спица для вязания и зубные щетки.

Гуашь — густая непрозрачная краска. Ее цвета могут перекрывать друг друга. По сравнению с акварелью она более бархатистая.

Акварель — прозрачная водяная краска. Неоценимое качество акварели именно в том, что бумага как бы «просвечивает» из-под слоя краски. Вместо белил в акварели используется вода.

Кисти бывают плоскими и круглыми, беличьими и колонковыми. Для акварели лучше употреблять мягкие беличьи кисти, так как акварельные краски легкие. Для гуаши необходимы упругие колонковые кисти, так как она более вязкая, густая, тяжелая. На занятиях пользуются большими, средними и тонкими кистями.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Необыкновенное рисование, Искусство детям, Соловьева О., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Доклад из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности через нетрадиционную технику»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 «Пилеш»

комбинированного вида» города Чебоксары

Доклад из опыта работы

«Развитие творческих способностей

детей с ОНР в изобразительной деятельности через нетрадиционную технику»

Николаева Светлана Львовна

«Истоки способностей и дарования детей-

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский)

«Все радости жизни в творчестве». Как точно это подмечено, не правда ли? Действительно сколько радости и счастья видим мы в глазах ребёнка, который занят своим любимым делом и вкладывает в это частичку своей души. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным.

Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования.

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями.

Многими исследователями отмечается связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Так Л.С. Выготский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.

Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны:

— недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

— недостаточный объем сведений об окружающем;

— отставание в развитии словесно-логического мышления;

— общая психофизиологическая расторможенность;

— недоразвитие общей и мелкой моторики.

Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.

Рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесённости частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Известно, что недоразвитие одной сферы влияет на развитие других, поэтому наряду с развитие творческих способностей у детей мы должны добиваться и развития речи. Обогащение и расширение лексического запаса происходит за счёт знакомства с новым изобразительным материалом, нетрадиционным приёмом изображения, известными музыкальными и художественными произведениями. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала. Развитие связной речи происходит за счёт чтения известных стихотворных произведений, рассказывания ребёнком о своём рисунке, тематической беседы. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у таких детей в изобразительной деятельности являются:

— активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;

— развитие познавательной активности;

— организация коррекционно-развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности;

— создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики;

— повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.

Нетрадиционная техника является одним из средств развития творческих способностей детей. Творческий процесс завлекает детей. Развитие творческих способностей — основная задача, которую нужно решать, обучая детей рисованию, лепке, аппликации.

Нетрадиционная техника позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, также развить детскую самостоятельность, мышление, коммуникативные способности. Обучение нетрадиционной технике активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально – положительное отношение к процессу рисования, учат выплеску накопившейся энергии и расслаблению, способствует развитию мелкой моторики руки, эффективному развитию восприятия, воображения, а также способствует речевому развитию детей. В процессе изобразительной деятельности идёт формирование словарного запаса детей и развивается связная речь.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми ОНР, способствует преодолению моторной неловкости, развивает творческие способности, а также создают базу для развития речи. Проблема актуальна, исходя из неё, мною была выбрана тема самообразования: «Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник».

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Большое значение при организации коррекционно-развивающего обучения с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

С целью развития творческих способностей детей мною были подобраны и изготовлены дидактические игры. Для их изготовления использовался как традиционный материал (картон, бумага, счётные палочки), так и нетрадиционный (пробки от пластмассовых бутылок). Это такие игры как: «Сложи картинку», «Нарисуй картинку палочками», «Какая игрушка?», «Волшебный круг (квадрат, прямоугольник, овал)», «Составь узор», «Волшебная мозаика» и др.

Для планомерной и систематичной работы с детьми мною был разработан перспективный план по каждой возрастной группе, который составлен по циклам и в соответствии с лексическими темами.

Ведущей формой обучения выступила непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения. Занятия по изобразительной деятельности носят интегрированный характер, теснейшим образом связаны с такими разделами, как ознакомление с окружающим миром, природой, развитием речи.

В процессе непосредственно – образовательной деятельности создавала благоприятные условия для общения друг с другом. Особое значение для общения и доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом имеет коллективное творчество.

За основу занятий предлагаю брать сказочно-игровую форму преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера придадут занятиям динамичность. Такие занятия создадут интригу, вызовут интерес, позволят сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным. При этом нужно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, владения лексикой, грамматические отклонения.

При проведении работы учитывала психофизиологические и индивидуальные особенности детей с ОНР, использовала методы, имеющие коррекционно-развивающую направленность (слушание музыкальных произведений, проведение пальчиковой гимнастики, физкультурных пауз, использование нетрадиционной техники изображения). В процессе взаимодействия сочетала групповую и индивидуальную форму работу.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

В своей работе придерживалась следующей структуры непосредственно – образовательной деятельности:

Цель: привлечь внимание детей, познакомить с содержанием занятия.

