- Педагогический анализ детского рисунка
- Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста статья по изобразительному искусству (изо) на тему
- Анализ детских работ по изобразительной деятельности. Семинар.
- Анализ детских работ по изобразительной деятельности. Семинар.
Педагогический анализ детского рисунка
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический
университет им. Козьмы Минина»
Работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности (специальная)»:
Анализ детского рисунка
Выполнила: студентка группы Л-14,
факультета психологии и педагогики
Жнечкова Катерина Александровна
Рисунок девочки возраста 8 лет. Было предложено нарисовать то, что хочется.
Тема рисунка «Летний день» (со слов ребенка). На изображении мы видим облака, солнце – элементы неба, цветок, две травяные кочки и обозначение земли – элементы земли. Фон остался белым.
Созданных ей оригинальных компонентов рисунка нет, все детали стереотипны, идут извне (кто-то показал, как рисовать такого рода изображения), замысел самостоятельный, но в целом работа не оригинальна.
В первую очередь — это цвет и штрих. Цвета травы, пиона, солнца переданы верно, но вот облака закрашены голубым, хотя они-то белые, а небо голубое, но это сделано для упрощения изображения. Объемности изображения нет, кроме изображения самого цветка – здесь объем старались передать «кудрявыми» штрихами. Облака меньше остальных объектов наполнены штрихом, что делает их легче. Все цвета выбраны яркие, в штриховке проглядываются «дыры», что придает рисунку легкость в целом.
Грамотность, техничность. Форма изображенных элементов передана точно: солнце круглое, листья удлиненные, цветок – пушистый (это пион, по словам ребенка). Строение предметов верное, принятое в обществе. Пропорции предметов не соблюдены: солнце в реальной жизни меньше облаков, цветок очень крупный. Композиция: рисунок расположен на всей поверхности листа, есть искажения в соблюдении пропорций предметов, присутствует фризовость. Небо статично, но вот у цветке, скорее всего неосознанно, передано движение к солнцу. Карандаш держит правильно, линии выполнены уверенно, однократно. Штрих размашистый, но она себя контролирует, чтобы не выйти за контур.
Небо и земля соответствуют своему расположению – небо-верх, земля-низ, растения от земли не оторваны, не перевернуты, что говорит нам, что усвоенные представления данного ребенка о природе верны. Присутствует детская фризовость, но сам рисунок, на мой взгляд, соответствует данному возрасту. Выбранная цветовая гамма говорит о том, что ребенок в данный момент имеет положительное эмоциональное настроение, душевный покой и позитивный эмоциональный настрой. Преобладающий зеленый цвет говорит нам об уравновешенности и упрямстве ребенка. То, что она контролирует себя во время штриховки, стараясь не выходить за линии, говорит о новообразовании ученика – самоконтроле. Тянущийся к солнцу гиперболизированный цветок, может говорить о желании скорейшего наступления лета и желании быстрее вырасти. Не просто так рядом с цветком растут и два травяных пучка-острова – это члены семьи, с которыми ребенок живет, и не цветы это, потому, что для девочки они «старые» — это дедушка и бабушка, которые занимаются ее воспитанием. В целом рисунок производит позитивное впечатление, его можно описать как яркий, светлый, легкий.
Источник
Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:
1. Провести диагностическую работу по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.
2. Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.
3. Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.
4. Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В подтверждение этого нами был проведен констатирующий эксперимент.
Исследовательская работа была проведена на базе ДОУ «Соболенок»
с. Баргузин, во 2 младшей группе.
В эксперименте участвуют две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по пять детей, которые будут тестироваться. С экспериментальной группой будут проводиться занятия по определенной методике, для развития у детей творческих способностей. Контрольная группа будет заниматься по обычной программе. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп. Предполагается, что после проведения занятий с экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет ясным после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
– теоретический анализ педагогической литературы;
– изучение и анализ педагогической документации и опыта работы ДОУ.
Для проведения исследовательской работы была разработана специальная диагностика по выявлению уровня навыков рисования и освоения сенсорных эталонов во второй младшей группе.
1 этап. Констатирующий эксперимент.
