Акварели мыслиной марии владимировны

Цикл выставок «Незабытые имена»

&nbsp&nbsp&nbspВ очередной экспозиции из многолетнего цикла галереи «Ковчег» представлены произведения 1950 – 1970-х годов – рисунки, акварели, монотипии. Круг творческих интересов автора составляли городские и природные пейзажи, жанровые сценки, портреты, натюрморты, анималистика. Весь этот спектр охвачен нынешней персональной выставкой.

&nbsp&nbsp&nbspТворческая биография Марии Владимировны Мыслиной прослеживается лишь пунктирно; дошедшие до нас сведения о первой половине ее жизни крайне лаконичны и отрывочны, а произведения 1920 – 1930-х годов, похоже, не сохранились ни в репродукциях, ни на фотографиях. Эти обстоятельства не кажутся удивительными, если принять во внимание годы пребывания автора в сталинских лагерях, жизни на поселении и за 101-м километром, вдали от некогда привычной художественной среды. Да и по возвращении в Москву, даже после официальной реабилитации, Мария Мыслина не сделала сколько-нибудь заметных карьерных успехов, оставаясь до конца дней вполне рядовым членом Московского Союза художников.

&nbsp&nbsp&nbspИменно к этому, довольно длительному и последнему периоду творчества, относятся работы, представленные в персональной экспозиции и в настоящем издании. Чтобы стало понятнее, в каких условиях создавались ее почти идиллические рисунки, акварели, темперы и монотипии, процитируем одно из очень немногих письменных свидетельств, характеризующих «второй московский период», – черновик заявления Марии Мыслиной в правление творческого союза, датированный ноябрем 1956 года.

&nbsp&nbsp&nbsp«В 1937 году, после ареста моего мужа я была тоже репрессирована и прошла, как и многие другие, весь мучительный путь отверженных и оклеветанных людей. Ныне справедливость восстановлена, я реабилитирована и прошу довести до конца этот акт справедливости (. ) Сейчас меня приютила мать на площади в девять метров. Я член Союза советских художников, неоднократный участник выставок, как областных, так и московских, мои работы находятся в четырех музеях страны (…) Я не могу работать в существующих условиях. Единственно, что я могу – это поставить в проходе раскладушку на ночь, а я человек пожилой. По существу, мне приходится вести бродяжнический образ жизни (…) Я не имею возможности даже поставить мольберт, у меня нет стола, не говоря уже о прочих, необходимых для моей работы, предметах. Я – коренная москвичка. Может ли быть допустимо, чтобы я, претерпев полный разгром своей жизни, потеряв здоровье, в городе, где я родилась и прожила всю жизнь – осталась на старости лет без крова. После всех испытаний, выпавших на мою долю, хочется покоя и возможности творческой работы – ничего этого я не имею (…) Я прошу вас предоставить мне комнату, в которой я могла бы спокойно жить и творчески работать – это окончательно вернет меня к жизни и даст мне возможность по-настоящему послужить советскому народу своим искусством».

Читайте также:  Все жанры рисования список

&nbsp&nbsp&nbspНет сомнений, что «служение народу искусством» Мария Мыслина в глубине души понимала несколько иначе, чем тогдашние руководители творческого союза. Ее работы, созданные вне заказа (на выставке и в альбоме таковых подавляющее большинство), вполне подпадали под формулировки вроде «безыдейности» и «мелкотемья». Эта авторская позиция, надо полагать, была выстраданной и совершенно осознанной. Но, повторимся, мы не располагаем сколько-нибудь развернутыми источниками информации, чтобы с уверенностью делать выводы об умонастроениях и побудительных мотивах в творчестве Мыслиной. Ее небольшой персональный фонд хранится в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства), но он еще долгое время будет закрыт для читателей и исследователей. Ниже мы приводим ту биографическую информацию, которая нам известна.