— художественное слово (чтение стихотворений, загадывание загадок)

— получение приглашение от сказочного героя;

— слушание аудио записей, звуков природы;

— физкультминутка перед работой (изображение мимикой, жестами в воздухе).

Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальное уточнение техники в процессе рисования.

— рассматривание иллюстраций, готовой работы педагога;

— показ приёмов и этапов работы в указанных техниках;

— определение этапов выполнения работы;

— внесение дополнений в общую композицию;

— разминка для пальчиков во время работы;

— физкультминутка на координацию речи и движений;

Цель: способствовать развитию речевой и двигательной моторики детей.

— проведение тематической подвижной игры;

— просмотр рисунков в игровой форме: выбрать самую весёлую композицию, самую необычную, ту, где больше (грибов, цветов), «Узнай, кто нарисован?», «Найди сходство», «Найди различия»;

— слушание песенки или стихотворения;

— элементы психогимнастики и релаксационные упражнения.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из нетрадиционных техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Важно было, чтобы работа была разнообразной, вызывала у детей положительный эмоциональный отклик. В этом мне помогло использование различных изобразительных материалов: бумаги, ткани, теста, глины, пластилина, природного материала. Дошкольники узнавали, что рисовать можно не только на бумаге, но и по ткани, картону. Нравится детям работа со сдобным и солёным тестом, экспериментирование с разными видами бумаг: сминать её, разрывать на кусочки. Изготовление поделок из них, разнообразных по форме и цвету доставляет детям огромное удовольствие.

Работу с детьми по развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности через нетрадиционную технику я начинала с младшей группы постепенно, как принято «от простого к сложному», по подсказке китайской пословицы: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать и я пойму».

Знакомство малышей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

С детьми младшего дошкольного возраста также рекомендую использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

— оттиск печатками из картофеля;

Во втором полугодии познакомила детей с техникой рисования тычком — полусухой жёсткой кисточкой. Таким способом рисовали шерсть животных (кошки, утёнка), колючки у ежа, рисовали шерстяной свитер.

Детей среднего дошкольного возрастазнакомила с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованиемметодом печати поролоном, пробками, рисунки из ладошки.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, какпроступающий рисунок:

— восковые мелки + акварель;

Использовала для рисования разнообразные материалы: ватные палочки и диски, природный материал.

Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и др.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивали еще более трудные методы и техники рисования:

— рисование мыльными пузырями;

— рисование мятой бумагой и по мятой бумаге;

— кляксография обычная и с трубочкой;

— монотипия предметная и пейзажная;

— печать по трафарету, тампонирование: губкой (поролоном);

— рисование набрызгом (расчёской, зубной щёткой);

— рисование «по сырому»;

— «Знакомая форма — новый образ» (метод творческого дорисовывания).

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе) или «процарапаем картину» (зубочисткой или палочкой). В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж.

На занятиях по лепке в разных возрастных группах использовала солёное тесто. На первых занятиях давала возможность детям поэкспериментировать с новым материалом: месить, отщипывать кусочки, снова соединять их вместе, делать углубления, сжимать, сплющивать. Интересно детям использование пластилина в изготовлении рельефных изображений. В старших группах использовалась пластилинография. Рельеф создался не только стекой, но и природным материалом (горох, арбузные, дынные семечки). Для создания выразительного образа из пластилина также использовала природный материал (крупы, семена).

На занятиях по аппликации использовала простейшие приёмы: обрывание, скатывание, комкание и разрывание бумаги (цикл «Чудо – бумага»). Создавались объёмные аппликации из сжатой бумаги. Использовалась гофрированная бумага и салфетки. С удовольствием дошкольники участвуют в аппликации, используя приём обрывания. Рекомендую ещё использовать бархатную бумагу, фантики от конфет. Использовала в аппликации ткань, с удовольствием дети изготовили салфеточку в подарок маме к 8 марта. Из засушенных осенних листьев изготавливали осенний ковёр, предметные изображения насекомых, животных, сюжетные композиции.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей-логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам).

Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, анкетирование, беседы по данной теме, мастер- классы, оформлена наглядная агитация.

Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. Ежегодная педагогическая оценка деятельности детей с ОНР даёт возможность проследить динамику развития детей в изобразительной деятельности, развития их творческих способностей, изменения в речевом развитии. У детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, появился еще больший интерес к изобразительной деятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла). Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Таким образом, на основе проделанной работы был сделан вывод, что организуемая деятельность:

— Приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы.

— Имеет большое значение для раскрытия индивидуальности детей, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.

— Нетрадиционная техника изобразительной деятельности является одним из способов развития творческих способностей детей.

Н.В.Рыжова развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. Т.Ц.Сфера, Москва, 2009;

О.А.Быкова Ю.В.Кайзер. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2011 г.

Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование. Журнал «Дошкольная педагогика» №7, 2011 г.

Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: ТЦ Сфера, 2009.

Источник

Читайте также:  Интересные эффекты для акварели
Оцените статью