Анализ поделки способствует развитию каких ууд

Формирование УУД на уроках технологии
методическая разработка по технологии

Скачать:

Вложение Размер
формирование УУД 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

Балдахинов П.Н. учитель технологии

Тема: «Формирование УУД на уроках технологии»

По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии» в 5 классе.

К личностным УУД относятся:

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

• осваивать новые виды деятельности,

• участвовать в творческом, созидательном процессе;

• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

• участие в проектах;

• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

• самооценка события, происшествия;

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

• целеполагание — что известно и неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

К коммуникативным УУД относятся :

умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Для формирования коммуникативных ууд мною используются:

-организация взаимной проверки заданий

-обсуждения участниками способов своего действия

— учебные игры, соревнования

-работа в группах. Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.

К познавательным УУД относятся умения:

— осознавать познавательную задачу;

— читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе;

— осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

— выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

— понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Для формирования познавательных ууд мною используются:

— не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.

— задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.

— осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход.

Прослеживание формирований коммуникативных учебных действий на уроках технологии в групповой работе по теме » Рукоделие. Лоскутные техники».

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии».

Урок «Коса – девичья краса» призван познакомить учащихся шестого класса с правилами определения типа волос, приемами правильного ухода за своим типом волос.

Выступление на педагогическом совете.

Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви.

В данной презентации представлены возможности формирования УУД на уроках технологии.

Источник

Формирование УУД на уроках технологии
статья по технологии (5 класс) на тему

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_uud.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

Кувшинова С.А. учитель технологии

МАОУ Видновская СОШ № 9

Тема: «Адаптация в 5 классах, формирование УУД на уроках технологии»

По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии» в 5 классе.

К личностным УУД относятся:

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

• осваивать новые виды деятельности,

• участвовать в творческом, созидательном процессе;

• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

• участие в проектах;

• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

• самооценка события, происшествия;

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

• целеполагание — что известно и неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

К коммуникативным УУД относятся :

умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Для формирования коммуникативных ууд мною используются:

-организация взаимной проверки заданий

-обсуждения участниками способов своего действия

— учебные игры, соревнования

-работа в группах. Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.

К познавательным УУД относятся умения:

— осознавать познавательную задачу;

— читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе;

— осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

— выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

— понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Для формирования познавательных ууд мною используются:

— не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.

— задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.

— осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.

Рассмотрим подробнее одну из тем «Кулинарии» «Приготовление бутербродов».

Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД

1) На первом уроке в начале учебного года знакомлю девочек с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами. Далее мы с ними начнем изучать большой раздел нашего предмета — «Кулинария». Начинаем мы с изучения теоретических тем: «Интерьер кухни, столовой», «Бытовые электроприборы», «Санитария и гигиена на кухне», «Физиология питания» потом начинаются и комбинированные занятия по темам «Бутерброды и горячие напитки», «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий», «Блюда из овощей и фруктов» и т.д., где есть место и теории и практике. Предварительно даю задания нескольким обучающимся подготовить доклады на темы «История бутерброда», «Польза и вред бутербродов», и т.д.

В день проведения урока при помощи постановки проблемного вопроса определяем тему урока. «Обратите внимание на доску, на этих листах зашифрованы 2 слова. Загадки:

1) Им мы каши не испортим, поговорка вторит нам. Коль его добавишь в тортик, то получим сдобный крем. (Масло, табличка нем. — Butter )

2) Есть такие слова «Он всему голова», Хрустящей корочкой одет, Мягкий, черный, белый… (Хлеб, табличка нем. — brot)» — девочки из двух иностранных слов формируют тему урока на русском языке и записывают на доске. Так же на доску вывешиваю таблицы «Первичная обработка овощей», «Технология приготовление бутерброда», я даю краткое описание темы. А далее урок уже строится на материале, подобранном ученицами дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание девочек на главном в изучении данной темы.

В конце обсуждения темы мы общими усилиями делаем вывод, что бутерброд это не основная еда, а необходимый перекус особенно в экстренных случаях. После заслушивания и обсуждения докладов, мы переходим к следующему из набора учебных заданий для развития УУД на уроке по изучаемой темы.

2)Актуализация знаний: Перед началом работы девочки вспоминают: Познавательные сведения о бутерброде; Основу бутерброда; Классификацию; Виды бутербродов.

3) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

Девочки получают задание, с которым ранее никогда не сталкивались. Карты с заданием, половину технологической карты. Необходимо дополнить технологическую карту на приготовление бутерброда пользуясь тетрадями и учебниками (выполняют задание в группе). Выполни задания:

Инструкционная карта приготовления, (Что мы делаем):

  1. Хлеб ______________________________________________________________.
  2. Овощи (помидор/огурец) _____________________________________________.
  3. Зелень/салат ________________________________________________________.
  4. Мясопродукты/сыр___________________________________________________.
  5. Ломтик хлеба смазать_________________________________и выложить ингредиенты по желанию.
  6. Проявите творческий подход к оформлению каждого бутерброда.

Организую фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

— Кто считает, кто справился с заданием? Сможете ли вы доказать, что ваша технологическая карта составлена верно?

— Какие затруднения вы испытали?

— Какова цель нашего урока?

4) Практическая работа «Приготовление бутербродов» (заменяет физкультминутку).

5) Конкурс на лучший Бутерброд «Рекламный агент» Знакомлю присутствующих на уроке с названием и слоганом (дивиз) бутерброда.

Заслушивание полученных «Рекламой» учениц. Дегустация блюд.

6) Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме вопрос-ответ:

• Чему научились на уроке?

• На каком этапе приготовления блюда испытывали затруднения?

• Как могут пригодиться вам в дальнейшем приобретенные знания?

Оцените свою работу на уроке.

• Мне пригодится это…

Для выставления оценок девочкам предлагается оценочный лист где общая оценка складывается из критериев 1) Баллы за индивидуальную работу (от 1 до 2 баллов);

2) Баллы за работу в команде (от 1 до 3 баллов).

Девочкам дается возможность еще и ощутить себя на уроке в роли учителя.

7) Каждому из вас я говорю спасибо за добросовестную и активную работу.

После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.

На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.

Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.

Предмет «Технология» нацелен настановление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради, разного рода дополнительной литературе, интернете. Они также учатся анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход.

Прослеживание формирований коммуникативных учебных действий на уроках технологии в групповой работе по теме » Рукоделие. Лоскутные техники».

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии».

Урок «Коса – девичья краса» призван познакомить учащихся шестого класса с правилами определения типа волос, приемами правильного ухода за своим типом волос.

Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви.

В данной презентации представлены возможности формирования УУД на уроках технологии.

Источник

Читайте также:  Как делать поделка флаг
Оцените статью