Биографические сведения о художнике

1901 Мария Владимировна Мыслина родилась в Москве в семье выходцев из крестьян.
Конец 1910-х – начало 1920-х Занималась изобразительным искусством в частных студиях Константина Коровина, Ильи Машкова, Михаила Леблана.
1922 Поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где обучалась непродолжительное время.
С 1926 Посещала студию АХРР (Ассоциации художников революционной России), в 1926 участвовала в VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР», с 1928 по 1931 являлась членом ОМАХР (Объединения молодежи Ассоциации художников революции).
Середина 1920-х – середина 1930-х Работала по договорам с издательствами и рекламными организациями, специализируясь на создании плакатов, книжных иллюстраций, оформлении клубов и праздничных демонстраций.
1937 Муж Марии Мыслиной, художник Владимир Михайлович Каабак, был арестован и вскоре расстрелян. Мыслину репрессировали как члена семьи изменника родины (ЧСИР), отправив в Акмолинское отделение Карлага – АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Позднее она была переведена в женский лагерь, расположенный в поселке Долинское (Долинка) Карагандинской области, где ей с трудом удалось устроиться художником при клубе.
1944 – 1946 Находилась на поселении в г. Чебоксары в Чувашской АССР, вступила в местное отделение Союза советских художников. 1946 – 1955 После освобождения в силу запрета на проживание в крупных городах поселилась в г. Владимире (из анкеты: «снимаю полкомнаты 6 м»), работала оформителем и плакатистом (часто по заказам Владимирского краеведческого музея), сценографом в местном театре.
1955 Смогла вернуться в Москву, поселилась в крохотной комнате (9 кв. м) на ул. Чайковского у своей престарелой матери.
Середина 1950-х – начало 1970-х После ХХ съезда КПСС Мария Мыслина была официально реабилитирована. Зарабатывала на жизнь рисованием почтовых открыток и иллюстрированием детских книг. Параллельно много работала как станковист в технике акварели и монотипии, периодически участвовала в выставках Московского Союза художников. При возможности выбиралась в поездки, чаще всего бывала в Доме творчества в Горячем Ключе (Краснодарский край).
В последние годы была прикована к постели тяжелой болезнью.
1974 Скончалась в Москве, похоронена на Введенском кладбище.

Читайте также:  Как сделать бледную кожу акварель

Источник

Как творчество вернуло к жизни узницу ГУЛАГа: Добрые акварели Марии Мыслиной

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В акварелях Марии Мыслиной– уютная советская повседневность. Вот люди спешат на работу, прячась под зонтиками от проливного дождя, вот подруги, словно античные статуи, замерли у кромки воды, а вот разноцветная толпа детишек высыпала на прогулку из дверей детского сада… И многим из нас до сих пор памятны чудесные открытки, созданные художницей. Но мало кто знает, что этим прекрасным работам предшествовали годы потерь и боли. Годы ГУЛАГа…

О жизни Мыслиной до трудовых лагерей известно не так уж много. Она появилась на свет в 1901 году в Москве, предположительно в семье крестьян, переехавших в город. Известно, что училась Мыслина у знаменитых русских художников – Константина Коровина, даже написавшего ее портрет, Ильи Машкова, Ильи Леблана. В двадцать лет поступила во ВХУТЕМАС, хотя и проучилась там довольно недолгое время. Разрозненные упоминания о жизни Мыслиной позволяют увидеть, что она была весьма активна творчески и бралась за любую интересную работу. В середине 20-х Мыслина вращалась в кругах авангардно настроенной молодежи, поддерживала идеи АХРР (Ассоциацию художников революционной России), принимала участие в их выставках. Работала со множеством изданий как иллюстратор, оформляла клубы и праздничные демонстрации…

Она вышла замуж за художница Владимира Каабака, известного своими агитационными плакатами, участника гражданской войны. В годы революции Каабак был близок левым эсерам, но в первые годы советской власти активно и успешно работал, рисовал пропагандистские иллюстрации, рекламные вывески и кинематографические афиши… Мария вместе с мужем любовно обустраивала совершенно непригодное помещение в мастерскую, их роднили общие идеи и планы, общие увлечения и любовь к искусству. Все кончилось в 1937 году. В одночасье.

Владимир Каабак был арестован и вскоре расстрелян. Мария Мыслина была репрессирована как жена изменника родины и осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах. Молодая женщина оказалась в одном из отделений ГУЛАГа, Карлаге (Карагандинская область) на лагпункте Долинка, а затем в АЛЖИРе — Акмолинском лагере жён изменников Родины.

В Карлаге художница работала на текстильной фабрике и в вышивальной мастерской, но в любую свободную минуту бралась за карандаш и рисовала, рисовала, рисовала… Ее наброски – жестокий и честный репортаж о жизни обитательниц лагеря. Виртуозная линия, четкий и уверенный штрих, яркая образность – а за всем этим опухшие суставы пальцев, боль, страх, тоска. Но взгляд современного человека не сразу видит в ее набросках мрачность лагерного быта – с таким теплом и любовью художница рисует сосредоточенные и уставшие лица женщин. И там была жизнь – вместе с другой осужденной художницей Мария Мыслина оформляла самодеятельные спектакли при клубе, заводила подруг…

Мыслина вышла из Карлага в 1946 году. Еще девять лет она не имела права вернуться в город детства. Сначала она оказалась на поселении в Чувашии и даже вступила там в региональный союз художников, затем, в силу запрета на проживание в крупных городах, перебралась во Владимир.
После ХХ съезда КПСС Мария Мыслина была официально реабилитирована. После реабилитации в 1955 году Мыслина все-таки вернулась в Москву, но ее жизнь никогда больше не вошла в прежнее русло. Где-то растворились старые друзья, мастерская, любовно обихоженная вместе с мужем, тоже была потеряна…. Художница жила с матерью, в крошечном закутке, где у нее не было места даже для мольберта. Она писала заявления в правление Союза Художников с просьбой предоставить ей мастерскую, хоть какую-то возможность работать, но безрезультатно. Она понимала, что только возвращение к живописи по-настоящему воскресит ее душу после тех мучительных лет. Так и начался путь Мыслиной как акварелистки.