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности
Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:
– расположение изображений на листе.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
1 задание «Найди цветок для бабочки»:
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценки:
3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
3 задание «Найди предметы в группе»:
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
4 задание «Чудесный мешочек»:
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
Критерии оценок:
3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
5 задание «Светит солнышко»:
Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.
Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
6 задание «Домик для собачки»:
Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.
Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.
– А теперь послушайте стихотворение про собачку.
– Что делает собачка? (охраняет дом)
– Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.
2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Положительным моментом в занятии было то, что почти все дети справились с данным заданием. Отрицательным моментом стала недостаточность развития художественно-творческих способностей и недостаточность развития освоения сенсорных эталонов детей. Почти все дети с интересом и активностью выполняли данное им задание.
Источник
Анализ детских работ по изобразительной деятельности. Семинар.
Анализ детских работ по изобразительной деятельности. Семинар.
Анализ детских работ по изобразительной деятельности
Анализ детских работ является очень важной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.
В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но, главным образом, проявлять самостоятельность при выполнении работы.
Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух-трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.
К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.
Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.
В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.
Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.
Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.
Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:
- Дать общую оценку деятельности детей.
- Среди отобранных работ выделить две — три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
- Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
- Предложить рассказать о любой понравившейся работе (но не своей)
- Рассказать о работе, указанной воспитателем.
- Предложить найти работу, похожую на образец.
- Сравнить работу с образцом.
- Найти две разные работы.
- Найти похожие работы.
- Найти работу с ошибкой.
- Найти работу, в которой проявлено творчество.
- Найти незаконченную работу.
- Рассказать о своей работе (самоанализ).
- Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
- Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
- Предложить найти натуру по работе.
- 17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
- Найти самый интересный рисунок, объяснить свой выбор
- Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
- Найти работы с самыми выразительными образами.
Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.
Мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей
Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений
(по Т.С. Комаровой)
- Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.
- Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).
- Строение предмета: части предмета расположены верно, их место положение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).
- Передача пропорций предмета в изображении.
- Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение.
- Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.
- Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.
- Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.
- Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).
- Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).
- Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.
- Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;
б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своих и других детей;
в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы заданий (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;
г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).
- Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.
- Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.
Вариант анализа детских работ
- Указать имя и возраст ребенка.
- Сформулировать тему занятия, его программное содержание; определить вид занятия.
- Отметить выразительность, оригинальность работ в единстве с техникой.
- Отметить уровень представлений ребенка по данной теме и его подготовленность к передаче содержания; отношение детей к изображаемым явлениям, событиям, объектам; уровень изобразительных умений ребенка.
- Анализ детских работ.
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве
по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.
1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.
- Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
З. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).
4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
5.Декор адекватно теме (замыслу).
- Эстетические суждения и оценки.
- Художественный образ.
- Лепка.
- Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
- Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
- Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
- Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
- Эстетические суждения и оценки.
- Художественный образ.
III.Аппликация.
- Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
- Практические умения: а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др.)
З. Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).
- Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
- Декор адекватно теме (замыслу).
- Эстетические суждения и оценки.
- художественный образ.
- Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
- Креативность (воображение).
VI.Эмоциональность.
VII. Общий показатель (результат диагностики).
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.
Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми
среднего и старшего дошкольного возраста
на занятиях по изобразительной деятельности.
(Автор Казакова Т. Г.)
- Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
- Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
- Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
- Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
- Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
- Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
- Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С.)
- Характер линии.
- Этот критерий включает четыре группы показателей:
- а) характер линии: 3-слитная;
- 2-линия прерывистая;
- 1-дрожащая (жесткая, грубая);
- б) нажим: 3-средний;
- 2-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле видный); в)раскрашивание (размах):
- 3-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- 2-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:
- 1-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
- г) регуляция силы нажима:
- 3-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
- 2 Регуляция деятельности.
- а) отношение к оценке взрослого:
- 3-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- 2-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп
- работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется
- или вовсе прекращается);
- 1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
- б) оценка ребенком созданного им изображения: 3-адекватна;
- 2-неадеквагна (завышенная, заниженная);
- 1-отсутствует;
- в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: 3-к предложенному заданию; 2-к процессу деятельности; 1-к продукту собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности:
- 3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- 2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
- 1 — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
- Творчество:
- а) самостоятельность замысла;
- б) оригинальность изображения;
- в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.)
- Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения
- Передача Формы:
- З-форма передана точно;
- 2-естъ незначительные искажения;
- 1- искажения значительные, форма не удалась.
- Строение предмета: 3-части расположены верно; 2-есть незначительные искажения;
- 1-части предмета расположены неверно.
- Передача пропорции предмета в изображении: 3-пропорции предмета соблюдаются;
- 2-есть незначительные искажения;
- 1-пропорции предмета переданы неверно.
- Композиция.
- а) расположение изображений на листе: 3-по всему листу;
- 2-на полосе листа;
- 1-не продумана, носит случайный характер;
- б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- 3-соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
- 2-есть незначительные искажения;
- 1-пропорциональность разных предметов передана неверно.
- Передача движения:
- движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.
- Цвет В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
- а) цветовое решение изображения:
- 3-передан реальный цвет предметов;
- 2-есть отступления от реальной окраски;
- 1-цвет предметов передан неверно;
- б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
- выразительности изображения:
- 3-многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- 2-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно,
- 1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.
При этом обучающие задачи следует подразделять на изобразительные (что изображать?) и технические (чем и как изображать?), которые постепенно, с возрастом детей, усложняются. Предполагается, что примерно в течение одного квартала в начале учебного года на занятиях у детей закрепляются навыки, сформированные в предыдущем году.
В младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:
I. Изобразительные задачи (что лепить):
- Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
- Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка), а к концу года — соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).
- Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.
- Технические задачи (чем и как лепить):
- Познакомить детей со свойствами глины.
- Учить отрывать комочки глины от целого куска.
- Учить техническим приемам
а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).
б) скатыванию глины кругообразными движениями.
в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).
г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).
д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик).
Задачи обучения детей дошкольного возраста
лепной грамоте в мл. гр.
В младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.
Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более дифференцированным. Он уже владеет определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.
На занятиях по изобразительному творчеству в младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили ранее. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.
I. Изобразительные задачи:
- Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.
- Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).
- Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).
- Формировать умение участвовать в коллективной лепке.
- Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).
- Технические задачи:
- Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.
- Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).
- Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).
- Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).
- Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.
Задачи обучения детей лепной грамоте в средней группе (с усложнением)
Особенности и достижения возраста:
В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.
У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.
В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).
Анализ – в средней группе идет от оценки выразительности формы, образа в целом. Дети этого возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).
I. Изобразительные задачи:
- Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.
- Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).
- Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока — углубление и.т.д.).
- учить работать с пластилином вне занятий.
- Технические задачи:
- Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).
- Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.
- Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).
- Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.
- Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.
- Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).
Старшая группа.
Особенности и достижения возраста:
В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)
В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.
В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.
В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.
Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)
I. Изобразительные задачи:
- Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.
- Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки — танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
- Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).
- Учить планировать свою работу.
- Учить работать с пластилином на занятиях.
- Технические задачи:
- Учить лепить пластическим способом.
- Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).
- Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.
- Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
- Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.
Сюжетная лепка.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).
Декоративная лепка.
Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.
Задачи обучения детей лепке в подготовительной группе
(с усложнением)
- Изобразительные задачи (что?):
1. Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское — круглое).
2. Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).
3. Учить передавать движения персонажей пластическим способом(кусок глины разу ставится в основное положение).
4. Учить лепить по мотивам народных игрушек.
5. Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.
6. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом. - Технические задачи:
- Закреплять пластический способ лепки.
- Учить самостоятельно выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
- Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).
- Закреплять умение создавать сюжеты в лепке на темы литературных произведений.
- Учить создавать коллективные лепные композиции на темы литературных произведений, на сюжеты из окружающей действительности.
Литература
- Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. М., Высшая школа, 1984.
- Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С-Пб. АО «Икар» 1993.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. пособ. для воспит. и педагогов. М; Мозаика-Синтез, 2005.
- Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
- Е.С. Юрьева Керамика в детском саду. Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.
Источник