Акварель не требовала ни большого пространства, ни дорогих материалов, а нужно было на что-то жить. Работы Марии Мыслиной тех лет кажутся созданными по наитию, одномоментно, под впечатлением от натуры, однако коллеги вспоминают, что этим акварелям всегда предшествовало множество точных, скрупулезных карандашных эскизов. Она писала пейзажи, натюрморты и букеты цветов, городские виды – но лучше всего Мыслиной удавались жанровые уличные сценки.

Художница не замкнулась в себе, не держала ни на кого зла. Она с большим удовольствием участвовала в выставках, прославилась как художник-анималист, иллюстрировала детские книги – быть может, у некоторых из нас еще сохранились издания с ее иллюстрациями. При любой возможности она отправлялась в поездки, и больше всего любила Горячий Ключ в Краснодарском крае. Художница рисовала даже праздничные открытки – к этому жанру обычно станковисты относились с известной долей презрения, а Мыслина с ее удивительным чувством композиции и цвета создавала настоящие маленькие шедевры.

У нее было лишь два желания – покой и творчество. И «желание служить народу искусством», только не так, как понимали это руководители Союза художников. То, что делала Мыслина, было безыдейным, будто бы мелким – но в этой очаровательной повседневности, обыденности была вся боль и вся любовь человека, утверждающего свое право на нормальную жизнь.

В последние годы жизни одинокая художница тяжело болела и была прикована к постели. Годы лишений подорвали ее здоровье, но любовь к жизни не оставляла ее до последнего дня. В 1974 году Мария Мыслина скончалась. Она похоронена на Введенском кладбище. Плакаты Владимира Каабака хранятся в нескольких музеях в России и частных коллекциях по всему миру, а вот небольшой персональный фонд Мыслиной сейчас практически недоступен исследователям, хотя не так давно часть работ художницы была представлена зрителям. Мария Мыслина, возможно, не внесла значительного вклада в советское искусство с художественной точки зрения – но как человек она сделала гораздо больше. Она показала, как важно в самые темные дни оставаться тем, кто ты есть…

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Мыслина Мария (1901–1974) Тончайшие переливы акварели

Очень легкие и воздушные акварели были выполнены художницей, которая прошла через сталинские лагеря, рисовала там на оберточной бумаге, а позже, вернувшись в Москву, делила со старой мамой комнату 9 кв.м. И писала воздушные акварели.

Она была ученицей студий Коровина и Машкова, училась во ВХУТЕМАСе.

В 1938 году муж Марии Мыслиной – Владимир Каабак, тоже художник – был арестован и вскоре расстрелян. Сама она оказалась в лагере как «жена врага народа». Потом поселение, потом запрет на проживание в крупных городах – в Москву она смогла вернуться только в 1955-м. Раньше она писала маслом, а после реабилитации смогла только акварелью. Почему?

Ответ можно найти в ее письме в правление союза художников: « Сейчас меня приютила мать на площади в девять метров. Я член Союза советских художников, неоднократный участник выставок, как областных, так и московских, мои работы находятся в четырех музеях страны (…) Я не могу работать в существующих условиях. Единственно, что я могу – это поставить в проходе раскладушку на ночь, а я человек пожилой. По существу, мне приходится вести бродяжнический образ жизни (…) Я не имею возможности даже поставить мольберт, у меня нет стола, не говоря уже о прочих, необходимых для моей работы, предметах ». Но, видимо, без особого результата. Неудивительно, что многие работы – натюрморты или вид из окна.

Очень красиво ритмически выстроены 2 работы ниже. Дети написаны одним непрерывным пятном, змейкой 🙂 и только цветные элементы отделяют одного малыша от другого.

И тут соединение отдельных людей в группы-пятна. Посмотрите, как желтые папки создают ритм! Перескакивая взглядом с одной на другую папку, с фуражки на фуражку, вдруг ощущаешь движение внутри этой работы.

Иногда можно встретить среди акварелей загородный, подмосковный пленэр. Но дачи у нее тоже не было. Гостила у друзей-художников – именно в их архивах и сохранились многие из этих работ.

Как же потрясающе передан летний солнечный день! Воздух, свет… И нет никаких резких темных теней. Когда мы хотим изобразить подобное, мы обычно добавляем контраст (особенно, рама против света — темная же, да?). А это пример того, как без лишней черноты и жесткости передать яркое освещение. Разберем на составляющие в ближайшее время. Я покажу другие работы на эту же тему.

В статье использовались материалы и репродукции из источников:

Источник

Оцените статью